Урок родного русского языка в 5кл.
план-конспект урока (5 класс)

Щукина Раиса Евлампиевна

     Изучение родного языка – обязательное требование при реализации ФГОС. Главной целью изучения является воспитание у детей ценностного отношения к русскому языку как хранителю культуры. Главной методической целью уроков является создание условий для проявления познавательной активности учеников.

     Предлагаемая разработка – это технологическая карта урока  родного русского языка в 5 классе на тему «Образность русской речи: метафора, олицетворение». Используемый УМК: «Русский родной язык» для 5-9 классов. Авторы Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И. и др.

     Тип урока – урок-диалог. Применяются такие формы работы: фронтальная, групповая, парная. Структура урока состоит из трёх этапов: ценностно – эмоционального, ценностно – познавательного и ценностно – рефлексивного

      Система заданий, предложенных на уроке, направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Сами задания имеют практико – ориентированный характер. Выполняя их, учащиеся успешно справляются с учебными ситуациями, а в дальнейшем эффективно применяют полученные знания и умения в реальных жизненных условиях.

На первом этапе создаётся эмоциональная обстановка, которая подготавливает учеников к познанию материала, погружает в то языковое пространство, в котором им предстоит работать. Используется задание «Найди пару». Для того чтобы подвести детей к формулировке темы урока и целей урока проводится исследование статьи учебника о загадках.

     На ценностно – познавательном этапе происходит расширение и углубление знаний учащихся. Работая с материалом учебника (упражнениями, иллюстрациями, репродукциями картин художников, рубриками «Диалог культур», «Моя Россия», «Толковый словарь»), они увеличивают багаж своих знаний по теме урока.

     Завершает урок ценностно – рефлексивный этап. Происходит не просто подведение итогов, когда дети говорят, понравилось – не понравилось. Суть этапа в том, что рефлексия проводится на упражнениях. В конце урока – выход на новую тему.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: родной язык

Класс: 5

Дата: 17.10.2015

Время реализации урока: 45 минут

Ф.И.О. учителя: Щукина Раиса Евлампиевна

Образовательное учреждение: МАОУ  «Просторская СОШ»

Тема урока: «Образность русской речи: метафора, олицетворение».

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений

Цель урока:

актуализировать знания учащихся о метафоре и олицетворении как средствах выразительности, научить правильно  употреблять их в современных ситуациях речевого общения.

Задачи урока:

Практическая: 
– навыки УУД в развитии умений решения коммуникативной задачи с различной степенью сложности.
Образовательная: 
– актуализировать знания учащихся о метафоре и олицетворении как средствах выразительности.
Воспитательные: 
– воспитывать личную ответственность за выполнение работы, доброжелательное отношение к ответам других детей, бережное отношение к родному языку.

Развивающие: 
– содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
– формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность);
– развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.  

Формируемые УУД:

Личностные: 
– формирование познавательных мотивов обучающихся;
– развитие мысленного воспроизведения ситуации.
Регулятивные: 
– планирование алгоритма построения диалога с партнером;
– владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности.
Коммуникативные: 
– продуктивное взаимодействие обучающихся в решении поставленной задачи;
– участие в небольших устных высказываниях, «удерживая» логику повествования.
Познавательные:
– импровизация, высказывание предположений;
– самостоятельное создание способов решение проблем поискового характера;
– комплексный анализ приобретенных знаний на уроке.

Формы организации деятельности учащихся:

 Фронтальная, парная и групповая формы работы.

Используемые технологии:

В ходе урока используются элементы следующих педагогических технологий :

- личностно-ориентированное обучение;

- обучение с использованием ИКТ – технологий;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология сотрудничества;

Применяются следующие методы:

- проблемное изложение

- словесные: беседа, вопросно-ответные упражнения.

- наглядно-демонстрационные: использование иллюстраций.

- практические: работа в группе

Приемы:

- прием сравнения.

- прием самоконтроля.

Техническое обеспечение урока:

  • Компьютер, мультимедийный проектор; учебная доска в кабинете.

Дидактическое обеспечение урока:

  1. Презентация
  2. Иллюстрации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Предмет: родной язык (русский)

Тема: «Образность русской речи: метафора, олицетворение»

Тип урока: урок – диалог

Цель урока: актуализировать знания учащихся о метафоре и олицетворении как средствах выразительности, научить правильно  употреблять их в современных ситуациях речевого общения.

Наименование образовательной программы: рабочая программа к учебному предмету «Русский родной язык» 5 класс, О.М. Александрова,

О. В. Загоровская, Ю.Н. Гостева и др. Под редакцией О.М. Александровой.  – М.: Учебная литература, 2018

Прогнозируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

желание приобретать новые знания ,установление учащимися значения результатов своей деятельности. Воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.

Регулятивные:

формировать умение планировать последовательность действий при работе с  текстом. Выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания; составлять алгоритм выполнения задания.

Познавательные:

совершенствовать  умение  анализировать текст с изобразительно-выразительными средствами языка. Использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания.

Коммуникативные:

совершенствовать  умение строить устное и письменное высказывание ; самостоятельно работать с  текстовыми источниками информации Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения.

совершенствовать приемы распознавания тропов, выявить их эмоциональные, выразительные достоинства. Понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных

метафор,  поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения.

Время: 45 минут

Опорные понятия, термины: образность русской речи, метафора, олицетворение, троп, загадка, переносное значение.

Инструментарий учителя: учебник для 5 класса «Русский родной язык». Авторы: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов,

Л.А. Вербицкая  и др. Москва «Просвещение» 2019 г., § 6 стр. 40 – 49, упр. 37, 42, 43, 44, 46, 47, рубрики «Диалог культур», «Моя Россия», «Толковый словарь».

Домашнее задание (выполняется на выбор): 1) упр. 48; 2) выписать из художественных произведений 5 предложений с метафорами и олицетворениями.    

Методическое обеспечение:

1. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы

основного общего образования.

2. Александрова О. М. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020. – 147 с.

3. Русский родной язык. 5 класс. Методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.] Под ред. О.М. Александровой. – М.: Учебная литература, 2018.

4. Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2018.

Оборудование:

Компьютерная техника .

Мультимедийные средства обучения.Презентация.

Этап

Время

Педагогический инструментарий

Содержание педагогического взаимодействия

Прогнозируемый результат

деятельность

педагога

деятельность

детей

1. Ценно-

стно – эмоцио-нальный

9 мин.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы и приёмы работы:

беседа, фронтальный опрос,

наблюдение,

работа с текстом, игра «Найди пару».

Учитель начинает урок (создаёт эмоциональный настрой):

 - Если ты её подаришь,

  То счастливей каплю станешь.

    На нее ты не скупись,

  С каждым ею поделись.

  -Чем вы должны поделиться  с каждым?

- Здравствуйте, ребята! Молодцы! Вы правильно отгадали загадку!  Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу капельку счастья и с хорошим настроением  начнем наш урок.

 - Любите ли вы загадки?

  - Кто хочет загадать загадку? Отгадайте загадки на слайде (№3)

- Молодцы, ребята. А теперь я хочу предложить вам игру.

Предлагает учащимся игру «Найди пару». (На основе упр. 37).  

- Прочитайте загадки и соотнесите каждую из них с отгадкой.

Организует работу с теоретической статьей  учебника.

- Как вы думаете, что означает слово «загадать»?

 - Отгадайте загадку:

В огороде на дорожке стоит солнышко на ножке.

Рано просыпается, утру улыбается.

-Какие выразительные средства помогли автору придумать загадку?

 - Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю исследовать учебник и найти ответы в статье на странице 41-42.

- Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок? Как его можно назвать?

- Что нам сегодня предстоит сделать на уроке?

Посмотрите на слайд №1,2,  запишите число, тему и цели урока.

Когда тема урока и цели урока определены, учитель знакомит учащихся с термином «тропы».

-Какие тропы помогли автору придумать загадку про подсолнух?

Прочитайте материал о метафоре  и олицетворении на слайдах № 4,5,6,7

Подумайте, как вы представите информацию для одноклассников.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Загадывают загадки и отгадывают их.

Выполняют упр.37 «Найди пару».

Исследуют статью в учебнике, находят ответы на вопросы, выделяют важную информацию о языковых выразительных средствах: метафоре, олицетворении.

Обдумывают ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока, определяют для себя цели, при необходимости – с помощью учителя.

Анализируют загадку, находят тропы: метафору(солнышко на ножке), олицетворение(просыпается, улыбается).

Смогут выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения заданий.

Смогут определять цель учебной деятельности и способы достижения цели.

2. Ценно-

стно – познава-

тельный

24 мин.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная,

парная,

групповая

Методы и приёмы работы:

беседа,

фронтальный опрос,

наблюдение,

работа с текстом,

работа с рубрикой,

работа с иллюстрацией, работа с электронными ресурсами,

самооценка,

взаимооценка,

кластер.

Организует работу с теоретическим материалом учебника.

 - Внимательно прочитайте теоретические сведения. Подумайте, как вы представите информацию для других учащихся.

 - Чтобы рассказ был полным, продумайте, как включить в него материалы рубрики «Диалог культур» на стр.42, 46 (для 1-ого варианта), материалы рубрики «Моя Россия» на стр. 48 (для 2-ого варианта).                  

Предлагает рассмотреть  репродукцию картины А.И. Куинджи «Берёзовая роща» 1879.  (Репродукция помещена в рубрику «Моя Россия»).

- Что изобразил художник на картине?  Как ему удалось передать красоту березовой рощи? Каким настроением проникнута картина? Каким чувством? Какое поэтическое слово-символ вы можете назвать?

- Прокомментируйте ответы одноклассников, отметьте, чьи выступления были удачными, , построены логично, связно, грамотно.

Формулирует задание, предлагает работать в группах.

 - Ребята, давайте приведем в систему ваши знания, полученные в ходе выполнения предыдущего задания, и составим кластер. Примеры тропов можно привести из теоретических статей и упражнений учебника.(Например, упражнение 44, 46).

Корректирует выполнение заданий.

Проводит физкультминутку.

 - А сейчас ненадолго прервемся, чтобы отдохнуть.

Спал цветок и вдруг проснулся,

(встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

Взвился вверх и полетел.

(бег).

                         

- Какой троп используется в стихотворении?

Организует работу в парах, формулирует задание, корректирует его выполнение.

 

 - Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тему. (Упражнение 43).

 - При работе с текстом обращайтесь к рубрике «Толковый словарь».

 - Если в тексте встретятся незнакомые слова и выражения, обратитесь к толковому словарю С.И.Ожегова.

- Прочитайте текст ещё раз и найдите в нём ответы на вопросы из упражнения 42. Какая часть текста не отражена в предложенном вопросном плане? Запишите вопрос к этому фрагменту текста.

 - Опираясь на содержание текста, расскажите об особенностях значения слов ласточка и утка в русском и английском языках.

- Прокомментируйте ответы одноклассников, отметьте, чьи выступления были удачными, соответствовали задаче высказывания, построены логично, связно, грамотно.

Ученики работают с теоретическим материалом учебника по вариантам. Страница 41-42 (1 вар-т), страница 47 (2 вар-т).          

Отвечают на вопросы.

Готовят связные высказывания, выступают. Оценивают свои ответы, ответы одноклассников, используют памятку. Приложение 2.

Работают в группах, составляют кластер.

Выполняют движения:

Туловище вправо, влево.

Туловище вперед, назад.

Руки вверх, потянуться.

Руки вверх, вправо, влево.

Находят в стихотворении, используемом для проведения физкультминутки, изученное выразительное средство языка.

Работают с учебником, высказывают свои предположения в паре, записывают вопрос, отвечают на вопросы.

Готовят связные высказывания, выступают. Оценивают свои ответы, ответы одноклассников, используют памятку. Приложение 2.

Смогут анализировать информацию, находить и формулировать ответ на поставленный вопрос, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Смогут понимать национальное своеобразие народных и поэтических слов-символов.

Смогут с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Смогут создавать устные монологические высказывания и оценивать их.

Смогут структурировать учебный материал и отображать информацию в схематическом виде.

Смогут осуществлять сотрудничество в паре и  группе.

Смогут понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных

метафор.

3. Ценно-

стно – рефлексив-ный

12 мин.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Методы и приёмы работы:

беседа,

фронтальный опрос,

наблюдение,

работа с текстом,

интерактивное задание.

Даёт задание учащимся.  (Упражнение 47).

- Прочитайте стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина. Какое впечатление оно на вас произвело? Какое время года изображено в стихотворении?

 - В  чём особенность созданных в стихотворении образов? Обратите внимание на «одежды» каждого времени года.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

 - Отметьте языковые выразительные средства, с помощью которых поэт рисует картину поздней осени.

 Устанавливает осознанность восприятия учениками учебного материала.

 -  Решите кроссворд:

 По горизонтали: 1. Троп, в котором слово употребляется в переносном значении, основанном на сходстве. В переводе с греческого значит «перенос».

2. Это особый вид метафоры. Например: «Уж небо осенью дышало».

3. Образное использование прилагательного.

По вертикали: 1. Сопоставление одного предмета или явления с другим.

2. Троп, основанный на чрезмерном преувеличении. Например:  «Я тебе уже сто раз говорил».

Подводит учащихся к обобщению полученных на уроке знаний.

1. В какой сточке перечисленные словосочетания являются метафорами

а) бархат зелени, огонь рябины красной, подошва горы

б) ставить пироги, затрещали голоса, крыло самолета

в) ехать на поезде, ставить дом, считать мух

2. В какой сточке перечисленные словосочетания являются сравнениями

а) надоедливый как муха, железное здоровье, нос самолета

б) как Мамай прошел, ставить стол, ставить диагноз

в) словно лебедь так прекрасна, он горит как печка, ты ко мне как репей пристал

4. Где эпитет?

а) одноглазый циклоп

б) хрустальный голос

в) хитрая лисица

6. Где олицетворение?

а) «Улыбнулись сонные березки…»

б) деревянный стол

в) мохнатый пудель

Организует заключительную беседу с целью выхода на новую тему.

 - Ребята, сегодня мы начали урок с загадок. Давайте и в конце урока вновь к ним вернемся.

 - К какому разделу литературы относятся загадки?  (К устному народному творчеству).

 - Как по-другому называется устное народное творчество?   (Фольклор).

 - Какие ещё произведения устного народного творчества вы знаете?   (Сказки, былины, народные песни и др.)

 - Вот об этих фольклорных произведениях у нас и пойдет речь на следующем уроке.

Задаёт домашнее задание и даёт комментарий к его выполнению.

Домашнее задание. Запишите Д/З на слайде №9.

Работают с упражнением учебника.

Отвечают на вопросы учителя.

Находят средства выразительности.

Выполняют интерактивное задание.

Слайд № 8

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Записывают домашнее  задание (на выбор)

Смогут полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения.

Смогут находить и правильно определять изобразительно – выразительные средства языка.

 Смогут правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...

Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности"

Презентация к уроку родного русского языка "Из истории русской письменности" предназначена учителям родного русского языка, работающим  в 8 классе,  и призвана сопровождать урок по...

Урок родного русского языка в 5 классе по теме "Живое слово русского фольколора"

Технологическая карта урока родного русского языка в 5 классе.Задачи:•  углубить представление о фольклоре,  гуманной направленности устного  народного творчества;•  форм...

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...

Урок родного русского языка Нормы языка

Материал содержит презентацию к уроку "Нормы языка". Презентация будет уместна на уроке обобщения. нацеливает на повторение всех изученных норм языка....