Главные вкладки

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса
    рабочая программа (5 класс)

    Нургалеева Анна Владимировна

    РП по родной литературе в 5 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rodnaya_literatura_5_kl.docx44.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    Средняя  общеобразовательная школа  села Печёнкино муниципального района

    Бирский район Республики Башкортостан

    Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла   МКОУ СОШ с.Печёнкино

    Протокол № __1__ от

    «_30__» августа_____ 2018г.

    Руководитель ШМО_____Нургалеева А.В.

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР

    ____________  Шумилова С.Г.

    УТВЕРЖДЕНО

    Директор МКОУ СОШ с.Печёнкино                ____________ Самойлова Т.С.

    Приказ № ____от «__» августа  2018 г.

    Рабочая программа

    по    родной литературе (русской)

    для _5_  класса

    на 2018-2019 учебный год

    Составила учитель  русского языка и литературы

    Нургалеева  Анна Владимировна(1 квалификационная категория)

    УМК: Программа курса"Литература". 5 - 9 кл./авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин. - М.:"Русское слово - учебник",2014.

    Литература. 5 класс:учеб. для общеобразоват. организац.В 2-х ч./ Авт.-сост. Г.С.Меркин. - М.: "Русское слово",2016.

    Планируемые   результаты  освоения  учебного предмета

    Личностными результатами являются:

    • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

    • самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

    Метапредметные результаты изучения предмета   в основной школе проявляются в:

    • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

    • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

    • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

    Предметные результаты    изучения предмета в основной школе  состоят в следующем:

     1)в познавательной сфере:

    • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

    • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

    • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

    • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

    2) в ценностно-ориентационной сфере:

    • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

    • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

    • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

    • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

    3) в коммуникативной сфере:

    • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

    • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

    • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

    4) в эстетической сфере:

    • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

    • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


    Содержание тем учебного предмета

     

    Введение

    Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.

    Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

    Из мифологии

    Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

    Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.  

    Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

    Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

    Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

     Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

    Из устного народного творчества

    Истоки устного народного творчества, его основные виды.

    Сказки. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия.  

    Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

    Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.

    Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

    Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

     

    Русская басня

    Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

    В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня

    «Ворон и Лиса».

    А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

    И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

     

    А.С. ПУШКИН

    Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

    Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

    Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

    Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

    Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

    Поэзия XIX века о родной природе

    А.А. Фет. «Чудная картина...»

    М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».

    Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».

    Н.В. ГОГОЛЬ

    Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

    Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

    Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

    Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

    Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

    Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

    Н.А. НЕКРАСОВ

    Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

    Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

    Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

    Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

    Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево – Карабиха»).

    А.П. ЧЕХОВ

    Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

    Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

    Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

    Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

    Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

    Из литературы XX века

    И.А. БУНИН

    Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А.Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

    Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

    Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

    Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

    Л.Н. АНДРЕЕВ

    Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

    Теория литературы: тема, эпизод, финал.

    Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

    А.И. КУПРИН

    Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

    Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

    Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

    Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

    А.А. БЛОК

    Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)

    Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

    Теория литературы: антитеза.

    Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

    Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

    С.А. ЕСЕНИН

    Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

    Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

    Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

    Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново – Москва».

    П.П. БАЖОВ

    Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

    Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

    Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

    Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

    Н.Н. НОСОВ

    Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

    Развитие речи: пересказ.

    Е.И. НОСОВ

    Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

    Теория литературы: юмор (развитие представлений).

    Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

    Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

    Родная природа в произведениях писателей XX века

    Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

    В.Ф. Боков. «Поклон »;

    Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

    Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;

    В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

    В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

     

    Для заучивания наизусть

    И.А. Крылов. Басня – на выбор.

    А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

    М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок). Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений – по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Блок. «Летний вечер».

    И.А. Бунин. Одно из стихотворений – по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений – по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

    Календарно-тематическое планирование  

    №п/п

     

    Сроки проведения

    Раздел/тема урока

    Количество часов

    Примечание

    План

    Факт

    1 четверть

    Введение

    1ч.

    1.

    07.09

    Книга – твой друг.

    1

    Из мифологии

    2ч.

    2.

    14.09

    Античный миф. «Рождение Зевса».

    1

    3.

    21.09

    Миф  «Олимп».

    1

    Из устного народного творчества

    2ч.

    4.

    28.09

    Пословицы и поговорки.

    1

    5.

    05.10

    Бытовая сказка «Чего на свете не бывает»

    1

    Из древнерусской литературы

    6.

    12.10

    Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

    1

    7.

    19.10

    Вн. чт.«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

    1

    Из русской литературы ХVIII века

    5ч.

    8.

    26.10

    Русские басни. Русские баснописцы XVIII века.

    1

    2 четверть

    9.

    09.11

    В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

    1

    10.

    16.11

    А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

    1

    11.

    23.11

    И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха».

    1

    12.

    30.11

    Контрольная работа по теме «Русская литература ХVIII века».

    1

    Из русской литературы XIX века

    8ч.

    13.

    07.12

    Работа над ошибками. А.С.Пушкин. Краткие сведения об А.С. Пушкине. Стихотворение «Няне».

    1

    14.

    14.12

    Вн.чт. Сказки А.С.Пушкина.

    1

    15.

    21.12

    Работа над ошибками. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

    1

    16.

    28.12

    Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

    1

    3 четверть

    17.

    18.01

    Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

    1

    18.

    25.01

    А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Врач А.П.Чехов и писатель Антоша Чехонте. «Пересолил». Тема рассказа.

    1

    19.

    01.02

    Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте

    1

    20.

    08.02

    Контрольная работа по теме по теме «Русская литература  XIX века».

    1

    Из русской литературы XX века

    11ч.

    21.

    15.02

    Работа над ошибками. И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...».

    1

    22.

    22.02

    И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».

    1

    23.

    01.03

    Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче».

    1

    24.

    08.03

    А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух»  

    Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

    Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

    Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

    1

    25.

    15.03

    А.А. Блок. Книга в жизни юного А. Блока.  Стихотворения «Летний вечер»,   «Полный месяц над лугом...».

    1

    26.

    22.03

    С.А.Есенин. Детские годы С.Есенина. «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

    1

    4 четверть

    27.

    05.04

    П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок».

    1

    28.

    12.04

    Человек труда в сказе П.П. Бажова«Каменный цветок».

    1

    29.

    19.04

    Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

    1

    30.

    16.04

    Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».

    1

    31.

    03.05

    Контрольная работа  по теме по теме «Русская литература  XX века».

    1

    Родная природа в произведениях писателей XX века

    4ч.

    32.

    10.05

    Работа над ошибками. Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:В.Ф. Боков. «Поклон »;Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу ».

    1

    33.

    17.05

    В.И. Белов «Весенняя ночь»

    1

    34.

    24.05

    В.Г. Распутин «Век живи – век люби»

    1

    35.

    31.05

    Урок-игра  «Путешествие в страну «Литературию»

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса

    Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я....

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса

    Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

    Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...

    Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 классы

    Рабочая программа по родной (русской) литературе литературе для 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе и авторской программы по литературе ...