Рабочая программа по родному (русскому) языку для 7 класса
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 7 класса: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rrya_7_17.docx | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
_____________________________________________________________
143980, Московская область, город Балашиха, мкр Железнодорожный, улица Калинина, дом 7
Телефон/факс (495)-527-52-76, 527-61-51, e-mail: school10zd@mail.ru, сайт: https://zdschool10.edumsko.ru/
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от______№_____ Руководитель ШМО ___________/____________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/Костенкова О.Г./ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №10 _________/А.А. Штанова/ Приказ от_________№_______ |
Рабочая программа
по предмету
«Родной язык (русский»)
на 2020-2021 учебный год
(базовый уровень)
7 класс
Составитель: Дорохова И.В.
учитель русского языка и литературы
г.о.Балашиха
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 7 класса МБОУ СОШ №10 г.о.Балашиха разработана на основе примерной Программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», и в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Программа рассчитана на 17 учебных часов (0,5 урока в неделю).
Изучение русского родного языка в 5-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Программа будет реализована при помощи учебно-методического комплекса по русскому родному языку О.М.Александровой, О.В.Загоровской, С.И.Богданова и др. Издательство «Просвещение», 2020 г.
Содержание учебного предмета «Русский родной язык»
в 7 классе
Раздел 1. Язык и культура.
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы.
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- понимание русского родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
- пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
- распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
- определять значения лексических заимствований последних
десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
- объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
- регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
- соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
- употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
- соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
- корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
- употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
- анализировать и различать типичные речевые ошибки;
- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
- корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
- редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;
- соблюдать русскую этикетную манеру общения;
- использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
- использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его
употребления;
- использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
- использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
- использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
- использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
- анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;
- распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
- анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;
- анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;
- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
- уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Календарно-тематическое планирование
№ | тема урока | дата (план) | дата (факт) 7А | способ коррекции программного материала |
I. Язык и культура | ||||
1. | Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. | 01.09.2020 – 11.09.2020 | ||
2. | Историзмы и архаизмы. | 14.09.2020 – 25.09.2020 | ||
3. | Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 28.09.2020 – 09.10.2020 | ||
4. | Защита проекта по теме «Лексические заимствования в русском языке». | 12.10.2020 – 23.10.2020 | ||
5. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 26.10.2020 – 30.10.2020 09.11.2020 – 13.11.2020 | ||
6. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 16.11.2020 – 27.11.2020 | ||
7. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Защита проекта по теме «Паронимы в русском языке». | 30.11.2020 – 11.12.2020 | ||
8. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 14.12.2020 – 25.12.2020 | ||
II Культура речи | ||||
9. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 11.01.2021 – 22.01.2021 | ||
10. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Контрольная работа по грамматике. | 25.01.2021 – 05.02.2021 | ||
11. | Речевой этикет. | 08.02.2021 – 19.02.2021 | ||
III Речь. Речевая деятельность. Текст | ||||
12. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. | 22.02.2021 –05.03.2021 | ||
13. | Текст как единица языка и речи. Практическая работа. | 08.03.2021 – 19.03.2021 | ||
14. | Функциональные разновидности языка. | 22.03.2021 – 26.03.2021 05.04.2021 – 09.04.2021 | ||
15. | Функциональные разновидности языка. | 12.04.2021 – 23.04.2021 | ||
16. | Обобщение изученного материала. Тестовый контроль. Творческая работа. | 26.04.2021 – 07.05.2021 | ||
17. | Обобщение изученного материала. Защита проектов и исследовательских работ. | 10.05.2021 – 21.05.2021 | ||
Итого: | 17 часов |
Учебно-методическое обеспечение
Русский родной язык: 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2020.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL:
http://gramota.ru/slovari/info/lop
Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет - универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru.
Обучающий корпус русского языка. URL:
http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru
Словарь молодёжного сленга. URL: http://teenslang.su
Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL:
http://doc-style.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL:
http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL:
http://etymolog.ruslang.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс
Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...
рабочая программа по родному русскому языку 9 класс
В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс
Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс
Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...