«Типы текстов» ( закрепление)
план-конспект урока (5 класс)

Раева Ирина Анатольевна

«Типы текстов» ( закрепление) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie.docx35.73 КБ
Office presentation icon tekst.ppt880.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Тема занятия: «Типы текстов» ( закрепление)
Цели: учащиеся должны уметь

- определять тип текста и составлять тексты разного типа;
- распознавать текст описание, повествование, рассуждение;

- дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации;

Ход урока:

I.Организационный момент. 

- Здравствуйте, ребята!

-Послушайте притчу.

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил:     « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни почему-то нет». Мудрец указал юноше на ложку, кружку, свечу и спросил:

 - Назови, что ты выбираешь из них.

 - Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - говори хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? Не говорить (Протянуть руку и взять ложку).

- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Для этого вы должны смело размышлять, выдвигать предположения и не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели.  Желаю удачи!

II Формулирование темы занятия. 

 -Вы любите отгадывать кроссворды?
Отгадав кроссворд, мы узнаем тему урока!  (
Презентация слайд №2)

  1. Это рассказ, сообщение о каком - либо в его временной последовательности. (13 букв). ПОВЕСТВОВАНИЕ.
  2. Момент наивысшего напряжения в развитии события. (11букв). КУЛЬМИНАЦИЯ.
  3. Это изображение какого- либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (8 букв). ОПИСАНИЕ.
  4. Слово, с которого можно начать доказательство  в рассуждении. (8 букв). ВО- ПЕРВЫХ.
  5. Часть речи, которая чаще всего встречается в описании. (14 букв). ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
  6. Словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой- либо мысли. (11 букв.). РАССУЖДЕНИЕ.
  7. Чаще всего делятся своими раздумьями по поводу описанных событий в … (10 букв). ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  8. Слово, с которого можно начать вывод в рассуждении. (4 буквы). ИТАК.

2)- Давайте назовем тему!
- Типы речи.
- Зачем нужна эта тема?

3). - А теперь сформулируем цель урока:
- Обобщить, повторить знания о типах речи.
- Сформулируйте свою цель, цели  учебной деятельности (
Презентация слайд №3)

А) получить оценку;
Б) узнать что - то новое;
В) сдать зачет;
Г) научиться чему-нибудь новому;
Д) другое (свой вариант ответа).

- Кто хочет поделиться ссвоей целью учебной деятельности

О чём мы будем говорить вы узнаете, расшифровав анаграмму:

ытпи ирче

(Слайд 2)

Постановка целей и задач

Для чего нам нужна эта тема?

Какую цель вы хотите достичь?

Что мы должны узнать?

Чему должны научиться?

2. Формулирование темы урока.

Тема урока:  Типы речи .

Повествование

Какова же цель нашего урока?

  • научиться различать и составлять тексты разных типов речи.

- Сегодня у нас не обычное занятие , а мастерская.
- Как вы понимаете, что такое мастерская?
- Кто в ней работает?
- Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и совместно выпустить  нашу классную газету. (Показ заготовки газеты.)

III Систематизация знаний. 

- Дома, ребята, вы работали со словарём.
- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём)
- Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет?                   ( словарная работа) корреспондент, редактор, корректор, художник-оформитель,)  
-Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации.

- Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты.
- Дайте определение, что такое текст. ( Текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание, письменное или  устное).

- Назовите признаки текста.( Признаки текста проецируются на экран) Слайд 1.

  • Устная  или письменная  форма выражения;
  •  Смысловое и грамматическое единство;
  •  Есть начало и конец.
  • Текст отличается упорядоченностью, организованностью, структурностью.
  • Предложения   в  тексте  объединяются  цепной,  параллельной  и   смысловой  связью.

Тексты, как вы знаете, бывают разными.
В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами « рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в - третьих, авторы размышляют о чём-нибудь важном и интересном, иногда даже спорят.
И мы сегодня будем продолжать, учится работать с текстами, которые понадобятся нам при выпуске газеты.

На экран проецируется отрывок из сказки-повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Ребята! Сегодня мы с вами будем работать с отрывками  из текста замечательной сказки А.Толстого «Золотой Ключик». Эта сказка про деревянную куклу Буратино, пересказана Толстым на свой лад. За основу взята сказка Карла Коллоди о приключениях Пиноккио. Это очень веселая  со счастливым концом, повествующая о дружбе, любви и взаимопомощи. Её автор доказывает, что если друзья вместе, то им ничего нестрашно и они с честью выдержат все испытания.
Давайте обратимся к первому отрывку из этой замечательной сказки.

1) Определение типа текста. 

а) чтение текста учителем ( текст проецируется на экран)

Слайд 2.

Он схватил Буратино , отвел в кладовую театра и повесил на гвоздь. Вернувшись, пригрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление. А после того, как зрители разошлись, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас пошёл на кухню ужинать.

- О ком  говорится в  этом тексте? ( о Карабасе Барабасе)

-  Какими словами обозначаются его действия? (глаголами в прошедшем времени: схватил, отвел, повесил, пригрозил, пошёл ) Слайд 3.( в тексте выделяются эти глаголы)

- Как описываются события (события описываются в определенной последовательности)

-Давайте обратимся к приему фотографирования.  Сколько снимков нам придется сделать для того, чтобы раскрыть содержание высказывания? (содержание высказывания можно передать несколькими фотографиями, т.е. действия разновременные)
- Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?
Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано –
ПОВЕСТВОВАНИЕ.  

- О событиях всегда кто-то рассказывает рассказчик или герой произведения.

- Кто сообщает нам о том , что происходит в произведении? ( В данной повести-сказки повествование ведется от лица героя произведения Пьеро)


- Итак, в художественном произведении повествование позволяет нам  как бы присутствовать при происходящих событиях. Главную роль в повествовании играют глаголы, потому что они сообщают о том, что делает предмет, что происходит с предметом. Чаще всего глаголы употребляются в прошедшем времени, потому что повествование рассказывает об уже происшедших событиях.

б) чтение текста учеником.

Слайд 4.На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в черных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звездами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки. < …>

 На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Над ним висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами.

- А о чём этот текст? ( О занавесе. О сцене)

- Есть ли вы этом тексте события? ( Нет, зато мы видим яркую, выразительную картину)
- Что можно представить, читая его? ( занавес и сцену театра)

- Какие главные вопросы мы задаем к данному тексту. ( Кто?  Какой? Что?)

- Сколькими фотографиями можно передать содержание высказывания? (содержание данного текста можно отразить на одном снимке)
- Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы?
Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано –
ОПИСАНИЕ.

 В художественном произведении описание делает предмет зримым, мы как бы видим предмет. При помощи чего это достигается?( При помощи средств художественной выразительности )

- Какие средства художественной выразительности встретились в тексте?

-  Вы можете вообразить картины, описанные в тексте, они встают перед глазами: видно, что нарисовано на занавесе, как выглядит сцена. Существительные называют предметы, прилагательные говорят об их признаках. Необходимы и глаголы, в описании они употреблены в прошедшем времени и говорят не о том, что делали предметы, а об их свойстве: деревья стояли ( можно сказать стоящие деревья), фонарь висел и отражался в зеркале( висящий фонарь, отражающийся в зеркале).

в) чтение текста учеником.  

Слайд 5. Что теперь делать? Бежать? Но Артемон , весь забинтованный , крепко спал. Пёс должен был спать двадцать четыре часа, чтобы зажили раны.

Неужели же бросить благородную собаку одну в пещере?

Нет, нет, спасаться – так всем вместе, погибать – так всем вместе…

- Что объясняется в этом тексте?

-  Какие главные вопросы мы задаем к данному тексту? (Почему так ? Что делать?)

- Можно ли передать содержание высказывания в фотографиях? ( Содержание высказывания нельзя передать в фотографиях)
- Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо?
Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано –
РАССУЖДЕНИЕ.

- Как построено это рассуждение? ( Буратино задает себе вопрос: Что теперь делать? Дает ответ (тезис: бежать?), противопоставляет ему другой тезис: нет! и аргументирует : потому что Артемон должен спать. А потом предполагает другой выход- бросить собаку и тоже отвергает его. И так приходит к выводу. Здесь важны смысловые отношения между предложениями , но нет союзов: так как, значит и др. )

- Таким образом в рассуждении важны смысловые связи между предложениями: отношения противопоставления, причины, следствия, цели.

- Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой?

2) Определение типа текста в зависимости от ситуации. Работа с сигнальными карточками.

- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:
а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.( Описание)
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать. ( Повествование)
в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка.                      ( Рассуждение)


- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации).
- Если мы с вами сегодня мастера слова, должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь переделывать  один тип текста в другой.

3) Работа с текстом.

- Попробуйте переделать описание Весёлого царства в рассуждение о нём.

На экране появляется текст-описание, а потом( после ответа учеников)  – рассуждение.

Слайд 6. Весёлое царство.
Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха. Другого такого царства не было на земле. Там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. В Весёлом царстве не было ни горя, ни забот.
( По Л.Чарской.)

                                                   Весёлое царство.
Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха. Я думаю, что другого такого царства не было на земле, потому что там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. Поэтому, в весёлом царстве не было ни горя, ни забот.
( По Л.Чарской.)

- Сколько составных элементов предполагает рассуждение? (Три. Тезис- Доказательство- Вывод).

 (  Тезис (мысль, которую нужно доказывать Лексическое сопровождение: я думаю, я убежден, мне кажется) Задаем вопрос почему?)

Доказательство ( факты, подтверждающие правильность тезиса). Лексическое сопровождение:во- первых, во- вторых, кроме этого, потому что ,чтобы убедиться, и наконец.

Вывод ( итог рассуждения). Лексическое сопровождение: поэтому, итак, следовательно, так как, словом, все это, значит)

Слайд 7.

описание

рассуждение

Весёлое царство.
Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха. Другого такого царства не было на земле. Там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. В Весёлом царстве не было ни горя, ни забот.
( По Л.Чарской.)

Весёлое царство.
Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха.
Я думаю, что другого такого царства не было на земле, потому что там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. Поэтому, в весёлом царстве не было ни горя, ни забот.
( По Л.Чарской.)

4. Игра «Эпитеты». Один из учеников выходит к доске, на экране появляется слово и картика, на которой изображен данный предмет. Каждый характеризует это слово с помощью эпитета. Водящий по очереди выслушивает эпитеты и по ним  должен догадаться , о каком предмете идет речь.

(БЕРЕЗА. Предполагаемые эпитеты: стройная, красивая, зеленая, золотая, белая, высокая, кудрявая, обнаженная, белоствольная и т.д.)

Головоломка.   Напишите слово подушка четырьмя буквами ( для 1 ряда), подкова – тремя буквами ( 2 ряд), а слово мышеловка ( 3 ряд) – пятью буквами.

5) Работа в группах.

- Есть такая детская песенка:
Сто тысяч «почему?» живут на белом свете,
Сто тысяч «почему?» гуляют по планете…
Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко.
Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый. Придумайте и запишите несколько таких «почему?» для нашей газеты.
(1 группа- рассуждение )


- А еще в каждой газете есть реклама. Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс
.(2 группа-  )
Наш класс самый лучший, потому что… Нам уютно и хорошо вместе
Наш класс очень хороший, потому что… Здесь учатся мои друзья
Наш класс особенный, так как… Нам легко и весело
Наш класс замечательный потому, что… Мы поддерживаем друг друга, когда
трудно
                                     

Поскольку газета классная , вы должны рассказать о вашем классе.

- Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.(3 группа-повествование)

Дружные, добрые и весёлые.
Уже 5 лет мы  вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих________________________________. Мы скучаем, когда долго ________________.
В нашем классе учится 11 __________________ и 17 __________________. Девочки _________ и ________________ ,а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ____________________.


Все «статьи» приклеиваются в газету.  Если принесут фотоснимки, их тоже помещают в газету.

IV Итог. 
- Перед вами  выпуск нашей классной газеты.
- Что вы чувствуете, глядя на него?  

- Достигли ли вы  цели, которую ставили в начале занятия? 
- Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом, о нашем классе)
- А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная)
- Значит мы какие? (классные)
- Покажите это друг другу!  

- Спасибо за плодотворную деятельность!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Типы текстов.

Слайд 3

к у л ь м н а ц и я п о в е с в о в а н и е о и с а н и е о - п е р в в х п и л а г а т е л ь н о е а с с у ж д р е и н з а к л ю н и е т а к т п ы и и ч е р е

Слайд 4

Сформулируйте свои цели учебной деятельности: а) получить оценку; б) узнать что-то новое; в)сдать зачет; г) научиться чему-нибудь новому; д) другое . . .

Слайд 5

или

Слайд 6

Цель высказывания Рассказывать Описывать Доказывать Повествование Описание Рассуждение

Слайд 7

Он схватил Буратино , отвел в кладовую театра и повесил на гвоздь. Вернувшись, пригрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление. А после того, как зрители разошлись, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас пошёл на кухню ужинать.

Слайд 8

Он схватил Буратино , отвел в кладовую театра и повесил на гвоздь. Вернувшись, пригрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление. А после того, как зрители разошлись, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас пошёл на кухню ужинать .

Слайд 9

На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в черных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звездами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки. < …> На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Над ним висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами.

Слайд 10

Что теперь делать? Бежать? Но Артемон , весь забинтованный , крепко спал. Пёс должен был спать двадцать четыре часа, чтобы зажили раны. Неужели же бросить благородную собаку одну в пещере? Нет, нет, спасаться – так всем вместе, погибать – так всем вместе…

Слайд 11

Физкультминутка. Облако

Слайд 12

Весёлое царство. Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха. Другого такого царства не было на земле. Там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. В Весёлом царстве не было ни горя, ни забот. ( По Л.Чарской.)

Слайд 13

Весёлое царство. Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха. Я думаю , что другого такого царства не было на земле, потому что там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. Поэтому , в весёлом царстве не было ни горя, ни забот. ( По Л.Чарской.)

Слайд 14

Весёлое царство. Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха. Другого такого царства не было на земле. Там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. В Весёлом царстве не было ни горя, ни забот. ( По Л.Чарской.) Весёлое царство. Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха. Я думаю, что другого такого царства не было на земле, потому что там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. Поэтому , в весёлом царстве не было ни горя, ни забот. ( По Л.Чарской.)

Слайд 15

Литература Р.И.Альбеткова. Русская словесность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по определению типа текста

Работа предполагает типовой анализ текста; развивает речь письменную; формирует навык грамотного и правильного построения текста-доказательства. Предназначена для уроков развития речи в пятом классе....

Типы текстов.

ТИПЫ ТЕКСТОВ.  Цель: познакомить детей с разными типами текстов, учить определять принадлежность текста к тому или иному типу. Форма: игра – путешествие. Оборудование: карта ...

Конспект урока в 11 классе по русскому языку " Типы текстов"

Материал по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку...

Смысловые типы текстов (план-конспект урока)

Урок русского языка в 5 классе.Образовательные цели урока: дать общее понятие о смысловых типах текстов,обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования,вырабатывать навык поль...

Смысловые типы текстов (презентация к уроку)

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Смысловые типы текстов"....

Текст. Функционально-смысловые типы текста.

Данная разработка конспекта урока по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов, обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) может быть использована н...

Самостоятельная работа. Позиционное чередование гласных и согласных.Тестовые задания по тексту. Синтаксис. Типы текста. Словарные слова.

Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред...