Формирование коммуникативной компетентности обучающихся
презентация к уроку

Диятова Сурайа Валерьевна

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form.kommunik.komp2pptx.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Формирование коммуникативной компетентности обучающихся

Слайд 2

«Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу » Бенджамин Франклин 2

Слайд 3

Коммуникация (основы теории коммуникации) — эффективное синхронное и диахронное взаимодействие, цель которого состоит в передаче информации от одного субъекта к другому. Коммуникация (общее) — взаимодействие, связь, общение между живыми существами. 3

Слайд 4

Овладение учащимися общеучебными навыками и умениями, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого предмета.

Слайд 5

Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию 5 Способы формирования коммуникативной компетентности обучающихся

Слайд 6

Особенность «человеческой» коммуникации – когда информация не только передается, но и «формируется, уточняется, развивается». Коммуникативная компетентность равна коммуникативная способность + коммуникативное знание + коммуникативное умение 6

Слайд 7

Термин "коммуникативное языковое умение" включает следующие ключевые компетенции : языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на русском, родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы); дискурсную (связанность, логичность, организация); прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом); разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм); 7

Слайд 8

социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, "знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере") стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения); речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования). 8

Слайд 9

Примеры структур по развитию коммуникативных компетенций Приемы, которые помогают организовать взаимодействие учащихся, учебного материала и учителя. Примеры: 9 Сигнал тишины. Учитель для того чтобы привлечь внимание учащихся поднимает руку вверх или говорит «Класс». После этого ученики поднимают руку и говорят «да» и прекращают разговор. Таким образом в классе образуется тишина. Ученики сидят в командах. Учитель задает проблемный вопрос и дает время подумать. После этого начиная с ученика под номером 1, в устной форме делятся своими мнениями, пока время не закончится. У ченики делятся ответами с партнерами по плечу в определенное время. Например учитель задает вопрос: “Что мы должны делать чтобы быть здоровыми?”. Ученики делятся своими ответами.

Слайд 10

10 4 . Учитель говорит тему или задает вопрос с несколькими вариантами ответов. Учащиеся по кругу говорят свои ответы. Когда из команды ученик под номером 1 говорит ответ, другие 3 ученика в это время записывают его ответ в тетрадях. 5 . Учитель задает вопрос, который требует несколько вариантов ответа. Учащиеся пишут ответы на листочках. После этого звучит музыка и они передвигаясь по классу делятся ответами. Если у кого-нибудь встречается похожий ответ отмечают галочкой, новые ответы пишут на листочках. После благодарят друг друга. 6 . Ученики сидят в командах. Данная структура проводится с партнерами по плечу. Учитель дает одно задание и одну ручку на двоих. Сначала один ученик делает задания, а другой если не знает помогает или хвалит. Потом меняются и так же продолжают работать.

Слайд 11

11 7 . Учитель раздает карточки с вопросами. Ученик под номером 1 держит карточки, ученик под номером 2 берет любую карточку, ученик номер 3 отвечает на вопрос, ученик номер 4 его хвалит. Таким образом продолжают несколько раз, меняясь ролями. 8 . « C вязать-расширить-продумать » - обучающая структура, помогающая расширить знания по теме, связывая их с предыдущим опытом и продумывая возможные трудности. 9 . О бучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

Слайд 12

Методы развития коммуникативной компетенции Дискуссионные Работа в парах Тренинг - методы Игровые

Слайд 13

- решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения; - участие в диалоге, дискуссиях, диспутах, выступлениях в роли докладчика, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него; - выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных, фантазийных и музыкальных впечатлений; - использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам); - создание лингвистических газет, проектов и мультимедийных презентаций. 13

Слайд 14

14 Деятельность учителя Деятельность обучающихся Время 1 Задаёт вопрос по теме урока и даёт время на обдумывание Обдумывают ответ на вопрос 5 – 10 секунд 2 Организует работу в паре (партнеры по лицу, по плечу). Озвучивает, кто начинает отвечать на вопрос первым (у кого длиннее волосы, выше рост и т.п.) и сколько времени даётся для ответа (в зависимости от сложности вопроса). Для контроля времени использует таймер . Один ученик отвечает на вопрос, второй слушает, не перебивает и не комментирует ответ. В случае если время осталось, а говорить больше нечего, партнёр может задать вопросы. После ответа первого партнера ученики меняются ролями. 30 секунд - 1 минута 3 Учитель просит озвучить несколько ответов (можно попросить пересказать не свой ответ, а ответ партнёра). Названные ученики делятся с классом своим ответом или ответом партнера. 2 минуты Обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени. Цель - формирование умения за определенный период времени высказать свою точку зрения (поделиться знаниями) по теме урока.

Слайд 15

Организация урока Необычное расположение парт. Урок сосредотачивается не у доски, даже если она интерактивная. Ключевое понятие: «партнер»: партнер по лицу (тот, кто сидит напротив тебя) и партнер по плечу (тот, что сидит рядом). Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из карты-управления. Руководя процессом, педагог делает объявления. Предполагается очень четкая организация. На уроке могут быть использованы 1 – 2 – 3 структуры и более, но в пределах разумного. 15

Слайд 16

Преимущества использования приемов развития коммуникативной компетенции Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач. В группе выше уровень обучаемости, эффективности усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе . Способствуют росту интереса к предмету. Ускоряют процесс обучения. Улучшают качество усвоения материала. Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию. Способствуют сотрудничеству учителя и ученика. Развивают коммуникативную компетенцию.

Слайд 17

Быйан болзын ! «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

Урок - дискуссия по литературе как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся.

Представлен урок-дискуссия по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»

Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ОВЗ

Доклад о приемах развития коммуникативной компетентности школьников с умственной отсталостью....

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках истории и обществознания

В данной статье описаны  средства  формирования УУД  у обучающихся на  уроках истории и обществознания в процессе формирования  коммуникативной компетентности. ....