Родная литература программы
рабочая программа
Родная литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85 КБ |
![]() | 120 КБ |
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ №31с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
Рассмотрено
на заседании предметного
методического объединения
протокол № 1
от 31 августа 2020г.
руководитель мо:
______ Л.И.Кутова
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5Г класса
1.Авторской программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]. — 2-е изд., перераб. — M.: Просвещение, 2015.
- 35 учебных недель, 35 час( 1 час в неделю)
- Учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2-х частях/Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова. - М: Просвещение, 2015.
Составитель рабочей программы: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы.
Год составления: 2020г.
г.Нижневартовск
Рабочая программа по литературе
5 класс
35 учебных недель, 35 час, 1 ч/н.
Метапредметные результаты изучения:
Регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- умение устанавливать целевые приоритеты;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Познавательные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владение основами проектно-исследовательской деятельности;
- умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет - ресурсы и др.)
В результате изучения литературы обучающийся научится:
- осознанно воспринимать художественный текст как произведение искусства;
- определять актуальность и перспективную цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать художественные произведения, соблюдая соответствующий рисунок «устного рассказывания»;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки.
В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:
- работать с книгой;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении;
- сравнивать литературных героев, литературные произведения.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей Х1Х-ХХ веков, литературы народов России ;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение
к ней;
в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание предмета, курса
- Образ родины в русской поэзии ХIХ века (И. С. Никитин. «Русь».А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...».)
- Образ родины в русской поэзии ХХ века(И. Северянин. «Запевка».Н. М. Рубцов. «Родная деревня».)
- Урок внеклассного чтения по произведениям русской поэзии
- Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
- Изображение жизни простого народа в стихотворении .Тема нелегкой крестьянской доли.
- Практикум. Заглавный образ в литературном произведении.
- Стихотворение И. А. Бунина «Няня».
- Образ родины в поэзии С. А. Есенина.
- Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле». Философская символика образа цветка.
- «Проза и поэзия как формы художественной речи»
- (практикум)
- Сочинение стихотворных загадок, монорима.
- Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.
- УВЧ по рассказу «Удар сокола»
- Урок внеклассного чтения. В.П.Астафьев «Жизнь Трезора»
- Практикум. Тема и идея литературного произведения
- Тема природы в художественной литературе.
3.Тематическое планирование предмета, курса
Литература. 5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Образ родины в русской поэзии ХIХ века (И. С. Никитин. «Русь».А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...».) | 2 |
2 | Образ родины в русской поэзии ХХ века(И. Северянин. «Запевка».Н. М. Рубцов. «Родная деревня».) | 2 |
3 | Урок внеклассного чтения по произведениям русской поэзии | 2 |
4 | Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». | 2 |
5 | Изображение жизни простого народа в стихотворении .Тема нелегкой крестьянской доли. | 2 |
6 | Практикум. Заглавный образ в литературном произведении. | 2 |
7 | Стихотворение И. А. Бунина «Няня». | 2 |
8 | Образ родины в поэзии С. А. Есенина. | 2 |
9 | Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле». Философская символика образа цветка. | 3 |
10 | «Проза и поэзия как формы художественной речи» (практикум) | 2 |
11 | Сочинение стихотворных загадок, монорима. | 2 |
12 | Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне. | 3 |
13 | УВЧ по рассказу «Удар сокола» | 3 |
14 | Урок внеклассного чтения. В.П.Астафьев «Жизнь Трезора» | 2 |
15-16 | Практикум. Тема и идея литературного произведения | 2 |
17 | Тема природы в художественной литературе. | 2 |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
Рассмотрено
на заседании предметного
методического объединения
протокол № 1
от 31.08. 2021г.
Руководитель МО:
______ Л.И.Кутова
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса
1.Авторской программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]. — 2-е изд., перераб. — M.: Просвещение, 2015.
2.Учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2-х частях/Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова. - М: Просвещение, 2015.
35 учебных недель, 17 час( 0,5 час в неделю)
Составитель рабочей программы: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Год составления: 2021
Г.Нижневартовск
Рабочая программа «Родная (русская) литература для 6 класса
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
I. Личностные результаты:
• личностное самоопределение - совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
• толерантность как осознание, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).
II. Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• умение планировать пути достижения цели;
• умение при планировании достижения цели самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;
• умение устанавливать целевые приоритеты;
• умение сознательно регулировать эмоциональное состояние;
2. Коммуникативные УУД:
• умение работать как индивидуально, так и в группе;
• умение организовать сотрудничество с учителем и сверстниками;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• умение осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;
• умение следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
3. Познавательные УУД:
• умение обобщать понятия, осуществлять сравнение;
• умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• умение делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
• умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• умение самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую деятельность: видеть проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий; организовывать исследование с целью проверки гипотез; структурировать текст; делать выводы;
• умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебныхзадач;
• владение основами просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового чтения.
III. Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
В результате изучения литературы ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин, видеть черты национального характера своего народа в героях былин;
- учитывать жанрово-родовые признаки произведений, выбирать художественные произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- различать основные теоретико-литературные понятия;
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.
В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать сочинения разных жанров на литературные произведения.
2. Содержание учебного предмета, курса:
6 класс (17 часов)
1.Как появилась поэзия и проза. Истоки и вершины – 2 ч.
Песня как малый жанр фольклора. Песни обрядовые и лирические. Слово и ритм.
2.Классические образцы поэзии и прозы – 4 ч
М.Ю. Лермонтов. Поэтический мир стихотворения «Утёс». Двусложные размеры: ямб, хорей.
А.С.Пушкин. Поэтический мир стихотворения «Зимнее утро». Аллегория. Символ. Пейзаж.
Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Юность» (гл. XIV «Я проваливаюсь»)
Внеклассное чтение. Ю.С.Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня».
3.Тема литературного произведения – 3 ч.
А.В.Кольцов. «Косарь». Поэтический мир стихотворения.
4. Литература: мир вопросов и ответов – 2 ч.
А.С.Пушкин. «Зимняя дорога». Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворения.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел». Лирическая история души
5. Литература: мир вопросов и ответов. Как отражается таинственное в судьбе человека – 4 ч
А.С.Пушкин. «Бесы». Балладные мотивы в лирическом произведении
И.А.Бунин. Рассказ «Лапти».
А.И.Куприн. «Чудесный доктор».
Тема служения людям в рассказе
6.Отражение социальных проблем в литературе. – 2ч.
К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Драгоценная пыль».
3.Тематическое планирование предмета, курса
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование по родной литературе для 6 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения);
- использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, дискуссий, решения кейсовых задач, групповой работы и т.п.
- организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, позволяющий получить социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
1. Литературные сказки - 1 ч. | ||
Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Нравственные проблемы в произведении. | 1 | |
2. Классические образцы поэзии и прозы – 10 ч | ||
Поэтический образ Родины в стихотворениях И. С. Никитина «Русь»; «Сибирь!.. Напишешь это слово…» и М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...». | 1 | |
А.С.Пушкин. «Бесы». Балладные мотивы в лирическом произведении. | 1 | |
Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Становление личности героя. | 1 | |
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (глава «Экзамены»). Нравственные испытания подростка. | 1 | |
Л.Н. Толстой. «Юность» (гл. XIV «Я проваливаюсь») | 1 | |
| Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Уважение к личности в произведении. | 2 |
А.В.Кольцов. «Косарь». Поэтический мир стихотворения. | 1 | |
| Обучающее сочинение – анализ стихотворения о природе (по выбору учащихся: Н.М. Рубцов, С.А. Есенин) | 2 |
3.Литература: мир вопросов и ответов. Как отражается таинственное в судьбе человека – 2 ч | ||
И.А.Бунин. Рассказ «Лапти». | 1 | |
А.И.Куприн. «Изумруд». | 1 | |
4. Русская литература XX века. – 4 ч. | ||
| К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Драгоценная пыль». | 2 |
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитно1 | 1 | |
Глубина человеческих чувств в рассказе Л.Чарской «Тайна» | 1 |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
Рассмотрено
на заседании предметного
методического объединения
протокол № 1
31.08.2021г.
Руководитель МО:
______ Л.И.Кутова
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 7Г класса
1.Авторской программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]. — 2-е изд., перераб. — M.: Просвещение, 2015.
2.Учебника для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2-х частях/Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова. - М: Просвещение, 2015.
35учебных недель, 17 час ( 0,5 час в неделю)
Составитель рабочей программы: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Год составления: 2021
г. Нижневартовск
Рабочая программа предмета, курса
«Родная литература» 7 класс
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В результате изучения литературы ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин, видеть черты национального характера своего народа в героях былин;
- учитывать жанрово-родовые признаки произведений, выбирать художественные произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- различать основные теоретико-литературные понятия;
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.
В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать сочинения разных жанров на литературные произведения.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.
В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Метапредметные результаты изучения:
Регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- умение устанавливать целевые приоритеты;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Познавательные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владение основами проектно-исследовательской деятельности;
- умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Личностные результаты:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны;
- знание основных исторических событий развития государственности и общества;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам.
Предметные результаты
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя;
- определять родожанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры
- Содержание учебного предмета, курса:
Образ России в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина»
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Школьник». Юность жизни и будущее родины.
Р. Гамзатов. «Товарищи далёких дней моих…».
М. Джалиль. «Прощай, моя умница»
Национальный характер в литературе. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч»
И.С.Тургенев «Певцы»
А.С. Пушкин. «Полтава».
Героический пафос. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
А.А. Ахматова. Стих-я «Перед весной бывает…», «Родная земля»
М. Горький. Рассказ «Челкаш». Герои ранних рассказов Горького
А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка»
Смирнов Н.П. "Было на Севере».
Шесталов Ю.Н. "Красная легенда на белом снегу"
3.Тематическое планирование предмета, курса
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование по родной литературе для 7 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения);
- использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, дискуссий, решения кейсовых задач, групповой работы и т.п.
- организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, позволяющий получить социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-74634-1520768700.jpg)
Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе
Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе...
Приказ УО Администрации г. Когалыма о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и родная литература». Программы (5-9 классы).
Данные программы конкретизируют содержание Стандарта, дают распределение учебных часов по разделам курсов, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-87629-1380820952.jpg)
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-537556-1571486486.jpg)
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному языку, родной литературе
2020-2021 учебный год...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному языку, родной литературе
2020-2021 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-94353-1644127891.jpg)
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...