Сценарий мероприятия "Многонациональная Россия. Чуваши".
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Пашикова Екатерина Андреевна

Данный сценарий рассчитан на знакомство с чувашским народом. Позволит расширить представления об этнокультурных особенностях города Москвы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_chuvashi.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий выступления на игре-конференции «Многонациональная Россия. Чуваши».

Цели:

  • знакомить учащихся с народными традициями и национальной культурой народов;
  • развивать познавательный интерес к народному творчеству;
  • воспитывать у учащихся любовь к родной земле, уважение к традициям разных народов, проживающих на территории России и говорящих на родном русском языке; формировать представление о дружбе народов нашей страны; воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей;
  • развивать навыки культурного общения, творческие способности учащихся.

Оборудование: ноутбук, проектор, микрофон, видеоролик о Чувашии, презентация, фонограммы чувашской песни и танца, реквизиты для показа представления.

Ход выступления:

На сцене декорации – изба. Входит на сцену бабушка, молится по-чувашски («Отче наш»), затем достает из печи и вносит горячий хлеб, завернутый в полотенце, ставит на стол, где уже стоит кувшин. Бабушка садится за стол, «вышивает», включена фонограмма народной музыки. Входит девочка – внучка. Садится за стол, отламывает кусок хлеба, наслаждается ароматом, бабушка улыбается ей. Между ними завязывается диалог.

-Ну что, ласточка, выспалась?

-Выспалась, бабушка, так хорошо спится у тебя, спокойно и радостно.

-Это потому, что мой дом оберегают добрые силы, духи наших предков. Они постоянно рядом, оттого и скот плодится, и урожай родится, и здоровье есть.

- А что это за силы такие, откуда они взялись? Расскажи, бабушка!

- Эту историю рассказывала еще мне моя бабушка, когда я была такой, как ты!  - откладывает вышивку, пересаживаются, и бабушка «начинает рассказ» (реминисценция в детство – на сцене девочка – бабушка в прошлом – начинает рассказывать легенду).

     По рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда людей на чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса, — с южных Арамазейских гор спустился Улып-Великан. Его послал на нашу землю бог-громовержец Аслати, чтобы творить добро. 

 Улып забыл наказ отца, отобрал у людей скот и разорил их жилища. Женился на красивой девушке, стал жить хозяином всех богатств здешней земли. Жена родила ему двух сыновей. Они пасли стада и ходили на охоту. В весенний праздник Калама умерла их мать. Улып погоревал и пошел искать себе жену.

Прошло много времени – нет  Улыпа. Сыновья отправились на поиски отца. Поднялись на самую высокую гору и нашли своего отца прикованным к скале. Увидев сыновей, он сказал:

— За то, что я ослушался Аслати и вместо добра сеял зло, боги приковали меня здесь на вечные времена. Так что вы, дети мои, не сейте злые семена, не делайте людям вреда, а поселитесь среди них и живите в мире и согласии. И если вы посеете на этой земле семена добра, ваши потомки будут помнить и почитать вас во веки веков.

 Сыновья обещали выполнить наказы отца, Улып заплакал горючими слезами и луга покрылись красными и белыми цветами.

  С тех пор сын Улыпа сам начал корчевать леса и очищенные места засевать рожью, заселять земли. И весь чувашский народ ведет свое происхождение от племени Улыпа.  

-То легенды, внучка. Считается также, что прародителем чувашей стали волжские булгары.   Давай откроем мой старый сундук, давно я туда не заглядывала. Познакомимся с нашим народом! (Уходят).

1 ученик: Здравствуйте! Ыра Кун, сунатпар!

2 ученик: Добрый день! Ыра Кун!

1-й ученик:

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть.

Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

2-й ученик:  

Под самым небом - горные отроги,

Внизу - поля, раздолье, ширина.

Бегут тропинки и пути дороги,

Просторы - это Родина моя.

3-й ученик:  

Вот нежная и молодая хвоя.

Растут подростки – ёлка и сосна.

Здесь встанет лес сплошной стеной живою,

Богатства эти - Родина моя!

Ученик 1: Родина - это край, где человек родился и вырос. Мы живём в многонациональной стране. На протяжении многих веков народы уважают и ценят традиции друг друга.

Ученик 3. Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озёр, небольшой, но удивительно самобытный народ – чуваши.

Ученик 1: Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного. Танец - верный спутник жизни всей чувашей – народа очень дружного.

Танец «Илемле» (девочки танцуют с расшитыми рушниками).

Ученик 4. Во время заселения земель мы, чуваши, любили глухие места, вдали от дорог, размещали мы свои деревни «гнёздами». В одном месте получалось нескольких деревень. Старинная чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш — передний двор и задний — анкарти. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки.

Ученик 5. Главой нашей большой семьи был старший мужчина. Он распоряжались хозяйством. На женщине лежали все домашние заботы.В нашей семье, когда родятся дети, принято сажать дерево. Если рождается сын – сажаем йамру (ветлу). А когда родится дочка – хуран (березу).

 (в это время в избе инсценировка: женщина  
«готовит» - выкладывает овощи из корзины на стол, подает мужчине напиток, налитый из кувшина, уходят).

Ученик 6. Издревле мы занимаемся  пчеловодством. Наши предки мужчины  устраивали на лесных полянах пасеки из колод (велле). Мужчины также занимались мелким рыболовством. А женским промыслом у чувашей становятся ткачество и валяние.

Ученик 1.

За вас, родное мастерство,
Льняное наше полотно,
Я возвышаю голос свой:
Вам пережить века дано!
В душе таить не должен я
То, чем взволнован так сейчас.
Чувашской вышивкой, друзья,
Вы любовались ли хоть раз?
Петр Хусанкай

(демонстрируют полотно с вышивкой под музыку).

Ученик 7. Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения мы устраиваем  во все времена года. В весенне-летний период наша  молодежь собирается на открытом воздухе на хороводы уяв (вайа, така, пуху).

Ученик 8. Hа весну приходится многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам манкун. Манкун или «великий день» — праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. В этот день мы угощаем молодых родственников, благословляли новорожденных и новобрачных, встречаем новое солнце, ожидаем новых радостей и удач в жизни.

Ученик 9. По этому поводу чуваши говорили: «калам-каяла, манкун-малала», т.е. «калам смотрит вспять в прошлое, а манкун – вперед, в будущее».
ИНСЦЕНИРОВКА:

(Дети выходят встречать рассвет (на экране восходит солнце), дети восторгаются восходом солнца).

- Смотрите, смотрите, какое красивое солнце! Какое оно яркое, красное! И большое!

К детям выходит бабушка. Дети подбегают к ней и просят рассказать легенду про солнце.

-Бабушка, бабушка, расскажи, пожалуйста, легенду про солнце.

-Ну, конечно, расскажу. Садитесь поудобнее и слушайте. (скамейка, стул).

Пока дети рассаживаются, ученик 9 продолжает:

- Вместе с детьми на встречу нового, молодого солнца выходили и старики. Они рассказывали ребятам древние сказки и легенды о борьбе солнца со злой колдуньей Bупар.

Бабушка начинает свой рассказ:

(в это время в избе готовится праздничная еда: женщины суетятся у стола, месят тесто, носят блюда)

- Одна легенда гласит, что за долгую зиму на солнце постоянно нападали злые духи, посланные старухой Вупар, и хотели его стащить с неба в преисподнюю. Солнце все меньше и меньше появлялось на небе. Тогда чувашские батыры решили освободить солнце из плена. Семь дней и семь ночей сражались батыры, потом Вупар убежала в подземелье, спряталась во владениях Шуйтана.

Подняли батыры ослабевшее солнце, осторожно положили на вышитый сурбан (показывает полотенце). Поднялись на гору. И покатилось солнышко по хрустальному небесному своду, пританцовывая от радости. Все чуваши празднуют в честь освобождения солнца светлый праздник Манкун.

(Хозяйка собирает праздничный стол и встает около него).

Бабушка говорит детям:

- В момент восхода солнца старики осыпают детей зерном, хмелем. Дети, борясь друг с другом, валяются по земле, чтобы весь год быть здоровыми. Так что бегите, а мы вас будем ждать после восхода солнца с гостинцами! (дети убегают за кулисы).

Ученик 1: Считается, что дети, первыми встретившие солнце, приносят в дом счастье, здоровье и благополучие. По первым гостям судили о будущем приплоде скота. Если приходил мальчик, считалось, что коровы принесут бычков, овцы — баранов. Телки и ярочки были желаннее. Поэтому мальчики старались пропустить вперед себя девочек.

Ученик 2. Ну а чем же угощают чуваши за праздничным столом и чем любят полакомиться в будни?

(дети спускаются к столу с национальной кухней и начинают рассказывать и показывать о кухне и блюдах).

Ученик 3. Чувашская кухня насчитывает не одну сотню лет. Национальная кухня всегда складывается из образа жизни народа. Чуваши издавна занимались земледелием и подсобным животноводством. Так что неудивительно преобладание в их рационе зерновых продуктов. А с конца 19 века ведущее место на чувашском столе занимает также и картофель. Набор выращиваемых ими овощей был относительно скромен: лук, морковь, редька, тыква, репа, свёкла, капуста.

(выносят корзину с овощами, достают, показывают).

Ученик: Занимались чуваши также и собирательством: использовали в пищу ягоды, дикорастущие орехи, травы. Чувашская кухня особенно богата мучными изделиями. Начинка часто бывает сложной, «многоэтажной»: чередуются слои картофеля, мяса, лука и других продуктов. Чуваши издавна пекли пироги с крупой, с капустой, ягодой (кукаль), позже появились лепешки и ватрушки с картофелем, а также с творогом (пуремич).

Ученик: С особым почтением чувашский народ относились и к хлебу. Обычно он был ржаным. Пшеничный был доступен, в основном, лишь зажиточным слоям населения, но даже они часто отдавали предпочтение хлебу ржаному. Без хлеба нельзя представить себе чувашскую трапезу. Неважно - обычную или праздничную. Хлеб считался священной пищей, его мог резать только глава семьи или самый старший её член. Детей приучали подбирать упавшие во время трапезы хлебные крошки.

Ученик: Хупла (показывает)  - большой пирог с начинкой из мяса или рыбы. Его готовили, в основном, по праздникам. Да и вообще мясо чуваши раньше ели не так уж часто. Это было по большей части сезонная пища, доступная в период забоя скота - баранина, говядина, свинина. Часто пекли пирожки с солеными огурцами, лепешки с чесноком, делали оладьи с тыквой.

В праздники также готовили мясные блюда. Это могла быть колбаса из желудков овцы, начиненного мясом и салом (шартан) или, к примеру, вареная колбаса с крупяной начинкой, приготавливаемой с добавлением рубленного мяса или рыбы и крови (тултармаш).  Современные чуваши не утратили своих кулинарных традиций. Многие национальные блюда дошли до наших дней и являются частыми гостями на чувашском столе.  (поднимаются на сцену).

  Ученик: К великому дню Манкун на центральной площади или на солнечном пригорке взрослые устраивали для детей качели. Весь день около них играла детвора. Играли в разные игры: в чижики, лапту, в козны. Непременно играли в яйца. При этом верили, что кому сопутствует удача, того ожидает большой приплод скота и богатый урожай яровых хлебов. Одно из выигранных яиц припасали до весеннего сева и перед началом сева зарывали в борозду.

В это время демонстрируется игра в яйца. (Дети скатывают с горки крашеные яйца, выигрывает тот, у кого яйцо укатится дальше). Затем дети уходят.

Ученик: Дети расходились по домам и к обеду возле каждой качели собиралась нарядно одетая молодежь деревни, все разглядывали друг друга, чья одежда красивее. Передники, подолы платья девушки украшали лентами (кружевами). Кружева вязали сами, надевали ожерелье с монистами и разные яркие платки. В те годы большая часть населения обувалась в лапти, их украшали соломенными ленточками (показывает лапти).

Входит на сцену бабушка с внучкой.

-Бабушка, а ты любила наряжаться? Расскажи про свои наряды!

-Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Еще издревле чувашские женщины украшали одежду и обиходные предметы (скатерти, салфетки и т.д.) вышивкой. Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. 

 Выходят девушки  и парни в национальных костюмах.

Ученик: Обычный мужской костюм состоял из холстяной рубахи – туники с косой застежкой воротника, длиной несколько выше колен, нешироких штанов и однотонной безрукавки с прямой спиной. Особо богато расшивалась рубаха у старших мужчин излюбленными красно-бордовыми узорами с черным контуром. Одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста.

Ученик: Главным элементом женского костюма была рубаха. Её обычно шили из белого холста и украшали вышивкой, цветными лентами и другими узорными деталями.

Поверх рубахи женщины носили передник с вышивкой. Летом в прохладную погоду женщины надевали легкий кафтан – шупăр. Осенью носили ăхман - кафтан  из толстого сукна длиной ниже колена.

 Ученик: Головные уборы женщин были значимой частью костюма, его завершением. Головным убором девушки была тухья – шлемовидная шапочка, которую иногда делали с шишаком наверху. Праздничным головным убором замужней женщины была нарядная шапочка хушпу. Чаще всего она имела форму усеченного конуса с наушниками и пришитой сзади полосой, спускавшейся на спину. Головной убор с нашитыми монетами по весу мог достигать 2 килограммов.  Когда-то они играли роль не столько украшений, сколько оберегов и талисманов.

Ученик (стоит возле вышивки): Орнамент чувашских узоров и вышивок красив и причудлив. Как правило, он представляет собой сложное сочетание простых геометрических фигур, различных крестообразных форм с включением растительных мотивов и изображений животных. Чуваши многое вкладывали в символику вышивки. Все эти элементы не абстрактный узор, в них заложена символика, когда-то заключавшая в себе силу оберегов. Например, крестообразный узор, напоминавший восьмиконечную звезду, означал солнце, но одновременно был знаком доброты и оберегал от зла и гнева.

На сцену выходят бабушка и внучка.

-Бабушка, сегодня был самый лучший день моих каникул! Я так много узнала о нашем народе! Какой же прекрасный чувашский народ, он делает нашу страну богаче и ярче.

-Это лишь частичка истории, о которой ты успела узнать! Чувашская культура богата уникальными обычаями и интересными традициями. И это следующая страничка нашего путешествия! Из поколения в поколение чуваши учили друг друга: «Чаваш ятне ан серт» (не срами имени чуваша). Вот и мы с тобой будем стараться относиться к своему народу с уважением и гордостью!

ВНУЧКА:

Хвала тебе, Чувашия, большой поклон!

И имя, и язык твой – сердцу свято

Дубравами и хмелем, и трудом.

И песнями, и вышивкой богата!

Жива в узорах древних нити сила,

Связавшая народы в их судьбе, -

Ты будешь жить во мне, моя Россия,

Пока живет Чувашия в тебе!

Внучка поет песню «Таван ял».

Все в это время выходят на сцену, пританцовывают, кружатся.

После песни:

- Тепре куриччен! (До свидания!)

-Сывă пулăр!  (Будьте здоровы!) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Головные уборы чувашей

Данная презентация содержит материал о мужских и женских головных уборах....

Проект на тему: "Ознакомление младших школьников с государственной символикой России и Чувашии"

Целью данного проекта является рассмотрение и систематизирование методических приемов по ознакомлению младших школьников с государственными символами РФ и ЧР, способствующие формированию умения осозна...

Презентация "Птицы, занесенные в красную книгу Чувашии"

В  презентации представлены птицы, занесенные в красную книгу Чувашской Республики. Данный материал может быть полезен  как на уроках биологии, так и во   внеклассных мероприятиях....

Край мой, Чувашия!

Вопросы по чувашскому языку и литературе, для конкурса, проводимого в рамках предметной недели....

внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия

внеурочное занятие по математике в 5 классе Ход урока.  Организационная часть:Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей:  1 уч. «Здравств...

Викторина "О героях былых времён...", посвещена Героям России и Героям Советского Союза ,уроженцам Чувашии

Викторина «О героях былых времен…», посвящена Героям России и Героя Советского Союза,...

герои россии - сыны чувашии

Презентация о героях России, уроженцах  Чувашии...