Дорожная карта ЭКСКУРСИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ НА ОСНОВЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Гассиева Фатима Графовна

Важнейшим условием модернизации общества выступает сохранение культурно-исторического наследия страны как основы инновационных процессов в экономике, промышленности, науке и, в том числе, в отечественной культуре. Организация внеурочной деятельности в школе имеет свои особенности. Современная школа должна создать условия для расширения социальной среды, в которой происходит формирование личности ребёнка. Поэтому в организации дополнительного образования особое значение имеет экскурсия, как форма, позволяющая воспитывать детей в расширенном социальном и культурном пространстве, предоставляющая возможность получения нового опыта и обеспечивающая повышение культурного уровня учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11dorozhnaya_karta.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

ДОРОЖНАЯ КАРТА

 ЭКСКУРСИЙ ПО РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ НА ОСНОВЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

       

                        Вершины гор и солнце золотое,
                        Шум звонких рек и старые дома…
                        Всё самое любимое, родное
                        Живёт в тебе, Осетия моя!

                                                   

 Автор-составитель: Гассиева Ф.Г.                                                                                                  

                           учитель осетинского языка и литературы                                                          

                                                 МБОУ  Гимназии                                                                

                           Республики РСО-Алания, г. Владикавказ

                                                      2020 г.

                                   

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи экскурсионно- образовательной деятельности                                       3. Принципы организации деятельности                                                                                  4. Объекты экскурсий                                                                                                 5. Порядок организации экскурсионно- образовательной деятельности                                                                                             6. Темы экскурсионно- образовательной деятельности                                                  7. Образец методической разработки экскурсии                                                                      8. Список литературы                                                                                           

                                                                                                                       

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшим условием модернизации общества выступает сохранение культурно-исторического наследия страны как основы инновационных процессов в экономике, промышленности, науке и, в том числе, в отечественной культуре. Организация внеурочной деятельности в школе имеет свои особенности. Современная школа должна создать условия для расширения социальной среды, в которой происходит формирование личности ребёнка. Поэтому в организации дополнительного образования особое значение имеет экскурсия, как форма, позволяющая воспитывать детей в расширенном социальном и культурном пространстве, предоставляющая возможность получения нового опыта и обеспечивающая повышение культурного уровня учащихся.

В процессе реализации ФГОС нового поколения, определяющего требования к отслеживанию результатов личностного развития учащихся, организации мета предметной образовательной среды, перед педагогами нашей гимназии встала задача разработки программы экскурсионной деятельности образовательного учреждения, в основе которой лежит системно - деятельностный подход к организации внеурочной воспитательной работы. Сущность данного подхода заключается в систематизации экскурсионно- образовательной деятельности с определением целей, задач, принципов, направлений и методики этого вида деятельности, а также форм отслеживания её результативности. Приоритетным направлением в области экскурсионной политики является развитие кругозора, разносторонне развитие личности каждого обучающегося. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество. Экскурсия – это наиболее ёмкий, наиболее синкретический вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в культурном контексте.

Основная цель экскурсионно-образовательной деятельности в школе – углубленное изучение школьной программы, воспитание нравственных чувств и эстетического сознания, творческого отношения к учёбе, труду, жизни, воспитание ценностного отношения к истории и культуре своей Родины, к своему народу, к природе и окружающей среде.

Экскурсионная деятельность в нашей гимназии основывается на следующих принципах:                                                                                                                                      • учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;                                                                                                                                  • образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);                                                                                                                                   • воспитательный аспект ( привитие интереса и любви к Родине, её культуре и истории);                                                                                                                              • развитие общего кругозора и эрудиции;                                                                                • вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;                                                                                                     • системный, плановый характер.

Исходя из того, что экскурсионная программа имеет целый ряд учебных и воспитательных задач, экскурсии можно разделить на несколько групп:                                 • учебные: цель- усвоение детьми знаний по учебному предмету;                         •краеведческие: цель- знакомство с историей и культурой родного края и   своего народа;                                                                                                                                      • общеобразовательные: цель- расширение общего культурного кругозора;                            • культурно - воспитательные: цель - усвоения культурных знаний в сочетании с художественным воспитанием.

Цели и задачи экскурсионно- образовательной деятельности.

Цель экскурсионно-  образовательной деятельности реализация принципа единства теории и практики в образовательной деятельности гимназии и обеспечение функционально – практической направленности обучения и социализации гимназии.

Задачи экскурсионно-образовательной деятельности:                                                        - выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, включающей элементы поиска, исследования;                                        - расширение кругозора учащихся и стимулирования познавательной активности и интереса к знаниям;                                                                                             - углубление и популяризация теоретических предметных знаний при помощи непосредственного знакомства учащихся с соответствующими культурными, историческими, природными, и производственно-техническими объектами;                                                                                                             -  развитие коммуникативных навыков, а также навыков совместной деятельности самоорганизации в группе произвольной комплектации;                                   - содействие профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе;                                                                                                                   - создание дополнительных возможностей для двигательной активности и смены видов деятельности учащихся;

Принципы организации деятельности:                                                              - дидактизм: научность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность;                                                                                    -тактичность;                                                                                                            - наглядность;                                                                                                                - эмоциональность;                                                                                                           - активность.

Выбор объектов для посещения определяется задачами образовательного процесса и склонностями учащихся.

 Объектами экскурсий могут быть:                                                       - места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;                                                                    - здания и сооружения, мемориалы и памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, фортификационные и инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), , здания культурного назначения и другие постройки;                                                                                       - природные объекты — леса, рощи, парки,  природные заповедники.                        - экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;                                                                                - памятники археологии, святилища и др.;                                                                        - памятники искусства- произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура и др. искусство;                                                          - научные и образовательные учреждения, лектории, планетарии, библиотеки.

6. Порядок организации экскурсионно- образовательной деятельности:                                                                                      1. Экскурсионные дни проводятся согласно учебного плана.                                            2. Для проведения экскурсионного дня приказом директора школы для каждой группы определяются: тема экскурсии, место и сроки проведения экскурсии, состав группы, ответственный учитель-руководитель группы.

3. Руководитель группы несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения экскурсии в соответствии с «Инструкцией по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий».                             4. Учащиеся, не принимающие участие в экскурсиях по уважительной причине, обязаны посещать занятия в школе по специально составленному расписанию.                                                                                                                          5. Общая подготовка экскурсионного дня предусматривает следующие распределение функций:                                                                                    Администрация гимназии:                                                                                        - определение перечня объектов посещения;                                                                        - сбор информации о времени работы и порядке допуска к предполагаемым объектам посещения, маршруте и способе транспортировки учащихся;                                      - установление контактов с ответственными за прием экскурсантов на предполагаемых объектах о проведении экскурсии;                                                                          - назначение учителей – руководителей групп;                                                          Руководитель группы:                                                                                                     -сбор информации об учебном потенциале предполагаемых объектов посещения;                                                                                                                    - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (накопление знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии);                                                   - информирование учащихся о предполагаемых экскурсиях порядке и сроках формирование групп.                                                                             6. Подготовительная работа с группой включает в себя:                                                              - учебно-методическую подготовку – вводную беседу, постановку заданий;                          - информационную подготовку - краткое сообщение о теме и длительности экскурсии, протяженности и продолжительности маршрута, времени и месте отправления и возвращения, санитарных остановках, решение вопросов питания;                                                                                                                             - организационную подготовку - инструктаж учащихся о правилах поведения и технике безопасности в пути и при посещении экскурсионного объекта.                  7. Итоги экскурсионного дня (методические и учебные результаты экскурсий, качество их подготовки и проведения, поведение и степень заинтересованности учащихся, целесообразность повторного посещения того или иного объекта) подводятся на совещании учителей школы.                          

Образец методической разработки экскурсии                                              Тема экскурсии ____________________________________                                                 Цель экскурсии ____________________________________                                                       Задачи экскурсии ___________________________________                Продолжительность (ч)  _____________________________                                  Протяженность  (км)   _______________________________                                                                     Автор – разработчик  ________________________________                                 (автор, коллектив авторов)                                                                                                      Содержание экскурсии ______________________________                               

                                         Таблица

Этап движения

Остановки с указанием места

Объекты показа

Время

показа

Краткая информация

Логический переход

Методические указания

             1

               2

           3

      4

           5

          6

         7

 Список литературы:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании»                                                                      

2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон [с изм. на 17 января 2007г.]                                                                                              

3. Программа развития школы на 2012-2016 гг.                                                                          

4. Журнал «Туризм в школе»                                                                                                       

5. Требования к методической разработке экскурсии: Метод, рекомендации. — М.: ЦРИБ «Турист», 2014.                                                                                                

6. История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней. Под ред. Тотоева М.С. – Орджоникидзе, 1968.                                                                

7. Калоев Б.А. Осетины. – М., 1971.                                                                                            

8. Магометов А.X. Культура и быт осетинского народа. - Орджоникидзе, 1968.                                                                                                                    

9.  Фидаров  К.Я. Культура: общее и особенное//Северная Осетия: история и современность. Вып. 2. Под ред. А.Г. Кучиева и др. - Владикавказ, 1992.                              

10. Дзадзиев А. Б., Дзуцев Х. В., Караев С. М. Этнография и мифология осетин:                                                                                                                        

11. Штырков С. А. Осетинское святилище Реком. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории, обществознанию и истории Северной Осетии

Хочу поделиться своим календарно тематическим планированием...оно очень удобно для личного использования, так как содержит необходимый минимум для самоконтроля прохождения программы....

Помним, скорбим о погибших в Северной Осетии 1 сентября 2004 года

Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию...

При поддержке компании РусГидро в Северной Осетии открыта вторая экологическая тропа

Северо-Осетинский государственный природный заповедник при поддержке компании РусГидро открыл в Цейском ущелье экологическую тропу «К Цейскому леднику». Это уже вторая экотропа, оборудованная в респуб...

Транспорт и внешние экономические связи Республики Северная Осетия - Алания

Урок раскрывает значение транспорта Северной Осетии во внутриреспубликанских перевозках, помогает проанализировать основные формы внешнеэкономических связей и главных торговых партнеров республики....

Презентация "Республика Северная Осетия-Алания - моя малая Родина"

Республика Северная Осетия-Алания - моя малая Родина, мой любимый край...

Реинтродукция (Восстановление) Кавказского Барса в Республике Северная Осетия -Алания

Статья посвящена восстановлению популяции кавказского барса  в Северной Осетии....

Минеральные воды Северной Осетии - Алании

Описание Минеральных вод Северной Осетии - Алании...