История в слове: наименование предметов традиционного русского быта. часть 2
план-конспект урока (5 класс)

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского родного языка в 5 классе

«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта». Часть 1.

Ф.И.О.

Плесовских Евгения Владимировна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский родной язык

Класс

5

Тема урока

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Мультимедийное оборудование.

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Задания для обучающихся

Листы самооценки

Базовый учебник

О.М. Александрова «Русский родной язык»

Цель урока

  1. Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;
  2. формирование представлений об облике русской деревни, о традициях русского народа;

3) Познакомить с лексическим значением устаревших слов.

4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

Задачи урока

направленные на достижение предметных результатов:

- создать условия для активизации использования изученных ранее тем.

- расширять понятийную базу;

- обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта»

направленные на достижение личностных результатов:

- актуализировать жизненный опыт учащихся;

- формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам;

- развивать представление о жизни и быте крестьян;

направленные на достижение метапредметных результатов:

- создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач;

- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека.

Универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок)

Личностные:

- развитие мотивации учебной деятельности;

- развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

- осознание степени своего освоения материала;

- формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.

Методы и формы обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная.


Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.

Учитель читает:

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель: Совсем недавно мы с вами познакомились с Древней Русью. Узнали, что дома строились без единого гвоздя, а внутренне убранство избы было одинаковым для крестьян, как северных районов Руси, так и южных. В каждой избе стояла русская печь, а над ней были полати, в каждой избе были красный угол, кони и бабий кут. Различались избы лишь тем, как украшал её хозяин и хозяйка.

Дома вы должны были подготовить иллюстрации к фразеологизмам. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети выходят к доске и вешают рисунки при помощи магнитов).

3. Выявление места и причины затруднения. Слайд №4

-Посмотрите вокруг. Какие предметы вы видите? (На столе стоит различная  хозяйственная утварь: самовар, расписные ложки и чашки, горшок, чугунок и т.д.)

Многие предметы крестьянского труда и быта ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы быта и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)

-Почему не получается? (слов не знаем)

-Хотите узнать историю слова? Есть среди вас любопытные?

-Так о чем мы будем сегодня говорить? (о предметах русского быта)

- Какая тема нашего урока? (Ответы детей)

Учитель: Запишите тему урока (Слайд 1)

Учитель: А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора? (Ответы детей)

Учитель: Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим  предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Учитель: Прочитайте слова (Слайд 2)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

- Как вы понимаете данные строки? Почему так важно «прошлым дорожить»? Свой устный ответ аргументируйте.

(Ответы детей)

Учитель: В наше компьютеризированное время меньше внимания стало уделяться русской культуре и быту, поэтому необходимо серьёзно задуматься над проблемой приобщения к истокам русской народной культуры. С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой.

Как жили русские люди?

Чем украшали свой быт?

Какую роль в жизни человека играл каждый предмет?

Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Учитель: Изба была полна разной утвари. Ребята, а вы знаете, что такое УТВАРЬ? (Ответы детей)

Давайте проверим ваши ответы по словарю Даля.

(Ученик зачитывает словарную статью) 

Давайте запишем новое слово в свои тетради (Слайд 3)

В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж, забирала его в дом мужа. В Красном углу отводилось место для икон.

Печь это место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. В печи готовили еду. В чугунах специальная, прочная, жаростойкая посуда. Кочерга - инструмент для печи, которым сдвигали угли после прогорания поленьев. Ухват использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке. Самовар берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития. Воду для самовара приносили ведрами, используя коромысло. Ложки раньше были деревянными, а вилок вообще не было. Одним из блюд русской кухни была каша.

(Слайд 4)

Да и посуда была разной: из дерева, из бересты, из глины, а железная посуда появляется уже в 20 веке. (Слайды 5-7)

5.        Работа с текстом учебника упр. 31 на стр. 34-35. Каша.

В каких значениях употреблялось слово каша нашими предками? Какие из них сохранились в современном русском языке?

Какие пословицы со словом каша приводятся в словарной статье? Понятен ли смысл этих пословиц?

С какой целью толкование значения слова сопровождается в статье пословицами? Как вы думаете, почему так много пословиц со словом каша?

Какие сведения о жизни, быте, обычаях русского народа можно получить, прочитав заметки В. И. Даля к слову каша?

6.        Выполнение упр. 34 на стр. 38.

(У каждого ученика на парте лежит лист с заданием и текстом)

  1. Физкультминутка.
  2.  Учитель: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово? (Слайд 4)

Итак, как мы с вами узнали по словам В.И. Даля, автора «Толкового словаря великорусского живого языка», утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

Дома вы провели небольшое исследование «История в слове». Послушаем небольшой рассказ о вещах, указанных под номерами: 1 – прялка; 2 – светец; 3 – ухват; 4 – лапти; 5 – кадушка; 6 – сундук; 7 – решето. О них расскажут наши «экскурсоводы». (Экскурсоводами являются члены краеведческого кружка или подготовленные учащиеся). Слайд №5-

1. Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания. (Слайд 5)

2. Светец. В старину светцом называлось осветительное устройство, состоящее из подставки и укрепленной в ней лучины. В «Словаре устаревших слов русского языка» Р. П. Рогожниковой и Т. С. Карской находим толкование: «Светец – подставка для лучины, освещавшей жилье, и вместе с лучиной являвшаяся осветительным прибором». Если говорить об этимологии этого слова, то, нетрудно заметить, что оно происходит от существительного «свет», которое, в свою очередь, пришло к нам из старославянских и древнерусских языков. При образовании нового слова ударение сместилось на последний слог. (Слайд 6)

3.Рогач (ухват) - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Им захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой.

Он считался печным инвентарем и всегда был под рукой у хозяйки, в случае незваных гостей ухват мог применяться и в качестве оружия. Про ухват загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез». Некоторые чугуны были в объеме до 2-х ведер, женщина, чтобы поднять такой чугунок в печку на ухвате, должна обладать хорошей физической силой. (Слайд 7)

4. Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти, и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом») и недолговечности.

Лапти прочно вошли не только в повседневную жизнь крестьян, но и обогатили наш язык. Кроме упомянутых выше выражений, можно, к примеру, вспомнить «лаптем щи хлебать» (жить в нищете и невежестве) и «быть деревней лапотной» (прослыть некультурным или нищим человеком). (Слайд 8)

5. Кадушка. Кадь или кадка - ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. Основное отличие кадки от бочки: кадка может находиться только в стоячем положении, а бочки, закрыв крышками и затычками, можно положить и перемещать в лежачем положении. Это выявил ещё Владимир Иванович Даль и  назвал кадку «стойковой посудиной».

Само слово происходит от древнегреческого «кадо», означающего «кружка» или «ведро». Обычно в кадях держали хлеб, крупу, зерно и муку. (Слайд 9)
6. Сундук - тяжелый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком. В Россию сундук пришел с Востока и стал «главой» всей домашней мебели. В дневное время он использовался как лавка, ночью на нем спали. Но всегда он служил главным хранилищем для вещей, драгоценностей и предметов домашней утвари. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной. (Слайд 10)

7. Решето - предмет хозяйственной утвари в виде деревянного обода, на который натянута сетка, служащая для просеивания муки и т. п. О происхождении слова решето спорят. Есть предположение, что оно связано исчезнувшим из языка словом рѣхъ — «дыра», «отверстие». О том, что такое слово когда-то в русском языке было, можно догадаться по слову прореха («дыра»). Тогда решето – это что-то дырявое. Решетом воду носить – бессмысленное, пустое занятие. (Слайд 11)

Учитель: За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. У каждой из этих вещей своя история. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна.

6. Первичное закрепление.

Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданиями.

1-ая группа: “Изба, как образ мира” (Приложение 1)

2-ая группа: «Национальная русская кухня» или «Традиционная пища» (Приложение 2)

- Выступление групп. Оценивание своей работы в группе.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд №21-22

Кроссворд «Утварь русской избы» (Приложение 3)

Ответы. По горизонтали. 4. Лукошко. 6. Сковорода. 8. Горшок. 10. Самовар. 11. Ухват. По вертикали. 1. Сито. 2. Чугунок. 3. Корыто. 5. Кадка. 7. Короб. 9. Кочерга.

Оценивание своей работы

7. Включение в систему знаний и повторение. Слайд №23

Работа в парах.

- Обсудите с соседом предложенные вам русские народные пословицы и поговорки. На какие две группы их можно разделить? Свой ответ аргументируйте. Какие пословицы не вошли в эти две группы? Объясните, почему?

Изба красна углами, обед – пирогами; без веретена пряжи не спрядешь; кто пахать не ленится, у того и хлеб родится; у ленивой пряхи и про себя нет рубахи; не бравшись за топор, избы не срубишь; от хозяина чтоб пахло ветром, от хозяйки — дымом; огород — бабий доход; вскипело б железо, а молотки сыщутся; глину не мять — горшков не видать; всякой вещи — свое место.

-Аргументированный ответ учащихся.

- Не забывайте оценивать свою работу.

8. Рефлексия.

Подведем итоги.

Подумайте и ответьте себе на вопросы:

- Что нового вы узнали?

- Какие сведения из уроков русского языка вам пригодились при выполнении заданий?

- Что было трудно для вас?

-Что было самым интересным?

Учитель: Наши посиделки подошли к концу. Мы с вами говорили о русской культуре, быте русского народа. Нам нужно помнить и беречь традиции наших предков, не забывать своих корней.

Одолевая жизни зло,

Мы чуем с предками родство.

Их золотое мастерство

Чтоб к нашим детям перешло.

-Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание (По выбору) Слайд № 12

Подготовьте небольшой проект. Выберите одну из предложенных вашему вниманию тем: «Наименования предметов русского быта. Посуда», «Из истории слова…». При написании работы можете проиллюстрировать её. Обращайтесь к словарям М. Фасмера и В. Даля.

Фамилия__________________________________________________

Лист самооценки.

Тема: «______________________________________________________».

№ задания

Работа с текстом

Исследовательская работа

Работа в группе

Кроссворд

Работа в паре

итоговая

оценка


Приложение 1

1-ая группа: “Изба, как образ мира”

1. задание. Из какого материала строили избу?________________________


https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/30/s_6062f962a158e/1665175_1.jpeg

2 Вставьте пропущенное слово в текст и узнаете, какая часть дома была самой главной.

_________ кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рождали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно встретить смерть и навек успокоиться. _________ нужна в любом возрасте, в любом состоянии, в любом положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома. Тепло, которым дышала ___________, было сродни душевному теплу.

(из книги «Лад» В.Белова)

3. Отгадай загадки о предметах крестьянской утвари.

  1. Чем дольше я верчусь,
    Тем толще становлюсь, (______________)

  1. Не бык, а бодает.
    Не ест, а хватает.
    Что схватит — отдаёт,
    Снова в угол отойдёт, (_______________)

  1. Конь чёрен — в огне проворен, (____________)
  2. Три братца пошли купаться.

Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем
Повисли, (___________________)

5. Лопасть, серьги, донце, стояк, городки. О чем идет речь?( _____________)


Приложение 2

2-ая группа: «Национальная русская кухня»

1 задание. Определи название блюд по картинке

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/30/s_6062f962a158e/1665175_2.png https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/30/s_6062f962a158e/1665175_3.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/30/s_6062f962a158e/1665175_4.png https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/30/s_6062f962a158e/1665175_5.png https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/30/s_6062f962a158e/1665175_6.jpeg


1___________2_______________3___________4___________5___________

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/30/s_6062f962a158e/1665175_7.png https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/30/s_6062f962a158e/1665175_8.png https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/30/s_6062f962a158e/1665175_9.png

_6______________7_____________8_______________

2 задание. О каком овоще речь?

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/30/s_6062f962a158e/1665175_10.jpeg

Бабка, старый дед и внучка, Мышка, кот, собака Жучка - Вместе все меня смогли вытянуть из-под земли.

до XVIII в. играла в России ту же роль, что теперь картофель. Ее ели печеной, вареной, пареной, готовили из нее сложные блюда.

___________________


3 задание. Какому празднику соответствуют данные кушанья.

Праздничные и обрядовые блюда

____________________ – сочиво, кутья

____________________ - блины с маслом

___________________ - кулич, яйца, пасха, нe кушают горячие блюд



Приложение 3

Утварь русской избы

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

2

X

3

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

4

5

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

6

7

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

8

9

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

10

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

11

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

По горизонтали 4. Для хозяйственных нужд в доме использовалась небольшая ручная корзина из лубка или прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов. Возможно изготовление из бересты. 6. На ней жарили пищу, как и сейчас. 8. Самой распространенной была глиняная посуда. В данном сосуде приготовляли кашу и щи. 10. Металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. 11. Он нужен был для того, чтобы поставить посуду в печь и достать из нее.
По вертикали 1. Данный инструмент использовался и для просеивания муки, и как символ богатства и плодородия, уподоблялся небесному своду. 2. В 19 веке на смену глиняным горшкам пришли металлические. Этот крупный сосуд округлой формы, для тушения и варки в русской печи. 3. Большой открытый деревянный продолговатый сосуд с округленными стенками. В ней замешивали тесто. 5. Деревянная цилиндрическая посудина, прямая бочка, сделанная из досок, стянутых обручами. 7. Его использовали для хранения хлеба в русской избе. Роспись данной посуды выделяла его среди других вещей как вещь значимую и важную. 9. Инструмент из железа или другого огнестойкого материала для перемещения горящих дров и углей в топке печи.

5) Рефлексия.

Учитель: Подведем итоги. Подумайте и ответьте себе на вопросы:

- Что нового вы узнали?

- Какие сведения из уроков русского языка вам пригодились при выполнении заданий?

- Что было трудно для вас?

-Что было самым интересным?

Учитель: Итак, мы с вами совершили незабываемое путешествие в мир Древней Руси. Но мы ещё вернёмся туда, нам предстоит узнать побольше о домашней утвари наших предков и о традициях, сопровождавших их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".

Конспект урока на тему "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".Класс: 5.Предмет: родной язык (русский)....

Конспект урока русского родного языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

На уроке используются методы и приёмы технологий проблемного обучения и деятельностного подхода ( деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная работа; проблемный мет...