Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Андросова Мария Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Розгребельская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрена»

на заседании МО учителей

гуманитарно-эстетического цикла

Протокол № 1 от 27 августа 2019 г.

Руководитель МО __________

/Воскобойникова А.А./

«Утверждаю»

Директор школы ____________

/Сухорукова Н.Н./

Приказ № 46 от 29 августа 2019 г.

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по учебному предмету «Родная литература (русская)»

для 5 класса

на 2019 – 2020 учебный год

Программу разработала

учитель русского языка и литературы

Андросова Мария Юрьевна

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения учебного предмета «Родная литература (русская)»

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русской литературы изучение русской литературы как родной. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русской литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русской литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русской литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса.

  1. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает типы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся 8 – 9-х классов, выделяя среди них государственную итоговую аттестацию выпускников.   

В результате изучения получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная), ИКТ-компетентность обучающихся; будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии.

В ходе изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Обучающиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения; овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением; будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Родная литература (русская)», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметными  результатами изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе являются следующие:

  • самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;
  • самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
  • соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение  работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
  • понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Предметными результатами выпускников основной школы являются следующие:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

 4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
  1. Содержание программы учебного предмета «Родная (русская) литература»

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

 «Край родной, навек любимый…». Знакомство с содержательной основой  курса «Родная (русская) литература. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох. 

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов.

ИЗ РУССКОЙ  ПРОЗЫ  И ПОЭЗИИ XX ВЕКА (20 часов)

Введение. Русская литература конца XIX – начала  XX веков.

А.П.Чехов – писатель нового времени.  Чтение юморески «Моя “она”» (2 часа)

Опорные понятия: юмореска.

Творческая мастерская: сочинение юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему.

И.А.Бунин – певец русской природы. (2 часа) Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»

Развитие речи: эссе «А счастье всюду…»

Опорные понятия: звукопись, аллитерация, ассонанс, ритмика, строфика

Нравственные уроки доброты  Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром» (3 часа)

Чтение вслух миниатюр «Молодость – вся жизнь», «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж».

Уроки-беседы по проблемным вопросам:

«Кого мы называем подлинными друзьями?»;

«В чём смысл жизни?»,

«Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?»

К.Г.Паустовский (3 часа) «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества.  Смысл названия рассказа «Драгоценная пыль»

В.П.Астафьев (3 часа) Из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа».

Опорные понятия: лирическая миниатюра, герой-рассказчик, автор

Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?»

Г.И.Успенский (2 часа) «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы.

Урок-дискуссия: «Может ли искусство повлиять на душевное состояние человека?»

Просмотр и обсуждение кинофильма (3 часа) по повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» в онлайн-кинотеатре (режиссёр Илья Фрэз. Длительность 86 минут). Анализ эпизодов из повести.

Беседа «Нужно ли бороться за своё счастье?»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (11 часов)

Обзорная лекция «Никто не забыт – ничто не забыто».

Стихи о войне. Образцы декламации:  Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого;  Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А.Домогаров; Ю.Друнина «Бинты», К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков, Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает  Алиса Фрейндлих и др. стихотворения по выбору.

Проект «Читаем стихи о войне»

Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия.

Беседа «Как вы понимаете слова “жить без оглядки”»?

К.Д. Воробьев, рассказ «Подснежник».  История подвига матери в рассказе.

РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?»

Экскурсия  «Литературные места города Курска» или виртуальная экскурсия «По литературным местам Курской области»

Групповой проект «Литературные места города Курска» (2 часа)

Итоговое занятие – защита творческого проекта (2 часа)

 

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ  РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

Тема

Кол-во часов

1

 Введение. Русская литература конца XIX – начала  XX веков.

1

2

 А.П.Чехов – писатель нового времени.  Чтение юморески «Моя “она”»

1

3

 РР Творческая мастерская: сочинение юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему.

1

4

 И.А.Бунин – певец русской природы. Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»

1

5

РР  Эссе «А счастье всюду…»

1

6

Нравственные уроки доброты  Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром»

1

7

 

Чтение вслух миниатюры «Молодость – вся жизнь». Урок-беседа по проблемному вопросу «Кого мы называем подлинными друзьями?»

1

8

Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни, «Космический Эрмитаж».

Урок-беседа по проблемным вопросам «В чём смысл жизни?», «Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?»

1

9-

10

К.Г.Паустовский. Книга «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества.

2

11

К.Г.Паустовский. Смысл названия рассказа «Драгоценная пыль»

1

12

В.П.Астафьев  Фонограмма фрагмента из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа».

1

13

Беседа по прослушанному тексту В.П.Астафьева  

1

14

РР Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?»

1

15

Г.И.Успенский «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы.

1

16

Урок-дискуссия: «Может ли искусство повлиять на душевное состояние человека?»

1

17-

18

Просмотр и обсуждение кинофильма по повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» 

2

19

Анализ эпизодов из повести. Беседа «Нужно ли бороться за своё счастье?»

1

20

Обзорная лекция «Никто не забыт – ничто не забыто».

1

21

22

Стихи о войне. Образцы декламации:  Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого;  Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А.Домогаров; Ю.Друнина «Бинты», К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков, Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает Алиса Фрейндлих и др. по выбору.

2

23

Подготовка к проекту «Читаем стихи о войне»

1

24

Проект «Читаем стихи о войне»

1

25

Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия.

1

26

Беседа «Как вы понимаете слова “жить без оглядки”»?

1

27

К.Д. Воробьев, рассказ «Подснежник». 

1

28

История подвига матери в рассказе.

1

29

РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?»

1

31

Групповой проект «Литературные места города Курска»

 

32

Групповой проект «Литературные места города Курска»

1

33

Итоговое занятие – защита творческого проекта  «Виртуальная экскурсия по литературным местам Курской области»

1

34

Итоговое занятие – защита творческого проекта «Виртуальная экскурсия по литературным местам Курской области»

1

35

РЕЗЕРВНЫЙ ЧАС 

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я....

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса

Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса

          Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях,  освоение общекультурных навыков чтения, вос...