Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Шляхова Светлана Александровна

Рабочая программа по родной литературе (русской) к учебнику под редакцией Александровой О.М. , Аристовой М.А.,  Беляевой Н.В., Добротиной И.Н.,  Критаровой Ж.Н.,  Мухаметшиной Р.Ф. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_russkaya_9_klass.docx62.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

«Лицей № 11»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РОДНОЙ ЯЗЫК И РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)

(предметная область, предмет)

Учитель: Шляхова С.А.        

Класс (ы): 9 «Б»        

Количество часов, за которое реализуется рабочая программа: 16 часов.

За год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего

Всего

5

3

4

4

16

Контрольные работы

1

1

1

3

Проекты

-

1

-

1

2

Программа: 

Примерная программа основного общего образования по родной литературе (русской). 5-9 классы (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 17 сентября 2020 года № 3/20). «Просвещение».

Учебник:

Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. «Просвещение», 2021.

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru
  1. http://gramota.ru
  1. http://www.1september.ru
  1. http://www.ruscorpora.ru

Ростов-на-Дону

2022 – 2023 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Русской родной литературе» для 9 класса  составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с учётом изменений, внесённых Приказом Минпросвещения от 31.07.2020 №304 (в редакции от 02.07.2021).
  • Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС (в редакции от 05.12.2018).
  • Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (в редакции  Приказа Минпросвещения от 23.12.2020 № 766).
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577, приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712).
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).
  • Примерная программа воспитания в соответствии с ФГОС общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 30.06.2020 № 16 « Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (действует до 01.01.2022).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ (распоряжение Правительства РФ от 9.04.2016 № 637-р).
  • Основная образовательная программа основного общего образования, утверждённая приказом директора от 31.08.2022 № 520.
  • Учебный план МАОУ «Лицей № 11» на 2022-2023 учебный год, утверждённый приказом директора от 31.08.2022 № 520.
  • Положение о рабочей программе МАОУ «Лицей № 11», утверждённое приказом директора от  29.06.2022 № 451.
  • Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утверждённое приказом директора от 26.03.2020 №180.

Программно-методическое обеспечение

Программа:

Примерная программа основного общего образования по родной литературе (русской). 5-9 классы (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 17 сентября 2020 года № 3/20). «Просвещение».

Реализуется УМК:

Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. «Просвещение», 2021.

Роль предмета в Учебном плане.

        Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.

Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».

Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся  за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к предметным результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Родная литература» курс родной русской литературы направлен на формирование представлений о родной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, а также на развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции.

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

  • воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
  • формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
  • осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
  • развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

  • приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
  • осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
  • выявление взаимосвязи родной русской литературы с  отечественной историей, формирование представлений  о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
  • получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
  • выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
  • формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
  • формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.

В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников.

Технологии и методики обучения:

  1. Технология развивающего деятельностного обучения.
  2. Технологии смыслового чтения.
  3. Технология развития критического мышления.
  4. Информационные технологии.
  5. Метод проектов.
  6. Здоровьесберегающие технологии.

В условиях временной реализации образовательных программ основного общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в режиме самоизоляции детей руководствоваться Положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В процессе осуществления реализации применяются следующие формы обучения:

  • непосредственное взаимодействие с обучающимися в режиме видеоконференции – смешанное обучение с использованием сервиса Google meet, с сохранением объема учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, а также сроков и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.
  • опосредованное взаимодействие с обучающимися с использованием ЭО и ДОТ с сохранением объема заданий для самостоятельного изучения, сроки консультаций, объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, сроки и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.

В 9 классе в рамках организации контроля за реализацией программы используются следующие виды письменных работ: контрольная работа (3), проект (2).

 Учебная программа рассчитана на 17 часов (из расчёта 0,5 часа в неделю). 

        Рабочая программа по курсу «Русская родная литература» в 9 «Б» классе составлена в соответствии с Учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2022-2023 учебный год и реализуется за 16 часов.

Сокращение 1 часа компенсировано за счёт технологии УДЕ.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения учебного курса «Родная литература»

Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

  • осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
  • способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
  • неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:  

  • понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
  • проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
  • понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
  • осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
  • применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»  9 класс

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
  • развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации.

Выпускник научится:

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
  • определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и

теоретико-литературных понятий

  • Выразительное чтение.
  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

 Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования.  Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.

Инструментом достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов являются универсальные учебные действия. Эффективным методом системно-деятельностного подхода является проектная деятельность.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата .

Цель проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС: формирование универсальных учебных действий. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения,
  • ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
  • уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Умение учиться

  • обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков;
  • формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся .

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:

  • практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.)
  • практические задачи – задачи прикладного характера;
  • проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
  • теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.;
  • задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.

Основные этапы организации проектной деятельности учащихся .

  1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели: учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
  2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды: учащиеся вырабатывают план действий; учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.
  3. Исследование: учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы.
  4. Обобщение результатов: учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации.
  5. Презентация (отчет каждой группы или ученика осуществляется по окончании проекта).
  6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов: каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников; учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ  

Преданья старины глубокой

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе

  • Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
  • В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
  • А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
  • М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
  • И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

Города земли русской

Петербург в русской литературе        

  • А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
  • О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
  • А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
  • Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
  • Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).

Родные просторы

Степь раздольная 

  • «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
  • П. А. Вяземский. «Степь».
  • И. З. Суриков. «В степи».  
  • А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира

Августовские Спасы

  • К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
  • Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
  • Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
  • Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Тепло родного дома

Родительский дом

  • А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
  • В. П. Астафьев.  «Далёкая и близкая сказка» ( «Последний поклон»).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина 

Великая Отечественная война

  • Н. П. Майоров. «Мы».
  • М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
  • Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
  • Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души

Судьбы русских эмигрантов

  • Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
  • А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

О ваших ровесниках

Прощание с детством

  • Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана

«Припадаю к великой реке…»

  • И. А. Бродский. «Мой народ».
  • С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

Межпредметные связи

Основная функция межпредметных связей в учебном познании заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными предметами. Они расширяют область познания, выделяя связи между элементами знаний из разных учебных дисциплин в качестве специальных объектов усвоения. 

Осуществление межпредметных связей способствует приобщению школьников к системному методу мышления, формированию системы научных знаний, умений и мировоззрения учащихся, развитию умений учащихся обобщать знания по разным предметам, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать единичное.

Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с русским языком, историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой… Художественное произведение должно рассматриваться на уроке литературы в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Целевые приоритеты воспитания

Целевой приоритет на уровне ООО: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

  1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  3. к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживанию отношений с коллегами по работе в будущем и созданию благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

№№

Название темы, раздела, модуля, блока

Количество часов

(0,5 часа в неделю)

Формируемые социально значимые и ценностные отношения (№)

Раздел 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе

1

3,4,7,9

Петербург в русской литературе

2

3,4,7,9

Степь раздольная

2

3,4,7,9

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Августовские Спасы

1

1,3,5,7,9

Родительский дом

3

1,3,5,7,9

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина 

3

3,5,7,9,10

Загадки русской души

1

3,5,7,9,10

О ваших ровесниках

1

3,5,7,9,10

Лишь слову жизнь дана

2

3,5,7,9,10

Всего

16 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс (16 часов)

№№

Дата

Раздел, тема урока

Домашнее задание

Раздел 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

1.09

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе:

Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная

песня)

В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении)

А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент)

М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года»

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент)

анализ текста

проектное задание

15.09

Петербург в русской литературе:        

А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»

О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»

А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»)

Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»)

анализ текста

29.10

Петербург в русской литературе:

Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-

сударики»)

анализ текста

13.10

Степь раздольная:

 «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня)

П. А. Вяземский. «Степь»

И. З. Суриков. «В степи»  

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)

анализ текста

27.10

КР по итогам изучения Раздела 1

анализ текста

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

17.11

Августовские Спасы:

К. Д. Бальмонт. «Первый спас»

Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок»

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

Е. И. Носов. «Яблочный спас»

анализ текста

1.12

Родительский дом:

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы)

анализ текста

ПРОЕКТ

15.12

Родительский дом:

В. П. Астафьев.  «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести  «Последний поклон»)

анализ текста

12.01

КР по итогам изучения Раздела 2

анализ текста

проектное задание

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

26.01

Н. П. Майоров. «Мы»

М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»

анализ текста проект

9.02

Великая Отечественная война:

Ю. М. Нагибин. «Ваганов»

анализ текста

9.03

Великая Отечественная война:

Е. И. Носов. «Переправа»

анализ текста

6.04

Судьбы русских эмигрантов:

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»

А. Т. Аверченко. «Русское искусство»

анализ текста

20.04

Прощание с детством:

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)

анализ текста

4.05

КР по итогам изучения Раздела 3

анализ текста

ПРОЕКТ

18.05

 «Припадаю к великой реке…»:

И. А. Бродский. «Мой народ»

С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

анализ текста


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках литературы проверяются:

  • знание полученных сведений об истории и теории литературы, а также знание и понимание художественных произведениях;
  • аналитические навыки;
  • речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять знания в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

«5»

Ученик

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение литературоведческих понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,

и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировках;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках, искажающие смысл высказывания, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

Оценка сочинений

Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

  • умение раскрывать тему;
  • умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
  • соблюдение языковых норм и правил правописания.

Сочинение оценивается одной или двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Одна оценка ставится, если работа проверяет знания только по литературе. В такой работе грамматические ошибки исправляются, но не учитываются, за исключением недопустимо безграмотной работы.

Контрольные работы в форме сочинений оцениваются двумя отметками. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе, а вторая выставляется как оценка за русский язык.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Грамотность (орфографические-пунктуационные-грамматические: 0-0-0)

 «5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием

используемых синтаксических конструкций,

точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается:

1 недочёт в содержании и— 1-2 речевых недочёта

Допускается:

1 – 0 – 0

или 0 – 1 – 0

или 0 – 0 – 1

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается:

2 недочета в содержании—3-4 речевых недочетов

Допускается:

2 – 2 – 0

или 1 – 3 – 0

или 0 – 4 – 2

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается:

4 недочета в содержании—5 речевых недочетов

Допускается:

4 – 4 – 0

или 3 – 5 – 0

или 0 – 7 – 4

в 6 классе: 5 – 4 – 4

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено:

6 недочетов в содержании до7 речевых недочетов

Допускаются:

7 – 7 – 0

или 6 – 8 – 0

или 5 – 9 – 0

или 8 – 6 – 0

а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено:

7 недочетов в содержании — 8 речевых недочетов

имеется более

7 – 7 – 7

Оценка тестовых работ. 

Тест (или любая работа, в которой оценивают % выполнения):

85% от максимальной суммы баллов – «5»

70-85 % - «4»

50-70 % - «3»

0-49 % - «2»

Оценка проектной деятельности учащихся

Критерий 1

Продукт (материализованный результат ПДУ)

Баллы

Показатель

1.1

Новизна. Оригинальность. Уникальность

1-2

1.2

Оптимальность (наилучшее сочетание параметров продукта)

1

1.3

Эстетичность

1-2

Максимальное количество баллов

5

Критерий 2

Процесс (работа по выполнению проекта)

Показатель

2.1

Актуальность

1-2

2.2

Проблемность

1-2

2.3

Соответствие требованиям объема

1

2.4

Содержательность

1-3

2.5

Завершенность

1

2.6

Наличие творческого компонента в процессе проектирования

1-2

2.7

Коммуникативность (в групповом проекте)

1-2

2.8

Самостоятельность

1-3

Максимальное количество баллов

16

Критерий 3

Качество оформления материала

Показатель

3.2

Материал оформлен с грубыми нарушениями требований

0

3.3

Допущены незначительные нарушения требований

1-2

3.4

Материал оформлен в соответствии с требованиями

3-4

Максимальное количество баллов

4

Критерий 4

Защита проекта

Показатель

4.1

Качество доклада (системность, композиционная целостность,

полнота представления проблемы, краткость, четкость, ясность формулировок)

1-3

4.2

Ответы на вопросы

1-3

4.3

Личностные проявления докладчика

1-2

4.4

Культура речи докладчика

1-2

Максимальное количество баллов

10

Максимальное количество баллов по всем критериям

35

Перевод баллов в оценку

85% от максимальной суммы баллов, 35-30 баллов – «5»

70-85 %, 29-25 баллов – «4»

50-70 %, 23-17 баллов – «3»

0-49 % - «2»

Критерии и показатели оценивания исследовательской деятельности обучающегося

Критерий 1

Уровень актуальности темы исследования

Баллы

Показатель

1.1

Актуальность темы исследования не доказана

0

1.2

Приведены недостаточно убедительные доказательства актуальности темы исследования

1-2

1.3

Приведены достаточно убедительные доказательства актуальности темы исследования

3-4

Критерий 2

Качество содержания исследования

Показатель

2.1

Соответствие содержания исследования его теме

2.1.1

Содержание исследования не соответствует заявленной теме

0

2.1.2

Содержание исследования не в полной мере соответствует заявленной теме

1-2

2.1.3

Содержание исследования в полной мере соответствует заявленной теме

3-4

Показатель

2.2

Логичность изложения материала

2.2.1

Материал изложен не логично, не структурирован, хаотичен

0

2.2.2

Недостаточно соблюдается логичность изложения материала

1-2

2.2.3

Материал изложен в строгой логической последовательности

3-4

Показатель

2.3

Количество и разнообразие источников информации

2.3.1

Отсутствие списка источников информации

0

2.3.2

Использованы однотипные источники информации

1

2.3.3

Использовано незначительное количество источников информации

2

2.3.4

Использовано значительное количество разнообразных источников информации

3-4

Критерий 3

Качество оформления исследовательского материала

Показатель

3.1

Соответствие оформления принятым требованиям

3.1.1

Материал оформлен с грубыми нарушениями требований

0

3.1.2

Допущены незначительные нарушения требований

1-2

3.1.3

Материал оформлен точно в соответствии с требованиями

3-4

Максимальное количество баллов

20

Перевод баллов в оценку

85% от максимальной суммы баллов, 20-17 баллов – «5»

70-85 %, 16-14 баллов – «4»

50-70 %, 13-10 баллов – «3»

0-49 % - «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я....

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса

Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...