Родная литература программы
рабочая программа

Цымлова Милена Юрьевна

Родная литература

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №31с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля»

Рассмотрено

на заседании предметного

методического объединения

протокол № 1

от 31 августа 2020г.

руководитель мо:

______    Л.И.Кутова                                

                                                                                                               

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5Г класса

1.Авторской программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]. — 2-е изд., перераб. — M.: Просвещение, 2015.

  1. 35 учебных недель, 35 час( 1 час в неделю)
  2. Учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2-х частях/Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова. - М: Просвещение, 2015.

 Составитель рабочей программы: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Год составления: 2020г.

г.Нижневартовск

Рабочая программа по литературе

5 класс

35 учебных недель, 35 час, 1 ч/н.

Метапредметные  результаты изучения:

Регулятивные: 

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • умение устанавливать целевые приоритеты;
  • умение  самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • умение  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Познавательные:  

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами проектно-исследовательской деятельности;
  • умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Коммуникативные: 

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умение   формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет - ресурсы и др.)

В результате изучения литературы обучающийся научится:

  1. осознанно воспринимать художественный текст как произведение искусства;
  2. определять актуальность и перспективную цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  3. выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  4. анализировать и истолковывать произведения разной жанровой  природы,  аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному;
  5. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  6. выразительно читать художественные произведения, соблюдая соответствующий рисунок «устного рассказывания»;
  7. работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки.

В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:

  • работать с книгой;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении;
  • сравнивать литературных героев, литературные произведения.

Предметные результаты:

  в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей Х1Х-ХХ веков, литературы народов России ;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,  сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

        в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

•        понимание авторской позиции и своё отношение
к ней;

в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание предмета, курса

  • Образ родины в русской поэзии ХIХ века (И. С. Никитин. «Русь».А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...».)
  • Образ родины в русской поэзии ХХ века(И. Северянин. «Запевка».Н. М. Рубцов. «Родная деревня».)
  • Урок внеклассного чтения по произведениям русской поэзии
  • Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
  • Изображение жизни простого народа в стихотворении .Тема нелегкой крестьянской доли.
  • Практикум. Заглавный образ  в  литературном произведении.
  • Стихотворение И. А. Бунина «Няня».
  • Образ родины в поэзии С. А. Есенина.
  • Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле». Философская символика образа цветка.
  • «Проза и поэзия как формы художественной речи»
  • (практикум)
  • Сочинение стихотворных  загадок, монорима.
  • Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.
  • УВЧ по рассказу «Удар сокола»
  • Урок внеклассного чтения. В.П.Астафьев «Жизнь Трезора»
  • Практикум. Тема и идея литературного  произведения
  • Тема природы в художественной литературе.

3.Тематическое планирование предмета, курса

Литература.  5 класс

Тема урока

Кол-во часов

1

Образ родины в русской поэзии ХIХ века (И. С. Никитин. «Русь».А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...».)

2

2

Образ родины в русской поэзии ХХ века(И. Северянин. «Запевка».Н. М. Рубцов. «Родная деревня».)

2

3

Урок внеклассного чтения по произведениям русской поэзии

2

4

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

2

5

Изображение жизни простого народа в стихотворении .Тема нелегкой крестьянской доли.

2

6

Практикум. Заглавный образ  в  литературном произведении.

2

7

Стихотворение И. А. Бунина «Няня».

2

8

Образ родины в поэзии С. А. Есенина.

2

9

Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле». Философская символика образа цветка.

3

10

«Проза и поэзия как формы художественной речи»

(практикум)

2

11

Сочинение стихотворных  загадок, монорима.

2

12

Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.

3

13

УВЧ по рассказу «Удар сокола»

3

14

Урок внеклассного чтения. В.П.Астафьев «Жизнь Трезора»

2

15-16

Практикум. Тема и идея литературного  произведения

2

17

Тема природы в художественной литературе.

2



Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля»

Рассмотрено

на заседании предметного

методического объединения

протокол № 1

от 31.08. 2021г.

Руководитель МО:

______    Л.И.Кутова      

                                       

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса

1.Авторской программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]. — 2-е изд., перераб. — M.: Просвещение, 2015.

2.Учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2-х частях/Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова. - М: Просвещение, 2015.

35 учебных недель, 17 час( 0,5 час в неделю)

          Составитель рабочей программы: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы                                              

                                                                                                     Год составления: 2021

Г.Нижневартовск

Рабочая программа «Родная (русская) литература для 6 класса

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

I. Личностные результаты:

• личностное самоопределение - совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

• толерантность как осознание, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

II. Метапредметные результаты:

1. Регулятивные УУД:

• умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• умение планировать пути достижения цели;

• умение при планировании достижения цели самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;

• умение устанавливать целевые приоритеты;

• умение сознательно регулировать эмоциональное состояние;

2. Коммуникативные УУД:

• умение работать как индивидуально, так и в группе;

• умение организовать сотрудничество с учителем и сверстниками;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• умение осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;

•        умение        следовать        морально-этическим        и        психологическим        принципам        общения        и сотрудничества.

3. Познавательные УУД:

• умение обобщать понятия, осуществлять сравнение;

• умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• умение делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

• умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• умение самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую деятельность: видеть проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий; организовывать исследование с целью проверки гипотез; структурировать текст; делать выводы;

• умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебныхзадач;

• владение основами просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового чтения.

III. Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать        литературные        художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В результате изучения литературы ученик научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских        былин, видеть черты национального характера своего народа в героях былин;
  • учитывать        жанрово-родовые        признаки        произведений,        выбирать        художественные произведения для самостоятельного чтения;
  • анализировать        и        истолковывать        произведения        разной        жанровой        природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • различать основные теоретико-литературные понятия;
  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.

В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:

  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
  • работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения разных жанров на литературные произведения.

2. Содержание учебного предмета, курса:

6 класс (17 часов)

1.Как появилась поэзия и проза. Истоки и вершины – 2 ч.

Песня как малый жанр фольклора. Песни обрядовые и лирические. Слово и ритм.

2.Классические образцы поэзии и прозы – 4 ч

М.Ю. Лермонтов. Поэтический мир стихотворения «Утёс». Двусложные размеры: ямб, хорей.

А.С.Пушкин. Поэтический мир стихотворения «Зимнее утро». Аллегория. Символ. Пейзаж.

Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Юность» (гл. XIV «Я проваливаюсь»)

Внеклассное чтение. Ю.С.Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня».

3.Тема литературного произведения – 3 ч.

А.В.Кольцов. «Косарь». Поэтический мир стихотворения.

4. Литература: мир вопросов и ответов – 2 ч.

А.С.Пушкин. «Зимняя дорога». Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворения.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Ангел». Лирическая история души

5. Литература: мир вопросов и ответов. Как отражается таинственное в судьбе человека – 4 ч

А.С.Пушкин. «Бесы». Балладные мотивы в лирическом произведении

И.А.Бунин. Рассказ «Лапти».

А.И.Куприн. «Чудесный доктор».

Тема служения людям в рассказе

6.Отражение социальных проблем в литературе. – 2ч.

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Драгоценная пыль».

3.Тематическое планирование предмета, курса

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование по родной литературе для 6 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения);

- использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, дискуссий, решения кейсовых задач, групповой работы и т.п.

 - организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, позволяющий получить социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

1. Литературные сказки - 1 ч.

Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Нравственные проблемы в произведении.

1

2. Классические образцы поэзии и прозы – 10 ч

Поэтический образ Родины в стихотворениях И. С. Никитина «Русь»; «Сибирь!.. Напишешь это слово…» и М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...».

1

А.С.Пушкин. «Бесы». Балладные мотивы в лирическом произведении.

1

Н. Г. Гарин-Михайловский. Повесть «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»). Становление личности героя.

1

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (глава «Экзамены»). Нравственные испытания подростка.

1

Л.Н. Толстой. «Юность» (гл. XIV «Я проваливаюсь»)

1

Н. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Уважение к личности в произведении.

2

А.В.Кольцов. «Косарь». Поэтический мир стихотворения.

1

Обучающее сочинение – анализ стихотворения о природе (по выбору учащихся: Н.М. Рубцов, С.А. Есенин)

2

3.Литература: мир вопросов и ответов. Как отражается таинственное в судьбе человека – 2 ч

И.А.Бунин. Рассказ «Лапти».

1

А.И.Куприн. «Изумруд».

1

4. Русская литература XX века. – 4 ч.

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Драгоценная пыль».

2

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитно1

1

Глубина человеческих чувств в рассказе Л.Чарской «Тайна»

1



Предварительный просмотр:

  МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля»

Рассмотрено

на заседании предметного

методического объединения

протокол № 1

31.08.2021г.

Руководитель МО:

______    Л.И.Кутова      

                                       

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 7Г класса

1.Авторской программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]. — 2-е изд., перераб. — M.: Просвещение, 2015.

2.Учебника для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2-х частях/Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова. - М: Просвещение, 2015.

35учебных недель, 17 час ( 0,5 час в неделю)

          Составитель рабочей программы: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы                                              

                                                                                                     Год составления: 2021

г. Нижневартовск

Рабочая программа предмета, курса

«Родная литература» 7 класс

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

В результате изучения литературы ученик научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских   былин, видеть черты национального характера своего народа в героях   былин;
  • учитывать жанрово-родовые признаки произведений, выбирать художественные произведения для самостоятельного чтения;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • различать основные теоретико-литературные понятия;
  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.

В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:

  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
  • работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения разных жанров на литературные произведения.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.

В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

          Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

          Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

         Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы  и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Метапредметные  результаты изучения:

Регулятивные: 

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • умение устанавливать целевые приоритеты;
  • умение  самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • умение  основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Познавательные:  

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами проектно-исследовательской деятельности;
  • умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • умение работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Коммуникативные: 

  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умение   формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Личностные результаты:

  •  представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны;
  • знание основных исторических событий развития государственности и общества;

основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам.

Предметные  результаты

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя;
  • определять родожанровую специфику художественного произведения;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
  • осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры

  1. Содержание учебного предмета, курса:

Образ России в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина»

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Школьник». Юность жизни и будущее родины.

Р. Гамзатов. «Товарищи далёких дней моих…».

М. Джалиль. «Прощай, моя умница»

Национальный характер в литературе. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч»

И.С.Тургенев «Певцы»

А.С. Пушкин. «Полтава».

Героический пафос. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

А.А. Ахматова. Стих-я «Перед весной бывает…», «Родная земля»

М. Горький. Рассказ «Челкаш». Герои ранних рассказов Горького

А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка»

Смирнов Н.П. "Было на Севере».

Шесталов Ю.Н. "Красная легенда на белом снегу"

3.Тематическое планирование предмета, курса

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование по родной литературе для 7 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией (инициирование обсуждения, высказывание своего мнения, выработка своего отношения);

- использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, дискуссий, решения кейсовых задач, групповой работы и т.п.

 - организация шефства мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, позволяющий получить социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, с целью приобретения навыков самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, а также аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Тема урока

Количество часов

Образ России в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина»

1

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Школьник». Юность жизни и будущее родины.

1

Р. Гамзатов. «Товарищи далёких дней моих…».

1

М. Джалиль. «Прощай, моя умница»

1

Национальный характер в литературе. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч»

1

И.С.Тургенев «Певцы»

2

А.С. Пушкин. «Полтава».

1

А.С. Пушкин. «Полтава».

1

Героический пафос. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

1

А.А. Ахматова. Стих-я «Перед весной бывает…», «Родная земля»

1

М. Горький. Рассказ «Челкаш». Герои ранних рассказов Горького.

1

М. Горький. Рассказ «Челкаш».  Проблема жизненных ценностей.

1

А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка»

1

Барышня – крестьянка: два образа, один характер.

1

Смирнов Н.П. "Было на Севере».

1

Шесталов Ю.Н. "Красная легенда на белом снегу".

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе

Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе...

Приказ УО Администрации г. Когалыма о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и родная литература». Программы (5-9 классы).

Данные программы конкретизируют содержание Стандарта, дают распределение учебных часов по разделам курсов, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, ...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...