Платонов "Возвращение"
план-конспект урока (8 класс)

Цхай Ирина Александровна

Платонов "Возвращение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon respublika.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

16.03

«Обнажившееся сердце» в рассказе Андрея Платонова «Возвращение» https://www.youtube.com/watch?v=UUImKh2vKmk 

Цель педагогической
деятельности

Формирование и развитие нравственных понятий в процессе целостного анализа текста художественного произведения.

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Раскрыть смысл названия рассказа; показать духовное возвращение платоновского героя к самому себе; продолжить учиться читать А.П. Платонова, писателя-философа, мыслителя, постигать его стиль;

Создать условия для формирования навыков вдумчивого чтения через восприятие и анализ художественного произведения: формулирование проблемы, идеи произведения, характеристика героев;

Формировать нравственные позиции учащихся: чувство ответственности за себя и за тех, кто рядом; умение понять другого, умение жить не только разумом, но и сердцем.

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, системно-деятельностный; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ход урока

1. Этап актуализации знаний. Мотивация познавательной деятельности 

1.  21 век… Время наше -  время великих свершений, время исповедей и покаяния. Многих страшат те нравственные тупики, в  которых мы оказались сегодня в силу многих обстоятельств. В такое время очень важной  остается роль литературы.

1. Какие произведения о сложных человеческих взаимоотношениях, о том, в чём заключается счастье человека, мы недавно читали?

(А. П.Чехов «О любви», И.А.Бунин «Кавказ», А.И.Куприн «Куст сирени».)

2.  Наверное, мы  часто задумывается о счастье. Каждому хочется быть счастливым. Но у каждого из нас свое представление о счастье.

3. А что в вашем понимании значит «счастье»? Его можно потрогать, измерить?  Допишите предложение в рабочем листе пункт 1. Пункт 2 пока не заполняйте. К нему мы вернемся в конце урока…(Счастье –это, когда тебя понимают….Счастье-  когда твои родные и близкие живы, здоровы)

4."Счастье - когда тебя понимают, большое счастье - когда тебя любят, настоящее счастье,  когда любишь ты" Конфуций (китайский мыслитель) (Слайд)

5.А вот как сказал о счастье Платонов: «Есть   время  в  жизни, когда  невозможно избежать  своего  счастья. Это  счастье  происходит  не от  добра и  не  от  других  людей, а  от  силы  растущего  сердца, согревающего  своим  теплом»  (Слайд)

2. Этап формулирования темы урока и постановки учебной задачи. Этап построения проекта выхода из затруднения

1. К кому из героев рассказа можно отнести эти слова? (В первую очередь, к Алексею Иванову – герою рассказа, о котором сегодня пойдёт речь, ведь именно ему, Иванову, предстоит  научиться жить « от  силы  растущего  сердца»). Знает ли  вначале герой это? (нет)

2.. О чем же будет наш урок? Ответить на мой вопрос вам поможет высказывание Платонова о счастье. Подсказка в эпиграфе. Прочитаем:

«Прежде он  (Иванов) чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса,  а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем. (А.Платонов «Возвращение»)

(о любящем  сердце, обнажившемся для любви к своим родным, о возвращении с войны к мирной жизни).

3. Итак,  тема урока  «Обнажившееся сердце» ( по рассказу А.П. Платонова «Возвращение») (слайд)

Запишите в рабочий лист тему урока.

Подберите синоним к слову ОБНАЖИТЬ (открыть)

4.  Слово о писателе. История создания рассказа. (слайд) Рассказывает подготовленный ученик.

Андрей Платонович Платонов с первых дней Великой Отечественной войны добивается отправки на фронт. С октября 1942г. он военный корреспондент в действующей армии.
За годы войны выпустил 6 книг прозы, из которых исключил батальные картины и всю нагрузку перенёс на нравственные решения людей и философскую сущность событий. Его не оставляли размышления о мире, о том, каким человек выйдет из войны и какой будет послевоенная реальность.
В 1946 году на страницах журнала «Новый мир» был опубликован замечательный рассказ  «Семья Иванова», позже названный «Возвращение». Писатель не раз передавал в своих произведениях мотив возвращения, но теперь эта ситуация наполнилась у него особым, сокровенным, смыслом.

2. Вопросы:

5. Какое название предпочтительнее? Почему?

(Название «Семья Иванова» подчеркивало типичность ситуации, «Возвращение» делает акцент на нравственной стороне произведения)

6.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа? (слайд) Запишите в рабочий лист. Почему 2 стрелочки? (у слова есть прямое и переносное значение)

                                                                   Возвращение

        _______________________                                        _____________________

Прямое  значение слова «Возвращение» ( Дом, семья, любовь, разлука, когда мы возвращаемся домой после долгой разлуки к своим родным, близким)

Переносное значение с понятием «состояние души» ( возвращение к себе, когда  душа человека начинает оживать от грубостей, ран войны)

-7.Как понимаете смысл названия?

(Возвращение с войны к миру, домой в семью к жене и детям, к себе прежнему, доброму и человечному)

8.Возвращение кого? Куда? Зачем? Когда произошло? Что это возвращение помогло понять? Чтобы ответить на все поставленные перед нами вопросы, попробуем прожить вместе с героями А. Платонова совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять автора, разобраться в странном поведении  главного героя.

А эпиграфом к уроку послужат слова из нашего произведения.

Прежде он  (Иванов) чувствовал другую жизнь

 через преграду самолюбия и собственного интереса,

а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

А.Платонов «Возвращение».

3. Этап реализации проекта.

1. Когда происходит действие? ( чтение текста)

2. Образы каких героев связаны с домом? (Люба, дети)

3. С дорогой? (Маша, вокзал, поезд)

4. Чтобы понять, что является самым главным в жизни человека, мы должны поговорить о каждом из героев. Сейчас каждая группа вытянет свой QR-код. Отсканировав, вы узнаете, какого из героев будете анализировать. Вам даны задания по группам. Сейчас даётся время для подведения итогов работы (5 минут), а потом вы отчитаетесь о проделанной работе. Можно приводить цитаты из текста, но самое главное (словосочетания, одно-два предложения)

Отчёты о проделанной работе.

1 группа. Рассказ о Любе.

1. Значение имени, связь с характером героини;

  (имена Вера, Надежда, Любовь в христианском именослове соотносятся с мученицами-сёстрами: любовь; добрая, любящая, заботливая)

2.  История жизни.

(Работает не покладая рук; забыла о себе, всё для детей, ждёт своего мужа)

3. Сохранила ли героиня любовь? (да)

4. Как Люба объясняет причину своих отношений с Семёном Евсеевичем?

5. Как речь характеризует героиню?

(не хочет ссор, хочет жить в мире и согласии, любит своего мужа, детей)

6. Ночной разговор. Чьими глазами мы видим сцену ссоры? Почему?

(важна детская точка зрения на всё)

Учитель: Особенное место принадлежит детям.

2 группа. Рассказ о Петруше и Насте.

1. Значение имён, связь с характером.

(Настя – воскресение, возвращение к жизни)

Петр – сила, утёс, каменная глыба.)

2. Какими вышли из войны Настя и Петя?

(тяготы войны не прошли бесследно; Дети стали не по годам серьёзными, взрослыми. Петруша заменил отца, маленький старичок.  )

3. История их жизни. (Петруша – хозяин, Настя – помощница)

4. Какую функцию в рассказе выполняют дети?

(это ниточка, которая связывает этих людей. Именно дети помогут сохранить семью)

5. Какую историю вложил Платонов в уста Петруши?

(Его история о Харитоне – мудрая житейская притча, зовущая к смирению. Эта притча-укор заставила отца устыдиться мысли о Маше. Пример, как должен поступить отец)

6. Какими видим детей в финале?

(В финале дети спасли семью)

3 группа. Рассказ о Маше.

1.Значение имени, связь с характером.

( Мария - 1) горькая 2) любимая 3) упрямая; миловидная, простая и добрая).

2. История жизни.

(Она щедро разливает вокруг себя тепло).

3. Что значит армия для Маши, её отношение к гражданской жизни.

(не знает, как жить дальше, думает, как жить гражданской жизнью)

4. Что общего у Маши и Иванова?

(не готовы к мирной жизни, боятся возвращаться домой, чувствовали себя осиротевшими без армии)

5. Как Маша отнеслась к тому, что Иванов вышел на её станции?

(удивлена и тронута; боялась остаться одна в родном городе, который стал для неё чужбиной; не задаёт лишних вопросов)

6. Какой мы её видим в момент расставания с Ивановым?

(Улыбнулась, старается не подать виду, но заплакала, когда Иванов уехал)

4 группа. Рассказ об Иванове.

1. Значение имени, связь с характером.

(Алексей – защитник; оберегающий. Боится трудностей, не хочет брать на себя ответственной за дальнейшую жизнь)

2. Почему Иванов вышел с Машей, почему откладывает свидание с семьёй?

(Домой приехал на шестой день; сам не знал, почему так делал)

3. Как встречает хозяина родной дом?

(вновь знакомился с ним, дышал знакомым запахом, всё и знакомое, и в то же время другое; странен и не совсем понятен был родной дом)

4. Но что мешало Иванову чувствовать радость возвращения домой всем сердцем?

(слишком отвык от домашней жизни, не мог понять близких людей)

5. Как ведёт себя Иванов в ночной беседе с женой?

(Иванов бездушно судит Любу. Он воспринимает всё сердцем очерствелым. Искренняя правда жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом. Душа его покрылась коростой самолюбования и себялюбия, усугубленных ревностью).

6. Умение искренне простить – это сила или слабость?

7. Каким мы видим Иванова в финале рассказа?

(ожесточённым, обиженным, решил жить по-своему)

8. Почему он вначале не узнал своих детей? Почему узнал потом? Что произошло с героем?

(обижен, сердце очерствелое;  но всё-таки неспокойно на душе, что-то заставляет ещё раз оглянуться, чувствует, что делает что- то не так;  прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем)

Просмотр к/ф «Отец», финал – 1ч16мин-1ч18мин

4. Этап закрепления с проговариванием. Подведение итогов  урока.  и рефлексия.

1. Можем ли мы сказать, что Алексей, сойдя с поезда, возвращается к себе настоящему? 

(Он возвращается в семью: к детям, к жене, в нормальный послевоенный мир, а главное – он возвращается к себе прежнему, в его душе настало прозрение и сердце его «обнажилось» для любви к своим родным)

2. На что настроил своё сердце Иванов? (на любовь)

3. Чем можно излечить искалеченную войной душу?

(Искалеченные войной души поддаются лечению только любовью и пониманием)

4.Что значит «обнажившимся сердцем»? (открытым для любви, для семьи, для дальнейшей мирной жизни)

5. Кто помог возвратиться Иванову?

(Дети помогают ему в этом)

6. Заполните схему, ответив на поставленные в самом начале урока вопросы: (слайд)

Кто возвратился? Куда? Когда? Зачем?

        КТО?

       Иванов

___________________________

КОГДА?                       ВОЗВРАЩЕНИЕ                        ЗАЧЕМ?

«обнажившееся сердце»                                                                Жить дальше в мирной

открытое для любви, для семьи                                                        жизни, в семье

        КУДА?

                                                Домой, в семью,

                                                к себе прежнему

7. А можно сказать, что возвращение необходимо не только Иванову, но и Любе, которой необходимо научиться жить в мирной жизни,  и детям, которым надо научиться быть детьми?

8. А при каком условии это возможно?

(Только  в семье. Семья – это спасение человека в любых жизненных ситуациях, это то, что помогает открыться сердцу для любви, жизни, самоопределению)

9. Как можно ответить на вопрос «Что такое счастье?» после всего вышесказанного? Вернемся в начало рабочего листа и запишем пункт 2.

(Счастье – возможность вернуться к себе прежнему, настоящему, в нормальный послевоенный мир и к своей семье. Семья - главное для героев, их опора, надежность, и в ней спасение от одиночества) 

10. Скажите, актуален ли сегодня, в наше время, рассказ А. Платонова? Может быть, сейчас нет такой проблемы возвращения к себе?

(Каждый человек всю жизнь ищет главное, то, ради чего стоит жить. Это и есть поиски самого себя)

Рефлексия:

Лист рефлексии

Продолжи фразы:

  1. Сегодня на уроке я  понял, что ___________________________________________________

2. Содержание урока было для меня (полезным, актуальным, волнующим)

3.Особенно значимым для меня было_________________________________________________

  1. Свою работу на уроке я оцениваю как _____________________________________________

5. Домашнее задание и выставления оценок

Оценки

Ребята, очень приятно, что вы славно сегодня поработали все.  Самое главное вы сопереживали с  героями рассказа, помогли главному герою найти себя и вернуться к себе. Пусть ваши сердца всегда будут обнажены для любви и доброты.

Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор. (слайд)

  • Как  сложится  судьба  героев (за  рамками  рассказа);
  • Письмо  герою (Иванову, Петрушке…);
  • Мои  мысли, чувства  по  прочтении  рассказа «Возвращение»

6. Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации.

         Учитель предлагает после обсуждения рассказа самостоятельно посмотреть фильмы с одноименным названием  «Возвращение» (1961) г.по рассказу А.Платонова, фильм «Отец»(2007)и фильм «Возвращение» А.Звягинцева , прочитать военные рассказы А.Платонова «Одухотворенные люди», «Броня»  для урока внеклассного чтения.


Рабочий лист к уроку литературы.

ФИ_____________________________________________, класс_______

В-1

  1. Продолжи предложение
  1. Счастье – это _________________________________________________________________________

  1. Счастье – это__________________________________________________________________________

2. Тема урока__________________________________________________________________________

3.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?

     Возвращение

_________________________________                ____________________________________                        

4. Эпиграф:

Прежде он  (Иванов) чувствовал другую жизнь

 через преграду самолюбия и собственного интереса,

а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

А.Платонов «Возвращение».

5.Работа в группах

1 группа. Рассказ о Любе.

1. Значение имени, связь с характером героини;

2.  История жизни.

  1. Сохранила ли героиня любовь?

  1. Как Люба объясняет причину своих отношений с Семёном Евсеевичем?

5.Как речь характеризует героиню?

  1. Ночной разговор. Чьими глазами мы видим сцену ссоры? Почему?

6. Подведение итогов

КТО?

___________________________

                        

КОГДА?                       ВОЗВРАЩЕНИЕ                                ЗАЧЕМ?

        ________________                                                                ___________________

        ________________                                                                ___________________

        КУДА?

                

                                        __________________________

                                                                                                                                                                    __________________________

7.  Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор.

  1. Как  сложится  судьба  героев (за  рамками  рассказа);
  2. Письмо  герою (Иванову, Петрушке…);
  3. Мои  мысли, чувства  после  прочтения  рассказа «Возвращение»

-----------------------------------------------------------------------------------------


Рабочий лист к уроку литературы.

ФИ_____________________________________________, класс_______

В-2

1.Продолжи предложение

1) Счастье – это __________________________________________________________________________

2) Счастье – это __________________________________________________________________________

2. Тема урока__________________________________________________________________________

3.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?

     Возвращение

_________________________________                ____________________________________

4. Эпиграф:

Прежде он  (Иванов) чувствовал другую жизнь

 через преграду самолюбия и собственного интереса,

а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

А.Платонов «Возвращение».

5.Работа в группах

2 группа. Рассказ о Петруше и Насте.

  1. Значение имён, связь с характером.

  1. Какими вышли из войны Настя и Петя?

  1. История их жизни.

  1. Какую функцию в рассказе выполняют дети?

  1. Какую историю вложил Платонов в уста Петруши?

  1. Какими видим детей в финале

6. Подведение итогов

КТО?

___________________________

                        

КОГДА?                       ВОЗВРАЩЕНИЕ                                ЗАЧЕМ?

        ________________                                                                ___________________

        ________________                                                                ___________________

        КУДА?

                

                                        __________________________

                                                                                                                                                                    __________________________

7.  Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор.

  1. Как  сложится  судьба  героев (за  рамками  рассказа);
  2. Письмо  герою (Иванову, Петрушке…);
  3. Мои  мысли, чувства  по  прочтении  рассказа «Возвращение»

Рабочий лист к уроку литературы.

ФИ_____________________________________________, класс_______

В-3

1.Продолжи предложение

1) Счастье – это __________________________________________________________________________

2) Счастье – это __________________________________________________________________________

2. Тема урока__________________________________________________________________________

3.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?

     Возвращение

_________________________________                ____________________________________

4. Эпиграф:

Прежде он  (Иванов) чувствовал другую жизнь

 через преграду самолюбия и собственного интереса,

а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

А.Платонов «Возвращение».

5.Работа в группах

3 группа. Рассказ о Маше.

1.Значение имени, связь с характером.

  1. История жизни.

  1. Что значит армия для Маши, её отношение к гражданской жизни.

  1. Что общего у Маши и Иванова?

  1. Как Маша отнеслась к тому, что Иванов вышел на её станции?

  1. Какой мы её видим в момент расставания с Ивановым?

6. Подведение итогов

КТО?

___________________________

                        

КОГДА?                       ВОЗВРАЩЕНИЕ                                ЗАЧЕМ?

        ________________                                                                ___________________

        ________________                                                                ___________________

        КУДА?

                

                                        __________________________

                                                                                                                                                                    __________________________

7.  Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор.

  1. Как  сложится  судьба  героев (за  рамками  рассказа);
  2. Письмо  герою (Иванову, Петрушке…);
  3. Мои  мысли, чувства  по  прочтении  рассказа «Возвращение»

-----------------------------------------------------------------------------------------

Рабочий лист к уроку литературы.

ФИ_____________________________________________, класс_______

В-4

1.Продолжи предложение

1) Счастье – это __________________________________________________________________________

2) Счастье – это __________________________________________________________________________

2. Тема урока__________________________________________________________________________

3.Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?

     Возвращение

_________________________________                ____________________________________

4. Эпиграф:

Прежде он  (Иванов) чувствовал другую жизнь

 через преграду самолюбия и собственного интереса,

а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

А.Платонов «Возвращение».

5.Работа в группах

4 группа. Рассказ об Иванове.

  1. Значение имени, связь с характером.

  1. Почему Иванов вышел с Машей, почему откладывает свидание с семьёй?

  1. Как встречает хозяина родной дом?

  1. Но что мешало Иванову чувствовать радость возвращения домой всем сердцем?
  2. Как ведёт себя Иванов в ночной беседе с женой?

  1. Умение искренне простить – это сила или слабость?

  1. Каким мы видим Иванова в финале рассказа?

  1. Почему он вначале не узнал своих детей? Почему узнал потом? Что произошло с героем?

6. Подведение итогов

КТО?

___________________________

                        

КОГДА?                       ВОЗВРАЩЕНИЕ                                ЗАЧЕМ?

        ________________                                                                ___________________

        ________________                                                                ___________________

        КУДА?

                

                                        __________________________

                                                                                                                                                                    __________________________

7.  Домашнее задание по выбору. Письменная работа на выбор:

  1. Как  сложится  судьба  героев (за  рамками  рассказа);
  2. Письмо  герою (Иванову, Петрушке…);
  3. Мои  мысли, чувства  после  прочтения  рассказа «Возвращение»