Вымершие языки финно-угорских народов
статья

Печенкина Виктория Игоревна
Вымершие языки, финно-угорские народы, «Атлас языков мира», исчезновение, носители языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vymershie_yazyki_finno-ugorskih_narodov.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Печёнкина Виктория Игоревна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ "СОШ с.Николо-Берёзовка"

муниципального района Краснокамский район

Республики Башкортостан,

vika.pechenkina.1991@mail.ru

Вымершие языки финно-угорских народов

В данной статье рассматривается проблема исчезновения языков финно-угорских народов. Главным фактором, объединяющим финно-угорские народы, является принадлежность их языков к одной языковой семье. Языковое сходство проявляется в структуре языков, в сходстве языковых конструкций. По мнению ученых, это языковое родство влияет на формирование образа мышления и мировоззрения народов. В данный момент состояние значительного числа финно-угорских языков вызывает опасения.

Вымершие языки, финно-угорские народы, «Атлас языков мира», исчезновение, носители языка

Главным фактором, объединяющим финно-угорские народы, является принадлежность их языков к одной языковой семье. Языковое сходство проявляется в структуре языков, в сходстве языковых конструкций. По мнению ученых, это языковое родство влияет на формирование образа мышления и мировоззрения народов. Большинство финно-угров объединяет, например, отсутствие агрессивности, как к своим соседям, так и к природе. Историки полагают, что сильное стремление сохранить свою самобытность зачастую заставляло их покидать обжитые места, а не воевать с другими этносами. Несмотря на это стремление, в данный момент состояние значительного числа финно-угорских языков вызывает опасения.

Венгерский, финский, эстонский языки можно считать благополучными, так как количество носителей этих языков исчисляется миллионами, они имеют государственный статус, богатую литературу и литературные традиции, насыщенное информационное пространство в Интернет. Многие прочие финно-угорские языки, к сожалению, могут в скором времени исчезнуть, а некоторые уже исчезли. В 2009 году ЮНЕСКО опубликовала «Атлас языков мира», согласно которому из шести с лишним тысяч существующих в мире языков две с половиной тысячи находятся под угрозой исчезновения. При этом 97 % населения планеты являются носителями лишь 4 % языков. Атлас уникален в своем роде, благодаря постоянному обновлению он содержит наиболее свежую информацию о положении языков и краткие общие справки о них.

В Атласе каждому языку присваивается одна из пяти категорий, которая отражает степень их жизнеспособности. Так, языки могут находиться в состоянии:

- неустойчивости;

- опасности;

- серьезной опасности;

- критической ситуации;

- полного исчезновения.

Состояние неустойчивости означает, что большая часть детей говорит на этом языке, но сфера употребления его ограничена, например, домом. Язык, находящийся в состоянии опасности не используется дома в качестве родного. Серьезная опасность: на этом языке говорят представители старшего поколения, то есть бабушки и дедушки. Родители нынешних детей еще понимают язык, но не говорят на нем с детьми и между собой. Состояние критической ситуации присваивается языку, когда самыми молодыми его носителями признаны люди старшего поколения, при этом они редко используют язык в повседневном общении. Полное исчезновение регистрируется, если носителей языка не осталось совсем. В Атлас внесены сведения только о языках, исчезнувших после 1950 г.

ЮНЕСКО использует иные методы подсчета числа носителей, чем ведомства России или сложившиеся в финно-угорском мире в целом. Например, Атлас ЮНЕСКО учитывает четыре мансийских языка, а в российской переписи населения 2002 года все они считаются как один. И в атласе, и в переписи указана одна и та же цифра - 2746 носителей языка, что свидетельствует о том, что в России учитывались только люди, говорящие на северо-мансийском языке.

Следует отметить, что среди финно-угорских языков Российской Федерации нет языков, находящихся в состоянии неустойчивости, которое, согласно классификации Атласа, является не самым неблагоприятным.

К вымершим языкам отнесены бабинский саамский (исчез в 2003), кеми-саамский, западно-мансийский и южно-мансийский, южно-хантыйский.

Бабинский саамский язык, или Аккала ранее ошибочно рассматривался как диалект кильдинского саамского языка, в настоящее время рассматривается как независимый саамский язык, наиболее близкий к колтта-саамскому языку.

Он был распространен в центральной части Кольского полуострова (Мурманская область), в сёлах Ёна и Бабино. В селе Ёна в Ковдорском районе Мурманской области компактно проживает около 80 бабинских саамов. Общее число бабинских саамов в 1995 году составляло около 100 человек, однако родным этот язык был только для нескольких человек. Сегодня несколько людей имеет определённые пассивные знания бабинского языка, минимум один носитель активно использует бабинский язык в разговорах с носителями кильдинского саамского.

Бабинские саамы сегодня возрождают свой язык. В селе Ёна действует офис, в котором проводятся разные мероприятия по возрождению языка и культуры бабинских саамов. Издана грамматика бабинского языка. Кроме того, в архиве Карельского научного центра РАН в Петрозаводске хранятся аудиозаписи бабинского языка, с помощью которых можно было бы создать учебные пособия для его восстановления.

Кеми-саамский язык – один из саамских языков, на котором говорили в самой южной части финской Лапландии – в саамских деревнях вокруг Куусамо (ныне в провинции Лаппи). Относится к восточной подгруппе саамской группы финно-угорской ветви уральской языковой семьи.

Кеми-саамский язык представлял собой комплекс локальных говоров, отличавшихся от других саамских диалектов, и был частью диалектного континуума между инари-саамским и колтта-саамским языками. Язык одних групп кеми из-за географической близости был по звучанию больше похожи на инари-саамский язык, язык других групп был по звучанию ближе колтта-саамскому.

Западно-мансийский и южно-мансийский – это диалекты мансийского языка. По классификации Б. Мункачи, в мансийском языке выделяется четыре наречия, или диалектные группы:

1) северная группа диалектов распространена по рекам Сосьва, Ляпин и Верхняя Лозьва;

 2) западная группа – по средней и нижней Лозьве, а также по Пелыму и Вагильску;

 3) восточная группа – по Конде;

4) южная группа – по реке Тавда.

Манси живут отдельными группами на огромной территории в северо-западной части Сибири по левобережью Оби и по её притокам. Западные и южные манси уже не пользуются родным языком как средством общения. У восточных манси также идет активный процесс обрусения, и родным языком в быту пользуется лишь старшее поколение.

Южно-хантыйский язык.

Хантыйский язык – язык хантов, относится к обско-угорской группе финно-угорской семьи языков. Устаревшее название хантыйского языка –остяцкий язык. В хантыйском языке выделяют две группы диалектов (наречий): западные (собственно хантыйские), подразделяемые на северные и южные, и восточные (или кантыкские, по самоназванию восточных хантов).

Учебная и художественная литература хантов выпускается на диалектах: казымском, шурышкарском, сургутском, ваховском. Для большинства хантов родной язык является средством семейного и бытового общения, частью традиционной культуры. Подавляющее большинство хантов владеют русским языком. Хантыйский язык изучается в начальных классах школ Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, преподается в высших и средних педагогических учебных заведениях (Ханты-Мансийск, Петербург).

Практически вымершими считаются водский, ливский и несколько наиболее мелких саамских языков (пите-саамский, уме-саамский, терско-саамский).

Водский язык – язык малочисленной народности водь, проживающей в Кингисеппском районе Ленинградской области. Относится к южной подгруппе прибалтийско-финских языков. Ближе всего водский язык к северо-восточным диалектам эстонского языка.

В настоящее время язык находится на грани исчезновения, так как почти все носители водского языка являются представителями старшего поколения (самый молодой носитель родился в 1938 году) и используют в повседневном общении преимущественно русский язык. С 1994 года в Санкт-Петербурге проводятся курсы по изучению водского языка. С 2011 года Тартуский университет организовывает ежегодную летнюю школу водского языка в деревне Краколье.

Выделяют западный, восточный, куровицкий и вымерший кревинский диалекты.

Ливский язык – язык ливов. Он принадлежит к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорских языков. Исторически сложился как родной язык ливов, ныне почти не используется в живом общении, хотя продолжает изучаться энтузиастами в основном в странах Прибалтики, а также сохраняется как объект научного изучения на языковых факультетах ВУЗов Европы, в первую очередь Латвии и Эстонии. Большинство современных ливов подверглось леттизации или русификации. Последний носитель ливского языка – Виктор Бертольд  умер 28 февраля 2009 году. На 2010 год около 40 человек способны общаться на ливском языке, кроме того, его основы освоили около 200 человек. Ближайшими родственными языками являются вепсский, эстонский, водский, карельский, ижорский и финский.

Ливский язык имеет два диалекта: диалект северной оконечности Курземе (именно его чаще всего имеют в виду, говоря о ливском языке) и диалект северо-западной части Видземе, вымерший в середине XIX века.

Пите-саамский, уме-саамский, терско-саамские языки.

Саамские языки – группа родственных языков, на которых говорят саамы (устаревшее название – лопари) на севере Скандинавского полуострова, в Финляндии и на Кольском полуострове в России.

Общее число носителей – около 25 тысяч человек при оценке саамского населения в пределах 80 тысяч.

Пите-саамский язык – саамский язык, традиционно был распространён в долине реки Питеэльвен, в коммунах Арьеплуг (Швеция), Бейарн и Салтдал (Норвегия). По данным на 2000 год оставалось всего около 20 носителей языка, все они проживали по шведскую сторону границы. Согласно полевым данным Д. Вильбура, из 2000 этнических пите-саамов лишь около 30 являются носителями пите-саамского языка.

Уме-саамский язык – саамский язык, ранее распространенный в Швеции и Норвегии. Является вымирающим языком – осталось только 10 носителей языка, проживающих в муниципалитетах Арьеплуг и Арвидсъяур шведского лена Норрботтен.

Терско-саамский язык или йоканьгско-саамский – самый восточный из саамских языков. Распространён в северо-восточной части Кольского полуострова.Численность этнических терских саамов – около ста человек; число носителей языка, однако, гораздо ниже – на 2004 год таких оставалось лишь десять человек, на 2010 год –всего двое.

В более стабильном состоянии находятся собственно карельский диалект карельского языка и его ливвиковский и тверской диалекты, мокшанский, эрзянский языки, коми и коми-пермяцкий языки, удмуртский, марийский, восточно-хантийский и северно-хантийский. Им присвоена категория «относительная опасность». Численность носителей языков этой группы сильно варьируется от 10000 человек (тверские карелы) до 400000 тысяч (мокшанцы). Несмотря на то, что некоторые из этих языков являются национальными языками субъектов Российской Федерации, их положение остается неустойчивым. Вероятно, ЮНЕСКО считает, что в сложившейся этнокультурной ситуации число носителей данных языков расти не будет.

Маркерами «серьезная» и «критическая опасность» помечено большое количество финно-угорских языков, например, вепсский, водский, ижорский, восточно-мансийский и северно-мансийский, ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский и многие языки саамской подгруппы.

Для сохранения и развития языков, находящихся под серьезной угрозой вымирания, принимаются различные меры. Например, самым малочисленным народом России является именно финно-угорский народ водь. Согласно переписи 2002 года, его численность составляла 73 человека. Однако, как отмечено в Атласе ЮНЕСКО, в настоящее время численность вожан снизилась до 20 человек. Для сохранения этого народа и водского языка было решено создать этно-культурный парк и начать преподавание водского языка в средних школах на территории двух деревень Ленинградской области, где компактно проживают вожане. Помимо этого, лингвисты подготовили самоучитель водского языка и выпустили первую книгу на водском языке под названием «Водские сказки». Благодаря этому впервые были зарегистрированы водская письменность и литературный водский язык.

Что касается других государств, где живут народы финно-угорской группы, то в Финляндии зафиксировано три языка, которым угрожает исчезновение, и все они относятся к саамской подгруппе (скольт-саамский, северно-саамский и инари-саамский). В Венгрии нет исчезающих финно-угорских языков, а в Эстонии такой язык только один – сето (состояние относительной опасности). Язык народа чангоши, проживающего на территории Румынии, находится в состоянии серьезной опасности. Примерное количество говорящих на нем составляет 25000 человек. Миноритарный народ Латвии, ливы, а также норвежский народ квены, в Атлас не внесены.

Каковы же основные причины исчезновения языков? Согласно ЮНЕСКО, основной причиной исчезновения языков является то, что они находятся под воздействием внешних (военных, экономических, религиозных, культурных или образовательных), а также внутренних сил, таких как негативное отношение сообщества к своему родному языку. Уровень миграции и урбанизации постоянно растет, что приводит к потере культурных традиций своего народа, а также родного языка, поскольку люди все чаще вынуждены говорить на доминирующем языке.

Список литературы

1. Основы финно-угорского языкознания. Т. 1-3. М., 1994.

2. Хайду П. Уральские языки и народы. М., 1985.

3. MariUver [Электронный ресурс]. URL: http://mariuver.com (дата обращения: 20.02.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мордва – крупнейший финно-угорский народ». Конспект урока по географиив 9 классе

Межпредметный интегрированный урок (география, история, искусство). Цель - определить самобытность мордовского народа....

"Мордва - крупнейший финно-угорский народ". Презентация.

Данная презентация является сопровождением к уроку "Мордва- крупнейший финно-угорский народ"...

Мир природы у Финно-угорских народов

Мир природы у Финно-угорских народов...

Эпосы финно-угорских народов как средство формирования УУД обучающихся

Высокообразованный, культурный человек, творческая личность, ответственная за состояние окружающей среды – это наше настоящее и будущее. Поэтому глобальной задачей современной школы является воспитать...

Сборник "Богатство финно-угорских народов" Материалы III Международного финно-угорского студенческого форума 23-24 мая 2016 года

Сборник "Богатство финно-угорских народов" Материалы III Международного финно-угорского студенческого форума 23-24 мая 2016 года...

Сборник "Богатство финно-угорских народов" Материалы IV Международного финно-угорского студенческого форума 25-26 мая 2017 года

Сборник "Богатство финно-угорских народов" Материалы IV Международного финно-угорского студенческого форума 25-26 мая 2017 года...

Финно-угорский мир и марийцы

Финно-угорский мир и марийцы Цель: формирование потребности изучать историю и культуру финно-угорских народов, народа мари.Задачи: показать самобытность марийского ...