ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литературы»
проект по литературе

Беляева Надежда Аркадьевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литератуы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА д.НИЖНЕИВАНАЕВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево

                                 /Ю.М.Асылкаев/

Приказ №       от « 29 » августа 2023 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ

ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ»

Автор: Беляева Надежда Аркадьевна,                 

                                                              учитель русского языка и литературы

                                                         МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево

д.Нижнеиванаево

2023 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3                                                                                

I. Описание проекта

1.1. Паспорт проекта………………………………………………4

1.2. Актуальность проекта………………………………..……….4

1.3. Основная проблема……..……………………………………..5

1.4. Новизна проекта………………..………………………………5

1.5. Цель проекта………….……………………………………….5

1.6. Задачи проекта…………………………………………………6      

1.7. Гипотеза проекта………………………………………………6

1.8. Нормативная база…………………..………………………….6

II. Основное содержание проекта

2.1. Реализация проекта……………………..……………………..7

2.2. Этапы и сроки реализации проекта…………………………14

2.3. Распространение проекта…………………………………....15

2.4. Ожидаемые результаты…………………………………..…16

Заключение………………………………………………………..18

Список использованной литературы и источников……………20

Приложения………………………………………………………21


  1. Описание проекта
  1. Паспорт проекта

Наименование проекта

Художественная литература как средство патриотического воспитания на уроках внеклассного чтения

Разработчик проекта

Беляева Надежда Аркадьевна – учитель высшей квалификационной категории

Участники проекта

Обучающиеся и педагоги МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево

Основная идея проекта

Обеспечить условия для развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности в процессе реализации школьной газеты

Вид проекта

Долгосрочный, сентябрь 2023 года – май 2026 года.

Практико-ориентированный, творческий               (по деятельности), коммуникационный                   (по профессиональной направленности)

Методы

Диагностика, анкетирование, беседа, исследование, поиск информации

География проекта

МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево муниципального района Балтачевский район


  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм»                                                                           

 В.В.Путин

Актуальность в том, что патриотическое воспитание больше внедряется в учебную деятельность школы, в гуманитарные предметы, и ведутся много исследований по патриотическому воспитанию.

Любовь к Отечеству необходимо воспитывать с юных лет. Перед школой и другими учебными заведениями стоит ряд задач по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию.

Воспитывать лучшие качества в человеке необходимо с детства. Мы обязаны вырастить, воспитать новое свободно мыслящее поколение. Молодежь должна стать патриотами своей Родины, любить Россию и свой родной край.

Проект «» рассчитан на школьников 5-9 классов средней общеобразовательной школы. 

Воспитание патриотизма у школьников - одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.

Патриотическое воспитание - важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств учащихся.

Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтением книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками.

На занятиях по патриотическому воспитанию необходимо научить ребят ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины.

Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях - преподавателя и классного руководителя, воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. Такое разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Гуманистическая педагогика строит школу развития, где педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы.

Формирование патриотизма в нашей стране все чаще рассматривается как возможная национальная идея, способная сплотить наше общество на пути укрепления могущества России. Реализация программы немыслима сегодня без активной краеведческой деятельности школ, внешкольных учреждений. Русский педагог В.А. Сухомлинский так сказал о сущности краеведческой работы: «Самое главное в нашем деле - чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава - чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающий перед глазами человека».

  1. Основная проблема

В мире детских и юношеских ценностей сейчас, к сожалению, на одном из первых мест стоят развлечения и вещи. Появилась масса интернетного. Ребенок с детства окружен неживым, ненастоящим. В нашем стремительно меняющимся на глазах обществе наряду со всем положительным и позитивным за последние годы всплыло и множество негативного, наносного, антинародного и явно вредительского. Из сознания народа пытаются стереть страницы исторического прошлого, исказить события Великой Отечественной войны, уходят в забвение герои нашей истории. Народ должен знать свои истоки, свои корни, свою историю, своих героев.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие - это слово, художественная речь, книга. А «Книга, - по словам А. Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.

Тема патриотизма - ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для россиян. В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны. Любить надо свою страну такой, какая она есть.

  1. Новизна проекта
  2. Цель проекта

Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка и литературы; создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

  1. Задачи проекта

Задачи: умение выделять основные положения в изучаемом материале; приобщить к истории культуры и литературы; развить у школьников чувство патриотизма, способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

  1. Гипотеза проекта
  2. Нормативная база При разработке проекта учитывались приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, отраженные в следующих нормативных документах:
  1. Концепция инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020».
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего и основного общего образования.
  3. Концепция общенациональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.

  1. Основное содержание проекта
  1. Реализация проекта

Патриотическое воспитание на уроках литературы.

Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень,

праздность.

Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о

бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.

Повседневная работа на уроках литературы над основными видами устных и письменных работ прекрасно сочетается с выполнением задач патриотического воспитания.

Изучая творчество Лермонтова, нельзя не отметить, что многие лирические строки поэта наполнены любовью к Родине. Выразительное чтение учителем стихотворения "Родина" помогает учащимся осознать общий пафос стихотворения, в котором поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России. В стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" Лермонтов продолжает размышлять о своей "странной любви" к Родине. Главным при анализе стихотворений является ответ на вопрос: «Какие картины, образы, краски использует поэт, чтобы выразить любовь к

Родине? Является ли «чувство Родины» главным в творчестве Лермонтова. В качестве итога работы обучающиеся пробуют сочинить небольшое стихотворение или продолжить рассказ, начинающийся словами «Россия – это…»

В «Слове о полку Игореве»( 9 класс) центральным является образ Родины. В нем воплощены чувства восхищения, гордости и чувство боли за судьбу страны.

Образ Руси многогранен. Он и в рефрене: «О Русская земля! Уже ты за холмом!», в котором обращение играет роль олицетворения. Он и в образе дороги, в описании обширных пространств, которых авторская мысль обозревает словно с высоты: «Кони ржут за Сулою - звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новегороде, стоят стяги и Путивле»; «Девицы поют на Дунае — вьются голоса через море до Киева». Образы природы одухотворяют, олицетворяют образ Руси, она словно волнуется, печалится, радуется за своих детей: «земля гудит, реки мутно текут», «тоска разлилась по Русской земле», «тьма гнет прикрыла», «стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей», «солнце светится на небе», «страны рады, города веселы». Русская земля изображена как единство людей и природы. Автор, по словам Д.С. Лихачева, «ощущает родину как единое огромное и живое существо». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в других произведениях русской литературы; разбирая поступок князя Игоря, ученики отвечают на вопросы:

  • Что подтолкнуло князя совершить такой поступок? Какими чертами наделяет автор природу?

Почему он олицетворяет природу с красной от крови ковыльной степью?

Как на фоне одухотворенного образа Русской земли автор изображает половецкую землю?

Какие сюжеты, образы, мотивы приемы устного народного творчества использовал автор «Слова...»?

.

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.

ЛИТЕРАТУРА любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет. В 6 классе мы читаем « Повесть о Петре и Февронии Муромских» . В произведении затрагиваются темы любви, преданности, верности слову и долгу, святости поступков и желаний. Попутно обговариваем ,что

с 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья.

В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.

Много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую пару за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».

В среднем звене огромный материал для нравственно-патриотического и гражданского воспитания учащихся.

Поэзия 19-20 вв. века А.С. Пушкина (стихотворение «Зимнее утро»), М.Ю. Лермонтова

«Утес», С. Есенина «Пороша», Рубцова . Поэзия великих мастеров учит видеть прекрасное ,красоту родной природы. Поэты также часто обращаются в своих

произведениях к описанию картин природы и не только по тому, что это вызывает их чувства, эмоции, но и по тому, что очень часто пейзаж оказывается созвучным настроению человека. В 7 классе при изучении стихотворения Лермонтова « О чем волнуется желтеющая нива». Мы работаем над вопросами:

–Что испытывает лирический герой, соприкасаясь с природой?

  • Какие приемы ему помогают передать свои чувства, ощущения от общения с природой?

Чтение стихотворения А. К. Толстого «Благовест» Это стихотворение опять ассоциируется у нас с исконной Русью: дубрава, храмы. Поставим перед собой задачу проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам, и мы бы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

  1. Перед анализом стихотворения проводится словарная работа: Найдите и объясните, что означают эти слова.

Благовест – благая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приносящий благо, успокаивающий.

Каяться – исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь.

  • Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя?

Такая словарная работа не только обогащает словарный запас учащихся , но и заставляет задуматься над темами души, покоя, покаяния .

Тема родины ,служения народу, родине затронута в стихотворении Габдуллы Тукая « Пара лошадей».6 класс.

В литературе для среднего звена очень много произведений воспитывающих в детях милосердие, отзывчивость и гуманность : Ф.М. Достоевский « Мальчик у Христа на елке», В.В. Маяковский « Хорошее отношение к лошадям», И.С. Куприн « Белый пудель»,

«Кусака» Л. Андреева, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова. и др. Беседуя над произведениями, обсуждая поступки героев, учащиеся учатся понимать мир, отличать истину и ложь, добро от зла, прекрасное и безобразное.

Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне»,изучаемая в 8 классе. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка:

«С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов

утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

При изучении романа «Дубровский» (6 класс) ребята должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (8 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости. После прочтения повести написание сочинения .

Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей

гражданской позиции.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина,

С.А. Есенина («Пугачев»). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во- вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.

При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство

сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне. В них помещены стихотворения

К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

Духовно-патриотическое воспитание находит продолжение и в внеурочное время . В своей деятельности я руководствуюсь теоретическими положениями крупнейшего

педагога В.А. Сухомлинского, который говорил, что «воспитывать чувство патриотизма - значит добиться, чтобы жизнь постоянно выходила за рамки интересов семьи, родного очага, родного города. Но именно для этого начинать познание мира нужно с того, что

ближе - с семьи, судьбы деда и прадеда. Патриотизм начинается с любви к своей семье: родителям, братьям, сестрам, близким людям.

Мною проводятся разные мероприятия , способствующие тесной связи ребенка и семьи, воспитывающие в детях любовь и уважение к взрослым. Осенью мы с классом провели праздник, посвященный Дню Матери. Учащиеся читали стихи собственного сочинения, пели песни , выступали с танцевальными номерами, выражая благодарность своим мамам.

К 70-летию снятия Блокады Ленинграда мною был проведен классный час «Дети

блокадного Ленинграда» , на котором звучали песни о войне в исполнении ребят, стихи поэтов-блокадников, презентация со страшными картинами того времени, сообщения о блокаде . Это был урок мужества, стойкости, терпения, героизма.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.

Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к

другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то я считаю свою задачу выполненной.

Патриотическое воспитание на уроках литературы

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу (за основу взята программа В.Я. Коровиной).

Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет»,изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения - вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения - патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополнят репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.

Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт - попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни - всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

При изучении романа «Дубровский» шестиклассники должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» . Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны - несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А. Толстого «Русский характер», Э. Хемигуэя «Стрик и море», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

  1. Этапы и сроки реализации

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

1.Диагностичес

кий

Сентябрь - октябрь 2022 года

Постановка проблемы, изучение теоретических аспектов по данному вопросу. Входная диагностика обучающихся (проведение анкетирования, беседы с обучающимися, анализ данных методов исследования) (Приложение 2).

Определение целей и задач работы, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, прогнозирование результатов.

2.Практический (основной)

2022-2027 гг.

Ознакомление учащихся с основной идеей создания проекта, с формой работы данного вида деятельности. Формирование групп учащихся, по видам деятельности исходя из личных желаний и способностей учащегося. Распределение обязанностей, направление поисковой деятельности учащихся. Составление плана работы, тематики выпускаемых газет. Формулирование актуальных вопросов для исследования. Обучение методам сбора информации. Информационное сопровождение педагогов школы, района, республики по данной теме. Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации проекта. Повышение у обучающихся образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализации, что ведет к повышению учебных результатов. Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи, коммуникации.

Внедренческий

2023-2027 гг.

Производить обмен материалами из опыта работы по проекту. Анализ диагностики обучающихся для определения повышения мотивации к урокам русского языка и литературы. Анализ результатов работы по внедрению данного метода в организацию образовательной деятельности.

  1. Распространение проекта
  2. Ожидаемые результаты
  1. Заключение
  2. Список использованной литературы и источников
  3. Приложения


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цели: 

  • Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках внеклассного чтения.
  • Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
  • Воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Задачи:

1. Обучающая. Обучить умению выделять основные положения в изучаемом материале, оформлению конспектов, рефератов, критическому сопоставлению различных точек зрения.

2. Просветительская. Приобщить к истории культуры и литературы, раскрыть удивительные человеческие судьбы.

3. Эстетическая. Донести непреходящий характер художественных ценностей.

4. Лингво-коммуникативная. Обогатить устную и письменную речь.

5. Воспитательная. Развить у школьников чувство патриотизма, ввести навыки научно-исследовательской работы. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.


УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

  1. Учитель русского языка и литературы
  2. Классные руководители
  3. Обучающиеся 5-9 классов
  4. Родители обучающихся 5-9 классов

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Стадия 1-я: Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.1. Выбор проблемы (темы) проекта.

Поиск проблемы. Обоснование проекта.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Предлагает учащимся совместно выбрать тему проекта.

Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Обсуждение и принятие общего решения по теме.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами.

1.2. Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта

Предварительно определяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Вместе с учащимися проводит эту работу

Каждый ученик выбирает себе подтему. Активное обсуждение и предложение   вариантов подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

После определения своих ролей комплектуются в соответствии с ними в малые группы

2-я стадия: Разработка проекта (планирование и организация деятельности)

2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, заданий для групп, отбор литературы

Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предлагает задания, вопросы и литературу.

В зависимости от возраста степень участия уч-ся будет разная

2.2. Планирование технологического процесса

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей

Осуществление   поисковой деятельности, информирование друг друга о ходе работы, участие в коллективном   решении проблем и т.п.

2.3. Разработка документации. Определение форм выражения итогов (результатов) деятельности

Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям

В группах, а затем в классе обсуждение плана деятельности, формы представления результата исследования: видеофильм, альбом, литературная гостиная ...

3-я стадия: Технологическая (осуществление деятельности)

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3.1. Организация рабочего места

3.2. Выполнение технологических действий

3.3. Моделирование

Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда

Осуществление самоактуализации своей деятельности.   Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости

4-я стадия: заключительная (презентация и оценка результатов)

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

4.1. Оформление результатов

Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность

По группам, а потом  во  взаимодействии с     другими     группами оформляют результаты в соответствии с принятыми формами

4.2. Защита, презентация (контроль и испытание) результатов

Организует экспертизу, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей.

Доклад о результатах своей работы, демонстрируют их

4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки

Осуществление       самооценки результатов, процесса, себя в нём с учётом оценки других. Участие в коллективном   обсуждении. Групповая рефлексия.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках внеклассного чтения.
  • Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
  • Воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Обучить умению выделять основные положения в изучаемом материале, оформлению конспектов, рефератов, критическому сопоставлению различных точек зрения.

2. Просветительская. Приобщить к истории культуры и литературы, раскрыть удивительные человеческие судьбы.

3. Эстетическая. Донести непреходящий характер художественных ценностей.

4. Лингво-коммуникативная. Обогатить устную и письменную речь.

5. Воспитательная. Развить у школьников чувство патриотизма, ввести навыки научно-исследовательской работы. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.


ЛИТЕРАТУРА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературы»

Жизнь стремительно мчится вперед. За последнее время образование в корне изменилось. Но ни новые методики, ни вариативность учебного плана, ни появление многопрофильного образования и, конечно ж...

Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе

   Это текст моего выступления на конференции "Педмарафон-2015" в  г. Краснодаре 26.02.2015 г. Оно посвящено практике воспитания патриотизма на уроках литературы. К выступлению п...

Патриотическое воспитание на уроках литературы

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании ист...

гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературы

данная статья расскажет о методах обучения гражданско-патриотическом воспитатнию учащихся...

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы.

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы....

Статья "Проект по краеведению как средство патриотического воспитания студентов"

Одним из эффективных средств формирования патриотического воспитания и интенсивного включения студентов в общественную жизнь является краеведческая работа. В статье представлена система работы над про...

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы...