Викторина "Самый умный".
план-конспект занятия (10 класс)

Берлезова Анна

Тема: Викторина по литературе  «Самый умный»

Методическая идея:

ПОКАЗАТЬ МЕТОДИКУ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ФОРМЕ «литературная ВИКТОРИНА».

Цели урока: создать условия:

−       для активизирования знаний учащихся по  творчеству русских писателей XIX   века;

−       для повторения и закрепления материала по темам, развитие интереса к дисциплине «Литература»;

−       развития творческих умений обучающихся, способности к обобщению, систематизации знаний;

−       развития ассоциативно-образного мышления, речи, обогащения словаря;

−       развитие мотивации к интеллектуальной деятельности;

−       воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, природе;

−       способствовать проявлению индивидуальности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самый умный Викторина по литературе

Слайд 2

На свете есть чудесная страна, Где книги добрые живут. Известна всем читателям она, И там всегда нас в гости ждут. В любой стране ты сможешь побывать, Не выходя из комнаты своей, Лишь стоит книгу в руки взять, Наедине оставшись с ней. - Ребята, а какое значение имеет книга для вас?

Слайд 3

Разминка . Литературные загадки и шарады Её поэты сочиняют, Царям, героям посвящают. Составитель словарей Для больших и для детей.

Слайд 4

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ И ШАРАДЫ Мой первый слог растёт в дубраве, Второй - глубокая канава, Добавьте букву иль предлог. Затем найдите третий слог: Его отлично знает, Кто в бильярд играет. А в целом - повесть это Великого поэта. Восклицанье, утвержденье, Всё - поэта сочиненье.

Слайд 5

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ И ШАРАДЫ Кто части мотоцикла знает, Тот слово это отгадает. А если букву «Д» прибавить, На сцене можно будет ставить. Ты меня, наверно, знаешь, Я сказки Пушкина герой. Но если «Л» на «Н» заменишь, Сибирской стану я рекой. Ты меня, наверно, знаешь, Я сказки Пушкина герой. Но если «Л» на «Н» заменишь, Сибирской стану я рекой.

Слайд 6

С буквой « Я » - это шторм, изверженье, Наводненье, паденье кометы, А без « Я » - то плоды вдохновенья, Что нам дарят любовно поэты. Означает слово это То, что ищут все поэты. Букв порядок изменяем - Предприятье получаем.

Слайд 7

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ И ШАРАДЫ Первое - это же имя мальчишки, Ну а второе - читаете в книжке. На церкви первая блестит, И крест резной на ней стоит. У государства есть вторая , Народ её весь выбирает. А третью в книжке вы найдёте И за полчасика прочтёте.

Слайд 8

2 тур «Знатоки». А)Расположите имена русских писателей в хронологической последовательности (по дате рождения): Гоголь, Державин, Некрасов, Есенин, Лермонтов, Пушкин, Карамзин. (Державин, Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Есенин). Знатоки. Расположите имена русских писателей в хронологической последовательности (по дате рождения): Гоголь, Державин, Некрасов, Есенин, Лермонтов, Пушкин, Карамзин .

Слайд 9

Державин Карамзин Пушкин Лермонтов Гоголь Некрасов Есенин Правильный ответ:

Слайд 10

Запишите в хронологическом порядке наименования литературных направлений в отечественной литературе: романтизм, классицизм, реализм, сентиментализм, модернизм.

Слайд 11

классицизм, сентиментализм романтизм реализм модернизм (символисты, акмеисты, футуристы) Правильный ответ

Слайд 12

Теперь вопросы на знание теории литературоведения! 1. Определение какого понятия звучит следующим образом: это регулярное сочетание ударных и безударных слогов в стихе. 2. В основе знаменитой характеристики дружеских отношений Онегина и Ленского лежит именно этот художественный приём: Они сошлись. Вода и камень, Стихи и проза, лёд и пламень, Не столь различны меж собой. 3. Поэзию начала XX века называют _____________ 3 тур «Теоретики .

Слайд 13

4.Как называется построение литературного произведения? 5. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. 6. Картина природы в художественном произведении. 3 тур «Теоретики

Слайд 14

7. Как называется в литературоведении описание внешности персонажа, раскрывающее некоторые особенности характера героя (2 слова!)? 8. Лиро-эпическое произведение, для которого характерны сюжетность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. 9. Созвучие в окончании стихотворных строк? 10. Короткий текст, помещаемый автором перед текстом произведения и выражающий его идею. 3 тур «Теоретики

Слайд 15

11. Подпись, которой некоторые писатели заменяют собственную фамилию. 12. Фольклорный жанр, героико-патриотическая песня о богатырях и народных героях. 13. Короткий нравоучительный рассказ в стихотворной или прозаической форме, в основе которого – аллегория. 14. Выразительная подробность в художественном произведении. 15. Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? 3 тур «Теоретики

Слайд 16

16. В произведении законченная часть, в которой раскрывается характер героя, его взаимоотношения с другими персонажами. 17. Найдите лишнее: эпитет, олицетворение, фабула, сравнение. 18. В переводе с греческого – “остроумно-глупое”. Стилистическая фигура, состоящая из соединения двух понятий, противоречащих друг другу, взаимоисключающих друг друга. 3 тур «Теоретики

Слайд 17

19. Заключение к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но завершающее его. 3 тур «Теоретики

Слайд 18

По портретному описанию определите, о каком герое идет речь. (Дополнительный балл за название произведения , Автора произведения ) 5 тур. «Мне дорог твой портрет…»

Слайд 19

1. «Он был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. 2. Дика, печальна, молчалива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой… 5 тур. «Мне дорог твой портрет…»

Слайд 20

3. «...был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой». 5 тур. «Мне дорог твой портрет…»

Слайд 22

4. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем теле теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». …Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что он как-то обрюзг не по летам…».

Слайд 23

И.И.О .

Слайд 24

5. Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями, обнаженная красная рука, лицо длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум

Слайд 25

P.S На эрудицию В декабре 1828 года Пушкин написал изящный экспромт, известный по многочисленным спискам, начинавшийся так: « Я пленен, я очарован, словом – я огончарован !» Что значит «огончарован»?

Слайд 26

Наталья Николаевна Гончарова



Предварительный просмотр:

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»

Проект

открытого урока

Литература

тема

Викторина  «Самый умный»

                                       преподаватель: Берлезова А.А.

2020

Тема: Викторина по литературе  «Самый умный»

Методическая идея: 

ПОКАЗАТЬ МЕТОДИКУ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ФОРМЕ «литературная ВИКТОРИНА».

Цели урока: создать условия:

  • для активизирования знаний учащихся по  творчеству русских писателей XIX   века;
  • для повторения и закрепления материала по темам, развитие интереса к дисциплине «Литература»;
  • развития творческих умений обучающихся, способности к обобщению, систематизации знаний;
  • развития ассоциативно-образного мышления, речи, обогащения словаря;
  • развитие мотивации к интеллектуальной деятельности;
  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, природе;
  • способствовать проявлению индивидуальности.

Задачи урока:

1) Развитие интеллектуального потенциала в целом, памяти, внимания, логики

2)Активизация актуального словарного запаса

3) Повышение мотивации к изучению литературы, благодаря применению знаний на практике.

4)Освоение формата викторины

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Метод обучения (интерактивный): мозговой штурм.

Оснащение урока:

Оборудование: проекционное оборудование, компьютер.

Программное обеспечение: mc  word.

     Методическое обеспечение: презентация Microsoft Office Power Point.

Отведенное время: 45 мин.

Этап деятельности

Время (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

1Организационный момент

2 мин.

Здравствуйте дорогие мои ребята! Вы стали старше на один год, и многое узнали за это время. Научились терпению и усидчивости, стали более уверенными. Впереди вас ждет еще многих открытий! Но без прежних знаний мы не можем получить еще более интересные.

Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок, он пройдет в форме викторины. Викторина, согласно “Словарю русского языка” С.И.Ожегова, представляет собой “...игру в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь общей темой”. Слово “викторина” восходит к латинскому “victoria” (победа). Истоки игры в ответы на вопросы уходят в глубину веков. Сегодняшнее занятие позволяет нам все вспомнить и закрепить.

2Актуализация знаний

4 мин.

Сегодня на уроке мы попытаемся  систематизировать наши знания о книгах, о литературных произведениях, их авторах и героях, о важной роли чтения в жизни человека, вспомним произведения, с которыми познакомились в этом году.

На свете есть чудесная страна,

Где книги добрые живут.

Известна всем читателям она,

И там всегда нас в гости ждут.

В любой стране ты сможешь побывать,

Не выходя из комнаты своей,

Лишь стоит книгу в руки взять,

Наедине оставшись с ней.

- Ребята, а какое значение имеет книга для вас?

- из книг можно узнать много интересного и полезного,

-с ней интересно коротать время,

-поездки становятся увлекательней с книгой,      по-настоящему грамотным можно стать только благодаря книге).

3Постановка учебной задачи

2 мин.

Для участия в игровой викторине  необходимо разделиться на 2 команды,  и назначить жюри, состоящее из трех человек. Оно и будет подсчитывать заработанные вами баллы. Сейчас я вам включу слайды с заданиями. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. В конце занятия мы подсчитаем набранное количество баллов и узнаем кто же «самый умный». А сейчас каждая команда придумает себе название.

Учащиеся делятся на команды, придумывают названия.

4Реализация плана

30 мин.

1 тур – «Узнай писателя».

Вы видите на слайдах портреты, напишите полные имена этих людей, и несколько произведений, принадлежащих их перу.

Михаил Юрьевич Лермонтов
    Владимир Владимирович   Маяковский

Николай Васильевич  Гоголь

Антон Павлович    Чехов

Лев Николаевич    Толстой

Гавриил Романович  Державин

Денис Иванович Фонвизин

Афанасий Афанасьевич Фет
    Иван Сергеевич Тургенев
    Федор Михайлович Достоевский

Александр Иванович Куприн
    Иван Алексеевич Бунин
    Сергей Александрович Есенин
2 тур  «Знатоки».

А)Расположите имена русских писателей в хронологической последовательности (по дате рождения):

Гоголь, Державин, Некрасов, Есенин, Лермонтов, Пушкин, Карамзин.

(Державин, Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Есенин).

Б)Запишите   в хронологическом порядке именования литературных направлений в  отечественной литературе: романтизм, классицизм, реализм, сентиментализм, модернизм.
 3 тур «Теоретики».
Теперь вопросы на знание теории литературоведения!

1.  Определение какого понятия звучит следующим образом:  это регулярное сочетание ударных и безударных слогов в стихе. (Размер)

2. В основе знаменитой характеристики дружеских отношений Онегина и Ленского лежит именно этот художественный приём:

       Они сошлись. Вода и камень,

        Стихи и проза, лёд и пламень,

        Не столь различны меж собой. (Антитеза)

3. Поэзию начала XX века называют _____________  (Серебряный век)                                             

4. Как называется построение литературного произведения? (Композиция)

5. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.  (Метафора)

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

7. Как называется в литературоведении описание внешности персонажа, раскрывающее некоторые особенности характера героя (2 слова!)? (Психологический портрет)  

8. Лиро-эпическое произведение, для которого характерны сюжетность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. (Поэма)

9. Созвучие в окончании стихотворных строк? (Рифма)

10. Короткий текст, помещаемый автором перед текстом произведения и выражающий его идею. (Эпиграф)

11. Подпись, которой некоторые писатели заменяют собственную фамилию. (Псевдоним)

12. Фольклорный жанр, героико-патриотическая песня о богатырях и народных героях. (Былина)

13. Короткий нравоучительный рассказ в стихотворной или прозаической форме, в основе которого – аллегория. (Басня)

14. Выразительная подробность в художественном произведении. (Деталь)

15. Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? (Реплика)

16. В произведении законченная часть, в которой раскрывается характер героя, его взаимоотношения с другими персонажами.  (Эпизод)

17. Найдите лишнее: эпитет, олицетворение, фабула, сравнение.  (Фабула – последовательное развитие событий и происшествий в литературном произведении на основе сюжета)

18. В переводе с греческого – “остроумно-глупое”. Стилистическая фигура, состоящая из соединения двух понятий, противоречащих друг другу, взаимоисключающих друг друга. (Оксюморон)

19. Заключение к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но завершающее его. (Эпилог)
20. Он бывает трагическим, лирическим, героическим, комическим. В общем – идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения. (Пафос)
4 тур «Любовь на страницах литературных произведений».

Подберите пару литературному герою из того же произведения:                                

Онегин- Татьяна,

Базаров - Анна Одинцова,

Болконский – Наташа Ростова 

Ярославна –   князь Игорь 

Софья –   Чацкий

Ольга Ильинская – Обломов

Доктор Старцев - Котик

Катерина Кабанова - Борис

Родион Раскольников - Соня Мармеладова

Мастер – Маргарита

Маша Миронова – Петр Гринев

Бэла – Печорин
5 тур.

«Мне дорог твой портрет…»

По портретному описанию определите, о каком  герое идет речь.

Вопросы задаются каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1балл.  При отсутствии ответа вопрос снимается.

Дополнительный балл за название произведения

Автора произведения

1. «Он был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». (Раскольников, «Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

2.  Дика, печальна, молчалива,

     Она в семье своей родной

     Казалась девочкой чужой…

(Татьяна, «Евгений Онегин», А. С. Пушкин)

3. «...был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой».  (Андрей Болконский, «Война и мир», Л. Н. Толстой)

4. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем теле теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». …Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что он  как-то обрюзг не по летам…». (Илья Ильич Обломов, «Обломов», И. А. Гончаров)

5. Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями, обнаженная красная рука,  лицо длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. (Базаров, «Отцы и дети», И. С. Тургенев)

Мне дорог твой портрет…»

Команды совещаются, если ответ сформулирован, поднимают руку. Сначала жюри спрашивает того, кто первый поднял руку.

6 Подведение итогов.

3 мин.

Жюри подсчитало баллы и готово объявить нам результаты! Слушаем!

7 Проведение рефлексии

4 мин.

На доске нарисовано «Дерево успеха», а перед каждым из вас лежат листочки,  Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает  дерево соответствующими листочками. Теперь мы видим общую картину, отражающую наши знания по литературе, нам есть куда стремиться!
Мы хорошо поработали сегодня, взбодрились! Я прощаюсь с вами, и мне хочется пожелать:

Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

Учащиеся выбирают листочки, подходят к доске и наряжают дерево. После садятся на свои места.

Приложение А –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по литературе для учащихся 9 - 11 классов "Самый умный".

Внеклассно мероприятие по литературе для выявления самого начитанного учащегося старшей ступени обучения....

Викторина "Самый умный"

В данной викторине представлены вопросы по различным темам. Её можно использовать как на уроке, в рамках предметной декады, так и в качестве внеклассного мероприятия...

ИИгра для учеников и их родителей "Кто умнее 5-классника?"

Игра проводится в виде интеллектуального состязания между группой 5-классников и их родителями....

Игра для 7 класса: "Самый умный"

Представлена разработка игры "Самый умный" для 7 класса (канал СТС, игра "Самый умный")...

Игра для 5 класса "Самый умный"

Представлена игра для учащихся 5 класса "Самый умный"...

Презентация "Автоматизация звука [Ш] в рассказе "УМНЫЕ МЫШКИ"

Текст рассказа представлен в презентации для  создания у ребенка  мотивации при пересказе текста....

Самый умный математик

Игра по математике в стиле Самый умный...