Образовательное событие "Табан эрдэни"
план-конспект урока (5, 6, 7 класс)

Лыгденова Баярма Пурбожаповна

Образовательное событие - совместная (ребёнка и взрослого) яркая, личностно-ориентированная, личностно-значимая образовательная деятельность, последствием которой должно стать повышение мотивации ребёнка к дальнейшей познавательной деятельности, в большей степени, самостоятельной  (исследование, поиск, развитие...)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Табан эрдэни 44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32 города Улан-Удэ»

Мероприятие, в рамках которого реализовано данное ОС

Республиканский семинар учителей бурятского языка как второго «Технология целеполагания современного учебного занятия по бурятскому языку как второму»  

Авторы (предмет, категория)

Ванзатова Гэрэлма Ринчинимбуевна - учитель бурятского языка высшей категории;

Лыгденова Баярма Пурбожаповна - учитель бурятского языка первой категории;

Дикань Юлия Фёдоровна - учитель музыки

Класс (ы)

 5-6-7 классы

Тема

 «Табан Эрдэни» (Пять драгоценностей)

Цель

Обобщение полученных знаний о 5 видах домашних животных – драгоценностях, которые разводили буряты через внеурочную деятельность, повышение познавательной активности обучающихся. Дать возможность обучающимся проявить свои знания, умения и навыки в нестандартной ситуации, раскрыть свой потенциал, научиться конструктивно взаимодействовать с другими обучающимися и педагогами.

Задачи

Образовательная: формировать представления детей о традициях и обычаях бурятского народа на основе знаний о 5 драгоценностях (домашних животных).

Воспитательная: 

-воспитывать чувства уважения к традициям и обычаям своего народа;

-воспитывать чувства гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой национальности.

Развивающая: развивать умения работы с информацией в процессе выполнения групповых работ: умение ориентироваться в источниках информации, анализировать, соотносить, сортировать информацию с точки зрения её важности, делать выводы и обобщения.

Оборудование

Ноутбуки, проектор, вспомогательные материалы: японский театр «Канибащи»; настольный театр, кукольный театр.

Подготовительная работа

1.Организация условий;

2.Подготовка оборудования, ноутбуков;

3.Подбор  заданий и материалов для их выполнения;

4.Разработка экспертного листа (ЭЛ);

5.Размещение подобранных и разработанных материалов в электронной среде.

6.Работа с экспертами  (ознакомление с ЭЛ, процедурой оценивания).

6. Разбивка детей на 5 групп по названиям животных.

Ход ОС

      1. Приветствие:

     Учитель бурятского языка Ванзатова Г.Р.:

- Сайн байна, үхибүүд! (Здравствуйте, дети!)

- Хүүгэдэй шагайгаар элдэб наада дуратайгаар наададаг хада айл бүхэн хэдэн үе дамжан суглуулhан олон шагайтай байдаг hэн. Хэнэйхи хэды шагайтайб гэжэ хүүгэд хүршэ айлнуудайнгаа шагайн тоо мэдэхэ ябаа. Айл бүхэнэй туулмагтай шагай харахада, алтан шара болошоhон, шэнэhэнэй холтоhондо бусалгажа, хүри улаан, хара хүрин, хүндэ, хүнгэн, ямаршье шагай өөрын онсо үүргэтэй. (У бурятского народа самой распространенной и популярной игрой был “Шагай наадан”. Шагай – это баранья лодыжка. В старину у бурят в каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других. Косточки раскрашивались в разные цвета: красный, чёрный, зелёный, коричневый. Играя в “шагай”, дети учились по ходу считать, ориентироваться в пространстве, воспитывались сообразительность, реакция).

    Учитель бурятского языка Лыгденова Б.П.:

- Шагайн таланууд ямар байдаг бэ? Дабтая.    (үхибүүд шагайн талануудые харуулна).

-Yхибүүд, Ивалгын дасанда «Эхэ хэлэн-манай баялиг» гэhэн нааданда ехэнхи үхибүүднай ошоhон байнат, конкурснуудынь хайшан гээд үгтэнхэй hэн бэ, hаная. (Как называются стороны шагай? Давайте вспомним. (дети показывают. Поскольку шагай наадан является отражением основного занятия народа – скотоводства, то бараньи кости (лодыжки) означают пять видов животных:

1. “Хонхо” (с выемкой), упавшие вогнутой стороной – это козел.

2.  “Бухэ” – (горбатый), упавшие выпуклой стороной вверх – это овца.

3. “Морин” – (конь), упавшие на бок ровной стороной, ребром – это “лошадь”.

4. “Ухэр” – (корова) – упавшие на бок резной стороной.

5. “Тэмээн” – косточки, оказавшиеся в сидячем положении – встали на “дыбы” или берцом – это “верблюд”.

- Ребята, у нас в Иволгинском дацане проходит конкурс «Эхэ хэлэн-манай баялиг». Многие из вас не раз участвовали в этом конкурсе. Там по какому принципу даны задания?) (по сторонам шагай)

Учитель бурятского языка Ванзатова Г.Р.:

- Мүнөөдэр үхибүүд, бидэ табан хушуу малай нэрээр табан бүлэг боложо хубаараад, бүлэг бүхэн нэгэ гэрэй амитан тухай хөөрөө бэлдэхэ, презентации бэлдэхэ, оньhон үгэнүүдые, таабаринуудые, дуунуудые бэлдэнэ.

Учитель музыки:

- У нас 5 групп, которые носят названия пяти животных-драгоценностей.

Задача каждой группы: подготовить рассказ об одном животном, сделать презентацию, выбрать подходящие пословицы, поговорки, стихи, песни о животном, показать сценки.

 Учитель бурятского языка Ванзатова Г.Р.:

- Иимэ түсэбөөр бидэ хүдэлхэбди. (Будем работать по этому плану).

Түсэб:

  1. Гэрэй амитан тухай.
  2. Хүнэй ажабайдалда туhа.
  3. Амитанай наhан.
  4. Гэрэй амитад  уран зураашад, зохеолшод, скульпторнуудай бүтээлнүүд соо; эдэ амитад ондоо гүрэнүүдтэ.
  5. Амитан тухай оньhон үгэнүүд, дуунууд, шүлэгүүд.
  6. Сэгнэлтэ.

План:

  1. О домашнем животном.
  2. Польза человеку.
  3. Возраст животного.
  4. Животные в произведениях, картинах писателей, поэтов, художников, скульптуры, памятники, посвященные животному. Животные в других странах.
  5. Пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи о животных.
  6. Оценивание.

Учитель бурятского языка Лыгденова Б.П.:

-  Стол дээрэ бүлэг бүхэнэй түсэб байха, тэрэ түсэбөөрөө ажалаа хэжэ эхилхэбди. Танай ажалдаа хэрэглэгдэхэ юумэнyyд энэ стол дээрэ байна. Хэрэгтэй юумэнүүдээ эндэhээ абаарайгты.

Бидэндэ эдэ экспертнүүд туhалха, танай ажалые сэгнэхэ (Сарана, Суржана, Сагдаа, Гэсэр, Эрдэм). (На ваших столах есть план работы для каждой группы, давайте начнем работать по этому плану. Здесь у нас стол – помощник, отсюда вы можете взять нужные реквизиты для вашего выступления. К нам пришли эксперты из 10-11 классов, они будут помогать вам и оценивать наши работы).

Экспертные листы (оценивание от 0 до 3 баллов):

Түсэб табижа шадаха (умеют планировать свою работу)

Бүлэг соогоо ажалаа хубаажа шадаха (умеют распределять обязанности в группе)

Хүнүүдэй ћанамжа шагнаха     умеют выслушивать мнение другого)

Оорынгоо ћанамжа хамгаалха (умеют отстаивать свою точку зрения)

Шухала мэдээсэл хэрэглэжэ шадаха (Применяют нужную информацию по теме задания)

Бүлэг соо хүдэлжэ шадаха (умеют работать в группе)

Хэћэн ажалаа харуулжа, хамгаалжа шадаха (умеют представлять и защищать собранный материал)

Ажалаа сэгнэжэ шадаха (умеют оценивать свою работу)

1 бүлэг - Морин тухай            

2 бүлэг - Yхэр тухай

3 бүлэг - Хонин тухай

4 бүлэг - Ямаан тухай                                      

5.бүлэг - Тэмээн тухай

(1 группа – о лошади; 2 группа – о корове; 3 группа – о баране; 4 группе – о козе; 5 группа – о верблюде).

Учитель бурятского языка Лыгденова Б.П.:

- Хэшээлэй һүүлдэ бидэ өөрынгөө ажал сэгнэхэбди. Ноутбук соотнай таблица байха, тэндэ таанад баллнуудые табинат. Һүүлдэнь флешкэ дээрэ шэдээд, эндэ гаража, экран дээрэ харуулнат. (В конце вы оцениваете свою работу в программе эксель заполняете таблицу и в конце показываете нам).

2. Работа в группах.

3.Защита презентаций.

После защиты презентаций каждая группа представляет один творческий номер.

(1 группа – о лошади поют песню «Адуушанай дуун» (Песня табунщика); 2 группа – о корове готовит японский театр Канибащи сказку «Спор животных»; 3 группа – о баране поют песню «Амар мэндэ!»; 4 группе – о козе показывают кукольный театр «Хонин мєєрэдэг гї, маарадаг гї?»; 5 группа – о верблюде показывает настольный театр «Верблюд и мышь»).

                                                                                                                                       

4.Вопросы групп.

5.Рефлексия.

6.Вывод.

Учитель бурятского языка Ванзатова Г.Р.:

- Урдандаа буряад арад зон їхэр малаа хаража, амаа тоћодожо ябаћан гээшэ. Бидэ хото городто ажаћуудагшье ћаа, элинсэг хулинсагуудайнгаа хэр угћаа эрхилжэ ябаћан ажабайдал, мал ажалые мартаха ёћогїйбди. Мэдэжэ, сэгнэжэ ябаха ёћотойбди.)

7. Дуун. (Все поют)

Мал ћїрэг мэндэ-э!

Малша арада мэндэ-э!

Буруун булшантай, дааган даллантай.

Мал ћїрэг мэндэ-э!

Малша арада мэндэ-э!

Булта мэндэ ћайнууд лэ

Орог лэ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по бурятской литературе «Мохошогүй зүрхэтэй морин эрдэни» (А. Лыгденовэй «Морин хуур» гэhэн рассказай жэшээ дээрэ)

«Мохошогүй зүрхэтэй  морин эрдэни» (А. Лыгденовэй «Морин хуур» гэhэн рассказай жэшээ дээрэ)...

"Бэлигэй толи" Эрдэни Хайбзан Галшиев Презентация

quot;Бэлигэй толи" Эрдэни Хайбзан Галшиев Презентация...

тесты к учебнику Эрдэни 4кл

тесты к учебнику бурятского языка Эрдэни 4кл...

Эрдэни-Хайбзун Галшиевай намтар, «Бэлигэй толи» зохёолоор даабаринууд

Эрдэни-Хайбзун Галшиевай намтар,  «Бэлигэй толи» зохёолоор даабаринууд...

Разработка сценария "Эрын 9 эрдэни"

Автор:Будаева Дарима АюшеевнаХэжэнгын аймагай Хоца Намсараевайнэрэмжэтэ Хэжэнгын дунда hургуулиинбуряад хэлэн ба литературын багша...