Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе
методическая разработка по литературе по теме

     Это текст моего выступления на конференции "Педмарафон-2015" в  г. Краснодаре 26.02.2015 г. Оно посвящено практике воспитания патриотизма на уроках литературы. К выступлению прилагается видеопрезентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание чувства патриотизма на уроках литературы

и во внеклассной работе.

                                                                  Учитель русского языка и литературы

                                                                  МБОУ гимназия № 54 г. Краснодара

                                                                  Кондакова Наталия Николаевна    

                   

        Наша страна сегодня переживает непростые времена, когда геополитические противники России делают всё возможное для её ослабления, применяя различные методы: от экономических санкций до попыток вызвать массовые беспорядки на улицах наших городов.

          В этих условиях как никогда ранее важное значение приобретает патриотическое воспитание молодежи.  И здесь очень важна роль школьного образования, позволяющего подрастающему поколению узнать и принять культуру и историю собственного народа. Эта задача решается в ходе изучения самых разных предметов, от географии до обществоведения, но несомненно, что ведущая роль принадлежит истории и литературе.

        В процессе изучения литературы тема патриотизма является постоянной, начиная от знакомства с историческими былинами и «Словом о полку Игореве» и заканчивая обзорными уроками, посвященными современной российской литературе. Поскольку изучаемый материал огромен, я остановлюсь на некоторых узловых моментах.

          Я считаю, что тема патриотизма наиболее полно раскрывается в уроках, посвященных изучению творчества М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, а также творчеству советских поэтов и писателей периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

          М.Ю. Лермонтов создал нерукотворный памятник героям русско-французской войны в поэме «Бородино». Её изучение, одновременно с определенными элементами реконструкции этой битвы на уроках литературы, вызывает неподдельный интерес у учеников, позволяет им на уровне эмоционального восприятия узнать подробности одного из важнейших сражений в русской военной истории, выработать личностное отношение к его героям и осознать свою связь с предшествующими поколениями.

             При изучении романа «Герой нашего времени» воспитанию патриотизма способствует изучение образа Максима Максимовича, в собирательном образе которого М.Ю. Лермонтов выразил лучшие черты настоящего русского офицера, повседневный героизм которого обеспечил закрепление Российской империи на Кавказе.

        В творчестве Л.Н. Толстого воспитанию патриотизма, несомненно, ведущая роль принадлежит изучению «Севастопольских рассказов» и романа-эпопеи «Война и мир». Изучение «Севастопольских рассказов» позволяет учащимся с документальной точностью узнать о подвиге русского солдата и матроса, офицера и адмирала, простых жителей и жительниц этого героического города при отражении нападения объединенных сил Великобритании, Франции, Турции и Сардинского королевства на Крым. Эта тема тем более актуальна в свете недавнего возвращения Крыма в состав Российской Федерации.

        О романе-эпопее «Война и мир» можно говорить бесконечно. Изучению этого исторического произведения способствует и просмотр великолепного одноименного фильма, снятого Сергеем Федоровичем Бондарчуком, что позволяет наглядно представить героев и события, описанные в романе.

        Огромную роль в патриотическом воспитании играет изучение творчества советских писателей и поэтов военной поры и послевоенного времени. Изучение творчества Константина Симонова, Александра Твардовского, Михаила Исаковского, Бориса Полевого,  Александра Фадеева позволяет ученикам понять, что чувствовали их деды и прадеды, научиться любить свою Родину так же, как они. Сочетание изучения с прослушиванием песен военных лет, просмотром фронтовой кинохроники позволяет выработать ученикам собственное эмоциональное отношение к изучаемому материалу. В качестве серьезного подспорья в изучении этого периода я использую просмотр фильма «Молодая гвардия», снятого Сергеем Герасимовым в далеком 1948 году. Ученики получают возможность увидеть своих сверстников в тяжелейших обстоятельствах военной поры, задать самим себе вопрос, смогли бы они действовать так же.

        Тема патриотизма затрагивается и при изучении писателей и поэтов послевоенного периода, в частности при изучении творчества Юрия Бондарева, Владимира Высоцкого и других писателей и поэтов.

        Я считаю, что патриотическому воспитанию способствует содружество искусств на уроке литературы, возможность использовать современные средства медиа, включая прослушивание песен и просмотр фильмов, а также широкое использование самостоятельной работы учеников, написание ими рефератов, эссе и опору на историю жизни собственных дедов и прадедов, переживших войну.

        Во внеклассной работе я бы выделила следующие моменты: 1) привлечение ветеранов к её проведению, поскольку живой рассказ участника событий для учеников интереснее скучного текста; 2) большую роль местного патриотизма, связанного с изучением истории своего края и своего города. Здесь большую роль играет посещение этнографического комплекса «Атамань» в Темрюкском районе, посещение музеев. Ещё одной формой воспитания патриотизма является проведение внеклассных занятий на тему «Знаешь ли ты, в честь кого названа твоя улица?».

        Думаю, что в деле воспитания патриотизма есть ещё немало резервов, которые можно использовать.

Использованные источники:

  1. Сайт «Про школу» - http://www.proshkolu.ru
  2. Сайт «Педсовет» - http://pedsovet.org
  3. Сайт «Первое сентября» - http://1сентября.рф

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка , литературы и во внеурочное время Подготовила учитель МБОУ гимназии №54 Кондакова Н.Н.

Слайд 2

Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины.

Слайд 3

Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым”. Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять.

Слайд 4

Жить — родине служить. Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа. Отца с матерью почитать — горя не знать. Семьей дорожить — счастливым быть. Дружно за мир стоять — войне не бывать.

Слайд 5

Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. Прилагательные полные и краткие

Слайд 6

Друг - ценный клад, недругу никто не рад. Красна птица перьем , а человек ученьем. Сильный победит одного, знающий — тысячу . Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый. Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Слайд 7

Степени сравнения имен прилагательных Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти .

Слайд 8

Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине. Воспитывая у детей это чувство, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.

Слайд 10

Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

Слайд 11

Патриотизм в древнерусской литературе Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет” .

Слайд 13

Житие Александра Невского Изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.

Слайд 15

Эпизоды военной истории России В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России.

Слайд 16

М. Ю. Лермонтов «Бородино» Так, изучая стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино” , учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага.

Слайд 18

И. А. Крылов «Волк на псарне» Высокое патриотическое чувство передает басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ждет участь Волка.

Слайд 20

А.С. Пушкин «Дубровский» При изучении романа “Дубровский” ученики должны увидеть в А.С.Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины.

Слайд 22

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей в борьбе за родную землю. Их подвиг вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, отстаивание ее чести и независимости.

Слайд 24

М.А. Шолохов «Судьба человека» Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” . Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.

Слайд 26

При анализе текста учащиеся отвечают на вопросы: “ Чем руководствовался человек, совершая тот или иной поступок? ” , “ А как бы ты поступил на его месте? ” . Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают внимание ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.

Слайд 27

Стихотворения поэтов-фронтовиков Большую воспитательную роль играет изучение стихотворений К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний

Слайд 28

Заключение На уроках мы сеем разумное, доброе, вечное, прививаем любовь к Родине; И если после уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и к окружающим людям, не забывая о незыблемом – о Родине, то можно считать, что задача выполнена.