Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса
рабочая программа (9 класс)

Мединцева Любовь Викторовна

            Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях,  освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания текстов родной литературы,  развитие образного, ассоциативного и логического мышления. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала  России. Через литературу  передаются от поколения к поколению нравственные и эстетические традиции родной (русской) культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_lit_9.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях,  освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания текстов родной литературы,  развитие образного, ассоциативного и логического мышления. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала  России. Через литературу  передаются от поколения к поколению нравственные и эстетические традиции родной (русской) культуры.

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.

Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

        Стратегическая цель изучения литературы – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.

        Главными целями изучения предмета «Родная  литература (русская)» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства русского слова, связи искусства с жизнью;
  • поэтапное, последовательное формирование умений вдумчиво читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в произведении, и создание собственного текста;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями: формулировать цели деятельности, выдвигать гипотезу исседования, планировать свою деятельность, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

        Основными задачами изучения предмета «Родная  литература (русская)» являются:

  • воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • воспитать любовь к родной (русской) литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе курских писателей;
  • формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления;
  • овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;
  • развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.

        Планируемые результаты

        В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает типы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся 9-х классов, выделяя среди них государственную итоговую аттестацию выпускников.   

        В результате изучения получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная), ИКТ-компетентность обучающихся; будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии.

        В ходе изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

        Обучающиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения; овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением; будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»

        Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Родная литература (русская)», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

        Метапредметными  результатами изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе являются следующие:

  • самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;
  • самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
  • соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение  работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
  • понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

        Предметными результатами выпускников основной школы являются следующие:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

 4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Форма организации образовательного процесса – классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.  

 

  • Выпускник научится: 
  • - осознанно воспринимать художественное произведение  русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  •  - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  •  - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  •  - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  •  - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.  

  • Выпускник получит возможность научиться:
  • - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  •  - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  •  - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  •  - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Содержание

1

 «Край родной, навек любимый…». Знакомство с содержательной основой  курса "Родная (русская) литература".  История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох. 

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

2

 Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. «Житие Феодосия Печерского» 

Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.

3

Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления XVIII века

Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества

4

И. П. Богданович. Отрывки из повести «Душенька». 

Своеобразие жанра.

5

Басни Сумарокова, Тредиаковского, Крылова

6

Патриотическая лирика  В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов».

Героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

7

Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации:  М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору.

Место поэта в русской литературе и музыке

8

И.С.Тургенев.  Повесть «Вешние воды». 

История любви.  Светлые воспоминания о чувстве.  Характеры героев.

9

Интимная лирика Н.А. Некрасова, её своеобразие.  «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание» и другие по выбору.

Анализ стихотворений

10

Ф.И.Тютчев .  Поэт-философ. «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…». Денисьевский цикл. 

Восприятие мира,  душа и природа в стихотворениях.

 Романтика чувства в стихотворениях

11

А.П. Чехов «В рождественскую ночь».

Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.

12

А.И. Куприн   «Габринус».

Две героини, две судьбы.  

13

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика.

14

А. М. Горький «Макар Чудра».  

Герои неоромантизма.

15

И.А.Бунин – певец русской природы.  «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»

Анализ стихотворений

16

Тема Родины в стихотворениях поэтов 19 в.

Анализ стихотворений

17

Поэты - "шестидесятники"

Духовная связь поколений, сохранение высоких нравственных идеалов

18

В.В.Высощкий.  Сборник "Нерв"

Пел и говорил для нас

19

Распутин В.Г. "Женский разговор"

Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы

20

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки»  

Многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе

21

Т.Н. Толстая «Соня»

Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические образы.

22

К.Д. Воробьёв  «Гуси-лебеди».

Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

23

К.Д. Воробьев  «Подснежник». 

История подвига матери в рассказе

24

Ю. Буйда «Синдбад Мореход».

Внешняя, «образцово не задавшаяся жизнь героини», и жизнь внутренняя, скрытая от всех.

25

В. Астафьев «Шинель без хлястика».

Женщина и война

26

В. Крупин  «А ты улыбайся!»

Тема добра и зла. Проблема детской жестокости, её причины, наша ответственность за нее

27

В. Солоухин «Под одной крышей».

«Житейский» сюжет рассказа. Трагедия взаимоотношений отца с дочерью.

28

А. Алексин «Ты меня слышишь?»

Неравнодушие юной девушки, душевная чуткость героини-телефонистки, умение услышать внутреннюю тревогу клиента

29

В. Токарева «Рождественский рассказ»

Взаимоотношения в семье. Радостное восприятие жизни. Случай, «убивший» душу героини

30

А. Платонов «Семен»

Голодное детство. Забота старшего брата о младших. Умение понимать и прощать близких. Способность взять на себя ответственность за семью в трудное время:

31

Ю. Буйда «Продавец добра».

Добро как материальные ценности, его всесилие в современном писателю мире.  Истинный смысл слова «добро».

32

Ю. Куранов  «Царевна»

Детская вера в сказку

33

Ю. Яковлев «Вратарь»

Романтика мальчишеского хоккейного мира.

34

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 классы

Рабочая программа по родной (русской) литературе литературе для 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе и авторской программы по литературе ...

Рабочая программа по родной литературе (русской) 9а класс

Рабочая программа по родной литературе (русской) 9а класс...

Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс

Рабочая программа по родной литературе (русской) к учебнику под редакцией Александровой О.М. , Аристовой М.А.,  Беляевой Н.В., Добротиной И.Н.,  Критаровой Ж.Н.,  Мухаметшиной Р.Ф....

Рабочая программа по родной литературе (русской) 5 класс

Рабочая программа по родной литературе (русской)...

Рабочая программа по родной литературе (русской) 7 класс

Рабочая программа по родной литературе (русской)...