Программа по родной литературе. 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Баздырева Наталья Викторовна

Данная программа составлена на основе примерной программы,ФГОС.Она содержит пояснительную записку,планируемые результаты, содержание учебного предмета,учебно-тематический план,КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_lit-ra_5_klass.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Знаменская средняя общеобразовательная школа

 Щигровского района Курской области»

"Рассмотрено"

На заседании

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО

_________(Г. А. Денисова)

Протокол  №

«      »________2020 г.

« Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МКОУ « Знаменская сош »

________(Г. В. Комзолова)

«      »________2020 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ               « Знаменская сош »  

________Н.И.  Полевая

«     »______2020 г.

Приказ  № 

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по учебному предмету

« Родная литература (русская)»

5 Класс

Уровень образования 2

Срок реализации программы 1 год

Составлена на  основе примерной программы,  Федерального  государственного образовательного стандарта

1.Пояснительная записка  

Рабочая программа предмета «Родная литература(русская)» для ООО обязательной предметной области «Родной язык и  родная литература» разработана на основе

нормативных документов: 

  1. Закон Российской Федерации   «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273 -  ФЗ);
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897);
  3. Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»;
  4. Федеральный перечень учебников (2019);
  5. Учебный план МКОУ "Знаменская  СОШ"
  6. Примерная Основная образовательная программа ООО;

7.  Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога основной школы в соответствии с ФГОС

Согласно учебному плану на изучение родной литературы (русской) отводится в 5классе

1 час в неделю- 34 часа в год.

Цели освоения учебного предмета в 5 классе:

  • воспитание ценностного отношения к  родной (русской) литературе как хранителю культуры;
  •  приобщение к литературному наследию своего народа;  чтение вершинных произведений  отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы.

 Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с  биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края.

       Ведущая задача изучения родной (русской) литературы в 5 классе – внимание к книге.

 

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

              Личностные

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому  и настоящему  многонационального народа России;

2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

        Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  •  определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  •  оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владеть  основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

        Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные  УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные результаты:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • выполнять различные роли.

        Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
  • понимание родной литературы         как        одной         из        основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие        способности        понимать        литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;  формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащиеся научатся:

• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;

Учащиеся получат возможность:

  • определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо - жанровую специфику художественного произведения;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

3.Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература» 

                       Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.(1) 

УНТ.Пословицы, поговорки .Сказки (4ч) 

Из литературы XIX века (10)

Русские басни.

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль. 

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц. 

 Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

А.И.Куприн "Чудесный доктор"

Сочинение"Доброта как высшая ценность

Из литературы XX века (13) 

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки. 

 В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Сочинение " Мир глазами ребёнка". 

 А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. 

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя. 

 Родная природа в произведениях поэтов XX века (4) 

 В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов. 

 М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.

Творчество писателей и поэтов  Курской области (2)  (по выбору учителя.) 

 

 

Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

4

3

Из русской литературы 19 века

9

4

Из русской литературы 20 века

14

5

Родная природа в произведениях поэтов  20 века

 3 +1кр

6

Писатели и поэты Курской области

2

Итого

34

       

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)» 5 класс (34 ч) 

 

Раздел   

Кол-во часов 

Дата 

план 

Дата факт 

Введение. 1ч. 

1 

Введение. Роль литературы в жизни человека

1 

  

УНТ-4ч

2

3

Русские пословицы и поговорки.

Русские пословицы и поговорки

1

1

  

4

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа.

1

5

"Два Ивана- солдатских сына"Народная мудрость в сказке

1

  

Из русской литературы XIX века. 9ч. 

6-7

Русские басни.

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». 

1

1

  

8 

В.И. Даль. Сведения о писателе. Сказка «Что значит досуг?» Идейно-художественный смысл сказки.

1 

  

9

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?»

1 

  

10 

А.И.Куприн "Чудесный доктор"

1 

  

11 

А.И.Куприн "Чудесный доктор"

1 

  

12 

 Сочинение "Доброта как высшая ценность жизни"

1 

  

13

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья».

 1 

  

14 

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

1 

  

Из  русской литературы XX века. 13ч 

15 

Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов.

1 

  

16

Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов.

1

17 

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки.

1 

  

18 

В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе. "Легенда о материнской любви». Материнская любовь. Сыновняя благодарность.

1 

  

19 

В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви».Особенности жанра. Значение финала.   

1 

  

20 

Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке.

1 

  

21 

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Чувство ответственности за родных. Беда и радость.  

1 

  

22 

Р.Р. Сочинение " Мир глазами ребёнка"  

1 

  

23 

А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта).

1 

  

24 

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. 

1 

  

25 

В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке.

1 

  

26 

В.Я. Ерошенко. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя  

1 

  

27 

Контрольное тестирование №1

1 

  

28 

Анализ тестирования

1 

  

Родная природа в произведениях поэтов XX века. 4 ч. 

29 

В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».  

1 

  

30 

М. А. Волошин Краткие сведения о поэте.. Стихотворение «Как мне близок и понятен…»

1 

  

31 

Практикум выразительного чтения. 

1 

  

32 

Контрольное тестирование №2 

1 

  

Писатели и поэты Курской области. 2ч. 

33-34 

К.Воробьёв "У кого поселяются аисты".Воробьёв"У кого поселяются аисты".Нравственные проблемы рассказа

1

1

  

  

Итого

34 

  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Программа по Родной литературе 10 класс ( 34 часа)

Программа по Родной литературе 10 класс...

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...