Рабочая программа по родной литературе (русской) 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Перфильева Ксения Сергеевна

Рабочая программа по родной литературе (русской)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnoy_literature_5_klass.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ушмунская средняя общеобразовательная школа

Газимуро – Заводского района

Забайкальского края

Рабочая программа учебного предмета «Литература (родная)» 5 класс

Уровень: общеобразовательный 

Разработала: учитель русского языка,

литературы и информатики Перфильева К.С.

2020 г.

  1. Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе (родной) 5 класса для основной общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 г. № 273;
  2. Примерной программы  ООП ООО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 одобрена решением  федерального  учебно-методического объединения по общему образованию;
  3. Приказа Министерства образования науки от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  4. Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016 года № 1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательных организациях;
  5.  С учетом ООП МОУ Ушмунская СОШ;
  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; древнерусской литературы, русских писателей 19-20 веков;

2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

4)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры;

5)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

6)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

Учащиеся научатся:

• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;

Учащиеся получат возможность:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки.

Содержание учебного предмета «Родная литература»

Введение (1 час) Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.

 Устное народное творчество (2 часа). Русские народные сказки (о животных, социально-бытовые). «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» (по выбору) – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная мораль в характере и поступках героев.

 Литературные сказки (5 часов)

В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница»

А. П. Гайдар «Горячий камень»

В. П. Катаев «Цветик-семицветик»

В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик»

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»

 Из русской литературы XIX века (5 часов)

И.А. Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик» и др. (по выбору).

Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …».

Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы.  Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

Л.Н.  Толстой.  Краткий рассказ о жизни писателя. Рассказы для детей. «Архиерей и разбойник», «Два брата и золото», «Шелковичный червь» и др. (по выбору)

 

Из русской литературы XX века (7 часов)

П.П. Бажов «Каменный цветок».

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. А.И. Куприн «Ю-ю».

Е. И. Носов «Белый гусь»

И. С. Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался с Чеховым. 1. За карасями» (по выбору) Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное)

 Писатели –  детям (6 часов)

Н. Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору) В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы»

Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты)

Л. Воронкова «Девочка из города»

А. Котовщикова «Три плюс два»

Современная детская литература (2часа)

В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Трое с площади Карронад»

Писатели и поэты Омского Прииртышья (6 ч.)

Т. Белозеров

Л. Мартынов

А. Кутилов

Т. Четверикова

О. Григорьева

Тематическое планирование по литературе (родной) 5 класса

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства

1

2

Русские         народные         сказки         (о животных, социально-бытовые). Народная мораль в характере и поступках героев сказок)

1

3

РР         «Журавль         и         цапля»,

«Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых

1

4

РР         «Журавль         и         цапля»,

«Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых

1

5

В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница». Хитроумие и недальновидность главной

героини  

1

6

А. П. Гайдар «Горячий камень». Философские размышления о смысле жизни

1

7

В. П. Катаев «Цветиксемицветик». Истинные и

ложные ценности жизни

1

8

В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик». Взаимопомощь, доброта, сострадание в мире людей и

животных.

1

9

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». Образование как одна из важнейших ценностей жизни.  

1

10

И.А. Крылов. Басни. «Квартет», Ларчик» и др. (по выбору). Обличение человеческих

пороков в баснях

1

11

РР Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Смотри, как роща зеленеет…», «Еще земли печален вид…». Поэтизация родной природы

1

12

РР Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы.  Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу

1

13

Л.Н.  Толстой.  Краткий рассказ о жизни писателя. Рассказы для детей

1

14

«Архиерей и разбойник», «Два брата и золото», «Шелковичный червь» и др. Социальнонравственные проблемы в рассказах.

Контрольное тестирование

1

15

Теория литературы. Сказ как жанр литературы

1

16

П.П. Бажов «Каменный цветок». Красота человеческого труда, сила таланта и мастерства в сказе

1

17

А.И. Куприн «Ю-ю». Роль животного для становления

личности человека

1

18

Е.         И.         Носов         «Белый         гусь». Самоотверженность         и самопожертвование         в         мире животных

1

19

И. С. Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался с Чеховым. «За карасями». Остросоциальная

проблематика рассказов

1

20

Теория литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

1

21

РР Создание собственного сказа (сказки) на заданную тему

1

22

Н. Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Огородники», «Тук-тук-тук», «Огурцы», «И я помогаю». Дружба, взаимовыручка, веселые 1приключения школьников в

рассказах  

1

23

«Витя Малеев в школе и дома».

Становление личности в семье и в коллективе.

1

24

В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы». Глубокий мир детства, становление личности маленького человека в рассказах

1

25

Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты). Волшебство и

реальная жизнь в повести

1

26

Л. Воронкова «Девочка из города». Трагедия войны через призму детского восприятия

1

27

РР А. Котовщикова «Три плюс два». Важность общества для становления личности ребенка  

1

28

В. Крапивин «Оруженосец Кашка». Важность дружбы в детском возрасте

1

29

В. Крапивин «Трое с площади Карронад». Мечта о прекрасном, морская романтика, дружба, вечные ценности в повести

1

30

Т. Белозеров. Любовь к родной природе и родному краю в

1

31

Л. Мартынов. Философская лирика. Глубина содержания, важность проблематики

творчества

1

32

РР А. Кутилов. «Таежная лирика». Яркая образность, экологическая проблематика, призыв беречь все живое на

Земле в творчестве поэта

1

33

Т. Четверикова. Любовь к родному городу, поэтизация малой Родины в лирике поэта

1

34

Годовая контрольная работа

1

Список литературы. Учебная и методическая литература для учителя и ученика

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2019.
  3. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
  4. Тексты художественных произведений.

Для учителя:

  1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я....

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса

Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...