Трагедия одиночества в мире людей
методическая разработка (7 класс)

Орустук Эрна Эрес-ооловна

Тема: Трагедия одиночества человека в мире других людей.

 ( сравнительный анализ рассказа А.П.Чехова с рассказом Ш.М.Сувана «Городские собаки» )

I. Методический комментарий

Тип урока – урок усвоения навыков и умений.

II. Цели и задачи урока

1. Текст рассказа А. П. Чехова «Тоска», разделенный на пять частей, каждая из которых выдается школьникам в процессе чтения;текст рассказа Ш.М.Сувана «Городские собаки».

2. На доске записана тема урока - Рассказ А.П. Чехова  «Тоска», проблемный вопрос: «В какой ситуации (когда) меня не слышат другие люди?», «Дерево предсказаний» для составления прогноза в процессе чтения.

3.Компьютер, проектор, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tragediya_odinochestva_v_mire_lyudey.docx727.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Трагедия одиночества человека в мире других людей.

 ( сравнительный анализ рассказа А.П.Чехова с рассказом Ш.М.Сувана «Городские собаки» )

I. Методический комментарий

Тип урока – урок усвоения навыков и умений.

II. Цели и задачи урока

1. Текст рассказа А. П. Чехова «Тоска», разделенный на пять частей, каждая из которых выдается школьникам в процессе чтения;текст рассказа Ш.М.Сувана «Городские собаки».

2. На доске записана тема урока - Рассказ А.П. Чехова  «Тоска», проблемный вопрос: «В какой ситуации (когда) меня не слышат другие люди?», «Дерево предсказаний» для составления прогноза в процессе чтения.

3.Компьютер, проектор, презентация

Ход урока

  1. Введение в урок.

Сначала на доске и в тетрадях должно появиться просто слово «тоска», без сообщения имени автора и названия урока, чтобы добиться «чистой» рефлексии.

Тоска…Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении ассоциативных рядов можно дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.

Это начало урока нравится учащимся. Ассоциативный ряд выстраивается легко. Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.

-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги. Сегодня у нас необычный урок, урок встреча с творчеством А.П.Чехова.

- Перед вами слово Тоска, пожалуйста, подберите к этому слову синонимы.

(Печаль, грусть, уныние, …..)

- Что же говорят нам словари? (ученики ищут значение слова)

ТОСКА (теснить) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. (словарь В. Даля)

ТОСКА́, -и, ж.1. Душевная тревога, уныние. 2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

В нашем случае это название рассказа А. П. Чехова. Почему оно кажется необычным для этого писателя? Автор юмористических рассказов. Сегодня мы поразмышляем о том, в чем особенность серьезного рассказа Чехова и попробуем сопоставить его с произведением тувинского писателя Шангыр-оола Монгушовича Сувана «Городские собаки».

-Итак, вы дома прочитали рассказ, пожалуйста, определите его тему.

Запись на доске и в тетради:

Трагедия одиночества человека в мире других людей.

Сообщение цели и задач урока.

 Цели и задачи урока: посмотреть, как показали  трагедию одиночества человека в мире других людей в рассказах А.П. Чехова  «Тоска» и Шангыр-оола Сувана «Городские собаки»; исследовать писательское мастерство авторов,  создать условия для развития читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его.

Слово учителя. 

2. Вызов.                                                                                                                                                                  

На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения. 

На доске записано предложение: ответьте мне на вопрос  «В какой ситуации (когда) меня не слышат другие люди?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей».

Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске:

НЕ ИНТЕРЕСНО,

ДУМАЮТ О СВОЕМ,

НЕ СЧИТАЮТСЯ С ТВОЕЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ,

ИГНОРИРУЮТ СОЗНАТЕЛЬНО,

НЕ ХОТЯТ.

Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «Люди глухи!»

3. - Посмотрим, как эту проблему, проблему людской глухоты, решают в своих произведениях А.П.Чехов и Ш.М.Суван.

 

ТОСКА

Кому повем печаль мою?.. 1

Беседа по прочитанному:

 - С описания чего начинается рассказ? (С описания природы. Мокрый снег ложится лениво на все вокруг и на Иону.)

-Какова роль данного описания (при помощи пейзажа автор передает внутреннее состояние героя).

-Где происходят события? (Городской пейзаж. (Цитата) Это пейзаж – настроения.

- Кто герой произведения? Как чувствует себя Иона? (Горе, тоска).

- Видим ли мы в рассказе портрет героя? (Нет, описано внутренне состояние – это важно).

- В чем причина горя, тоски? (Сын умер)

-Пытается ли Иона рассказать о своем горе?

-Кому он рассказывает? Найти и прочитать.

- Как реагирует военный на рассказ Ионы о смерти сына? Слышит ли он его?(Барин произносит дежурную фразу. Больше не слушает Иону.) Почему?

 «Дерево предсказаний» :

- К кому еще обращается Иона? (К дворнику, молодому извозчику). Прочитать.

- Почему они не слушают его? (Некогда, спросонья).

- Зачем А.П. Чехов «заставляет» молодого извозчика пить воду? (Жажда сильна, как сильно желание рассказать).

- Найдите строки, где автор описывает насколько глубоко горе Иона Потапова, какие художественные приемы использовал автор, чтобы передать душевное состояние героя? (эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска; метафоры: распирает грудь, весь свет бы залила, поместилась в скорлупу.

- Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.

- Кому все-таки рассказал свою историю Иона Потапов? 

Прочитать конец рассказа.

Обращаемся к «Дереву предсказаний» (Лошади) Почему?

-Почему же никто не захотел услышать Иона Потапова?

Затем обращаемся к записанным на доске ответам учащихся в начале урока, когда использовался прием «корзина идей» и выбираем наиболее точный из списка. (НЕ ХОТЯТ).

Запись в тетради вывода:

В рассказе «Тоска» писатель освещает проблемы одиночества человека в обществе, взаимного непонимания людей, отчуждения их. Для того чтобы возвратить нормальность человеческих отношений и целостность бытия, самое важное — быть сострадательными, уважать ближних.

        

 -Сегодня мы прикоснемся к творчеству  известного тувинского  писателя Шангыр-оола Монгушовича Сувана.

(Знакомство с его книгой).

У вас на столах отрывок из его  рассказа  «Городские собаки».

- Прочитать.

- Кто герои рассказа?

-Ка вы думаете, почему герой рассказа приютил собачку? (Ему одиноко, тоскливо)

- О чем же он рассказывал собачке? Почему?

-Найти строки и прочитать. (Ему нужно было выговориться)

Они настолько сдружились, что хозяин начал сомневаться, может зря он его приютил. Чего он боится?  (Нет ничего страшнее одиночества)

-Он на своем примере знает, что значит оставаться одному.

-Почему рассказ называется «Городские собаки»?

- Созвучна ли тема этого рассказа с предыдущим произведением?

          Т.О. перед нами произведения, написанные в разные времена, можно сказать в разные эпохи, писателями разных национальностей заставляют задуматься нас всех о самом главном.

                                                                   О ЧЁМ?

О сочувствии    о сострадании    о добром отношении друг к другу не стесняться в добрых словах , быть внимательными друг к другу

 Потому что чувство сострадания, сопричастности помогает пережить самые тяжелые моменты в жизни человека, ведь не случайно говорят словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.

  Ведь так мало нужно человеку от людей- надо, чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись.

- Какие чувства вызвали у вас эти произведения?  

- Что бы мы посоветовали себе и другим людям, проходящим мимо горя людского? (остановиться, выслушать , сказать добрые слова……)

- Итак, на этой оптимистической ноте мы заканчиваем наш урок.

5. Поведение итогов.

Написание эссе  на тему «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени?» Цель эссе — размышления в письменной форме, отражающего мнение ученика, его точку зрения, согласующуюся с его опытом — рефлексивная оценка изученного. Занятие заканчивается чтением и объяснением написанных вариантов ответа.

4. Рефлексия.

На этой стадии текст опять рассматривается как единое целое.  На стадии рефлексии сначала обращаемся к эпиграфу «Кому повем печаль мою?..»

Вопрос:

- Перед нами риторический вопрос. Как вы понимаете смысл эпиграфа? (Люди не хотят меня слышать, они глухи, поэтому я могу обратиться к Богу, который не сможет мне отказать).

Слово учителя: Эпиграф, предваряющий рассказ, вводит читателя в атмосферу глобальной тоски, космического одиночества. Это первая строка духовного стиха, передающего жалобы библейского Иосифа, сына Иакова, проданного в рабство своими братьями:

Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо тебе, владыко звестна печаль моя.

Имя извозчика тоже вызывает библейские ассоциации: Иона — самый древний из пророков, чьи писания вошли в Библию. Перед нами не просто история маленького человека с его горестями и болью, но история Человека, одинокого в мире других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку:"Люди вокруг меня и я в мире людей"

Классный час на тему: «Люди вокруг меня и я среди людей» (1 слайд) Цель: 1. познакомить учащихся с понятиями самопознания и саморазвития; 2.воспитание социальной восприимчивости; 3. продол...

я в мире людей

Внеклассное занятие в 5 классе.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:"        Знакомство с правилами работы в группе,с понятием "толерантность", чертамитолерантной личности;"...

Образовательная программа детского объединения " Я в мире людей"

Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи...

Рабочая программа по нравственно - эстетическому воспитанию "Я в мире людей"

Праграмма разработана для детей 8 вида. Программа создает условия для развития личности и её саморелизации на основе компетентности и "умения  учиться"....

Урок в 7 классе на тему: «Трагедия одиночества человека в мире других людей».

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он...

Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»).

Трагедия одиночества  человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»). Тип урока – урок усвоения навыков и умений.Форма урока – урок-мастерская – позвол...

Трагедия одиночества среди людей (по рассказу А.П.Чехова "Тоска")

Тип урока – урок усвоения навыков и умений.Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя или поэта, сконцентрироваться на острых проблемах...