Интеграция как средство формирования у обучающихся целостного представления о мире
статья на тему

В данной работе представлен личный опыт по теме "Интеграция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_kak_sredstvo.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №26» г. Энгельса Саратовской области

Творческая работа по теме:

«Интеграция как средство

формирования у обучающихся

целостного представления о мире»

                                                                                                               Выполнили

                                                                                                              учителя

                                                                                                            МБОУ «ООШ №26»

                                                                                                         Ромих Анжелика Эдуардовна  

                                                                                                      Плотникова Елена Николаевна                                                                                                                                                                                                                                                        

г.Энгельс

2013 год

Ребенок приходит в этот мир, чтобы познать его в многообразии и единстве, понять взаимосвязь явлений и предметов. Школа помогает ему в этом. Традиционная система обучения со множеством дисциплин была направлена на формирование фундаментальных знаний у ученика. Но многолетний опыт показал, что учебные предметы методически плохо согласуются между собой. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом породили серьезные трудности  и проблемы в формировании у обучащихся целостной картины мира. Подобная предметная разобщенность стала одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школ.  Сегодня остро встает вопрос методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, совершить переход от традиционной системы -  школы запоминания – к школе развития мышления и творчества.  Происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые стандарты содержания образования и требования к результатам обучения. Современный учитель должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но и научить детей думать, анализировать, отбирать необходимую информацию. Все это необходимо, потому что в современном  мире преобладает тенденция культурной, учебной и информационной интеграции.

Интеграция как педагогическое явление имеет, безусловно, давние традиции. Возникает вопрос: актуально ли сегодня использовать интеграцию? Разумеется, да. Модернизация российского образования сейчас направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменения в методике преподавания, расширение арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, а также приближении изучаемых тем к реальной жизни. Ученик на уроке не должен быть пассивным объектом воздействия, он становится активным в выборе необходимой информации, в выполнении разнообразных ролей. Именно интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, учит применять полученные знания одной дисциплины к знаниям другой, дает ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи предметов и явлений. Интеграция позволяет повысить активность учащихся, стимулирует самостоятельный поиск, а также решает проблему перегруженности учебной информацией: экономит время и создает благоприятные условия для обучения.

Итак, идея интегрированного обучения сегодня особенно актуальна еще и потому, что позволяет учителю стать более успешным и востребованным.

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Каменского. Систематическое исследование ее началось во второй половине XX века. Г.Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях между структурными компонентами педагогической системы. И.Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает целостность системы обучения. О.И.Бугаев  объясняет интеграцию содержания образования необходимостью установления  межпредметных связей с целью формирования у обучающихся целостной картины мира. Н.М. Буринская в интеграции видит кардинальное обновление содержание образования. Это теоретический взгляд на исследуемую проблему. Что же на практике? В школах мы можем наблюдать положительное ее применение в виде интегрированных уроков. Опираясь на опыт других педагогов и свой собственный, попытаемся рассказать о целях и формах интеграции, сравнить интегрированное обучение с традиционным,  остановимся на методике и результативности.

Целями интегрированного обучения являются:

  1. создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения;
  2. преодоление некоторых противоречий процесса обучения;
  3. повышение и развитие интереса учащихся к школьным предметам.

Интеграция в современной школе идет по нескольким направлениям и на разных уровнях: внутрипредметном и межпредметном. Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию (суть ее в использовании отдельных фрагментов урока, требующих знаний из других предметов) и узловую интеграцию (на протяжении всего урока учителю необходимо опираться на знания из других предметов для усвоения нового материала).

Межпредметная интеграция объединяет знания из других наук для раскрытия того или иного вопроса.

Интеграция опирается на межпредметные связи, формы которых можно представить в следующей таблице.

Классификация межпредметных связей.

формы

типы

виды

По составу

  1. Содержательные

По фактам, понятиям, законам, теориям, методам наук.

  1. Операционные

По формируемым навыкам, умениям, мыслительным операциям.

  1. Методические

По использованию педагогических методов и приемов

  1. Организационные

По формам и способам организации учебно-воспитательного процесса.

По направлению

  1. Односторонние

Прямые, обратные

  1. Двусторонние

Восстановительные

Остановимся более подробно на формах в интеграции. Вот некоторые из них:

  • понятийная (источник интеграции – общие для нескольких предметов понятия);
  • предметно-образовательная (формирование целостных представлений о предметах, явлениях, мире);
  • мировоззренческая (духовно-нравственное обоснование явления научными фактами);
  • деятельностная (обобщение способов деятельности, перенос и их применение в новых условиях);
  • методологическая (объединение разных законов, явлений единым образом и картиной мира).

На перекрестке этих подходов могут быть разные результаты:

  1. появление новых предметов;
  2. появление новых спецкурсов;
  3. появление блоков уроков;
  4. разовые интегрированные уроки разного уровня и характера.

Интегрированный урок - достаточно сложная форма работы, которая требует длительной и тщательной подготовки, планирования. Работа над уроком должна состоять из трех этапов:

  1. Подготовительный. Определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами. Составляется план-конспект урока. Подбирается дополнительная литература, иллюстрации, аудио и видеоматериалы. Готовятся презентации, даются индивидуальные задания.
  2. Основной (исполнительный). Проведение урока в рамках предложенных типов: урок-игра, урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации, урок-решение проблемных ситуаций, урок-размышление, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок-портрет. Урок-конференция.
  3. Аналитический (заключительный). Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока, намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме.

Интегрированный урок должен обладать определенными закономерностями.

  • весь урок подчинен авторскому замыслу;
  • урок объединяется основной мыслью;
  • урок составляет единое целое, этапы урока - фрагменты целого;
  • этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;
  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;
  • цепочка сведений отражает не только структурную. Но и смысловую связанность;
  • связанность структуры достигается последовательно.

Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение.

В чем же преимущество интегрированного урока? Сравним его с традиционным.

Традиционный урок

Интегрированный

Репродуктивная деятельность

Творческая познавательная деятельность

Заучивание и воспроизведение

Преобразование усвоенных знаний, использование их в новой ситуации

Действия по алгоритму

Умение выходить за рамки привычного способа действия

Изучение отдельных явлений, фрагментарность знаний

Мир познается в многообразии, целостность и единство знаний

Развитие памяти

Развитие памяти, соблюдение принципа экономии мышления, умение находить причинно-следственные связи

Вооружает знаниями, используется объяснительно-иллюстративный метод

Формирует знания на основе сочетания разных методов: поисковых, исследовательских  и др.

Повышенный уровень утомляемости и как следствие снижение интереса к изучаемому предмету

Снижает утомляемость и перегрузку учащихся за счет переключение на разнообразные виды деятельности

Знания как мертвый груз

Полученные знания могут использоваться в других областях

Учитель «закрывается» в рамках своего предмета

Дает возможность  учителю для самореализации и творчества

Таким образом, с точки зрения современных образовательных концепций, интегрированные уроки отвечают потребностям общества в воспитании человека с новым мышлением. Способствуя созданию целостной картины мира, они учат детей мыслить масштабно, рассматривать проблемы с разных точек зрения, выбирать оптимальный вариант из множества на первый взгляд выходов. Для учителя интегрированный урок позволяет быть интересным для учеников, профессионально развиваться и идти в ногу со временем, а значит быть конкурентноспособным.

А.Э. Ромих

Первые пробы применения интеграции были внутрипредметными, можно сказать, фрагментарными (объединение и слияние в одном учебном предмете обобщенных знаний в той или иной области). Так на уроках литературы использовались вопросы и задания, связанные со знанием исторических событий, эпох. А на уроках русского языка привлекался материал из литературных произведений. Обнаружилось, что многие ученики не умеют связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом, в течение урока проявляется избирательность внимания.  Следующим этапом стал интегрированный урок «Пушкин и музыка». Идея была интересная, но некоторые сомнения присутствовали:

  • интересен ли будет такой урок детям?
  • как правильно с точки зрения методики провести подобное занятие?
  • хватит ли урочного времени для реализации большого материала по двум учебным дисциплинам?

Результат превзошел все ожидания.  Урок настолько понравился детям, что появилось желание создать еще что-нибудь необычное. И этим необычным стал интегрированный проект «Музы». Оригинальный замысел (древнегреческие музы – покровительницы различных видов искусств  -  спустились с небес, чтобы рассказать о себе, а также показать, что искусство живет и поныне, и оно прекрасно), костюмы, музыка, театрализация  - все послужило развитию у школьников воображения, дало возможность для самореализации, самовыражения и творчества. Нельзя не сказать о воспитательном значении мероприятия: оно способствовало возникновению особых доверительных отношений между преподавателем (в моем лице) и учениками, которые тебя уважают, любят, доверяют. Мини-спектакли по пьесе А.Н.Островского «Гроза» с участием критиков русской литературы и рассказу А.П.Чехова «Хамелеон», сыгранному по-новому, посмотрели все учащиеся школы.

Е.Н.Плотникова

Об интеграции задумалась, когда начала преподавать экологию (в 1996г.). Приходилось подбирать материал к уроку из разных учебных дисциплин: географии, литературы, биологии, истории, чтобы заинтересовать учащихся новым предметом. К тому же учебники отсутствовали. Затем последовало проведение интегрированных уроков в рамках естественно-научных предметов. Урок «Психология цвета» (10 класс) был проведен тремя преподавателями: физики, экологии, психологии. Выходом в межпредметную интеграцию стал урок «Музыкотерапия» (экология,музыка,живопись,человек).

Интегрированный внеклассный проект: занятия  экологического кружка и кружка английского языка можно считать самым результативным. Презентация итогов работы состоялась на областном конкурсе «NATUROPA» . В секции «О природе на английском языке» были представлены работы: «Жемчужина Саратовской области» и «Почему не растут каштаны». Дети выступали на конференции и получили дипломы (III место).  Проводились и внеклассные мероприятия интегрированного характера: «Защищать природу – значит Родину охранять».

В этом учебном году в рамках школьной Декады русского языка и литературы, которая традиционно проводится в октябре-ноябре месяце, я предложила Е.Н.Плотниковой провести интегрированный урок. Объектом интеграции стали литература, экология и биология.   Уровень интеграции – переход от параллельного соединения материала к целостной структуре. Тема урока: «Тайны сказок и рассказов о растениях». Проблема: могут ли растения думать, чувствовать, мечтать? Цели: научить учащихся соединять литературу и другие науки; используя знания по биологии уметь объяснять воздействие экологических факторов на живой организм; попытаться читать между строк и понимать душу писателя, душу растения. Такой опыт в нашей практике достаточно новый, так как предметы относятся к совершенно разным научным областям.  Для детей-шестиклассников он оказался интересным, познавательным и успешным. Те знания, которые они получали на уроках биологии и экологии они смогли применить (как это ни удивительно на первый взгляд для них) на уроке литературы. В результате проведенного урока достигнута не только систематизация знаний учащихся, но и формирование целостного взгляда на мир. Конечно же, урок потребовал тщательной подготовки учителей и учащихся, отбор необходимого материала, продумывание логико-структурной зависимости всех этапов и компонентов урока, подбор дидактического материала. Сотрудничество учителей и учеников на интегрированном уроке было гармоничным. Шестиклассники показали широту кругозора, умение аргументировать свои суждения, грамотно выражать мысли. Эмоциональная вовлеченность в проблему способствовала незаметному течению урочного времени. Творческое задание, которое получили ребята в конце урока, выполнили все с удовольствием: сочинение-размышление на тему: «Каким растением я себя представляю и почему?»

Подведем итоги.

 Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения. Интегрированное обучение:

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  •  даёт возможность широкого применения учащимися научного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам, единый взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • повышает качество знаний учащихся;

 

  • формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • расширяет кругозор, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала.

Проводя подобные уроки, мы убедились, что творчество учащихся активизируется даже в период подготовки урока. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями. Знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы. А самое главное – формируется целостное представление об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного процесса».

В данной публикации представлен материал для проведения семинара по теме «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного ...

"Интеграция как средство формирования ключевых и предметных компетенций на уроках словесности"

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим дет...

Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма средствами школьного музея

Воспитание  патриотизма у учащихся своей страны путем показа героической борьбы, подвигов талантов российских граждан – примеров для подражания....

Технология моделирования учебной информации как средство формирования у детей целостной картины мира и человека в нём.

Городская научно-практическая конференция учителей химии города Москвы "Осенний педсовет.2014"...

Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан

Тема: “Animals”.Класс:  2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...

Повышение эффективности обучения химии через создание целостного представления о мире.

В основе моей педагогической философии, лежит мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них,  прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение. Не сформировать личность, а создать услов...

Формирования у школьников целостного представления об окружающем мире посредством реализации интегрированного обучения

Как показала жизнь, задачи на уроках математики нельзя решить с помощью отдельных методических находок. В каждом классе есть дети с трудностями восприятия государственной программы по математике, а та...