Родной русский программы
рабочая программа
Родной русский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100 КБ |
![]() | 88.5 КБ |
![]() | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
Рассмотрено
на заседании предметного
методического объединения
протокол № 1
от 31 августа 2020г.
Руководитель МО:
______ Л.И.Кутова
Рабочая программа по родному (русскому) русскому языку для 5г класса
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 кл. /Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Шанский Н.М. - М.: Просвещение, 2011.
- 35 учебных недель, 35 (1 час в неделю)
- Руский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т., ТростенцовЛ.А.-М.: Просвещение.
Количество часов по учебному плану в 5 классе – 157 часов (35 часов выведены в курс «Родному (русскому) языку»)
Составитель рабочей программы: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Год составления: 2020г.
г. Нижневартовск
5 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
1. Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2 Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
познавательные универсальные учебные действия(способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
коммуникативные универсальные учебные действия (способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
3. Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
В результате изучения русского языка обучающийся научится:
- основам реализации проектно - исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;
- давать определение понятиям; устанавливать родо-видовые отношения;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- В результате изучения русского языка обучающийся получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
Также с помощью русского языка достигаются следующие результаты освоения образовательной программы основного общего образования:
- Речь и речевое общение
- Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
- Выпускник получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать и доказывать собственную позицию;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
- Речевая деятельность
Темы, связанные с построением текста, с развитием речеведческих навыков учащихся, выведены в количестве 17 часов в курс предмета «Родной (русский) язык.
- Аудирование
- Выпускник научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме;
- передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме: плана, тезисов, изложения (подробного, выборочного, сжатого).
- Выпускник получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в средствах массовой информации (СМИ)), анализировать и комментировать ее в устной форме.
- Чтение
- Выпускник научится:
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических текстов (информационных и аналитических жанров, художественно-публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
- Выпускник получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников: учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов.
- Говорение
- Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе связанные с содержанием других изучаемых предметов) разной коммуникативной направленности;
- обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
- Выпускник получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
- Письмо
- Выпускник научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
- Текст
- Выпускник научится:
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.
- Выпускник получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект), участвовать в дискуссии; создавать официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
- Функциональные разновидности языка
- Выпускник научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (выделять их экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
- различать и анализировать тексты разных жанров: научного, публицистического, официально-делового, разговорной речи;
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями
- Выпускник получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
- анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
- Общие сведения о языке
- Выпускник научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия.
- Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие
- Язык и культура
- Выпускник научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
- Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
- анализировать русский речевой этикет и сравнивать его с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание предмета, курса
- Наш родной русский язык
- Из истории русской письменности
- История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды
- Образность русской речи: метафора, олицетворение
- Описание предмета. Сочинение-описание предмета
- РР. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
- РР. Сочинение- описание предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
- Живое слово русского фольклора
- Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки
- Рассуждение. Сочинение-рассуждение. Анализ работы.
- Изложение с изменением лица (упр.587)
- Современный русский литературный язык
- Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения
- Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы
- Стилистическая окраска слова.Речевой этикет: нормы и традиции
- Средства выразительности устной речи
- Устное описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
- Формы речи: монолог и диалог.Текст и его строение
- Выборочное изложение. Анализ работы
- Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения
- Средства связи предложений и частей текста
- Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение»
- Официально-деловой стиль. Объявление
- Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.Публицистический стиль. Устное выступление
- Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ
- Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.
- Урок-игра «Путешествие в Страну Русского Языка
Тематическое планирование предмета, курса
Русский язык. 5 класс
№ | Тема урока | Кол-ов |
1 | Наш родной русский язык | 1 |
2 | Из истории русской письменности | 1 |
3 | История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды | 1 |
4 | Образность русской речи: метафора, олицетворение | 1 |
5 | Описание предмета. Сочинение-описание предмета | 1 |
6-7 | РР. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» РР. Сочинение- описание предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 2 |
8 | Живое слово русского фольклора | 1 |
9 | Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки | 1 |
10-11 | Рассуждение. Сочинение-рассуждение. Анализ работы. | 2 |
12 | Изложение с изменением лица (упр.587) | 1 |
13 | Современный русский литературный язык | 1 |
14-15 | Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения | 2 |
16-17 | Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы | 2 |
18 | Стилистическая окраска слова.Речевой этикет: нормы и традиции | 1 |
19-20 | Средства выразительности устной речи | 2 |
21 | Устное описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | 1 |
22 | Формы речи: монолог и диалог.Текст и его строение | 1 |
23-24 | Выборочное изложение. Анализ работы | 2 |
25-26 | Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения | 2 |
27 | Средства связи предложений и частей текста | 1 |
28 | Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» | 1 |
29 | Официально-деловой стиль. Объявление | 1 |
30-31 | Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.Публицистический стиль. Устное выступление | 2 |
32-33 | Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ | 2 |
34 | Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой. | 1 |
35 | Урок-игра «Путешествие в Страну Русского Языка | 1 |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
Рассмотрено
на заседании предметного
методического объединения
протокол № 1
от 31.08.2021г.
Руководитель МО:
______ Л.И.Кутова
Рабочая программа по родному (русскому) русскому языку для 6г класса
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 кл. /Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Шанский Н.М. - М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Т. Баранов и др.]. — М. : Просвещение, 2019. — 192 с.
- 35 учебных недель, 17ч (0,5 час в неделю)
Составитель рабочей программы: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Год составления: 2021г.
г.Нижневартовск
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.1. Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2 Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
познавательные универсальные учебные действия(способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
коммуникативные универсальные учебные действия (способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
3. Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- В результате изучения русского языка обучающийся научится:
- основам реализации проектно - исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;
- давать определение понятиям; устанавливать родовидовые отношения;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
- В результате изучения русского языка обучающийся получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
Также с помощью русского языка достигаются следующие результаты освоения образовательной программы основного общего образования:
- Речь и речевое общение
- Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
- Выпускник получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать и доказывать собственную позицию;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
- Речевая деятельность
Темы, связанные с построением текста, с развитием речеведческих навыков учащихся, выведены в количестве 17 часов в курс предмета «Родной (русский) язык.
- Аудирование
- Выпускник научится:
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме;
- передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме: плана, тезисов, изложения (подробного, выборочного, сжатого).
- Выпускник получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в средствах массовой информации (СМИ)), анализировать и комментировать ее в устной форме.
- Чтение
- Выпускник научится:
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических текстов (информационных и аналитических жанров, художественно-публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
- Выпускник получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников: учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов.
- Говорение
- Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе связанные с содержанием других изучаемых предметов) разной коммуникативной направленности;
- обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
- Выпускник получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
- Письмо
- Выпускник научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
- Текст
- Выпускник научится:
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.
- Выпускник получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект), участвовать в дискуссии; создавать официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
- Функциональные разновидности языка
- Выпускник научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (выделять их экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
- различать и анализировать тексты разных жанров: научного, публицистического, официально-делового, разговорной речи;
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями
- Выпускник получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
- анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Содержание учебного предмета, курса:
- Из истории русского литературного языка.
- Диалекты как часть народной культуры.
- Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Особенности освоения иноязычной лексики.
- Современные неологизмы
- Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы
- Стилистические особенности произношения ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм
- Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи
- Лексические омонимы и точность речи.
- Нормы употребления имен существительных
- Нормы употребления имен прилагательных, числительных, местоимений. Речевой этикет
- Эффективные приемы чтения. Этапы работы с текстом
- Тематическое единство текста. Тексты описательного типа
- Разговорная речь. Научный стиль.
- Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов.
3.Тематическое планирование предмета, курса
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование по родному (русскому) языку для 6 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения);
- использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, дискуссий, решения кейсовых задач, групповой работы и т.п.
- организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, позволяющий получить социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Из истории русского литературного языка. | 1 |
2 | Диалекты как часть народной культуры. | 1 |
3-4 | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Особенности освоения иноязычной лексики. | 2 |
5 | Современные неологизмы | 1 |
6 | Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы | 1 |
7-8 | Стилистические особенности произношения ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм | 2 |
9 | Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи | 1 |
10 | Лексические омонимы и точность речи. | 1 |
11 | Нормы употребления имен существительных | 1 |
12 | Нормы употребления имен прилагательных, числительных, местоимений. Речевой этикет | 1 |
13 | Эффективные приемы чтения. Этапы работы с текстом | 1 |
14 | Тематическое единство текста. Тексты описательного типа | 1 |
15-16 | Разговорная речь. Научный стиль. | 2 |
17 | Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов. | 1 |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
Рассмотрено
на заседании предметного
методического объединения
протокол №1
от 31.08.2021г.
Руководитель МО:
______ Л.И.Кутова
Рабочая программа по родному (русскому) русскому языку для 7г класса
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 кл. /Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Шанский Н.М. - М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Т. Баранов и др.]. — М. : Просвещение, 2021. — 172 с.
- 35 учебных недель, 17ч (0,5 час в неделю)
Составитель рабочей программы: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Год составления: 2021г.
г.Нижневартовск
Рабочая программа предмета, курса
Родной (русский) язык 7 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В результате изучения русского языка обучающийся научится:
- основам реализации проектно - исследовательской деятельности
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;
- давать определение понятиям; устанавливать родо-видовые отношения;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
В результате изучения русского языка обучающийся получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
Также с помощью русского языка достигаются следующие результаты освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные: понимание родного языка как одной из основных национально - культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенные грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- умение устанавливать целевые приоритеты;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Познавательные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владение основами проектно-исследовательской деятельности;
- умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
предметные:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- Речь и речевое общение
- По завершении изучения курса русского языка 7 класса обучающийся научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;) в различных ситуациях общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- Обучающийся получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом;
Речевая деятельность Аудирование
- Обучающийся научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
- передавать содержание учебно-научного, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
- Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
- Чтение
- Обучающийся научится:
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
- Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
- Говорение
- Обучающийся научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
- Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
- участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
.
- Текст
- Обучающийся научится:
- нализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т. п.;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
- Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (участие в беседе), Функциональные разновидности языка
- Обучающийся научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы
- различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного); рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, как жанры научного стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
- Выпускник получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- готовить выступление, информационную заметку, принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
- Общие сведения о языке
- Выпускник научится:
- характеризовать основные социальные функции родного языка, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и диалектами;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём
3.Тематическое планирование предмета, курса
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование по родному (русскому) языку для 7 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения);
- использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, дискуссий, решения кейсовых задач, групповой работы и т.п.
- организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, позволяющий получить социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
№ | Тема урока | Количество часов |
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
2. | Устаревшие слова - живые свидетели истории. Историзмы | 3 |
3 | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи | 1 |
4. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. | 2 |
5. | Трудные случаи употребления паронимов. | 2 |
6. | Традиции русской речевой манеры общения | 1 |
7. | Нормы русского речевого и невербального этикета | 1 |
8. | Традиции русского речевого общения | 1 |
9 | Текст. Виды абзацев. | 1 |
10. | Заголовки текстов, их типы | 1 |
11. | Разговорная речь. Спор и дискуссия | 1 |
12. | Публицистический стиль. Путевые заметки. | 1 |
13. | Язык художественной литературы.Притча. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-94353-1644127891.jpg)
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...
Рабочие программы по дисциплинам : "Родная литература ( русская)", "Родной русский язык", "Русский язык для делового общения"
Рабочие программы по русскому языку и литературе( 10-11 кл) по новым дисциплинам для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образоввния. Программы разработаны ...