Рабочая программа по родной литературе в 9 классах
рабочая программа (9 класс)

Ким Оксана Герасимовна

Планируемые результаты

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

- духовно-нравственные качества личности, чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;

  • навыки для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
  • целостное мировоззрение;
  • чувство российской гражданской идентичности: патриотизм, ответственность перед Родиной;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • потребность в самовыражении через слово;
  • готовность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
  • социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • понимания определяющей роли родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • понимания литературы как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
  • умения анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
  • выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения.

 

Метапредметные результаты:

 

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловому чтению.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • планировать пути достижения цели;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);
  • учитывать условия выполнения учебной задачи;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Предметные результаты:

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_rodnaya_literatura_.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1

        

             Утверждено

                                                             

 

                           

                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                               

Рабочая программа

по родной (русской) литературе

для 9-х  классов

        

 

                                           Составитель: Ким Оксана Герасимовна,

                                                                                         учитель русского языка и литературы.

2020 г.

Планируемые результаты

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

- духовно-нравственные качества личности, чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;

  • навыки для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
  • целостное мировоззрение;
  • чувство российской гражданской идентичности: патриотизм, ответственность перед Родиной;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • потребность в самовыражении через слово;
  • готовность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
  • социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • понимания определяющей роли родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • понимания литературы как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
  • умения анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
  • выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловому чтению.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • планировать пути достижения цели;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);
  • учитывать условия выполнения учебной задачи;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Предметные результаты:

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Содержание

Из русской литературы XVIII века Н.М.Карамзин «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы

русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви.

Мотив вселенского одиночества.

Из литературы XIX века

Л.Н.Толстой «Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

А.П. Чехов «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.

Из литературы XX века

В.В.Вересаев «Загадка».Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства

Ю.П.Казаков «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

К.Д.Воробьѐв «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

Из современной русской литературы

А.И.Солженицын  Цикл «Крохотки» -многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).

В.Г.Распутин «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

Т.Н. Толстая «Соня». Мотив времени –один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.

В.Н. Крупин  Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).

Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция.

Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).

Б.П. Екимов «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

Захар Прилепин  «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, не преходящей человеческой жизни в изображении писателя.

Творчество поэтов второй половины 20 века

М.В.Исаковский, А.Т.Твардовский, Н.А.Рыленков и др. Основные мотивы лирики. Любовь к малой родине.

Они прошли фронтовыми дорогами Родины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов)

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков  (обзор).  Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата (план)

Дата (факт)

1

Н.М.Карамзин «Сиерра Морена»

 

2

Л.Н.Толстой «Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни..«Свечка». Поэтика и проблематика. Язык

 

3

А.П. Чехов «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе.

 

4

В.В.Вересаев  «Загадка» Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства

 

5

Ю.П.Казаков «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.

 

6

К.Д.Воробьѐв «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

 

7

А.И.Солженицын  Цикл «Крохотки» -многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

 

8

В.Г.Распутин «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы

 

9

Т.Н. Толстая  «Соня». Мотив времени –один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора

 

10

В.Н. Крупин Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).

Традиции русской классической прозы в рассказах.

 

11

Б.П. Екимов «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

 

12

Захар Прилепин  «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности

 

13

Страницы жизни и творчества М.В.Исаковского.

 

14

А.Т.Твардовский.  «По праву памяти». Малая и большая родина в его творчестве.

 

15

Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы средней полосы России в его поэзии

 

16

Они прошли фронтовыми дорогами Родины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов)

 

17

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков  (обзор) Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...