Урок русской родной литературы в 10 классе по рассказу Александра Грина «По закону»
учебно-методический материал (10 класс)

Фирсова Татьяна Викторовна

Знакомство с рассказом А. Грина, анализ текста, поиск проблем, которые ставит писатель в произведении;  развитие самостоятельного мышления, приобщение учащихся к исследовательской работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_a._grinu.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

«Простить или наказать?»

(Урок русской родной литературы в 10 классе по рассказу

Александра Грина «По закону»)

Цель: Знакомство с рассказом А. Грина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в произведении; развивать навыки анализа текста; содействовать развитию самостоятельного мышления, приобщать учащихся к исследовательской работе, высказывать собственное мнение о проблеме; развивать устную речь; актуализировать личный опыт учащихся, формировать лучшие их нравственные качества.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: освоить способы анализа эпического произведения малой формы; определить цель деятельности на уроке с помощью учителя; составить алгоритм, определяя последовательность действий; ориентироваться в разнообразии способов решения литературоведческих задач; осуществлять рефлексию деятельности; осуществлять контроль деятельности. 

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные УУД: сознание возможностей литературы для самовыражения и развития творческих способностей обучающихся; принятие и освоение обучающимися предложенной социальной роли; сформировать мотивации к обучению и познанию учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, контроль знаний учащихся.

  1. Кроссенс – Жизнь и творчество Александра Степановича Грина.

1.        Настоящая фамилия писателя – Александр Гриневский (Грин – творческий псевдоним). Он родился 11 августа (23-го по новому стилю) 1880-го года в городе Слободской Вятской губернии.

2.        В 1906–1908 гг. в жизни А. Грина наступил перелом. Летом 1906 г. из-под его пера вышли два рассказа, которые были опубликованы осенью этого же года. Жанр ранних рассказов был определен как “агитброшюра”. Они были посвящены солдатам царской армии, которые после революции 1905 г. часто устраивали кровавые карательные рейды

3.        В 1914 г. Александр Грин стал сотрудничать с журналом “Новый сатирикон”. Этот журнал опубликовал его сборник “Происшествие на улице Пса”. После начала Первой мировой войны в творчестве писателя наметился очередной перелом. Его рассказы стали носить антивоенный характер.

4.        В начале 1920 г. Грин приступил к своему первому роману “Блистающий мир”. В 1924 г. произведение было напечатано в Ленинграде. Наиболее ярко его литературный талант проявился в рассказах “Фанданго”, “Крысолов”, “Словоохотливый домовой”.

5.        Свою самую знаменитую повесть «Алые паруса» Грин начал писать в 1916 году, и закончил работать над ней в 1922-м. Это произведение он написал в честь своей жены Нины. Писатель не вынашивал эту идею долго и мучительно, наоборот, все получилось достаточно спонтанно. В одном из магазинов игрушек он увидел корабль с белым парусом. Именно тогда он понял, что это какая-то подсказка, но сразу не мог ее сформулировать и понять. И только спустя немного времени, когда он представил эту лодочку под алым парусом, он вдруг увидел развитие сюжета.

6.        Многие действия в произведениях Александра Грина происходят в какой-то вымышленной стране, которую он никак не конкретизировал. Название у этой страны появилось только благодаря стараниям критика Корнелия Зелинского, который предложил дать ей имя «ГРИНЛАНДИЯ». По мнению некоторых исследователей, это место все-таки есть на карте, и находится оно на юге морской границы Китая. Это мнение ученые обосновали тем, что автор часто упоминает в своих произведениях Тихий океан, Новую Зеландию и другие.

7.        Музей открыт в доме, где с 1924 по 1929 год жил писатель (в этом доме Грин написал такие свои произведения, как «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана» и множество рассказов). Открытие музея состоялось 9 июля 1970 года (решение о создании музея было принято в 1966 году). Первые годы новый музей функционировал как отдел Феодосийского краеведческого музея.

8.        Умер А. Грин на руках у третьей жены, Нины Николаевны Алонкиной, с которой счастливо прожил 11 лет.  Именно ей посвятил автор свои романы и стихи.  После смерти супруга, Нина Николаевна прожила еще 40 лет, и именно она была инициатором открытия музея писателя.

9. «По закону» – рассказ русского писателя, прозаика, поэта, представителя неоромантической школы Александра Грина. Написан в 1924 году. Впервые опубликован в 1927 году в сборнике «По закону».

2. Задание-исследование. Первые две части этого произведения посвящены образу рассказчика.

Кто является рассказчиком в этом произведении? Что о нем мы узнаем из текста?

Александр Грин, по выражению К.Г. Паустовского, был фантазером. С детства мечтал о морской службе. Все моряки ему представлялись как красивые, мужественные, великолепные люди.

ЦИТАТЫ…

Таким образом, Александр Грин – романтик, певец моря. Между рассказчиком и автором много общего. Это автобиографический рассказ.

«До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения…»- писал Александр Грин. Настоящий мечтатель и великий гуманист, в своих книгах он создал сказочный мир, где настоящее чудо можно сотворить своими руками, где сама природа призывает верить в добро. Сам писатель считал, что, сколько бы в мире ни было зла, с ним надо жить и внутренне его побеждать.

  1. Стадия вызова

Репродукция картины Николая Лосева «Блудный сын».

Вопросы:

  1. Что вы видите?

 Репродукцию к известной притче «Возвращение блудного сына».

2. Что вы об этом думаете?

Отец рад возвращению сына, которого считал потерянным. Он простил ему все его поступки  и грехи. Он рад его возвращению, ведь нашел то, что потерял.

3.О чем вас заставляет это задуматься?

Не все умеют прощать. Не всегда хватает для этого человеческих качеств. И очень часто именно это становится причиной многих бед, горя, и даже войн.

  1. Вопросы, направленные на понимание сути притчи.

Почему отец простил сына?

Что заставляет вас так думать?

Как вы это узнали?

4. Подведение к формулированию темы: 

А это важно уметь прощать? Нужно ли прощать? Всегда ли нужно прощать?

Приведите, пожалуйста,  примеры из жизни, когда вам приходилось кого-то прощать.

 И что значит, простить? А если не простить, то значит, нужно наказать?

  Итак, тема урока  «Простить или наказать?» Размышления над этим вопросом мы продолжим после того как познакомимся с третьей частью рассказом А. Грина «По закону».

  1.   Чтение рассказа.
  2.   Обсуждение понимания сути рассказа

Ожидали ли вы  такой  концовки  рассказа?  

Чего не хватило герою отрывка для прощения?

Итак, матрос товарища не простил, он считает, что виновник  должен быть наказан по закону.  Ведь он нанес травму, он виновен. Значит,  должен  за это ответить. В глубине души он понимает ситуацию и мог бы войти в положение обидчика, но… не хватило каких-то душевных качеств.

(Не хватило сострадания и милосердия, каких-то душевных позывов, не смог поставить себя на место обидчика. )

Как вы это узнали? (Из поведения и речи других персонажей рассказа, тех, кому искренне жалко героя,  тех, кто пытается отговорить раненого моряка.)

  1. Работа  над проблемами, которые поднимает автор в тексте.

Каждый из вас на листочке бумаги в таблице записывает те проблемы, которые поднимает автор

№1   Проблема умения прощать,  милосердия и сострадания, человеческой доброты.

№2   Проблема раскаяния и признания своей вины.

№3   Проблема соответствие  внутренней силы, мужеств, человечности   (в умении прощать)    внешней красоте человека.

№4   Проблема несоответствия юридического закона и нравственных поступков.

Проблемы

Позиция автора

Позиция ученика

Проблема  умения прощать,  милосердия и сострадания, человеческой доброты.

Раненый моряк должен был простить обидчика, у которого  жена и дети. Его ожидают каторжные работы. Его военная карьера рушится навсегда.  

Библия гласит: «Люби ближнего своего, как самого себя; делай другим то, что ты желал бы, чтобы делали тебе» – вот выражение самого полного милосердия, так как оно заключает в себе все обязанности относительно окружающих.

Проблема раскаяния и признания своей вины

Обидчик полон раскаяния, он признает свою вину.

Человек, совершивший преступление и раскаявшийся в этом, заслуживает прощения.

Раскаяние всегда помогает искупить вину для самого себя, но не всегда меняет мнение других людей, потому что преступление – это грех, за который нужно нести ответственность

Проблема соответствия  внутренней силы, мужеств, человечности   (в умении прощать)    внешней красоте человека.

Раненый моряк казался сильным человеком «рыцарем», но истинная красота  и сила человека в его поступках

Рассказчик понял, что идеализировал моряков, а они такие же простые грешные люди, как и везде. Красота человека не во внешнем облике, не в форме, а в его внутреннем мире, в умении понять и простить раскаявшегося, понявшего свою вину человека.

Проблема несоответствия юридического закона и  нравственных поступков

Нравственное чувство  подсказывает более правильное решение, чем юридическое

Если бы матрос простил своего обидчика, для того это было бы нравственным уроком на всю жизнь. А с ним поступили «по закону», неизвестно, как это отзовётся на его судьбе и поступках в дальнейшем.

 (Обсуждение  в группе проблемы по очереди. Каждый зачитывает, остальные могут вносит изменения в свои записи)

  1. Распределение Ролей:  

Участник №1 - позиция пострадавшего моряка

Участник №2 - позиция обидчика

Участник №3 - позиция автора

Участник №4 - позиция читателя

Каждый участник в зависимости от своей роли записывает свою позицию в течение 2 минут, 15 секунд сначала обдумывают ответ.  Остальные задают ему вопросы.

Каждый участник зачитывает свой ответ.  Поочередно встают участники одного номера и зачитывают свои ответы, если они не совпадают.

7. Стадия рефлексии:

    Ребята, а чем растревожил  вас этот рассказ, о чём заставил задуматься?

Подобные вопросы неизбежно встают перед каждым совестливым человеком. На таких читателей и рассчитывает А. Грин, пытаясь растревожить души людей, показать со стороны общие для всех проблемы. (Заслушивание устных ответов ребят)

Прошу вас, попросите прощения у своих одноклассников, пусть даже за небольшие поступки или за обидные слова, которыми вы могли нанести маленькую рану другу. - ПРОСТИ

      8. Домашнее задание: на выбор.

1 задание. Написать сочинение на тему «О чем заставил меня задуматься рассказ».

2 задание. Составить вопросы к рассказу  по содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по родной литературе 10 класс "П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоонноро"

Урок внеклассного чтения с объяснительно-иллюстративным методом,  использованием  аудиопрослушивания и мультимедиа. Авторский образовательный ресурс «П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоон...

Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...

Поиски русскими писателями 2-ой половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы. 10 класс

Презентация обзорного урока в конце года. Выстроена в свете требований ФГОС....

Планирование уроков по русской родной литературе и родному русскому языку для 7 классов

Содержит тематическое планирование и рабочую программу по новому предмету. Составлена на основе примерной программы ,вязтой с сайта НИРО(Нижегородский институт развития образования)...

Рабочая программа по русской (родной) литературе, 5 класс

Рабочая программа по новому предмету Русская (родная) литература для 5 класса...

Контрольная работа по русской родной литературе 9 класс

Фамилия Имя____________________________________________ 1. Определите жанр произведения «Белеет парус одинокий»?А) рассказ...

«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.

Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...