Родной русский программы
рабочая программа

Цымлова Милена Юрьевна

Родной русский

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля»

Рассмотрено                                                                              

на заседании предметного

методического объединения

протокол № 1

от 31 августа 2020г.

Руководитель МО:

______    Л.И.Кутова                                        

                                                                                             

    Рабочая программа по родному (русскому) русскому языку для 5г класса

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский  язык 5-9 кл. /Ладыженская  Т.А.,  Баранов М.Т.,  Шанский Н.М.  - М.: Просвещение, 2011.
  2. 35 учебных недель, 35 (1 час в неделю)
  3. Руский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т., ТростенцовЛ.А.-М.: Просвещение.

Количество часов по учебному плану в 5 классе – 157 часов (35 часов выведены в курс «Родному (русскому) языку»)

              Составитель рабочей программы: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Год составления: 2020г.

г. Нижневартовск

5 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

1. Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

2 Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

познавательные универсальные учебные действия(способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); 

коммуникативные универсальные учебные действия (способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

3. Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

В результате изучения русского языка обучающийся научится:

  • основам реализации проектно - исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем,  опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;
  • давать определение понятиям; устанавливать родо-видовые отношения;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
  • В результате изучения русского языка обучающийся получит возможность научиться:
  • основам рефлексивного чтения;

        Также с помощью русского языка достигаются следующие результаты освоения образовательной программы основного общего образования:

  • Речь и речевое общение
  • Выпускник научится:
  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
  • нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • выступать перед аудиторией, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать и доказывать собственную позицию;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
  • Речевая деятельность

Темы, связанные с построением текста, с развитием речеведческих навыков учащихся, выведены в количестве 17 часов  в курс предмета «Родной (русский) язык.

  • Аудирование
  • Выпускник научится:
  • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме;
  • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме: плана, тезисов, изложения (подробного, выборочного, сжатого).
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в средствах массовой информации (СМИ)), анализировать и комментировать ее в устной форме.
  • Чтение
  • Выпускник научится:
  • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических текстов (информационных и аналитических жанров, художественно-публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
  • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
  • использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников: учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов.
  • Говорение
  • Выпускник научится:
  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе связанные с содержанием других изучаемых предметов) разной коммуникативной направленности;
  • обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
  • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;
  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
  • Письмо
  • Выпускник научится:
  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
  • Текст
  • Выпускник научится:
  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.
  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект), участвовать в дискуссии; создавать официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
  • Функциональные разновидности языка
  • Выпускник научится:
  • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (выделять их экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
  • различать и анализировать тексты разных жанров: научного, публицистического, официально-делового, разговорной речи;
  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
  • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
  • анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
  • Общие сведения о языке
  • Выпускник научится:
  • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
  • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия.
  • Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие

  • Язык и культура
  • Выпускник научится:
  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
  • анализировать русский речевой этикет и сравнивать его с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание предмета, курса

  • Наш родной русский язык
  • Из истории русской письменности
  • История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды
  • Образность русской речи: метафора, олицетворение
  • Описание предмета. Сочинение-описание предмета
  • РР.  Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
  • РР. Сочинение- описание предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
  • Живое слово русского фольклора
  • Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки
  • Рассуждение. Сочинение-рассуждение. Анализ работы.
  • Изложение с изменением лица (упр.587)
  • Современный русский литературный язык
  • Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения
  • Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы
  • Стилистическая окраска слова.Речевой этикет: нормы и традиции
  • Средства выразительности устной речи
  • Устное описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
  • Формы речи: монолог и диалог.Текст и его строение
  • Выборочное изложение. Анализ работы
  • Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения
  • Средства связи предложений и частей текста
  • Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение»
  • Официально-деловой стиль. Объявление
  • Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.Публицистический стиль. Устное выступление
  • Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ
  • Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.
  • Урок-игра «Путешествие в Страну Русского Языка

Тематическое планирование предмета, курса

Русский язык.  5 класс

        Тема урока

Кол-ов

1

Наш родной русский язык

1

2

Из истории русской письменности

1

3

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды

1

4

Образность русской речи: метафора, олицетворение

1

5

Описание предмета. Сочинение-описание предмета

1

6-7

РР.  Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

РР. Сочинение- описание предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

2

8

Живое слово русского фольклора

1

9

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки

1

10-11

Рассуждение. Сочинение-рассуждение. Анализ работы.

2

12

Изложение с изменением лица (упр.587)

1

13

Современный русский литературный язык

1

14-15

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

2

16-17

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы

2

18

Стилистическая окраска слова.Речевой этикет: нормы и традиции

1

19-20

Средства выразительности устной речи

2

21

Устное описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

1

22

Формы речи: монолог и диалог.Текст и его строение

1

23-24

Выборочное изложение. Анализ работы

2

25-26

Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения

2

27

Средства связи предложений и частей текста

1

28

Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

1

29

Официально-деловой стиль. Объявление

1

30-31

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.Публицистический стиль. Устное выступление

2

32-33

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ

2

34

Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.

1

35

Урок-игра «Путешествие в Страну Русского Языка

1



Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля»

Рассмотрено

на заседании предметного

методического объединения

протокол № 1

от 31.08.2021г.

Руководитель МО:

______    Л.И.Кутова

Рабочая программа по родному (русскому) русскому языку для 6г класса

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский  язык 5-9 кл. /Ладыженская  Т.А.,  Баранов М.Т.,  Шанский Н.М.  - М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Т. Баранов и др.]. — М. : Просвещение, 2019. — 192 с.
  3. 35 учебных недель, 17ч (0,5 час в неделю)

              Составитель рабочей программы: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Год составления: 2021г.

г.Нижневартовск


I.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

1. Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

2 Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются: 

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

познавательные универсальные учебные действия(способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); 

коммуникативные универсальные учебные действия (способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

3. Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,

официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • В результате изучения русского языка обучающийся научится:
  • основам реализации проектно - исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем,  опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;
  • давать определение понятиям; устанавливать родовидовые отношения;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
  • В результате изучения русского языка обучающийся получит возможность научиться:
  • основам рефлексивного чтения;

        Также с помощью русского языка достигаются следующие результаты освоения образовательной программы основного общего образования:

  • Речь и речевое общение
  • Выпускник научится:
  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
  • нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • выступать перед аудиторией, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать и доказывать собственную позицию;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
  • Речевая деятельность

Темы, связанные с построением текста, с развитием речеведческих навыков учащихся, выведены в количестве 17 часов  в курс предмета «Родной (русский) язык.

  • Аудирование
  • Выпускник научится:
  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме;
  • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме: плана, тезисов, изложения (подробного, выборочного, сжатого).
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в средствах массовой информации (СМИ)), анализировать и комментировать ее в устной форме.
  • Чтение
  • Выпускник научится:
  • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических текстов (информационных и аналитических жанров, художественно-публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
  • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
  • использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников: учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов.
  • Говорение
  • Выпускник научится:
  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе связанные с содержанием других изучаемых предметов) разной коммуникативной направленности;
  • обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
  • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;
  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
  • Письмо
  • Выпускник научится:
  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
  • Текст
  • Выпускник научится:
  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.
  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект), участвовать в дискуссии; создавать официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
  • Функциональные разновидности языка
  • Выпускник научится:
  • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (выделять их экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
  • различать и анализировать тексты разных жанров: научного, публицистического, официально-делового, разговорной речи;
  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
  • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
  • анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Содержание учебного предмета, курса:

  • Из истории русского литературного языка.
  • Диалекты как часть народной культуры.
  • Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Особенности освоения иноязычной лексики.
  • Современные неологизмы
  • Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы
  • Стилистические особенности произношения ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм
  • Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи
  • Лексические омонимы и точность речи.
  • Нормы употребления имен существительных
  • Нормы употребления имен прилагательных, числительных, местоимений. Речевой этикет
  • Эффективные приемы чтения. Этапы работы с текстом
  • Тематическое единство текста. Тексты описательного типа
  • Разговорная речь. Научный стиль.
  • Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов.

3.Тематическое планирование предмета, курса

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование по  родному (русскому) языку для 6 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения);

- использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, дискуссий, решения кейсовых задач, групповой работы и т.п.

 - организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, позволяющий получить социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

        Тема урока

Кол-во

часов

1

Из истории русского литературного языка.

1

2

Диалекты как часть народной культуры.

1

3-4

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Особенности освоения иноязычной лексики.

2

5

Современные неологизмы

1

6

Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы

1

7-8

Стилистические особенности произношения ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм

2

9

Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи

1

10

Лексические омонимы и точность речи.

1

11

Нормы употребления имен существительных

1

12

Нормы употребления имен прилагательных, числительных, местоимений. Речевой этикет

1

13

Эффективные приемы чтения. Этапы работы с текстом

1

14

Тематическое единство текста. Тексты описательного типа

1

15-16

Разговорная речь. Научный стиль.

2

17

Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов.

1



Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля»

Рассмотрено

на заседании предметного

методического объединения

протокол №1

от 31.08.2021г.

Руководитель МО:

______    Л.И.Кутова

Рабочая программа по родному (русскому) русскому языку для 7г класса

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский  язык 5-9 кл. /Ладыженская  Т.А.,  Баранов М.Т.,  Шанский Н.М.  - М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Т. Баранов и др.]. — М. : Просвещение, 2021. — 172 с.
  3. 35 учебных недель, 17ч (0,5 час в неделю)

              Составитель рабочей программы: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Год составления: 2021г.

г.Нижневартовск

Рабочая программа предмета, курса

Родной (русский) язык 7 класс

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

В результате изучения русского языка обучающийся научится:

  • основам реализации проектно - исследовательской деятельности
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем,  опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;
  • давать определение понятиям; устанавливать родо-видовые отношения;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

        В результате изучения русского языка обучающийся получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Также с помощью русского языка достигаются следующие результаты освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:   понимание родного языка как одной из основных национально - культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенные грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметные:

 

Регулятивные: 

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • умение устанавливать целевые приоритеты;
  • умение  самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • умение  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Познавательные:  

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами проектно-исследовательской деятельности;
  • умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Коммуникативные: 

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умение   формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

предметные:

  •  представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • Речь и речевое общение
  • По завершении изучения курса русского языка 7 класса обучающийся научится:
  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;) в различных ситуациях общения;
  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом;

Речевая деятельность Аудирование

  • Обучающийся научится:
  • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
  •  передавать содержание учебно-научного, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
  • Чтение
  • Обучающийся научится:
  • понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
  • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
  • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  •  отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
  • Говорение
  • Обучающийся научится:
  •  создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
  •  обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
  • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  •  создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  •  выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
  •  участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
  •  анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

.

  • Текст
  • Обучающийся научится:
  • нализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т. п.;
  •  создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  •  создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (участие в беседе), Функциональные разновидности языка
  • Обучающийся научится:
  •  владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы
  •  различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного); рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
  •  создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, как жанры научного стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
  •  оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  •  исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  •  выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  •  различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
  •   готовить выступление, информационную заметку, принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения;
  •  выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
  • Общие сведения о языке
  • Выпускник научится:
  •  характеризовать основные социальные функции родного  языка, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
  •  определять различия между литературным языком и диалектами;
  • оценивать использование основных изобразительных средств языка.
  •  пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём

3.Тематическое планирование предмета, курса

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование по  родному (русскому) языку для 7 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения);

- использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, дискуссий, решения кейсовых задач, групповой работы и т.п.

 - организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, позволяющий получить социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Тема урока

Количество часов

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

2.

Устаревшие слова - живые свидетели истории. Историзмы

3

3

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи

1

4.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение.

2

5.

Трудные случаи употребления паронимов.

2

6.

Традиции русской речевой манеры общения

1

7.

Нормы русского речевого и невербального этикета

1

8.

Традиции русского речевого общения

1

9

Текст. Виды абзацев.

1

10.

Заголовки текстов, их типы

1

11.

Разговорная речь. Спор и дискуссия

1

12.

Публицистический стиль. Путевые заметки.

1

13.

Язык художественной литературы.Притча.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...

Рабочие программы по дисциплинам : "Родная литература ( русская)", "Родной русский язык", "Русский язык для делового общения"

Рабочие программы по русскому языку  и литературе( 10-11 кл) по новым дисциплинам для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образоввния.  Программы разработаны ...