Конспект урока по родной литературе (русской) в 9 классе «Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны» (по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления»)
план-конспект урока (9 класс)

Конспект  урока  по родной литературе (русской)
в 9 классе
«Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны»
(по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления»)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushakova_l.a._noch_istseleniya_b.ekimov.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №33»

Г. ДЗЕРЖИНСК  НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект  урока  по родной литературе (русской)

в 9 классе

«Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны»

(по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления»)

 

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Ушакова Лидия Александровна

г. Дзержинск

2019


Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы        Великой Отечественной войны.

Урок по родной русской литературе в 9 классе

учителя русского языка и литературы

 МБОУ «Средняя школа №33» г. Дзержинска

Ушаковой Лидии Александровны

Цели и задачи:

  1. Формирование умений анализа художественного произведения
  2. Формирование и расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании рассказа.
  3. Развитие умений аргументации собственной точки зрения, умений обсуждения, освоение культуры общения.
  4. Вызвать эмоциональный отклик на произведение, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в годы Великой Отечественной войны, вызвать стремление гуманно относится к страдающему человеку, научить тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя:

 Сегодня на уроке мы будем беседовать о людях, нуждающихся в нашем внимании, в нашей заботе. О людях, которые пережили войну, прошли большой жизненный путь, испытали трудности, а сейчас нередко чувствуют себя забытыми и одинокими.

В рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления» о Великой Отечественной войне говорится не напрямую, а косвенно. В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым в годы давно закончившейся войны. Среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин. Без них не было бы Победы. Это женщины, которые, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу. Именно они сберегли детей и сохранили родные очаги и семьи. Вот об этом и о многом другом небольшой рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

2. Сообщение о писателе Борисе Екимове.

Это наш современник, он родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края. Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в1979 году окончил Высшие литературные курсы. Сейчас писатель проживает в городе Качане-на-Дону Волгоградской области, где обрёл вторую родину. Его произведения были отмечены многими наградами. Критики его хвалят, говорят, что его рассказы – это «традиционная русская проза в её современном исполнении», неизменно подчёркивают социальность тем, над которыми работает писатель. Его произведения, написанные, в основном, в форме малого жанра, не могут никого оставить равнодушными, потому что в них поднимаются общечеловеческие проблемы, понятные каждому. Наверное, поэтому, однажды открыв для себя прозу Бориса Екимова, хочется возвращаться к ней вновь и вновь.
         «Я русский писатель», - говорит он о себе. С любовью и болью описывает автор современную жизнь задонских хуторов, затерянных посёлков, опустевших деревень. Герои Екимова словно несут пожизненную вахту, оставаясь верными своей малой родине, пытаясь сохранить то лучшее, что уцелело.

      3. Беседа о восприятии рассказа. 

Ученики перечисляют имена героев, обозначают место и время действия. Вносится предположение, что действие происходит в 70-е – 80-е годы XX века, если учесть, что во время войны баба Дуня была женщиной лет 35-40 с тремя детьми и сейчас имеет внука-подростка. Но параллельно с этим временем ребята переносятся в прошлое, в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Учитель поясняет, что автор использует прием сна, с помощью которого хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.

Затем обращаемся к таблице “Элементы сюжета”, учащиеся пересказывают основные эпизоды.

Основными элементами сюжета ребята назвали:

Завязка – тревожные сны бабы Дуни.

Развитие действия – приезд внука, его разнообразные занятия; радость бабушки; переживания по поводу тревожного сна.

Кульминация – нахождение единственно верного способа исцеления бабушки.

Развязка – надежда на полное исцеление бабушки.

4. Работа с текстом.

 - Найдите описание внешности главных героев.

“Баба Дуня была совсем старой: согбенное оплывающее тело; седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее”. “С приездом Гриши баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты. Даже про хвори забыла”.(Вывешиваются портреты старых русских женщин. Учащимся задается вопрос: “Как вы думаете, какой из этих портретов подходит для нашей бабы Дуни? Почему?”)

После мотивированного выбора одного из портретов описывается внешность Гриши:

 “Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку”.

 “Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана”.

   “А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем”.

- О чем рассказ «Ночь исцеления»? Кого вы назвали бы главным героем рассказа?

- Какое впечатление произвел на вас рассказ, какие чувства вы испытывали во время чтения?

Учитель: Борис Екимов поднимает очень важные проблемы в своем рассказе: гуманное отношение к страдающему человеку, учит тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль. Таким образом, писатель говорит о милосердии.

- Как вы понимаете слова «милосердие», «сострадание»?

(Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.   Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем.    («Словарь русского языка» С.И. Ожегова)

Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы. Обратимся к тексту.

- Баба Дуня живет одна. Что значит одиночество для пожилого человека?  

- Что изменилось в жизни бабушки Дуни с приездом внука?

 («…баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша». Даже когда Гриша убегал с ребятами кататься на лыжах, и баба Дуня оставалась одна, «…то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме»,  «нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла».)

- Можно сказать, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Обратите внимание на слова «одна», «одинокая», «одиночество». Почему автор повторяет эти однокоренные слова?

- И состояние это не только физическое, но и душевное. Его можно испытать, когда вокруг люди, но нет близкого по духу. Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему же она нечасто гостила у них?

 («Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…

Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит. Кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!»)

- Как относились близкие к болезни бабы Дуни?

Одного понимания «болезни» оказалось мало, подобное нужно лечить не лекарствами.)

- А как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своему недугу.

 («Совестясь, чувствовала себя …виноватой», «горевала»; «вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу».)

- Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет ее так мучится?

 (Во время войны она потеряла хлебные карточки, а дома трое маленьких детей. )

- Ребята, а что такое карточки и что они означали во время войны?

 (Карточка – это бланк с отрывными талонами, дающими право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек в военное время смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.)

- Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?

- Как позже внук реагирует на крики бабушки во сне?

- Обратите внимание: после первой бессонной ночи автор описывает, как Гриша катается на лыжах, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют. Вначале мальчик воспринимает прошлое своей бабушки отстраненно, а потом оно становится его собственной болью.

- «Ночь исцеления» - так называется рассказ Бориса Екимова. Синонимами к слову «исцеление» являются слова «выздоровление, возвращение к жизни». Чтобы исцелить бабу Дуню, Грише приходится выбрать один из двух способов. Первый предлагает мать.

Обратимся к тексту.

- Воспользовался ли мальчик советом матери?

- Нет, мальчик нашел свой способ исцеления бабы Дуни.  «Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково.

- Чем отличается первый способ от второго?

(Он более гуманный. Мальчик думает не о себе, а о бабушке. Но этот способ и более трудный.)

- Почему Гриша не говорит бабушке о случившемся ночью?

 («Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление».)

  1. Как вы понимаете смысл названия рассказа? О чьем исцелении идет речь?

 (Добротой и лаской можно исцелить бабу Дуню: «И придет исцеление». Чуткость, внимательность, забота мальчика сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые.

Исцелился и Гриша. Исцелился от черствости, от равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью он как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта «ночная» жизнь стала для него важнее.)

6. Обобщающая беседа.

- Чем объяснить, что Гриша нашел единственно верный способ исцеления бабушки?

   (Тем, что он намного близок к бабушке, чем его отец, ее сын. Мальчик любит бабушку и хорошо понимает ее состояние, вживается в ее душу).

- Как он себя ведет? Какова его роль, интонация?

- Почему Гриша решил, что надо “делать и молчать”?

- О чем говорит вам название рассказа? Как вы понимаете смысл заглавия?

(Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует ночью. И он будет действовать, избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится.) Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, того, кто вылечивает силой внушения. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается.

- Итак, какой вывод можно сделать?

Мы поняли, что близкий родной человек – мать – не должна оставаться одна при живых детях и внуках. Она отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту.

- Огромную роль играет власть войны. Тяжелое время, горе, пережитое в войну, не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в ее памяти, в душе.

- Боль бабы Дуни не физическая, а душевная (ей врачи и лекарства не помогли). Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением.

- Сможет ли Гриша стать ее опорой, поддержкой? Сохранит ли он в себе лучшие душевные качества?

7. Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном произведении и проиллюстрировать понравившийся эпизод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Сценарий внеклассного мероприятия, посв., судьбе матери в годы Великой Отечественной войны:"Ты одна такая - любимая, родная "

   Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует ...

Контрольные тесты по истории в 11 классе по теме"СССР в годы Великой Отечественной войны"

Контрольные задания по истории в 11 классе по теме "СССР в годы Великой Отечественной войны"....

Музейный урок "Героизм русского человека в годы Великой Отечественной войны"

Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о подвиге земляков в годы войны....

Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...

Судьбы земляков в годы Великой Отечественной войны

Методическая разработка выполнена на основе краеведческого материала, посвящена 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне...