Мастер-класс «Роль смыслового чтения при подготовке к ОГЭ творческое задание 9.1, 9.3. Учимся работать с текстом», занятие 4-5
методическая разработка (9 класс)

Боркивец Любовь Сергеевна

Мастер-класс 

« Роль смыслового чтения  при подготовке к ОГЭ: творческое задание 9.1,9.3.

Учимся работать с текстом», занятия 4-5

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа « Земля родная» Мастер-класс « Роль смыслового чтения при подготовке к ОГЭ: творческое задание 9.1,9.3. Учимся работать с текстом» занятия 4-5 Подготовила: Боркивец Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы, высшая категория Новый Уренгой 2021

Слайд 2

Информативность как признак текста О каких-либо фактах, событиях, людях О способах авторского воздействия на читательское восприятие О цели его создания ( кому предназначен текст, чего хотел достичь автор, на какие вопросы отвечает текст, что актуального вычитывается в тексте ит.д.) Об авторе( об отношение к поднятым проблемам)

Слайд 3

Универсальная схема

Слайд 4

От текста — к темам-высказываниям ( 9.1. ) Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение... И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу. ( М.В. Панов) Например, в предложении 53 ( « С ме х с ветлым ви х рем пронё сс я по в с ем углам, под х ватив и о ш ара ш енную Ню ш у» ) аллитерация помогает услышать шум сильного порыва ветра. Невероятная новость о том, что Гришка смеётся, поразила окружающих, и многозначное слово «высыпали (все)» помогает зримо представить, как в коридоре появилась толпа людей. Уменьшительно-ласкательный суффикс -енък- в слове «Гриш еньк а » и словосочетание со связью примыкание «горестно вздохнув», в котором наречие подчёркивает признак действия, отражают доброе отношение старшей медсестры к мальчику и её беспокойство о том, что Гришка не умеет радоваться и смеяться. Пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 4 помогают понять, по чему не всем детям разрешали играть с клоунами.

Слайд 5

Автор идёт от мысли к словам, а читатель — от слов мысли (9.1.) Нюша представляет, как больницу разрезают надвое и с ней раскалывается весь мир. При этом жираф словно тоже становится на сторону света. Он тоже живой, он тоже входит в местоимение «их» и держит оборону против тьмы: «по капельке» несёт жизнь в «слабенький организм » Гришки. Именно эта метафора помогает представить жирафа верным другом мальчика, спасающим его от смерти. Автор текста всего двумя эпитетами «худенький и бледный» рисует внешность Гришки, и читатель понимает, что мальчик болен. Автор очень тонко раскрывает проблему сопереживания, умения взять на себя боль другого человека. Здоровая Нюша, обнявшая Гришку в тёмном коридоре, представляет их обоих «спасающимися от длинного коридора темноты в сужающемся солнечном луче». Эта метафора помогает понять, что Нюша не просто сочувствует мальчику — она ощущает его страх и желание спрятаться от приближающейся темноты, ставшей и для неё тоже «страшной». Автор дала очень ёмкую характеристику Нюше, сказав, что она «волонтёр». Это иноязычное слово заставляет испытывать к девушке ещё большую симпатию: значит, Ню ша бескорыстно и добровольно помогает больным детям.

Слайд 6

Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя. ( Георг фон Габеленц ) Взволнованность Нюши, её искреннее желание убедить Гришку в том, что «никто не исчезает насовсем», и в то же время невозможность найти нужные слова переданы лексическим повтором слова «пока» в предложении 37 и многоточиями после этого слова. Радость автора от того, что в больницу не поступают новые тяжело больные дети, можно увидеть в использовании вводного слова в предложении 5 ( «В ноябре больных, к счастью , было совсем мало » ). Отношение автора к Гришке как к хрупкому существу передано выбором словосочетаний с подчинительной связью примыкание: « легонько притянув », « осторожно обняла ». Обозначая признак действий, наречия детально их характеризуют. Старшая медсестра, несомненно, добрый человек , она любит Гришку, переживает за него, поэтому её радость от того, что мальчик наконец-то захохотал, передана и фразеологизмом «залилась смехом», и эпитетом «счастливым (смехом)».

Слайд 7

Что даёт подобная методика работы с текстом? Формируем все виды компетенций. Уходим от шаблонов. Вырабатываем навыки анализа текста в единстве формы и содержания. Готовим к работе над заданиями КИМов ОГЭ. Тщательно отбирая для работы тексты с духовно-нравственной проблематикой, развиваем души и умы школьников.

Слайд 8

пример Мне показался очень интересным используемый автором образ окна: около него Гришка любил стоять (21), к нему они встали с Нюшей для разговора о «чём-то важном» (14), и к нему попятилась Нюша, после того как мальчик задал ей свой вопрос (27). Через окно в больницу попадают солнечные лучи, и в тексте оно становится символом источника света, то есть надежды. Именно у него «спасались » от коридора темноты Нюша, Гришка и жираф. А я думаю, что талант писателя проявляется не только в том, что в тексте названо и описано, но и в том, что не названо, однако в тексте читается во многом, незримо присутствует (образ смерти). Образ смерти автор передал метафорой «самый хищный зверь». И правда, кто может победить её? И поэтому сразу понятно становится, почему автор употребил эпитет «отчаянный енот». Автор с помощью олицетворения «подкрадывающаяся... страшная тьма» создал действительно жуткий образ какого-то хищника, готового в любой момент напасть на мальчика и убить его. Однако Нюша заговорила «твёрдо и громко », словно прогоняя этого зверя и желая показать, что его никто не боится. Я обратил внимание именно на эту роль обстоятельств. Наверное, никакой другой эпитет, кроме «предательский (комок в горле)», не передал бы так точно мысль о том, что Нюша очень старалась скрыть от Гришки боль за него, боясь напугать мальчика своими слезами, но так и не смогла это сделать. Я тут подумал, что, вероятно, причиной тяжёлой болезни Гришки стало какое-то простудное заболевание, давшее осложнение, и мальчик об этом знает. Потому он и повязывает на «жирафа » свой шарф, стараясь уберечь его от подобной болезни. Придаточное цели в предложении 9 наводит именно на эту мысль. Гришкин внезапный смех был настолько неожиданным для Нюши, что никакой другой эпитет, кроме «ошарашенная», не смог бы точнее передать её состояние! .

Слайд 9

А вот интересно, сам автор действительно так работает над словом, что заменить это слово другим потом просто невозможно, или это происходит случайно? Вот посмотрите, как связан эпитет «смеялся заразительно » с последующим развёрнутым сравнением «...Смех светлым вихрем пронёсся по всем углам, подхватив и ошарашенную Нюшу ». Ведь автор здесь нарисовал какую-то эпидемию радости! «Он смеялся в сердце каждого, а они смеялись в его сердце». Вроде бы должно быть в этом сложносочинённом предложении значение противопоставленности, однако, на мой взгляд, оно как-то теряется из-за действия, которое объединяет всех причастия (эпитеты) «остывающее, слабеющее » не только образно описывают ноябрьское солнце, но и помогают увидеть его признак как бы в процессе изменения. Меня поразило, как автор сразу «оживил » «жирафа», включив его тоже в местоимение «их», которое указывало на Гришку и Нюшу. «Жираф» тоже спасается вместе с ними! И ведь автор сначала это слово берёт в кавычки, а потом их убирает. Значит, жираф становится действующим персонажем! Обратила внимание на то, что текст «чёрно-белый»: темнота, мрак — и свет . Причём тёмноты сначала больше: «длинный коридор темноты », «страшная тьма», «самый тёмный угол коридора», а света — меньше: свет ослабевшего солнца, «сужающийся солнечный луч». Но возникает «светлый вихрь » всеобщей радости, и темноте просто больше нет места в Гришкиной жизни! ...Текст вообще о том, что никакая темнота не страшна, если рядом с тобой есть хоро шие люди! Никогда не приходило в голову, что числительное может быть эпитетом! Но ведь «первый (смех)» — образное определение, потому что содержит характеристику смеха! А ведь автор показывает, что Гришка сам по-детски пытался бороться с тьмой, мраком, поэтому он и повязал на «жирафа » жёлтый шарф. Солнце ведь тоже такого же цвета!

Слайд 10

От задания 9.3 – к комментарию проблемы на ЕГЭ Задача экзаменуемого – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте. « Учебно-методические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом » Распространённой ошибкой в комментировании является поверхностное прочтение исходного текста: экзаменуемый связывает лексико-грамматической связью ключевые слова исходного текста, оставив в стороне нравственную суть проблемы, ее противоречивый характер, драматическую остроту. Бедность комментария в данном случае обусловлена … недостаточностью общекультурных знаний о данной проблеме, что не позволяет увидеть эту проблему в всей ее широте. «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ »

Слайд 11

От задания 9.3 – к итоговому сочинению ОГЭ. Задание 9.3 ЕГЭ. Комментарий к проблеме ЕГЭ. Итоговое сочинение Построение целостной ценностной картины мира ученика на основе освоения нравственных понятий (концептов), взаимодействие и развитие разных типов мышления (логического, образного, ассоциативного, интуитивного). «Авторскую картину мира, в рамках которой реализуется оригинальный авторский замысел, можно представить в виде структурированной совокупности концептов». Щирова И.А., Гончарова Е.А «Многомерность текста: понимание и интерпретация» Каким предстает данный концепт в художественной картине мира писателя? Концепт – междисциплинарная единица, которая является эффективным средством сближения задач языкового и литературного образования школьников. Особенности художественного мира писателя в рамках анализируемого контекста. Понятие «художественный концепт», позволяющий рассмотреть в единстве художественную картину мира писателя и ценностный мир личности читателя-школьника.

Слайд 12

Даём определение слова Определение - логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определение – это установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных; в левую часть определения входит определяемый термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые слова; уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика. Дать определение слова - это значит подвести данное понятие под другое, более широкое.

Слайд 13

Способы толкования понятий Классическая дефиниция: понятие определяется через родовые и видовые признаки; описание: перечисляются свойства и признаки данного понятия; характеристика: приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия; сравнение: данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него; различение: содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями. В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия , то есть определить его существенные признаки .

Слайд 14

Алгоритмизация как метапредметное умение Я считаю,… По-моему,…Я думаю,… Мне кажется,… Формулируем тезис и поясняем его Почему это так? (Потому что…) (Так как…) Аргументы (доказательства) Что из этого следует? Таким образом,.. Следовательно,… Поэтому… Значит… Вывод

Слайд 15

Определения (эпитеты) Метафоры, олицетворения Слово (концепт) (+) или (-) Сравнения Синонимы Пословицы, поговорки с данным словом Роль этого слова (понятия) Афоризмы с данным словом Фразеологизмы с данным словом Включение в процесс выработки смысла слова; подход к слову как категории мышления и логики – концепту. Антонимы

Слайд 16

Гиперо́нимы — слова с более широким значением, выражающие общее, родовое понятие К кому испытываем? Каким бывает? искренним глубоким неподдельным острым истинным безграничным горячим безмерным подлинным невольным… Сострадание Что может С.? Что можно с ним делать? в тексте свойство качество способность возникать проявляться вызываться испытывать возвышать учиться чувствовать проявлять ощущать выражать…. Синонимы милосердие сочувствие жалость Антонимы безучастность жестокость старики, сироты, больные люди, животные … страдающие живые существа Основа: желание освободить их от страданий Зачем нужно? сближает людей делает человека счастливее, добрее помогает выжить развивает духовно и эмоционально укрепляет веру в себя и в окружающих… Подобно… живой воде эликсиру жизни волшебной палочке: преображает ситуацию эмоции Ищу аргументы в литературе в истории человечества в пословицах в окружающем мире чувство

Слайд 17

Тит Мартышин «Кто лебедя убьёт…» Очерк Кто Лебедя убьёт Факты Реальность актуальность Исключений нет. Кто = каждый= все Символ супружеской верности, духовности, нравственности; птица солнца, белая … Ед.ч. в значении мн.ч. Убить лебедя = убить человека. Грех. « Чёрное дело» Недосказанность – предупреждение. Итог-возмездие(символ бумеранга) Название очерка- микротекст, в нём - антитеза

Слайд 19

О.С.Муравьёва «Как воспитывали русского дворянина» Дворянская честь- закон поведения дворянина Не даёт привилегий, обязывает, делает более уязвимым, чем другие Преобладает над выгодой, безопасностью, рассудительностью Требует храбрости, честности, выработки привычки отвечать за свои слова; Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одёрнуть обидчика, - считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов Поручительство под честное слово – кодекс чести купцов и промышленников Х I Х – начала ХХ века. Нарушить «Честное слово» – навсегда погубить репутацию» Русский предприниматель С.И. Четвериков (21год) руководит семейной разорившейся Городищенской суконной фабрикой (1871г.) после смерти отца. Кредиторы постановили «не теснить» семью обонкротившегося товарища, дать время устроить как-нибудь дело… 1907год, МП, объявление: «Известный капиталист …разыскивает старых кредиторов своего отца…» (сделкам более 30 лет) Дал «Честное слово » на могиле отца; Кредиторы умерли, забыли… «не забыл только я»; понадобилось 36 лет Деловой мир предоставил Товариществу Четверикова неограниченный кредит для любых его начинаний

Слайд 20

Одинокая, брошенная голодная, грязная, некрасивая, озлобленная... «Она никому не принадлежала ; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. <…> когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху , < … > она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу .» «Кусака» Л.Андреев (герой -СОБАКА) Отношение к животным является критерием нравственности человека « Всё живое имеет одну и ту же душу, страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед «грозными силами жизни» ( Л.Андреев) Почему название рассказа «Кусака»? « Грозные силы жизни»? Душевная чёрствость Равнодушие взрослых Жестокость людей Бессердечность Защищается, чувствует недоброжелательность, страх и злобу окружающих Не доверяет людям, кусается Кус-а- к- а Жалость, сострадание к животному (автор)

Слайд 21

Глава 4. Практическая часть 1.Желтыми огнями загорелась осень , частыми дождями заплакало небо , и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи , одну за другой . — 2. Как же нам быть с Кусакой? — в раздумье спрашивала Леля. 3.Она сидела , охватив руками колени, и печально глядела в окно , по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя. — 4.Что у тебя за поза, Леля! 5.Ну кто так сидит? — сказала мать и добавила: — 6.А Кусаку придется оставить .7. Бог с ней! — 9. Жа-а-лко, — протянула Леля. — 10.Ну что поделаешь? 11.Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя , ты сама понимаешь. — 12. Жа-а-лко, — повторила Леля, готовая заплакать . 13. Уже приподнялись, как крылья ласточки , ее темные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала: — 14. Догаевы давно уже предлагали мне щеночка . 15.Говорят, очень породистый и уже служит. 16.Ты слышишь меня? 17. А эта что — дворняжка! — 18. Жа-а-лко, — повторила Леля, но не заплакала < … > 19.Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль. — 20. Скучно, Кусака! — тихо проронила Леля и, не оглядываясь, пошла назад. 21. И только на вокзале она вспомнила , что не простилась с Кусакой.

Слайд 22

Гиперо́нимы — слова с более широким значением, выражающие общее, родовое понятие К кому испытываем? Каким бывает? Напускное Деланное Показное Вежливое Оскорбительное Безжалостное Демонстративное Ледяное Циничное Наигранное Кажущееся …… Бессердечие как критерий безнравственности человека Как искоренить бессердечие? в тексте свойство качество способность Показывать пример Действовать с добром Проявлять человеколюбие Пояснять и показывать в чём заключается счастье Приводить примеры бумеранга жизни… Синонимы безучастность жестокость Чёрствость Подлость, равнодушие Безучастность… Антонимы милосердие сочувствие жалость Старики, сироты, слабые люди больные люди, животные, Природа… страдающие живые существа Основа: Месть, злоба. Зависть, желание причинить боль К чему приводит бессердечие? разъединяет людей делает человека (живое существо) недоверчивым, закрытым приводит к гибели развивает обиду на всех, озлобленность разврушает веру в себя и в окружающих… Подобно… болезни Душевной пустоте разрушает эмоции Ищу аргументы в литературе в истории человечества в пословицах в окружающем мире чувство

Слайд 24

Ч а с т и 3 ОГЭ, ЕГЭ, жизнь Русский язык РРЯ История Обществознание Литература РРЛ Человек, владеющий одним из важнейших навыков – навыком убеждения , необходимым ему для успешного развития карьеры и достижения поставленных целей. Науки, где всё должно иметь чёткую доказательную базу.

Слайд 25

Бездушие Безжалостность Бесчеловечность Великодушие Взрослость Героизм Детство Доброта Доверие Дружба Жадность Жестокость Жизнелюбие Заботливость Зависть Любознатель-ность Малодушие Мечта Милосердие Обида Отвага Подвиг Подлость Предательство Природа Родина Сила воли Смелость Совесть Сострадание Талант Упорство Фантазия Целеустремлён-ность Человечность Эгоизм Честь

Слайд 26

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результативности мастер-класса. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов. Анкета для участников мастер-класса (google.com)

Слайд 27

Благодарю за внимание!

Слайд 28

Проект «Приемы смыслового чтения» Авт. Дозморова Е.В., дир Центра инноваций в образовании ФПК и ПК ТГПУ, к.п.н.. - https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. Технология вариативного обучения / под. ред. Пикан В.В./ Учебно-методическое пособие.: УЦ Перспектива, 2008 Дозморова Е.В. Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики. Методическое пособие для учителей математики–Томск 2008. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. – https://slovesnic.ru/attachments/article/303/frrozhdest.pdf Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 классах – https://www.kreativ-didaktika.ru/bailainer-obuchenie/didakticheskii-tramplin/razvitie-navykov-smyslovogo-chtenija.html Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования.- http://www.licey21.edusite.ru/DswMedia/formirovanie-osnov-smyslovogo-chteniya-v-ramkah-realizatsii-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие стратегий смыслового чтения и работы с текстом в биологическом образовании"

Презентация рассказывает о нескольких приёмах формирования грамотной работы с текстом на уроках биологии.Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все д...

Мастер-класс "Развитие навыков смыслового чтения"

Тема: Развитие навыков смыслового чтения как средство формирования метапредметных умений Цель : показать роль смыслового чтения для формирования метапредметных умений, через различные приемы....

Сценарий мастер – класса по теме «Смысловое чтение как прием формирования УУД»

Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить сегодня...

Мастер-класс «Роль смыслового чтения при подготовке к ОГЭ творческое задание 9.1, 9.3. Учимся работать с текстом», занятие 3-5

Занятие направлено на освоение различных механизмов смыслового чтения при подготовке к ОГЭ творческое задание 9.1, 9.3, на решение лингвистических задач при работе с текстом....

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»...

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»

Мастер-класс «Приёмы формирования смыслового чтения»...

Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики»

поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные ...