Рабочая программа по родному башкирскому языку
рабочая программа

Галиуллина Таслия Инсафовна

Рабочая программа по родному башкирскому языку для 1-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Родного (башкирского)  языка»

Личностные :

1. Формирование чувства гордости за свою Родину-Россию, за свою малую родину – Республику Башкортостан; осознание своей этнической и национальнойпринадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Активное использование речевых средств и средств  для  решения коммуникативных и познавательных задач.

3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

4. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной башкирский  язык».

5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

6. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной башкирский язык».

Предметные:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Овладение первоначальными представлениями о нормах башкирского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

3. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

4. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре башкирского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их  признаках и особенностях употребления в речи.

5. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

1 класс

           В первом классе личностными результатами изучения предмета «Родного (башкирского) языка»  являются следующие умения:

называть все звуки и буквы башкирского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим

и произносим, буквы видим и пишем);

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;  

различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

  правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

  знать способы их буквенного обозначения;

  обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (ә, ө, ү, э(е), и);

  определять место ударения в слове;

  вычленять слова из предложений;

  чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

  правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

  грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

  употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

  устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

  знать гигиенические правила письма;

  правильно писать формы букв и соединения между ними.

Метапредметными результатами изучения предмета «Родного (башкирского) языка» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-  высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

-  работать по данному плану.

Познавательные УУД:

- умение работать с материалом учебника; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- умение работать с дополнительной литературой (словари, интернет, справочники и т.д.);

- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 -   владеть элементарными формами монологической речи:  высказывания на определённую тему, составление собственных текстов по предложенным планам, вопросам;

 - умение работать в паре, группе.

Предметными результатами изучения предмета является сформированность следующих умений:

- знание последовательности букв в башкирском алфавите, пользование алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

- правильное произношение специфические звуки башкирского языка;

- деление слов  на слоги, правильная расстановка ударения;

- определение количества букв и звуков в слове;

- правильное написание собственных и нарицательных имен существительных;

- правильное составление слососочетаний и простых предложений;

- правильное расставление  пунктуационных знаков конца предложения;

- списывание с печатного образца и написание под диктовку слов и небольших предложений, используя правильные начертания букв и их соединения;

- применение  вопросов Что делает?  (Ни эшләй?) Что сделал? (Ни эшләне?) Какой? (Ниндәй?) Где? (Ҡайҙа?) Сколько? (Нисә?) и умение отвечать на них;

- изучение  притяжательных местоимений  и правильное применение их  в речи;

- составление текста по заданной теме.

2 класс

Во втором классе личностными результатами изучения предмета «Родного (башкирского) языка» являются следующие умения:

понимать, что предложение – это основная единица речи;

 понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения», грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

различать главные члены предложения;

понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

деления слов на слоги и переноса слов;

 каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

 письма под диктовку текстов с изученными орфограммами и пунктограммами.

Метапредметными результатами изучения предмета «Родного (башкирского) языка» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательности действий на уроке;

-  высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

-   работать с материалом учебника; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- научиться извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

- овладеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

        Коммуникативные УУД:

 - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметными результатами изучения курса «Родного (башкирского) языка» является сформированность следующих умений:

- правильное определение и произношение звуков в слове, деление слов на слоги, расстановка ударений, правильное определение ударных и безударных слогов;

- деление слова на части для переноса;

- правильное списывание слов, предложений, текста, самопроверка, сравнивание с образцом;

- правильное написание собственных имен существительных;

     - умение писать ответы на 2-3 вопроса по тексту или картине;

     - умение находить из текста описание предмета;

     - после подготовки уметь писать диктант обучаемого характера, изложение, сочинение (в размере 2-4 предложений)

 

3 класс

В 3 классе личностными результатами изучения предмета «Родного (башкирского) языка» являются следующие умения и качества:

различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

 различать словосочетание и предложение;

называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола;

 называть и определять части слова (корень, окончание,  аффикс);

писать изложение и сочинение (50-55 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Метапредметными результатами изучения предмета «Родного (башкирского) языка» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цель урока;

- составлять план  решения учебной проблемы совместно с учителем;

-  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- овладеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для  решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической  формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметными результатами изучения курса «Родного (башкирского) языка» в 3 классе является сформированность следующих умений:

- производить звукобуквенный анализ слов;

- определять виды предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

- списывать и писать по памяти небольшие предложения;

  • написать краткое содержание текста из 3-6 предложений;
  • писать маленькие сочинения и изложения обучаемого характера;
  • различать в предложении главные и второстепенные члены, освоить слова с прямым и косвенным значением,
  • освоить темы "Имя существительное", "Единственное и множественное число имен существительных", "Склонение имен существительных", " Глагол", "Изменение глаголов по лицам и числам", "Прошедшее, настоящее, будущее время глаголов", "Имя прилагательное и степени сравнения имен прилагательных", "Личные местоимения".

4 класс

В 4 классе личностными результатами изучения предмета «Родного (башкирского) языка» являются следующие умения и качества:

признаки простого предложения; знаки препинания в этих  предложениях; признаки главных и второстепенных членов предложения;

 термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;

признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях  с однородными членами; лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола, числительных;

 морфемный состав имен существительных, имен прилагательных, глаголов, числителных,

 признаки и падежные окончания имен существительных;

 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности

правильного написания слов, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70—80 слов) и письма текстов под диктовку (55—65 слов) готовности к осознанию учебных, познавательных задач по башкирскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т. д.).

Метапредметными результатами изучения предмета «Родного (башкирского) языка» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

Познавательные УУД:

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД:

 - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- строить понятные для собеседника высказывания; проявлять доброжелательное отношение к собеседнику; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических  норм башкирского языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

Предметными результатами изучения  курса  «Родного (башкирского) языка» в 4 классе является сформированность следующих умений:

- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

- умение проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- различать звуки и буквы; характеризовать звуки башкирского  языка: гласные ударные — безударные, мягкие, твердые;   согласные глухие — звонкие, парные  - непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

- распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы; подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

- составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме.

Основное содержание предмета, курса

         В содержании программы представлены тематические материалы для обучения грамоте (добукварный, букварный и послебукварный периоды) и систематического изучения родного (башкирского) языка в 1-4 классах.    В содержании программы обозначены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора младших школьников, которые проявляют большой интерес к своему родному языку и желают в старших классах изучать его более углубленно.  

Значимое место в программе отводится темам: «Алфавит», «Речь и язык», «Лексическое значение слов», «Имя существительное», «Слова, обозначающие предмет», «Глагол. Слова, обозначающие движение», «Прилагательное. Слова, обозначающие признак предмета», «Числительное. Слова, обозначающие количество предмета», «Местоимение. Наречие», «Служебные  части речи», «Сложные слова», «Словосочетание», «Члены предложения», «Предложение», «Главные члены предложения», «Однородные члены предложения», «Повторение», «Подготовка устного курса».

Алфавит. Правильное название букв, знание их последовательности. Твердые и мягкие гласные. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Специфические звуки и буквы башкирского языка. Слоги.Звуки и буквы У и Ү.  Звуки и буквы Ы и Э.  Звуки и буквы Ҡ  и Ғ. Изменение букв Ҡ , К, П перед гласными  в конце слова (ҡ алаҡ -ҡ алағы, көсө- көсөгө, китап-китабы). Звуки и буквы Ҙ  и ҫ . Звуки и буквы Һ и ң. Сочетания йо, йө, йе, йү, йы, йә.

Речь и язык. Звуки и буквы. Язык и речь. Виды речи. Её назначение. Речь – отражение

культуры человека.  Лексическое значение слов. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление): сәс-кә, дә-рес-тәр. Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.

Графическое обозначение ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного башкирского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём.

Имя существительное. Слова, обозначающие предмет.  Слова - названия предметов,  признаков предметов,  действий предметов.  Значение  и  употребление.  Различение  имён существительных,  отвечающих  на  вопросы  «кем?»  «кемдәр?»  и  «нимә?»  «нимәләр?».   Собственные  и  нарицательные  имена существительные.  Заглавная буква  в  именах  собственных.  Изменение  существительных  по  числам. Существительные в значении места и времени. Окончания множественного числа.  Изменение существительных по падежам. Признаки падежных форм имён существительных. Окончания  принадлежности  имен существительных.  Морфологический анализ имен существительных.

Глагол. Слова, обозначающие движение. Значение  и  употребление.  Времена  глагола.  Изменение  глаголов  в прошедшем  времени.  Изменение  глаголов  по  числам.  Изменение  глаголов  по лицам. Отрицательная  форма глагола.  

Прилагательное. Слова, обозначающие признак предмета.  Значение  и  употребление.  Степени  сравнения  имен прилагательных. Значение и роль имён прилагательных в предложении,  тексте. Степени сравнения прилагательных. Морфологический анализ.

Числительное. Слова, обозначающие количество предмета.

Значение и употребление в речи имён числительных.  Разряды  числительных. Простые и сложные числительные.  Окончания порядковых числительных.  Правописание числительных.

Местоимение. Наречие. Местоимение  как  часть  речи.  Общее  представление  о  местоимении.  Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Склонение личных местоимений  единственного и множественного числа.  

Наречие. Значение и употребление. Роль наречий в предложении.  Сравнение  наречий с прилагательными.

Служебные  части речи. Значение и роль служебных частей речи  в предложении. Междометия  и звукоподражательные слова. Послеслоги, частицы, союзы. Роль междометий  в речи.  

Сложные слова. Значение и правописание сложных слов.  

Словосочетание. Значение и правописание словосочетаний в предложении.

Члены предложения. Понятие о членах предложения. Значение и роль членов предложений.

Предложение. Главные члены предложения. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Обращение. Главные  члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.  Предложение как единица речи. Распространённые и нераспространённые предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Однородные члены предложения. Правописание однородных членов в предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Повторение. Повторение пройденного материала

Подготовка устного курса. Звук. Буква. Слог. Предложение. Ударение. Интонация. Слово. Слова, обозначающие предмет, движение, признак, количество. Диалог. Перенос слов.

 Тематическое планирование изучения основных разделов учебного предмета с указанием общего количества часов на каждый раздел

                       Раздел              

Кол-во часов по разделу

                  Классы

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Алфавит

41

15

13

13

Речь и язык

5

3

2

Лексическое значение слов

4

4

Имя существительное. Слова, обозначающие предмет

36

12

13

11

Глагол. Слова, обозначающие движение

33

6

16

11

Прилагательное. Слова, обозначающие признак предмета

15

2

6

7

Числительное. Слова, обозначающие количество предмета

4

4

Наречие. Местоимение

10

5

2

3

Вспомогательные слова

5

5

Сложные слова

5

5

Словосочетание

16

7

9

Члены предложения

10

10

Предложение. Главные члены предложения

23

8

14

Однородные члены предложения

6

5

Повторение

14

1

1

1

6

Подготовка устного курса

16

16

Календарно- тематическое планирование по родному (башкирскому) языку

для 1 класса -  Приложение №3

для 2 класса -  Приложение №3

для 3 класса -  Приложение №3

для 4 класса -  Приложение №3

                                     

                                                                           

                                                                                                                            02.03

                                                                     Приложение 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

С. БАКАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Рассмотрена                       СОГЛАСОВАНО                  Принята                     УТВЕРЖДАЮ                    

на заседании кафедры      Зам. директора по УВР          на педсовете        И.О. директора школы                  

__________________        ___________________           Протокол № 2              _____________

Шарипова Р.Ш.                  Решетникова А.А.                от 28.08.2020 г       Решетникова А.А.

Протокол №1                     27.08.2020 г.                                                           Приказ №76     27.08.2020 г.                                                                                                        от 28.08.2020 г.          

                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                          по родному (башкирскому) языку

Уровень образования: начальное  общее  образование

Срок  реализации программы: 2020 -2024 г.

 Рабочая программа составлена на основании примерной образовательной программы по предмету «Родной (башкирский) язык и литература» для 1-4 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения.

Составители: З.Г. Нафикова. Уфа – 2017 г.

Составители   рабочей  программы: 

Галиуллина Т.И.- учитель башкирского языка и литературы  

Нуритдинова Г.А.- учитель башкирского языка и литературы  

Давлетова Л.Р.- учитель башкирского языка и литературы  

Шарипова Р.Ш. - учитель башкирского языка и литературы  

 

Год составления рабочей программы: 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному( башкирскому) языку и литературе

Уҡытыу рус телендә алып барылған мәктәптәрҙең  2–се класы өсөн туған (башҡорт) телдән  эш программаһы. Эш программаһы Башҡортостан Республикаһы Мәғариф министрлығы тарафынан раҫланған “...

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе в 1 классе (ФГОС)

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе в 1 классе по учебнику Тулумбаева Х.А....

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе во 2 классе (ФГОС)

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе во 2 классе по учебнику Тулумбаева Х.А....

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе в 3 классе (ФГОС)

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе в 3 классе по учебнику Тулумбаева Х.А....

Рабочая программа по (родному) башкирскому языку и литературе в 4 классе (ФГОС)

Рабочая программа по (родному) башкирскому языку и литературе в 4 классе по учебнику Тулумбаева Х.А....

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе в 5 классе

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе в 5 классе по учебнику Хажина В.И., Вилданова А.Х....