Контрольная работа по русскому родному языку 8 класс
методическая разработка (8 класс)

(1) В глубине Грузии есть местечко Гелати. (2) Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют.           

(3) Здесь же стоит тихий и древний собор с потускневшим от времени крестом на маковице. (4) Собор, воздвигнутый еще Давидом-строителем в далекие и непостижимые, как небесное пространство, времена.

    (5) Все замерло и остановилось в Гелати. (6) Работает лишь время, оставляя свои невеселые меты на творениях рук человеческих.                                                                                                                                   (7) Вот дарница — огромное деревянное дупло, куда правоверные, приходившие поклониться богу и памяти зодчих, складывали дары свои: хлебы, фрукты, кусочек сушеного мяса или козьего сыра.

(8) В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу.

(9) Медленно и тихо ступил я в собор. (10) Он был темен от копоти. (11) С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. (12) В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. (13) И то проступал скорбный глаз пресвятой матери-богородицы, то окровавленная нога распятого спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий  чистотою красок.

(14) Мне объяснили: по дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. (15) Но царь Давид ставил собор на века, и меж кровлей купола по его велению была налита прослойка свинца. (16) От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы чужеземных завоевателей. (17) Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождем облил православный бог.

(18) Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели.

(19) Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем. (20) Память темным и холодным крылом опахивает здесь человеческое сердце.

                                                                                                                                                (По В. П. Астафьеву*)

1.       Определите стилистическую принадлежность текста и тип речи.

2.       Определите основную мысль текста.

3.       В предложении (2) замените слово БЕЧЕВКИ стилистически-нейтральным синонимом

4.       Выпишите грамматическую основу предложения (19),составьте схему этого предложения.

5.        Замените словосочетание «ГЕЛАТСКОГО СОБОРА» ,построенного на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

6.       Из предложения (20) выпишите примеры средств выразительности, объясните, как вы понимаете их смысл.

7.       Как вы понимаете смысл  предложения (20)?

8.       Среди предложений (3-6) выберите предложение с обособленным определением. Обоснуйте свой выбор.

Среди предложений (10-13) выберите предложение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrya_polugodovoy_8_klass_v-1.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

(1) В глубине Грузии есть местечко Гелати. (2) Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют.            

(3) Здесь же стоит тихий и древний собор с потускневшим от времени крестом на маковице. (4) Собор, воздвигнутый еще Давидом-строителем в далекие и непостижимые, как небесное пространство, времена.

    (5) Все замерло и остановилось в Гелати. (6) Работает лишь время, оставляя свои невеселые меты на творениях рук человеческих.                                                                                                                                   (7) Вот дарница — огромное деревянное дупло, куда правоверные, приходившие поклониться богу и памяти зодчих, складывали дары свои: хлебы, фрукты, кусочек сушеного мяса или козьего сыра.

(8) В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу.

(9) Медленно и тихо ступил я в собор. (10) Он был темен от копоти. (11) С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. (12) В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. (13) И то проступал скорбный глаз пресвятой матери-богородицы, то окровавленная нога распятого спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий  чистотою красок.

(14) Мне объяснили: по дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. (15) Но царь Давид ставил собор на века, и меж кровлей купола по его велению была налита прослойка свинца. (16) От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы чужеземных завоевателей. (17) Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождем облил православный бог.

(18) Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели.

(19) Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем. (20) Память темным и холодным крылом опахивает здесь человеческое сердце.

                                                                                                                                                (По В. П. Астафьеву*)

  1. Определите стилистическую принадлежность текста и тип речи.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. В предложении (2) замените слово БЕЧЕВКИ стилистически-нейтральным синонимом
  4. Выпишите грамматическую основу предложения (19),составьте схему этого предложения.
  5.  Замените словосочетание «ГЕЛАТСКОГО СОБОРА» ,построенного на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  6. Из предложения (20) выпишите примеры средств выразительности, объясните, как вы понимаете их смысл.
  7. Как вы понимаете смысл  предложения (20)?
  8. Среди предложений (3-6) выберите предложение с обособленным определением. Обоснуйте свой выбор.
  9. Среди предложений (10-13) выберите предложение с обособленным обстоятельством. Обоснуйте свой выбор.
  10. В предложении (4 ), напишите значение словосочетания «НЕПОСТИЖИМЫЕ ВРЕМЕНА».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русской литературе (5 класс)

Объёмная разноуровневая контрольная работа по русской литературе за курс 5 класса включает в себя тестовые задания как с выбором вырианта ответа, так и открытые задания с необходимостью самому ответит...

публичное представление собственного инновационного опыта работы учителя русского, родного языка и литературы

Представление опыта работы. Учителю-словеснику поручена   высокая духовная миссия: строить жизнь человека, заложить в души учеников высокие нравственные принципы. ...

Карточки для самостоятельной работы по русскому (родному) языку.

Данный материал предназначен для самостоятельных и проверочных работ по русскому (родному) языку в 7 классе....

Контрольная работа по русской родной литературе 9 класс

Фамилия Имя____________________________________________ 1. Определите жанр произведения «Белеет парус одинокий»?А) рассказ...