Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса
рабочая программа (9 класс)

Дорохова Ирина Вячеславна

Работчая программа по родному (русскому) языку для 9 класса: пояснительная запика, календарно-тематическое планирование, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrya_9_17.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
_____________________________________________________________
143980, Московская область, город Балашиха, мкр Железнодорожный, улица Калинина, дом 7

 Телефон/факс (495)-527-52-76, 527-61-51, e-mail:  school10zd@mail.ru,  сайт: https://zdschool10.edumsko.ru/

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол от______№_____

Руководитель ШМО

___________/____________/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________/Костенкова О.Г./

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №10

_________/А.А. Штанова/

Приказ от_________№_______

Рабочая программа 

по предмету

«Родной язык (русский)»

на 2020-2021 учебный год

(базовый уровень)

9 класс

Составитель: Дорохова И.В.

учитель русского языка и литературы

г.о.Балашиха

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса МБОУ СОШ №10 г.о.Балашиха разработана на основе примерной Программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и  родная литература», и в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Программа рассчитана на 17 учебных часов (0,5 урока в неделю).

Изучение русского родного языка в 5-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Программа будет реализована при помощи учебно-методического комплекса по русскому родному языку О.М.Александровой, О.В.Загоровской, С.И.Богданова и др. Издательство «Просвещение», 2020 г.

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»

 в 9 классе

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

 

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов:

аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.  

Функциональные разновидности языка.  

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.  

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.  

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. 

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

  Личностные результаты:

- понимание русского родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

 - осознание эстетической ценности русского родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.  

 В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.  

«Язык и культура»:  

- понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;  

- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;

- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

- приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

- понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их;  

- распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);    

- правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

- понимать         и         комментировать         основные         активные         процессы         в современном русском языке;  

- понимать особенности освоения иноязычной лексики;  

 - комментировать особенности современных иноязычных заимствований;

- определять значения лексических заимствований последних десятилетий;

- характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;  

- объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);      

- объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);  

- регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»:

- понимать         и         характеризовать         активные         процессы         в         области произношения и ударения;  

- соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);  

- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;  

- употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;  

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);  

- опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;

- анализировать и различать типичные речевые ошибки;  

- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

- распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;  

- редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

- использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

- соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;  

- понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

- использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и   особенностей его употребления;  

- использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

- использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

- использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.  

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

- пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);

- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

- анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

- анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

- понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;  

- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

- создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

- анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);

- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Календарно-тематическое планирование

тема урока

дата (план)

дата (факт)

способ коррекции программного материала

I. Язык и культура

1.

Русский язык – национальный язык русского народа.

Язык как зеркало национальной культуры.

01.09.2020 – 11.09.2020

2.

Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, рекламных текстов.

14.09.2020 – 25.09.2020

3.

«Неологический бум» как современная реалия. Создание новой фразеологии.

28.09.2020 – 09.10.2020

II Культура речи

4.

Основные орфоэпические нормы русского языка. Современные орфоэпические словари. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Практическая работа «Орфоэпические нормы».

12.10.2020 – 23.10.2020

5.

Лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

26.10.2020 – 30.10.2020

09.11.2020 – 13.11.2020

6.

Речевая избыточность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.

Письменная работа «Речевые ошибки».

16.11.2020 – 27.11.2020

7.

Современные толковые словари. Словарные пометы.

30.11.2020 – 11.12.2020

8.

Типичные грамматические ошибки.

Управление предлогов.

Тест «Ошибки в падежном управлении».

14.12.2020 – 25.12.2020

9.

Нормы употребления причастных оборотов.

11.01.2021 – 22.01.2021

10.

Нормы употребления деепричастных оборотов.

25.01.2021 – 05.02.2021

11.

Типичные ошибки в построении сложных предложений.

Письменная работа «Грамматические ошибки».

08.02.2021 – 19.02.2021

12.

Речевой этикет. Этикет Интернет-переписки. Правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

22.02.2021 –05.03.2021

13.

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Урок-деловая игра. «Речевые ситуации».

08.03.2021 – 19.03.2021

III Речь. Речевая деятельность. Текст

14.

Русский язык в Интернете. Информационная безопасность при общении в социальных сетях. Практическая работа. «Чистота и безопасность родного языка: пути решения проблемы» (форма СМС-переписки, чата, форума).

22.03.2021 – 26.03.2021

05.04.2021 – 09.04.2021

15.

Аннотация. Конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Контрольная работа. Составление аннотации к художественной или научной книге.

12.04.2021 – 23.04.2021

16.

Функциональные разновидности языка.

26.04.2021 – 07.05.2021

17.

Функциональные разновидности языка.

10.05.2021 – 21.05.2021

Итого:

17 часов

Учебно-методическое обеспечение

Русский родной язык: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2020.

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

     Интернет-ресурсы

Азбучные истины. URL:  http://gramota.ru/class/istiny  

Академический         орфографический         словарь.         URL:

http://gramota.ru/slovari/info/lop  

Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm

Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova

Древнерусские берестяные грамоты. URL:  http://gramoty.ru  

Какие бывают словари. URL:  http://gramota.ru/slovari/types  

Кругосвет         –         универсальная         энциклопедия.         URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Лингвистика для школьников. URL:  http://www.lingling.ru    

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs  Образовательный портал Национального корпуса русского языка.

URL:  https://studiorum-ruscorpora.ru

Обучающий         корпус         русского         языка.         URL:

http://www.ruscorpora.ru/search-school.html  

Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru  

Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

Русская речь. URL:  http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/  

Русский филологический портал. URL:  http://www.philology.ru  

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash  

Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru

Словарь молодёжного сленга. URL: http://teenslang.su

Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL:

http://doc-style.ru

        Стихия:         классическая         русская/советская         поэзия.         URL:  

http://litera.ru/stixiya  

 Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

 Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL:  http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

 Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL:

http://etymolog.ruslang.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс

    Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс

Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...

рабочая программа по родному русскому языку 9 класс

В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс

Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...