Главные вкладки

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса
    рабочая программа (5 класс)

    Гиренко Наталья Ивановна

    Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                 

                                                                     Рабочая программа

    по родной литературе (русской )

         для 5 класса

                         на 2019 – 2020 учебный год.

                                                       Учитель Гиренко Н. И.

    Класс 5

    Количество часов в неделю –1, в  год – 35.

    Уроков развития речи – 2

    Планирование составлено на основе Роимерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители – члены-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО ЛП Кезина. Составитель- ЕС Савинов. М. «Просвещение» 2011 и программы: Литература. 5 – 9 классы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной. Москва. «Просвещение». 2014г.

             Учебник: В. Я. Коровина,  В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.   В двух частях. Рекомендовано МО и науки РФ. М

                                                                         

                                             Пояснительная записка

    Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/ Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители - член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель - Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/, авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература » / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2014.

    Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

    Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

    Задачи:

    • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
    • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
    • приобщение к литературному наследию своего народа;
    • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
    • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
    • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

    Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

    Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

    Общая характеристика учебного курса

    ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

    Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

    В программе представлены следующие разделы:

    • Устное народное творчество.
    • Древнерусская литература.
    • Русская литература XVIII в.
    • Русская литература XIX в.
    • Русская литература XX в.

    Место учебного курса «Родная литература»

    Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной (русский) язык». Родная (русская) литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

    Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

    Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
    • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
    • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
    • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
    • потребность в самовыражении через слово.

    Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

    Учащийся научится:

    • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
    • уважительно относиться к родной литературе;
    • оценивать свои и чужие поступки;
    • проявлять внимание, желание больше узнать.
    • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
    • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

    Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

    Регулятивные УУД:

    • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
    • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
    • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
    • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
    • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Учащийся научится:

    • планированию пути достижения цели;
    • установлению целевых приоритетов;
    • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
    • учитывать условия выполнения учебной задачи;
    • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

    Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

    Познавательные УУД:

    • овладение навыками смыслового чтения;
    • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
    • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
    • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
    • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
    • пользоваться словарями, справочниками;
    • осуществлять анализ и синтез;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения.

    Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

    Учащийся научится:

    • строить сообщение в устной форме;
    • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
    • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
    • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей;
    • проводить сравнение;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
    • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
    • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

    Коммуникативные УУД:

    • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
    • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
    • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
    • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
    • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
    • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
    • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

    Учащийся научится:

    • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
    • аргументировать свою точку зрения;
    • задавать вопросы.
    • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

    Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

    Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

    • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
    • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
    • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
    • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
    • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

    Учащийся научится:

    • владеть различными видами пересказа,
    • пересказывать сюжет;
    • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
    • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
    • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
    • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
    • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
    • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
    • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
    • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

    Устное народное творчество

    Учащийся научится:

    • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
    • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
    • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

    Древнерусская литература

    Учащийся научится:

    • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
    • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
    • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

    Русская литература XIX—XX вв.

    Учащийся научится:

    • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
    • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
    • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
    • характеризовать нравственную позицию героев;
    • формулировать художественную идею произведения;
    • формулировать вопросы для размышления;
    • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
    • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
    • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
    • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
    • выразительно читать произведения лирики;
    • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

    Календарно - тематическое планирование. 5 класс

    Тема урока

    Теория литературы

    Р\Р

    К/Р

    Развитие речи

    Связь с другими искусствами

    Дата

    Введение (1)

    1

    Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти

    .

    Русский фольклор. (3 часа)

    2

    Русские пословицы и поговорки.

    Вариативность пословиц и поговорок.

    Словари и сборники пословиц и поговорок.

    3

    «Ворона и рак»

    Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Образы животных.

    4

    Сказка «Общее счастье»

    Сказочный персонаж, типы сказочных персонажей. 

    Р/К

    Литературная сказка (2 часа)

    5

    В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»,  «О четырёх глухих»(по выбору)

    Литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.

    6

    Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

    .

    отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке, сочинение собственной сказки

                              Древнерусская литература (2 часа)

    7

    Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям.

    Жанры древнерусской литературы (летописание, похвала, поучение

    8

    Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём.  

    .

    пересказ текстов древнерусской литературы

    Русская басня (4 часа)

    9

    В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина».

    А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок».

    10

    М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневной шум замолк».

    11

    Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».И.А. Крылов. Краткие сведения  о писателе. Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом»

    Басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола

    чтение наизусть, чтение по ролям

    работа с иллюстрациями к басням И.А. Крылова.

    12

    С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» и другие по выбору.

    Литература XIX века (11 часов)

    13

    К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу.

    Дума как жанр литературы, монолог героя, лирическое начало, ораторский стиль (риторические вопросы, восклицания, обращения).

    выразительное чтение.

    прослушивание фрагментов оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

    14

    Е.А. Баратынский. «Водопад». Звуковые образы стихотворения. Композиционные особенности. Состояние души лирического героя.

    Звукопись, рефрен.

    выразительное чтение.

    15

    А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни.

    Повесть как жанр литературы, сюжет, конфликт.

    краткий пересказ, словесное рисование.

    16

    А.В. Кольцов. «Урожай». Традиции народной песни в творчестве А.В. Кольцова. Связь человека и природы в стихотворении. Ритмические особенности

    Эпитет, олицетворение, инверсия, архаичная лексика, рифма, стихотворный размер (хорей).

    выразительное чтение

    прослушивание песен и романсов на стихи А.В. Кольцова (романс А. Даргомыжского «Не скажу никому», песня А. Гурилева «Не шуми ты, рожь..», песня "Не весна"  Евгения Доги).

    17

    Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь и уважение поэта к простому рабочему человеку.

    Эпитет, инверсия, диалог, характеристика-портрет, речевая характеристика.

    репродукция картины «Канун Пасхи» Б. М. Кустодиева.

    18

    Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования.

    повесть как жанр литературы, Сюжетная линия.

    краткий и подробный пересказ.

    19

    И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра. Философский смысл стихотворений. (1-2 по выбору).

    Стихотворение в прозе как жанр литературы.

    выразительное чтение наизусть.

    20

    И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Фольклорные традиции в творчестве поэта. Композиция стихотворений, роль пейзажа. Отношение автора к родной природе и судьбе соотечественников.

    Эпитет, олицетворение, метафора, инверсия, анафора.

    выразительное чтение наизусть.

    виртуальная экскурсия в дом-музей И.С.Никитина в г. Воронеже

    21

    Я.П. Полонский. «Утро». Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворения

    Эпитет, метафора, сравнение.

    22

    А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…». Стихотворение «Весна» как пример жизнеутверждающей лирики поэта; средства создания образа весны. Роль антитезы в стихотворениях. Философский смысл лирики

    Эпитет, метафора, олицетворение, стихотворный размер.

    выразительное чтение наизусть.

    23

    Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе. Сюжет и композиция. Герои и образы.

    Рассказ как жанр литературы, «святочный» рассказ.

    цитатная характеристика персонажей.

    Литература XX века (10 часов)

    24

    А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Тема милосердия, человеколюбия, доброты в творчестве писателя. История создания произведения. Контраст как основа композиции. Смысл названия

    Рассказ, композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), контраст, реализм.

    краткий пересказ, дискуссия

    работа с иллюстрациями к рассказу художника Г. Мазурина.

    25

    И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…». Красота родной природы в стихотворениях И.А. Бунина. Переживания поэта о судьбе России.

    Строфа, рифма, эпитет, метафора.

    заочная экскурсия в дом-музей И. А. Бунина в Ельце, в Орле, в Ефремовеhttp://www.bunin.org.ru/museum/museum-bunin-elets.htm;

    26

    И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.

    Рассказ как жанр литературы.

    пересказ.

    27

    Е.И. Носов «Трудный хлеб» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям.

    Рассказ как жанр литературы.

    рассказ о герое по плану, краткий выборочный пересказ.

    28

    В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. «Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному и трепетному отношению ко всему живому на земле (1 рассказ по выбору).

    Рассказ, завязка, кульминация, развязка.

    различные виды чтения, письменный отзыв об эпизоде.

    29-30

    Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору). Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».

    Рассказ «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику?

    31

    Рубцов Н.М. «Родная деревня»

    выразительное чтение

    32

    Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне?

    Композиция, рассказ, завязка, кульминация, развязка

    К/р

    письменный отзыв об эпизоде, сочинение-письмо с фронта.

    33

    А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.

    Композиция, (завязка, кульминация, развязка).

    характеристика персонажа.

    Современная литература (2 часа)

    34-35

    Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».

    Ррассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка).

    выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса

    Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...

    Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 классы

    Рабочая программа по родной (русской) литературе литературе для 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе и авторской программы по литературе ...