Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы
материал (11 класс)

Лия Ильинична Хетагурова

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_liya_dlya.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы

     

       Патриотическое воспитание... Патриотизм… Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение?  Что такое патриотизм?

        Я считаю, что патриотизм – это  чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;  гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;  гордость за свое Отечество; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.

         Практический интерес к данному вопросу  на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания  как нравственной  основы государственности,  как условие силы русского народа, единства и величия России, могущества государства. В связи с этим проблема    патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.    

          Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место  среди них, на мой взгляд, занимают  уроки литературы. Именно художественная литература  призвана  воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного. «Книга, -  по словам  А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».  Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная  литература.

          Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, рассказы, стихотворения. Отражение народных идеалов –богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в Нартских сказания.

         Проблемный  метод изучения художественной литературы приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

        Важное  место на уроках литературы занимает сопоставительный анализ произведения. Например, при изучении романа Нафи Джусоева «Фыдæлты туг» ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать образ  предводителя восстания.  Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности.

         Судьба родины и судьба человека слиты воедино в романе Æхсарбега Агузарова  «Сын кузнеца" Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи главному герою Мурату. На примере Мурата и Ауызби  мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.

        Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются: Грис Плиев «Авд цухъайы» (8 класс), «Произведения о Великой Отечественной войне» (10кл), Кочысаты М «Фастаг салам»,  «Фыстæг мадмæ» (10 класс), «Плиты Г «Салдат» (10  класс). Гаглойты Владимир «Ныййæджы кадæг». В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

Литературные произведения, изучаемые в школе -  это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности. Многое зависит от волшебной встречи с книгой. Они увлекают читателя  «течением мыслей», гражданственностью деяний, благородством чувств человека предшествующих эпох, воспитывают у каждого нового поколения умение быть благородным, памятливым. Современная литература и, в первую очередь, проза углубленно и пристально всматривается в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни реальных достижений, показывает высокий нравственный потенциал человека. Всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому  важно воспитание памятью.        Именно учителю-словеснику под силу  провести такую беседу, чтобы у некоторых ребят на глазах выступили слезы, чтобы она запомнилась на очень долгое время и заложила основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма.

 На мой взгляд, особенно эффективным в деле патриотического воспитания является внеклассное чтение. Ценность их я еще вижу в том, что эти методы, формы работы может  с успехом использовать и классный руководитель, и родители. Представьте себе реакцию школьников любого возраста, когда учитель очень выразительно и с чувством прочтет на уроке литературы рассказ о мальчишках, один день из жизни которых, возможно, перевернет их сознание. Важно после прочтения этого рассказа обязательно помолчать, обратить внимание на реакцию детей   и затем попросить высказаться, не задавая никаких вопросов. Открытия обеспечены. О многом  скажет пауза, которая может стать значительнее любых речей.

           Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.

           Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом книги о Великой Отечественной войне.

          Анализируя художественную литературу о Великой Отечественной войне, ребята учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Важно убедить школьников, что ненависть не может быть слепой, в противном случае она станет разрушительной         Таким образом, работая в 9-10-х классах, я ставлю перед собой следующие задачи: заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы,

- формирование устойчивой потребности в чтении патриотической литературы,

- потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края, посредством краеведческого материала, историко-архитектурных памятников.

       В 11х классах – актуализация проблемы патриотического воспитания усложняется, а именно: - усложнение отбора произведений о Великой Отечественной войне,

- дать учащимся круг знаний по военно-патриотической тематике,

- познакомить с важнейшими понятиями,

В этих классах организую: самостоятельную работу учащихся с дополнительными источниками информации,

- использую такие формы работы, при которых обучающиеся пробуют свои силы в разных ролевых позициях – “учителя”, “консультанта”, “руководителя творческой группы”.

           Такая работа позволяет ребятам обмениваться собственными мнениями, определять темы и идеи произведений, определять ключевые слова и понятия, влиять на формирование эстетического вкуса одноклассников, развивать их творческую активность.

           В старших  классах на первый план выдвигается формирование бережного отношения к историческому прошлому России:

- возможность продолжения традиций наших дедов и прадедов,

-формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и умения аргументированно её доказывать.

            Таким образом, работая в современной школе, особый акцент делаю на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, патриотизм, толерантность.

          В. А. Сухомлинский писал: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы прошел путь к познанию высших интересов».   Только с помощью изучения художественной литературы  мы можем воспитать истинного патриота своей Родины. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.

Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...

Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.

В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы  в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.

Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  обучающихся  на уроках литературы в старших классах по ФГОС.                    ...

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы.

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литературы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литератуы»...