Материалы к урокам
план-конспект урока (5 класс)

Джаббарова Джамила Булудовна

Надеюсь, что предоставленные конспекты  и презентации вам пригодятся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока: формировать компетенции речевого этикета с помощью универсальных учебных действий

Задачи.

Учебная:

  1. Способствовать формированию компетенции речевого этикета с помощью УУД

Развивающая:

  1. Развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательная:

      1. Воспитывать уважение к собеседнику путем использования этикетных слов и оборотов речи.

        Оборудование урока:

1. На доске эпиграф:      Заговори, чтоб я тебя увидел    (Сократ).

2. Слайды на интерактивной доске. 

3. Задания группам: карточки с описанием речевой ситуации.

4. Карта деятельности для каждого ученика.

        Ход урока.

1.Оргмомент.СЛАЙД 1:  Начинается урок.

                                             Он пойдет, надеюсь,  впрок.

                                             Постарайтесь всё понять,

                                            Хорошо  запоминать.

 2. Формулирование темы урока       

- Привет, малявки!

- Почему вы так удивлены?
- Я неправильно обратилась к вам?
- А как же я должна была вас поприветствовать? Почему?
- Итак, как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке?
 

Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Как называются такие слова?

- Раскройте тетради. Запишите дату, классная работа, тему  урока. СЛАЙД 2

- Какой может быть сегодня цель нашего урока? Чего вы ждете от сегодняшнего урока? СЛАЙД 3 

- Что мы с вами должны узнать? Чему научиться? 

Заполните  карту деятельности (2-3 вопроса)

 Карта деятельности ученика

Что я хочу узнать на уроке?_______________________________________

Чему хочу научиться?____________________________________________

Настроение____________________________________________________

Какой вид работы меня заинтересовал_______________________________

Чему я научился__________________________________________________

1) Слово учителя с элементами беседы.

-Знаете ли вы, что такое этикет? (Прочитать толкование этого слова на плашке на стр. 116 учебника). СЛАЙДЫ 4, 5

Сообщение ученицы об истории этикета:

- Как возникло это слово? О, это очень интересная история.
Однажды король Франции Людовик 14 решил устроить бал и гостей к себе позвал из разных стран. Он подумал, что в разных странах разные обычаи, и не все знают, как вести себя при дворе. Поэтому, чтобы был порядок, он придумал удобные для всех правила поведения и раздал их на ярлычках, этикетках. Дамы прикрепляли их к вееру, господа –  к манжету камзола. Все чувствовали себя легко и непринужденно. Итак, главная цель этикета —  удобcтво и комфорт.

 Из истории русского речевого этикета

СЛАЙД 6 :Владимир Мономах

СЛАЙД 7: Петр I

Петр Первый, побывав в Европе, перенес этикет в Россию. Как наказывал себя вести себя царь? (Не ругаться, не перебивать друг друга, не спорить, спрашивать разрешения у старших)

- А как вы понимаете слова «речевой этикет»? (Правила поведения, принятые в речевом общении между людьми)

- Какие вы знаете правила речевого этикета? Запишите слова приветствия – 1 вариант, прощания – 2 вариант, извинения – 3 вариант, благодарности – 4 вариант, просьбы – 3 ряд.

 

СЛАЙД 9: В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», прочитанной нами на уроках литературы, А. С. Пушкин писал:

Вмиг по речи распознали,

Что  царевну принимали…

-Как вы думаете, почему богатыри поняли, что к ним пришла царевна?

- Ознакомьтесь с высказыванием древнегреческого философа и ученого, написанным на доске. Как вы понимаете эти слова?

- Какими бы вы хотели выглядеть в глазах других людей? (Культурными, вежливыми, воспитанными)

- А что нужно делать, чтобы стать  воспитанным, вежливым, культурным? (Соблюдать этикет)

Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас.

Три ученицы  разыгрывают сценку, одна из которых выполняет роль переводчицы. (Индивидуальное домашнее задание)

 - Алло, можно Эллу?

 - Привет, мочалка! Это я.

 - Ты выйдешь гулять?

 - Не могу: шнурки в стакане.

 - Ты фейерверк видела? Ну, как?

 - Ну, кайф! Классно! Потряска!

 - Знаешь, Мадонна приезжает.

 - Да, я от нее торчу.

-  Будешь смотреть ее концерт?

-  Без базара, я же не лох какой-нибудь.

-  До свидания, Элла.

-  Чао, бамбино!  

                  

Переводчик:  

Здравствуй, дорогая подруга.

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Фейерверк – это очень красиво. Зрелище потрясает!

Да, я восхищена  пением Мадонны.

Конечно, я же современная девушка и слышала о ней.

Пока, подружка!

 - Что необычного в этом диалоге?

В наше время этот диалог считается распространённым. Но вы должны знать, что использование таких слов – один из показателей невоспитанности и необразованности.

3.  Тренировочные упражнения.  

1) Работа с текстом.

Упражнение 309.  Русский народ  давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте первую пословицу и объясните, какое правило речевого поведения она выражает. Какие пословицы о речевом поведении вы приготовили дома к сегодняшнему уроку и как вы их понимаете? (Проверка домашнего задания)

Записываем правила в тетрадь:

СЛАЙД 10

  1. Обдумывай, что говоришь.

      2. Внимательно слушай собеседника

      3. Будь всегда добрым и внимательным к окружающим.

      4. Приветствуй всех, кто тебе встретится.

      5. Не забывай поблагодарить всех, кто тебе помог.

      6.  Извинись или попроси прощения у тех, кому причинил неудобства.

СЛАЙД 11    ФИЗМИНУТКА.

- Вы, наверное, заметили, как по-разному каждого из нас называют люди? Мы в течение дня можем быть и Сашей, и Сашкой, и Александром, и Сашенькой. Некоторые обращения звучат ласково, другие – официально, третьи – обидно.

-От чего зависят этикетные слова, которые мы употребляем в речи? Вспомните, как я обратилась к вам в начале урока.( От речевой ситуации)

- Как вы думаете, что такое речевая ситуация?

-  Прочитайте текст на стр. 117 - 118.Что узнали нового из этого текста? СЛАЙД 12. 

4.Контроль усвоения материала – самоконтроль, взаимопроверка

1.Упражнение 310. На доске 4 ученика схематично изображают речевые ситуации:

 в библиотеке, на уроке, на перемене, на улице .

СЛАЙД 13:

2.ВСЕ:

1). Запишите этикетные слова и обороты, которые уместно использовать, обращаясь к старшему по возрасту (1вариант) и в разговоре с товарищем (2 вариант). Какие слова записали ребята 1 и 2 варианта? Почему? 

2). Скажите, пожалуйста, что изменяется в предложении, когда появляются этикетные слова? Я уверена, что вы поняли, для чего нам нужна эта лексика. Давайте проверим, сможете ли вы воспользоваться знаниями, полученными на уроке. 

Упражнение 317. Используя этикетные слова, устно сформулируйте вопрос. 

Как вы поступите в таких речевых ситуациях?

  1.  В школе навстречу вам идет учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Как вы это сделаете?
  2. Учитель занят, разговаривает или проверяет тетради. Вам хочется поздороваться. Ваши действия.
  3. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова?
  4.   Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения?
  5.  У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её?
  6. Определите, может ли интонация изменить значение этикетных слов? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Пламенный привет всем участникам соревнований!” - “Привет, детка! Как дела!”

5. Итоги урока.

Подведем итоги нашего урока. Посмотрите на карту достижений. Достигли вы  целей, которые ставили перед собой в начале урока? Что новое узнали? Какое настроение было у вас в течение урока? Когда было трудно? Чему удивились? Что пожелаете самим себе? А мне?  Я вам желаю…СЛАЙД 14

Как здорово говорить друг другу приятные, добрые слова. Мне нравится с вами работать

 6. Домашнее задание в дневники. СЛАЙД 15

Параграф 21,  упражнение  308

СЛАЙД 16: Спасибо. Мне было с вами приятно работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинается урок. Он пойдёт, надеюсь, впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запомнить!

Слайд 2

Употребление в речи этикетных слов. Цель?

Слайд 3

Задачи урока: Узнать, что такое этикет, этикетные слова, речевая ситуация Научиться использовать этикетные слова в различных ситуациях общения Запомнить и научиться применять правила вежливого общения

Слайд 4

Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом обхождении. (Словарь Ожегова)

Слайд 5

Этикет – это правила поведения человека в обществе. Они распространяются на все стороны отношений человека с другими людьми: на манеру себя вести, на одежду, на жесты и на речь человека. Речевой этикет – это искусство общения.

Слайд 6

Из истории русского речевого этикета В начале XII в. великий князь киевский Владимир Мономах писал в своём «Поучении», обращаясь к читателям: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово».

Слайд 7

В 1717 г. по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало» , в которой давались советы молодым дворянам. Из неё можно было узнать, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Слайд 8

Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали…

Слайд 9

Заговори, чтоб я тебя увидел (Сократ).

Слайд 10

Правила речевого общения 1. Обдумывай, что говоришь. 2. Внимательно слушай собеседника. 3. Будь всегда добрым и внимательным к окружающим. 4. Приветствуй всех, кто тебе встретится. 5. Не забывай поблагодарить всех, кто тебе помог. 6. Извинись или попроси прощения у тех, кому причинил неудобства.

Слайд 11

А теперь «похлопайте» ресничками Для разминки глаз следите за движущимся шариком

Слайд 12

При выборе этикетных слов необходимо учитывать кто кому где и когда говорит

Слайд 13

Задание по вариантам 1 вариант: к старшему по возрасту; 2 вариант: к товарищу. Здравствуйте! Рад вас приветствовать! НУ, бывай! Счастливо оставаться! Чао! Хеллоу! Имею честь откланяться! Салют! Жму вашу руку! Здорово, братец! Не поминай лихом! Добрый вечер! Лёгок на помине! Доброго здоровья! Добро пожаловать! Здравия желаю! Наше вам с кисточкой! С добрым утром! Прощай! Спокойной ночи! Извините! До свидания!

Слайд 14

Итоги урока Знать этикетные слова и правильно использовать их в зависимости от речевой ситуации

Слайд 15

Домашнее задание Написать письмо, адресованное кому-нибудь, используя этикетные слова и выражения.

Слайд 16

Спасибо ! Мне было приятно с ВАМИ работать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.

Тема урока: дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать  звуки  ш-ж”. Учить учащихся г...

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока

Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ

Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...