Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса
рабочая программа (9 класс)
Работчая программа по родному (русскому) языку для 9 класса: пояснительная запика, календарно-тематическое планирование, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rrya_9_17.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
_____________________________________________________________
143980, Московская область, город Балашиха, мкр Железнодорожный, улица Калинина, дом 7
Телефон/факс (495)-527-52-76, 527-61-51, e-mail: school10zd@mail.ru, сайт: https://zdschool10.edumsko.ru/
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от______№_____ Руководитель ШМО ___________/____________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/Костенкова О.Г./ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №10 _________/А.А. Штанова/ Приказ от_________№_______ |
Рабочая программа
по предмету
«Родной язык (русский)»
на 2020-2021 учебный год
(базовый уровень)
9 класс
Составитель: Дорохова И.В.
учитель русского языка и литературы
г.о.Балашиха
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса МБОУ СОШ №10 г.о.Балашиха разработана на основе примерной Программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», и в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Программа рассчитана на 17 учебных часов (0,5 урока в неделю).
Изучение русского родного языка в 5-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Программа будет реализована при помощи учебно-методического комплекса по русскому родному языку О.М.Александровой, О.В.Загоровской, С.И.Богданова и др. Издательство «Просвещение», 2020 г.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
в 9 классе
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов:
аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- понимание русского родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
- понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
- приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
- понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
- распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
- правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
- понимать особенности освоения иноязычной лексики;
- комментировать особенности современных иноязычных заимствований;
- определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
- характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
- объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);
- объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
- регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
- понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;
- соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);
- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
- употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);
- опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;
- анализировать и различать типичные речевые ошибки;
- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
- распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;
- редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
- использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
- соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
- понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
- использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
- использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
- использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
- использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
- пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);
- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
- анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
- анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;
- понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
- создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
- анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);
- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Календарно-тематическое планирование
№ | тема урока | дата (план) | дата (факт) | способ коррекции программного материала | |
9Б | 9Г | ||||
I. Язык и культура | |||||
1. | Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как зеркало национальной культуры. | 01.09.2020 – 11.09.2020 | |||
2. | Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, рекламных текстов. | 14.09.2020 – 25.09.2020 | |||
3. | «Неологический бум» как современная реалия. Создание новой фразеологии. | 28.09.2020 – 09.10.2020 | |||
II Культура речи | |||||
4. | Основные орфоэпические нормы русского языка. Современные орфоэпические словари. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Практическая работа «Орфоэпические нормы». | 12.10.2020 – 23.10.2020 | |||
5. | Лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. | 26.10.2020 – 30.10.2020 09.11.2020 – 13.11.2020 | |||
6. | Речевая избыточность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. Письменная работа «Речевые ошибки». | 16.11.2020 – 27.11.2020 | |||
7. | Современные толковые словари. Словарные пометы. | 30.11.2020 – 11.12.2020 | |||
8. | Типичные грамматические ошибки. Управление предлогов. Тест «Ошибки в падежном управлении». | 14.12.2020 – 25.12.2020 | |||
9. | Нормы употребления причастных оборотов. | 11.01.2021 – 22.01.2021 | |||
10. | Нормы употребления деепричастных оборотов. | 25.01.2021 – 05.02.2021 | |||
11. | Типичные ошибки в построении сложных предложений. Письменная работа «Грамматические ошибки». | 08.02.2021 – 19.02.2021 | |||
12. | Речевой этикет. Этикет Интернет-переписки. Правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. | 22.02.2021 –05.03.2021 | |||
13. | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Урок-деловая игра. «Речевые ситуации». | 08.03.2021 – 19.03.2021 | |||
III Речь. Речевая деятельность. Текст | |||||
14. | Русский язык в Интернете. Информационная безопасность при общении в социальных сетях. Практическая работа. «Чистота и безопасность родного языка: пути решения проблемы» (форма СМС-переписки, чата, форума). | 22.03.2021 – 26.03.2021 05.04.2021 – 09.04.2021 | |||
15. | Аннотация. Конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Контрольная работа. Составление аннотации к художественной или научной книге. | 12.04.2021 – 23.04.2021 | |||
16. | Функциональные разновидности языка. | 26.04.2021 – 07.05.2021 | |||
17. | Функциональные разновидности языка. | 10.05.2021 – 21.05.2021 | |||
Итого: | 17 часов |
Учебно-методическое обеспечение
Русский родной язык: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2020.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL:
http://gramota.ru/slovari/info/lop
Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs Образовательный портал Национального корпуса русского языка.
URL: https://studiorum-ruscorpora.ru
Обучающий корпус русского языка. URL:
http://www.ruscorpora.ru/search-school.html
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash
Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru
Словарь молодёжного сленга. URL: http://teenslang.su
Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL:
http://doc-style.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL:
http://litera.ru/stixiya
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL:
http://etymolog.ruslang.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс
Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...
рабочая программа по родному русскому языку 9 класс
В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс
Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс
Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...