Рабочая программа по родной литературе 7-9 классы
рабочая программа

Рабочая программа по родной литературе для 7-9 классов составлена в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 7-9 классы/М.Просвещение 2016/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература № класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnoy_literature.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯМНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

                                                         

Приложение к основной образовательной

программе основного общего образования

по Федеральному государственному

образовательному стандарту

основного общего образования

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

( 7-9 классы)

Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе для 7-9 классов составлена в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 7-9 классы/М.Просвещение 2016/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература № класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.  

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 7-9 классах.  

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

7

0,5

18

8

0,5

18

9

0,25

8

Итого

1,25

44

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.

Виды и формы контроля:  

  • письменный ответ на вопрос;
  • выразительное чтение (чтение наизусть);
  • сочинение на литературоведческую тему;
  • творческая работа.

Общая характеристика учебного курса        

 ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.   Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

I ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
  3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  4. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  5. развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  6. устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  7.  потребность в самовыражении через слово.

Метапредметные

Регулятивные УУД:  

  1. формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать  к целеполаганию, включая постановку новых целей;  
  2. анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
  3. совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
  4. работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
  5. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  1. овладение навыками смыслового чтения;
  2. извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  3. владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  4. перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);  
  5. излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  
  6. пользоваться словарями, справочниками;  
  7. осуществлять анализ и синтез;  
  8. устанавливать причинно-следственные связи;  
  9. строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  2. планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  3. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
  4. уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;  
  5. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  6. уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;  
  7. уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);  
  8. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;  
  9. выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметные

  1. осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  2. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  3. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  4. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  5. формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

II СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.  

В программе представлены следующие разделы:

Устное народное творчество.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX в.

Русская литература XX в.

         7 класс (18 ч)

Раздел 1. Русский фольклор (2 ч.). Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь».

Раздел 2. Древнерусская литература (2 ч.). «Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Раздел 3. Из литературы XVIII века (1 ч.). А.Сумароков. «Эпиграмма». В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина».

Раздел 4. Из литературы XIX века (6 ч.). А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. А.П.Чехов. «Размазня». «Смех сквозь слезы». А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

Раздел 5 . Литература  XX века (7 ч.). А.Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор. Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими. Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней). В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка. Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

         8 класс (18 ч).

Раздел 1. Своеобразие родной литературы (1 ч.). Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

Раздел 2. Русский фольклор (1 ч.). Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литерату Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).

Раздел 3. Древнерусская литература (1 ч.). «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.

Раздел 4. Из литературы XVIII века (1 ч.). Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов.

Раздел 5. Из литературы XIX века (5 ч.). А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Н.П.Вагнер "Христова детка". Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя". Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

Раздел 6 . Литература  XX века (9 ч.). А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя. Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».

(По выбору). –Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни. Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений. Д. Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых. Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты)-повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры.

          9 класс (8 ч).

Раздел 1. Древнерусская литература (1 ч.). Особенности развития древнерусской литературы.«Задонщина». Тема единения Русской земли.

Раздел 2. Из литературы XVIII века (1 ч.). «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина. Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

Раздел 3. Из литературы XIX века (2 ч.). Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

Раздел 4 . Литература  XX века (4 ч.). И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень». А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком.

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ.

7класс

№ п/п

Разделы

Количество  часов

1

Русский фольклор 

2

2

Древнерусская литература

2

3

Из литературы XVIII века

1

4

Из литературы XIX века

6

5

Литература  XX века

7

Итого

18

8 класс

№ п/п

Разделы

Количество  часов

1

Своеобразие родной литературы 

1

2

Русский фольклор 

1

3

Древнерусская литература

1

4

Из литературы XVIII века

1

5

Из литературы XIX века

5

6

Литература  XX века

9

Итого

18

9 класс

№ п/п

Разделы

Количество  часов

1

Древнерусская литература

1

2

Из литературы XVIII века

1

3

Из литературы XIX века

2

4

Литература  XX века

4

Итого

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе

Рабочая программа курса родной литературы в 5 классе...

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса разработана на основе Примерной  рабочей  программы  учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных орг...

Рабочая программа по родной литературе 5-9 класс

Программа разработана на основе требований государственного стандарта основного общего образования. Срок реализации программы -5 лет (5-9 класс)...

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса включает в себя следующие разделы: "Пояснительную записку",  «Общую характеристику учебного предмета», «М...