Конспект урока русского родного языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»
план-конспект урока (5 класс)

Жукова Валентина Валентиновна

  На уроке используются методы и приёмы технологий проблемного обучения и деятельностного подхода ( деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная работа; проблемный метод)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._rod_rus_yazyk_istoriya_v_slove.docx868.97 КБ

Предварительный просмотр:

Жукова В.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты

Урок русского родного языка в 5 классе

«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

Ф.И.О.

Жукова В.В.

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский родной язык

Класс

5

Тема урока

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

Тип урока

Комбинированный

Образовательные ресурсы

dal.slovaronline.com

culture.ru

istmira.com

Оборудование

Мультимедийное оборудование.

Планшеты с выходом в сеть Интернет

Задания для обучающихся  

Листы самооценки

Базовый учебник  

 О.М. Александрова «Русский родной язык»   

Цель урока

1) Познакомить учащихся с предметами русской старины; обратить внимание на назначение  каждого предмета;

2) Познакомить с лексическим значением устаревших слов.

4) Воспитывать любовь к историческому прошлому своей Родины через слово.

Задачи урока

направленные на достижение предметных результатов:

- создать условия для активизации использования изученных ранее тем.

- расширять понятийную базу;

- обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта»

направленные на достижение личностных результатов:

- актуализировать жизненный опыт учащихся;

- формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам;

- развивать представление о жизни и быте крестьян;

направленные на достижение метапредметных результатов:

- создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач;

- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Расширить знания об убранстве крестьянской избы и предметах быта крестьян. Систематизировать знания  о роли языка в жизни человека.

Универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные:

-обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы;

- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Коммуникативные: сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, обращая особое внимание на меткость  слова в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок); управлять поведением одноклассников; владеть монологической и диалогической речью.

Личностные: 

- развитие мотивации учебной деятельности;

- развитие критического и творческого мышления;

- развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

- осознание степени своего освоения материала;

- формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.

Методы и формы обучения

 Деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная; проблемный метод.

   

Оформление доски

Чтобы победить народ, нужно лишить его героев,  его памяти, его святынь. А потом с этим народом можно делать все, что угодно. Им легко тогда управлять, погонять, грабить- он будет безмолвствовать.

Н.В. Гоголь

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы с вами находимся в музее с богатой историей и уникальными экспонатами. Это экспозиция, воссоздающая быт русской избы второй половины девятнадцатого века. Перед вами красивая старинная вещь. Раньше каждая женщина умела пользоваться прялкой. Я сейчас приглашаю каждого из вас привязать на нее цветную ленточку и сказать для всех добрые слова.

Я тоже всем сегодня желаю быть яркими, уверенными, жизнерадостными, как эти пестрые  летящие ленточки!

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель.

 -Как вы думаете, почему наш урок проходит в экспозиции русской избы? (ответы детей)

3. Выявление места и причины затруднения.

Оглядитесь вокруг, обратите внимание на окружающие вас экспонаты. Нам интересно, как раньше было устроено жилище наших предков, какими орудиями труда они пользовались, что и в чем готовили.

         - Что вы видите? (Изба,  печь и много хозяйственной утвари)

         Эти предметы крестьянского труда и быта находились в обыденном обиходе русского крестьянина и с ранних лет хорошо были известны каждому ребёнку. А вы  можете сейчас правильно назвать предметы быта и рассказать об их назначении? (ответы детей)

-По какой причине затрудняетесь дать ответ?

-Хотите узнать историю  слова?  

-Итак, о чем мы будем сегодня говорить?

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

Учитель: Запишите тему урока

- На уроке вы будете себя оценивать сами (листы оценивания лежат на столах)

Учитель: Предположите, каковы цели урока?

Учитель: Сегодня мы попробуем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Рассмотрим подробнее  предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Учитель:  Прочитайте слова, взятые эпиграфом к уроку. 

- Как вы понимаете данные строки? Почему так важно «хранить память и святыни»? Докажите свою точку зрения.

(Ответы детей)

Учитель: Наше время-время цифровых технологий. Мы все меньше и меньше обращаемся к истории, опыту наших предков, поэтому сейчас остро стоит проблема   приобщения к истокам русской народной культуры. Многие из нас  не знают, как жили раньше русские люди, чем пользовались в быту? Отвечая на эти вопросы, мы сохраним ниточку, которая связывает нас между прошлым и настоящим.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

1)Работа с текстом

Учитель: Прочитайте текст.  (Текст распечатан для каждого).

-Определите тему текста. Какое предложение наиболее ярко отражает его основную мысль? Выпишите слова, которые называют предметы быта.

Ах, какой это был дом! Одних только жилых помещений в нем было четыре: изба-зимовка, изба-летница, вышка с резным балкончиком, горница боковая. А кроме них были ешё сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь сажень семь в длину -да внизу, под поветью, двор с разными стайками и хлевами.

А я вошел в пустую избу, постоял неприкаянно под порогом и пошел на поветь.

С поветью меня познакомил Максим и  помню, я просто ахнул, когда увидел то, что там было. Целый крестьянский музей!

Рогатое молотило, кросна – домашний ткацкий станок, веретенница, расписные прялки-мезехи (с Мезени), трепала, всевозможные коробья и корзины, плетеные из сосновой драни, и из бересты и корня, берестяные хлебницы, туеса, деревянные некрашеные чашки, с какими раньше ездили в лес и на дальние сенокосы, светильник для лучины, солонки-уточки и ещё много-много всякой другой посуды, утвари и орудий труда, сваленных в одну кучу, как ненужный хлам.

-Оцените  свою работу.

 2) Работа с  интернет- ресурсами и текстом учебника. Стр. 36-37. Изба.

Возьмите в руки планшеты. Обратимся к сайту  «Толкового словаря живого великорусского языка». dal.slovaronline.com

 Что нового вы узнали о  слове «изба»?

-  Какие значения слова изба отмечены в словаре?(вопрос 1 стр.36)

-Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?(вопрос 2 стр.37)

Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась? (вопрос 3 стр.37)

3) Учитель: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари(т. е. « предметов, необходимых человеку в его обиходе»- В.И. Даль.)

Давайте посмотрим, какие предметы народного быта нас окружают? Какие предметы упоминаются в тексте, прочитанном ранее?

Так как многие из слов вам еще не знакомы, предлагаю сыграть в «Историческое лото». В одном из конвертов – картинки, изображающие утварь. В другом конверте - описания.

  1. Веретенница (веретено)- простое, ручное орудие для пряжи, для ручного пряденья: деревянная, точеная палочка, четверти в полторы, острая к верхнему концу и утолщенная к нижней трети, с зарубкою и с круто заостренною пяткою. 
  2. Прялка - Приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. 
  3. Туес -  бурак, бурачок, берестяная кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней. 
  4. Лучина -  драночка, щепань; она идет на растопку и на свет, для чего вставляется в светец; 
  5. Кросна - Ручной ткацкий станок (обычно с уже начатой на нем работой)
  6. Сундук - тяжелый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком.  
  7. Ухват - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Им захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки.
  8. Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки.
  9. Кадушка- ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных

 клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами

Физкультминутка. 

Учитель: Предлагаю устроить небольшой перерыв и поиграть  в русскую народную игру « Золотые ворота»

Два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа в группах.  Каждая группа получает карточку с заданиями.

 1 группа- « Кулинарный поединок».(Подпишите название блюда под каждой картинкой)

sour-shti-3okroshka-na-kvasek1IXynlsCcYi1527091996

2 группа-Разгадывание загадок по теме «Крестьянская утварь»

Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает.

(ухват)

Несут свинью к овину,
на обоих концах по рылу.

(корыто)

Шуба нова,
на подоле дыра

(кадка)

Чёрный конь
прыгает в огонь.

(кочерга)

 Дыр много,
а вылезть некуда.

(решето)

 Сверху дыра
и снизу дыра,
а в середине -
огонь да вода.

(самовар)

Стоит на полу ларец большой.
Обит железом, на нем замок навесной.(сундук)

Сама в избе, а хвост- наружу.

Его я грею только в стужу,

А вместе с ним и всю семью, но круглый год семью кормлю.

(печь)

Сутуленький,
Маленький,
Горбатенький
По полю свищет,
А домой прибежит —
Всю зиму пролежит.

(Серп)

- Выступление групп. Оценивание своей работы в группе.

Игра «Четвертое лишнее»

Перед вами карточки с рядами слов. Нужно исключить лишнее.

Блины, уха, каша, щи, ухват.

Кочерга, серп, прялка, лучина, книга.

Бабий кут, коник, печной угол, калач.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в парах.

- упр.35 с.38. Прочитайте устойчивые выражения. С какими предметами и явлениями русского быта они связаны? Прокомментируйте смысл этих выражений. Обсудите с соседом предложенные вам фразеологизмы.

Дым коромыслом; ни кола, ни двора; в бирюльки играть; от доски до доски; не всякое лыко в строку; не лыком шиты; не мытьем, так катаньем.

- Не забывайте оценивать свою работу.

8. Рефлексия.

Подведем итоги.

Ответьте на вопросы:

 - Что нового вы узнали?

 - Что было трудно для вас?

-Что было самым интересным?

Учитель: Наш урок в музее закончен. Мы с вами говорили о традициях, культуре, быте русского народа. Очень важно хранить историческую память, чтить и уважать традиции наших предков.

Одолевая жизни зло,

Мы чуем с предками родство.

Их золотое мастерство        

Чтоб к нашим детям перешло.

А для того, чтобы узнать больше, я приглашаю вас в школьную библиотеку для ознакомления  с книгами, повествующими о быте и обычаях русского народа.

Смайлики  «МОЁ СОСТОЯНИЕ»

Учащийся отмечает настроение.

C:\Users\Лариса\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\99749395_7.png

                                                        

-Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание (По выбору) Слайд №25

1) Составить кроссворд по изученному материалу.

2)Написать сочинение-рассуждение на тему «Судьба родного языка зависит от каждого из нас» (70-90 слов) 

 Дополнительная литература для чтения:

  1. Улыбышева М: Русская изба. От печки до лавочки. – Настя и Никита, 2020 г.
  2. Георгиева Т. Русская повседневная культура. Обычаи и нравы с древности до начала Нового времени.- Ломоносов,2014 г.

Интернет-источники:

culture.ruthemes/255925/lekcii-po-istorii-rossii…

istmira.comdrugoe-razlichnye-temy/17857…kultury…

Приложение.

Рабочий лист.

Фамилия__________________________________________________

Лист самооценки.

Тема: «______________________________________________________».

 

№ задания

Работа с текстом

Историческое лото(исслед.деятельность)

Работа в группе

Найди лишнее

Работа в паре

 

Итоговая

оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...

Конспект урока в 5 классе "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".

Конспект урока на тему "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".Класс: 5.Предмет: родной язык (русский)....