КТП по предметам "Родной язык" и "Родная литература"
рабочая программа

Кривушина Юлия Леонидовна

КТП по предметам "Родной язык", "Родная литература"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_programma.docx28.88 КБ
Файл rodnaya_literatura_programma.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной

программе основного общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа No5»,

принятой на заседании педагогического совета

протокол от 31.08.2018 г. No 1 ,

утверждённой приказом от 31.08.2018 г.No 227.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному (русскому) языку

5 класс

Учитель: Кривушина Юлия Леонидовна

2018г.


Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияк результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и  родная литература».

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета«Русский родной язык».

Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Русский родной язык».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формированиепознавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;воспитаниеуважительного отношения к культурам и языкам народов России;овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты обучения

Рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному (русскому) языку в образовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультуной компетенций учащихся.

Освоение программы 5 класса предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов по родному (русскому) языку:

- уважительное отошение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения;

- оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

- доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу. Компетентность в межкультурном диалоге.

К метапредметным результатам обучения родному языку относятся:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

- владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

- умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;

- умение оценивать качество работы. Опираясь на определенные критерии;

- умение анализировать и понимать причины неудач и удач в учебе;

- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- компетентность в области испозования ИКТ.

К предметным результатам обучения родному языку в 5 классе относятся:

- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

- расширение и систематизация научных знаний о родном языке, осознавание взаимосвязи его уровней и единиц;

- формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний, стремление к речевому самосовершенствованию;

- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Содержание тем учебного курса

Раздел1. Язык – отражение национальной культуры. «Язык есть дух народа».

Языковая картина мира. Национальное своеобразие языковой картины мира.  Способы выражения национальной картины мира. Базовые аксиологические понятия русской национальной картины мира. Базовые национальные ценности:

- патриотизм – любовь к своей малой родине, своему народу, к России. Значение языка в историческом развитии страны. Языковые выражения народной мысли. Пословицы и поговорки. Фразеологические единицы.

- человечество – мир во всем мире. Многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Роль русского языка в международном сотрудничестве.

Раздел 2. Язык и кульутра.

- искусство и язык – эстетические возможности языковых единиц. Выразительное чтение. Единицы техники речи. Художественное  чтение. Лучшие образцы художественного чтения.

Раздел 3. Экология языка.

- природа – экологическое сознание. Экология языка. Взаимосвязь экологии языка и сохранения базовых национальных ценностей.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них на развитие речи (часов)

1

Введение

1

-

2

Общие сведения о языке

2

-

3

Язык – форма и зеркало национальной культуры

12

4

4

Текст

13

2

5

Лексика и фразеология

5

1

6

Заключительное занятие

1

1

                                            ИТОГО:

34

8

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Формы контроля

план

факт

1

2

3

4

5

6

Введение (1 час)

1

Чему учит предмет «Родной (русский) язык»?

1

07,09

конспект

Общие сведения о языке (2 часа)

2-3

Русский язык в семье родственных языков

2

14,09

21,09

Схема «Место русского языка среди языков мира»

Язык – форма и зеркало национальной культуры (8 часов + 4 часа Р/Р)

4

Языковая картина мира

1

28,09

Выступление

5-6

Национальное своеобразие понятий «языковая картина мира», «языковая личность», «русская языковая картина мира»

2

05,10

12,10

Устное монологическое или диалогическое высказывание («Словари русского языка»)

7-9

Отражение русской языковой картины мира в фольклоре. Пословицыю поговорки. Обряды

3

19,10

26,10

09,11

Таблица «Единицы языка», подготовка проекта «Русский язык в пословицах, поговорках, обрядах»

10-11

Р/Р Музей одной пословицы, поговорки, фразеологической единицы

2

16,11

23,11

Защита проекта

12-13

Русский речевой этикет. Единицы речевого этикета

2

30,11

07,12

Подготовка проетка «Русский речевой этикет»

14-15

Р/Р Русский речевой этикет

2

14,12

21,12

Защита проекта

Текст (11 часов + 2 часа Р/Р)

16-17

Текст как продукт речевой деятельности

2

28,12

….01

Составление таблицы «Признаки текста»

18-19

Средства связи и виды связи предложений в тексте

2

Составление таблицы «Грамматические и лексические средства связи предложений в тексте»

20-22

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

3

Создание текстов разных типов речи

23

Искусство и язык – эстетические возможности языковых единиц

1

Выступление

24-26

Выразительное чтение. Единицы техники речи: интонация, логическое ударение, дыхание, орфоэпия

3

Выразительное чтение прозаических и лирических произведений

27-28

Р/Р Художественное чтение отрывка прозаического или лирического произведения

2

Конкурс чтецов

Лексика и фразеология (4 часа + 1 час Р/Р)

29

Экология русского языка

1

Подготовка проекта

30

Р/Р Использование ненормативной лексики и заимствований во всех сферах жизни

1

Защита проекта

31-33

Словари – наши помощники. Виды словарей. Особенности работы со словарями

3

Написание словарной статьи

Заключительное занятие (1 час Р/Р)

34

Р/Р Устное сочинение «Язык есть дух народы»

1

Выступление

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение                                         образовательного процесса

Тематическое планирование по родному (русскому) языку составлено по УМК Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс (Текст): учеб.для общеобразоват.учреждений с прил. на электрон.носителе: в 2 ч./ Т.А.Ладыженская и др.; науч.ред.Н.м.Шанский. – М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная литература для учителя:

  1. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку /Н.В.Воронина, Т.В.Егорова. – М.: Русское слово, 2013.
  2. Примерные программы основого общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 /авт.-сост. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Синицын В. Мастерская выразительного чтения. 5-6 класс: методическое пособие для учителей русского языка. – М.: РОСТ, 2015.
  5. Художественный текст на уроках русского языка: дидактические материалы к учебникам «Русский язык» /под ред.М.В.Панова. 5-9 классы. – М.: Русское слово, 2012.
  6. Школьная риторика: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы /под ред.Т.А.Ладыженской. – М.: Ювента, Балласс, 2013.

Список интернет-источников

  1. http://feb-web.ru/
  2. http://lib.pushkinskiydom.ru/
  3. http://www.ruscorpora.ru/
  4. http://philologos.narod.ru/
  5. YourDictionary.com
  6. Словари Lingvo
  7. http://www.gramota.ru
  8. http://www/repetitor.org/
  9. http://lit.1 september.ru/index.php
  10. http://old-russian.narod.ru/
  11. http://www.klassika.ru/
  12. http://math.msu.su/-apentus/znaete/
  13. http://www.eelmaa.narod.ru
  14. http://mapryal.org/
  15. http://literus.net/
  16. http://lib.prosv.ru
  17. http://www.slovorusskoe.ru/
  18. Архив учебных программ и презентаций
  19. Коллекция презентаций
  20. «Я иду на урок литературы»
  21. «Я иду на урок русского языка»
  22. Культура письменной речи – Грамма.ру
  23. Золотой стихофон
  24. Аудиохрестоматия
  25. Фабрика кроссвордов

Лист  корректировки  календарно-тематического  планирования.

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения по факту



Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной

программе основного общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа No5»,

принятой на заседании педагогического совета

протокол от 31.08.2018 г. No 1 ,

утверждённой приказом от 31.08.2018 г.No 227.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной (русской) литературе

5 класс

Учитель: Кривушина Юлия Леонидовна

2018г.


Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература», входящему в образовательную область «Родной язык и  родная литература».

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной русской литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

    Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родной русской литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная (русская) литература».

    Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная (русская) литратура».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение предметной области «Родная литература" (русская) должно обеспечить:

воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области "Родная литература" (русская) должны отражать:

Родная литература(русская):

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Цели и задачи литературного образования

Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:

осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;

формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
  • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
  • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
  • воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
  • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
  • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
  • формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.        

Примерная программа по литературе строится с учетом:

  • традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их отдельных произведений);
  • необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;
  • соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
  • требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;
  • минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.

         Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям, в выстраивании собственной логики его компоновки. Программа построена как своего рода «конструктор», из общих блоков которого можно собирать собственную конструкцию. Общность инвариантных разделов программы обеспечит преемственность в изучении литературы и единство обязательного содержания программы во всех образовательных учреждениях, возможности компоновки – необходимую вариативность.

В соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Это значит, что учитель имеет возможность строить образовательный процесс разными способами: может выбрать УМК и следовать ему, может при необходимости откорректировать программу выбранного УМК и, наконец, опираясь на ФГОС и примерную программу, может разработать собственную рабочую программу в соответствии с локальными нормативными правовыми актами образовательной организации. Учитель имеет право опираться на какую-то одну линию учебников, использовать несколько учебников или учебных пособий. Законодательство требует соответствия разработанной программы Федеральному государственному образовательному стандарту и учёта положений данной примерной образовательной программы.

Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого, в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.

Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.

Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.

Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.

Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с ориентацией на три списка примерной программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке (конкретное произведение, автор, литературное явление).

Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе

  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
  • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
  • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора.
  • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа

.

Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане

           Программа по русской литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 34 часа (1 час в неделю).

Содержание

Устное народное творчество (11ч.)

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.  Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты.  Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы (2ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы XIX века (15 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,  нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

          Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. «Ашик-кериб». Литературная сказка. Близость сказки к восточному фольклору.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Из литературы XX века (6ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. «Подснежник». Тема исторического прошлого России.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Теория литературы. Эпитет, олицетворение, метафора, ритм, фольклорный образ, пейзаж.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Произведения для заучивания наизусть:

  1. Пословицы и поговорки.
  2. А.С.Пушкин. «У лукоморья»
  3. Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети».
  4. М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

Тематическое планирование

№ темы по порядку изучения

Название темы

Количество часов

Контрольные мероприятия

Сочинения

Контр.работы

Тема 1

Устное народное творчество

11

1

Тема 2

Из древнерусской литературы

2

Тема 3

Из литературы 19века

15

1

Тема 4

Из литературы 20 века

6

ИТОГО:

34

1

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебники

Учебные пособия

Методические

1. Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. — М.: Просвещение, 2014.

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2014.

Для учителя:

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  • Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
  • Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
  • Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
  • Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
  • Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
  • Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  • Матвеева Е.И. Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
  • Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен».
  • Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.

Мультимедийные пособия.

  • Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
  • Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
  • Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях 5 класс. Электронное приложение.

Для учащихся:

  • Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
  • Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
  • Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
  • Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
  • Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
  • Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

 www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

 www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

 www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

Приложение к рабочей программе «Родная (русская) литература»

для 5 класса

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (11 Ч)

1

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Вариативная природа фольклора

1

04,09

2

Малые жанры фольклора. Детский фольклор

1

11,09

3

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок

1

18,09

4

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев

1

25,09

5

Образ невесты-вошебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод

02,10

6

Животные –помощники. Особая роль чудесных противников

1

09,10

7

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная сказка героического содержания

1

16,10

8

Тема мирного труда и защиты родной земли

1

23,10

9

Иван-крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки

1

06,11

10

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле

1

13,11

11

Контроль: Сочинение по русским народным сказкам

1

20,11

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч)

12

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы

1

27,11

13

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

04,12

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (15 Ч)

14

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни

1

11,12

15

«У лукоморья дуб зеленый. Пролог к поэме – собирательная картина сюжетов. Образов и событий. Р/Р Чтение Пролога наизусть

1

18,12

16-17

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», ее истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

2

25,12

18

Контроль: Контрольная работа по «сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

1

15,01

19

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино». Историческая основа стихотворения

1

22,01

20

Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Р/Р Чтение наизусть

1

29,01

21

«Ашик-кериб» - литературная сказка. Близость сказки к восточному фольклору

1

05,02

22

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

1

12,02

23

«Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины

1

19,02

24

«Крестьянские дети». Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Р/Р Чтение наизусть

1

26,02

25

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды

1

05,03

26

Жилин и Костылин – два характера, две разные судьбы

1

12,03

27

Жилин и Дина

1

19,03

28

Душевная близость героев из враждующих лагерей

1

02,04

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (6 Ч)

29

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного, поэтическое воспоминание о Родине

1

09,04

30

«Подснежник». Тема исторического прошлого России

1

16,04

31

С.А.Есенин. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь» - поэтическое изображение родной природы

1

23,04

32

Своеобразие языка есенинской лирики

1

07,05

33

П.П.Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика

1

17,05

34

Талант главного героя, стремление к мастерству. Своеобразие языка и интонации сказа

1

21,05

Лист  корректировки  календарно-тематического  планирования.

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...