Эпосы финно-угорских народов как средство формирования УУД обучающихся
статья по краеведению (10 класс) на тему

Виногорова Марина Святославовна

Высокообразованный, культурный человек, творческая личность, ответственная за состояние окружающей среды – это наше настоящее и будущее. Поэтому глобальной задачей современной школы является воспитать такого человека. Следовательно, возрождение духовных, нравственных традиций, приобщение к культуре народов и формирование нового стиля мышления – задачи семьи и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yangelova_doklad.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эпосы финно-угорских народов
как средство формирования УУД обучающихся

Янгелова Марина Святославовна,
МОУ «Красногорская СОШ №2», Звениговский район

Высокообразованный, культурный человек, творческая личность, ответственная за состояние окружающей среды – это наше настоящее и будущее. Поэтому глобальной задачей современной школы является воспитать такого человека. Следовательно, возрождение духовных, нравственных традиций, приобщение к культуре народов и формирование нового стиля мышления – задачи семьи и школы.

Одним из ярких проявлений народной культуры, воплотивших традиции материальной и духовной жизни любого народа, являются эпосы, в которых отражается все бытие этноса.

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой мы находим такое определение «Эпос – 1. Повествовательный вид литературы (в отличие от драмы и лирики); 2. Произведение народного творчества – героические сказания, песни [4, c. 912].

В нашем случаем мы рассматриваем «эпос» как произведение народного творчества, где показано бытие народа.

Всемирно известный венгерский финно-угровед Петер Домокош в своей работе «Об эпосе и фольклоре финно-угорских народов» рассматривает историю создания и публикации финно-угорских фольклорно-эпических текстов. Автор отмечает, что значение этих текстов для культуры то же самое, что и значение энциклопедии. Эпическая поэзия воплощает в себе всю ментальность, красоту и полнозвучие языка каждого народа [1, с. 9].

При изучении темы «Эпос финно-угорских народов» на предмете «История и культура народов Марий Эл» мы ставим перед собой такие цели:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к культуре народов.

2. Развитие образного и аналитического мышления, устной речи учащихся.

3. Освоение историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

Возьмем, к примеру, следующие эпосы «Калевала», «Калевипоэг», «Масторава» и «Югорно».

Как нам известно, «Калевала» - карело-финский эпос, состоящий из 50 рун, где Калевала - это мифическая страна, в которой происходят основные события эпоса, главными героями которого являются Вяйнемёйнен, Илмаринен, Лемминкайнен, Куллерво.

«Калевипоэг» - национальный эстонский эпос о богатыре Калевипоэге, состоит из 20 песен.

«Масторава» - эрзянский героический эпос мордовского народа из пяти частей по 18 сказаний. В произведении представлены мифология мордвы, старинные песни и сказания, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, боги и герои: Инешкипаз, Анге, Идемевсь, Пурьгинепаз, Масторава, Кудадей, Нарчатка, Саманька, которые образуют коллективный образ народа.

«Югорно» - сказания и легенды марийского народа литератора Анатолия Спиридонова, состоит из вступления, 23 песен и заключения. Автор отмечает «Ничто не вечно в мире, и только слово наше нетленным минует века. Слово то живет, уложенное в песню, в памяти народа… Не просто так складываются и поются песни. У них свое назначение: умным - для раздумья, глупым – для напоминания, беспечным – для острастки» [5, с. 258-259].

Познакомившись с этими эпосами, можем узнать историю, материальную и духовной культуру народов, представить себе каждого героя – образа этноса, у которого свои друзья и враги, где противостоят друг другу добро и зло. В то же время, эпосы учат нас думать, любить свой народ, свою родную землю, защищать от врагов.

В данной работе мы хотим рассмотреть, какую же роль играют произведения народного творчества в формировании УУД при изучении темы «Эпосы финно-угорских народов».

Личностными результатами изучения темы «Эпосы финно-угорских  народов» являются следующие умения и качества:

– умение чувствовать красоту и выразительность речи сказителя, рунописца, стремление к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, к малой родине, к языку, культуре народов;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;  потребность в чтении;

– уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность.

Метапредметными результатами изучения темы «Эпосы финно-угорских народов» является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– задавать вопросы.

Таким образом, результатом при изучении темы «Эпосы финно-угорских народов» является сформированность таких умений, как:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст марийского и других финно-угорских народов;

– выделять нравственную проблематику эпосов как основу для развития представлений о нравственном идеале марийского, финского, эстонского и мордовского народов, для формирования представлений о национальном характере;

– видеть черты национального характера этноса в героях народного эпоса;

– сравнивать эпосы финно-угорских народов, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом своего народа);

– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах.

Библиографический список

Домокош П. Об эпосе и фольклоре финно-угорских народов / П.Домокош // Вестник Удмуртского университета. 2005. № 12. С. 9-12.

Калевипоэг. Эстонский народный эпос. Собрал и обработал Ф.Р. Крейцвальд  / Перевели Вл. Державин, А. Качетков. – М., 1956. – 498 с.

Лённрот Э. Калевала. Карело-финский народный эпос / Э.Лённрот / Перевод Л.П. Бельского. – Петрозаводск, 1978. – 828 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 с.

Спиридонов А.Я. Избранные произведения: Меморики усопших времен  / А.Я. Спиридонов. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2010. – 320 с.

Шаронов А.М. Масторава.  / А.М. Шаронов. – Саранск, 1994. – 496 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как средство формирования у обучающихся целостного представления о мире

В данной работе представлен личный опыт по теме "Интеграция"...

Интерактивные и информационные технологии как средство формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда, к основным составляющим которой относится повышение целенаправленности обучения, уси...

Методическая разработка «Учебные ситуации как средство формирования у обучающихся умения планировать деятельность через уроки информатики»

Данная методическая разработка содержит теоретический материал по теме, банк учебных ситуаций, конструктор учебной ситуации, а также диагностики для отслеживания результата...

« Инсценирование как средство формирования УУД обучающихся»

ШСП   Русский язык и литература. Тема " Проблемы развития УУД на занятиях внеурочной деятельностью"...

Технология кейс –стади как средство формирования компетенций обучающихся

Описание использования технология кейс –стади (2013 год)...