Семинар «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного процесса».
методическая разработка по теме

Мифтахова Венера Нурлыгаеновна

В данной публикации представлен материал для проведения семинара по теме «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного процесса».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая технология межпредметной интеграции.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Вступление.  Актуальность проблемы.
  2. Научные основы межпредметной интеграции.
  3. Интеграция в образовательном процессе.
  4. Направления и уровни интеграции.
  5. Особенности интегрированных уроков
  6. Метапредметный подход.

Слайд 1 .

В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к содержанию учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является педагогическая технология межпредметной интеграции.  Межпредметная интеграция это важнейший фактор развития образования. Сегодня мало иметь диплом об окончании одного вуза. Если хочешь быть конкурентоспособным и востребованным, лучше иметь несколько дипломов. Профессионалы XXI века - специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого раздела между гуманитарным и естественно-научным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно несмежными дисциплинами. Это те, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики. Именно таких специалистов должно готовить среднее и высшее образование, потому возникают новые требования к педагогу XXI века.

Слайд 2 .

 Что же такое интеграция? Интегрировать (лат. integrare восстанавливать, восполнять) - производить интеграцию, объединять части в одно целое. Ответ находим также  в толковом словаре Ожегова: «Интегрировать - объединять в одно целое». И в толковом словаре Д.Н. Ушакова: интеграция - объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Следовательно, интеграция в образовательном процессе - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Слайд 3 .

Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин, которые содержательно и методически плохо согласуются между собой; её организационный принцип – предметоцентризм – функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании  у обучающихся целостной картины мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. В связи с таким характером перспектив развития современного образования возникают проблемы соотношения предметоцентризма и интеграции. Именно интеграция обеспечивает полноту и целостность в осмыслении окружающей действительности.

Слайд 4 .

Научные основы данной педагогической технологии берут начало в трудах И.П. Павлова и И.М. Сеченова. Свою лепту в обоснование межпредметной интеграции  внесли и представители психологической науки. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.

  1. Перейдём к наиболее детальному рассмотрению интеграции в современной школе. 

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Прежде всего, многие школьные предметы издавна имеют интегрированный характер. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня: школьный курс литературы всегда являлся интеграцией науки о литературе, читательской практики и опытов сочинительства, то есть явлений разного порядка, связанных между собой на основе целеполагания. То же самое применительно к курсу музыки, ИЗО, только с иным соотношением указанных выше компонентов. По-своему отразился процесс интеграции в географии, биологии, физике, математике и других предметах, так что школе не пришлось резко менять курс, тем более что основой для нынешнего процесса интеграции был длительный период установления межпредметных связей, давшей школе новый взгляд на связь предметов, единение в содержании образования. Однако ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда от стадии реализации межпредметных связей, допускавшей независимое, как бы параллельное существование предметов, надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей. Важно научить школьников рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства, воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей.

Слайд 5 .

Интеграция в современной школе идет на разных уровнях и по нескольким направлениям.

 Это  внутрипредметный ,  межпредметный и транспредметный уровни.

Внутрипредметная интеграция включает в себя фрагментарную интеграцию, т.е. отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знания из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала. Фрагментарная и узловая интеграция широко используется учителями. Для этого они специально анализируют учебные программы по разным предметам, выявляют возможные точки соприкосновения.

Межпредметная или синтезированная интеграция объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса. Межпредметный урок – эта форма занятий, где изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся темам нескольких предметов, которые разделены по времени на месяцы, годы.  Синтезированная интеграция является наиболее эффективной, так как объединяет знания разных наук при раскрытии какого-то общего вопроса, изучении природного явления. Это могут быть обобщающие интегрированные уроки. Такие уроки могут проводиться в разных формах: лекции, семинары, конференции, устные журналы, путешествия, уроки-экскурсии, уроки-суды, урок-экологический совет, уроки-презентации, уроки-симпозиумы и так далее.

Транспредметная интеграция - это синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. Этот уровень интеграции может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы.

Слайд 6 .

Несколько направлений  интеграции, которые могут иметь место в современной школе, помогут преодолеть недостатки предметного обучения.

     Во-первых, это интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур. 

     Во-вторых, интеграция изучаемых дисциплин может происходить на основе разработки учителями единых «вертикальных» программ формирования ведущих понятий межпредметного характера.

     В-третьих, интеграция может быть и «горизонтальной» в том случае, когда для практического исполнения проекта школьникам потребуются знания из многих областей.

     И, наконец, если обучать учащихся общенаучным методам познания, то на этой почве также будет осуществляться интеграция содержания учебного материала.

Слайд 7 .

   На перекрестке этих подходов могут быть и разные результаты:

  1. рождение абсолютно новых предметов (курсов), т.е. метапредметов;
  2. рождение новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов;
  3. рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;
  4. разовые интегрированные уроки разного уровня и характера как проба сил учителя в новом направлении.

Слайд 8 .

Иинтегрированные уроки - это компенсация предметной детализации. Мир един, человек - тоже. Науки дифференцированы для удобства, учебные предметы - тоже. Но если нет интегративных курсов, учебных метапредметов, то детализация будет преобладать над целостностью, и ученики не будут получать возможность гармоничного познания и развития. Поэтому, необходима связка "предметы - метапредметы". Сегодня даже в новых стандартах эта задача не реализована. Это основа интеграции уроков и не только. О метапредметах я скажу в конце своего выступления, а теперь перейдём к интегрированным урокам.

Интегрированный урок – это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов, это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Слайд 9 

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
Во-первых,
интегрированные уроки - это компенсация предметной детализации. Мир един, человек - тоже. Науки дифференцированы для удобства, учебные предметы - тоже. Но если нет интегративных курсов, учебных метапредметов, то детализация будет преобладать над целостностью, и ученики не будут получать возможность гармоничного познания и развития. Поэтому, необходима связка "предметы - метапредметы". Сегодня даже в новых стандартах эта задача не реализована до конца. Метапредметность продекларирована, но не реализована. Это основа интеграции уроков и не только. 
Во-вторых,
интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих,
форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.
В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.
В- шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Слайд 10.

Мы знаем, что существует два способа изучения окружающего мира:

Первый способ -  Гуманитарный: такой подход используют при изучении предметов ИЗО, МХК, литература и т. д. 

Второй способ больше опирается на логические конструкции: Математика, языки, большинство областей информатики и т. д.

 Если на одном уроке используются два подхода к изучению мира, такой урок считается интегрированным, даже если его ведёт один педагог, более того даже в рамках одного предметы могут быть интегрированные уроки по способу познания.

 Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:

- правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;

- высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и обучающихся при подготовке урока;

- включение самообразования обучающихся в учебный процесс;

- использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока;

- продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

- обязательный учет возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Слайд 11. Основная цель такого урока:

формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления.

Основными задачами интегрированного урока являются:

-соединение программного материала;
-процесс сближения и связи наук;
-реализация принципа единства картины мира.
 

Слайд 12. 

Традиционный путь изучения следующий: содержание учебного материала + опора на научную информацию других учебных предметов + опора на ранее изучаемое + межпредметные связи мира и в итоге единство, взаимопроникновение материала. 

Слайд 13.

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала. Дидактический анализ различных интегрированных уроков позволяет определить структуру интегрированных уроков:

  1. 1 этап - Вступление,  на данном этапе ставится цель, задачи урока, актуализируются опорные знания;
  2. 2 этап- Основная часть, где раскрывается содержание учебного материала;
  3. 3 этап -  Заключение – подведение итогов, оценивание работы учащихся, определение домашнего задания;

Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна. Это обусловлено разнообразием содержания изучаемых объектов, требующих различных методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся, уровнем педагогического мастерства и личностными качествами учителя.

Слайды14, 15

 Формы проведения интегрированных уроков очень разнообразны. они представлены на слайдах.

Слайд 17. Для подготовки и проведения интегрированных уроков необходимы соответствующие условия. Это

  1. - правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;
  2. - высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;
  3. - включение самообразования учащихся в учебный процесс;
  4. - использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;
  5. - продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
  6. - обязательный учет возрастных и психологических особенностей обучающихся 

Критериями эффективности интегрированных уроков являются:

- активизация познавательной творческой деятельности обучающихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;

- вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;

- развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;

- формирование у обучающихся современных представлений о целостности и развитии природы;

- формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

Слайд 18. А сейчас я хотела бы представить вам примерную схему анализа интегрированного урока.

 

АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА.


1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).
2. Содержание и компоненты интеграции. Какие учебные дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?
3.Направление и объем интегрируемых предметов, в чём он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла ( блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегрированных уроков?
4.Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?
5.Тема интегрированного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?
6.Деятельность учителя и обучающихся по подготовке к интегрированному  уроку. Спонтанно ли осуществляется это урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учителя? Какую самостоятельную работу обучающиеся должны были выполнить до урока; её цель, объем, характер? Облегчают ли эти уроки условия обучения обучающихся или они затрудняют их жизнь?
7.Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и обучающихся. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
8. Сотрудничество учителей на интегративном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то "одеяло" на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?
9. Результаты деятельности обучающихся на интегрированном уроке. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения, они больше нравятся обучающимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки обучающихся и педагогов. Поэтому есть необходимость в создании метапредметов.

Слайд 19 Нина ГРОМЫКО, заместитель директора научно-исследовательского института развития общего образования (НИИ ИСРОО) в своём выступлении в августовском «круглом столе» по теме «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» сказала о том, что сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход. И уже второй год участники Всероссийского конкурса «Учитель года России» активно осваивают этот подход, так как введена специальная номинация «Учебное метапредметное занятие».

 Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

Нина Громыко 

Метапредметы преподаются на экспериментальных площадках в старших классах школы (с 7-го по 11-й) наряду с обычными предметами.  Метапредмет «Знание»,  метапредмет «Знак»,  метапредмет «Проблема»,  метапредмет «Задача» “Буквы”, “Культура”, “Мироведение”.;  их список открыт; в настоящее время разрабатываются и  другие метапредметы: метапредмет «Смысл», метапредмет «Ситуация»  

Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но вместе с тем он открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Более того, учебный предмет, как образовательная форма, конечно, не умрет, но будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом.

Ссылки и литература:

  1. Хуторской А.В. «Педагогическая инноватика» (2007);
  2. Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии / Е.Ю.Андреева //География в школе. – 1999. - №7. – С.56-58.
  3. Кальней В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель – ученик": Методическое пособие для учителя / В.А.Кальней, С.Е.Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 86 с.
  4. Петренко Л. Не простое сложение, а взаимопроникновение / Л.Петренко, О.Дубровская // Граждановедение (приложение к "Учительской газете"). – 2002. - №5. – 31.01.2002.
  5. Руководство самообразованием школьников. Из опыта работы / Ред.-сост. Б.Ф.Райский, М.Н.Скаткин. – М.: Просвещение, 1983. – 143 с.
  6. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. Кадров / Р.С.Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.
  7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П.Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
  8.  http://www.humanitariancollege.ru/tech/teh4.html 
  9. http://yola.edu12.ru/page.php?id=1178
  10.  Кротова М.В., учитель высшей категории НОУ «Гуманитарный колледж», Кишляк О.В., учитель первой категории НОУ «Гуманитарный колледж», «Межпредметная интеграция»
  11. Авлова Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства (Введение в поэтику) Учебник-хрестоматия. – Санкт-Петербург, «Университетская книга», 1996.
  12. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2000.
  13. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по классам. V – VIII классы. – М., 1998.
  14. Горшков А.И. Русская словесность: О слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1995.
  15. Вартаньянц АД., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста.-М.: АО «Аспект Пресс», 1994.
  16.  Виноградов В. В. Язык Пушкина: Пушкин и история русского литературного языка. - М.; Л., 1935. Дудкова Т.Б.. Комплексный анализ художественного лирического текста. Роль причастий в тексте. – «Русский язык», 29/2004.
  17. Левин В.Д. Пушкин и язык русской литературы // Русский язык в школе. 1962. № 1. С. 26–35.
    Левин В.Д.Из наблюдений над синтаксическим строем «Евгения Онегина» // Ученые записки Моск. пед. ин-та. 1969. № 341. С. 169–196.Левин В.Д. Авторская речь в «Евгении Онегине» // Русский язык в школе. 1969. № 3. С. 9–18.
  18. Лотман Ю.М.Беседы о русской культуре. – Санкт-Петербург, «Искусство-СПБ», 1994.
  19. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. - Л, 1983.\
  20. http://festival.1september.ru/articles/314201/Рогушина Тамара Петровна, заместитель директора по УВР «Интегрированный подход в обучении».
  21. http://www.openclass.ru/node/24204. Ерофеев Константин Владимирович Интегрированный урок. (сеть творческих учителей) Сообщество творческих учителей информатики.
  22. http://www.ug.ru/02.05/pg3.htm
  23. http://yola.edu12.ru/page.php?id=1178
  24. http://www.humanitariancollege.ru/tech/teh4.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль географии в формировании естественно-научной картины мира. "

публикация содержит презентацию, посвященную выбору професиии, основанному на изучении географии...

ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА «Формирование у обучающихся основной школы научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»

Тема мастер-класса.  «Формирование у обучающихся основной школы целостной научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»Цель мастер-класса - создание условий д...

Описание педагогического опыта «Формирование у обучающихся основной школы научной картины мира средствами предметов истории и обществознания»

      Актуальность проблемы формирования целостной научной картины мира у обучающихся основной школы вытекает из необходимости развить в сознании ученика единую, взаимосвязанную ...

Выступление по теме "Возможности системно-деятельностного подхода в формировании научной картины мира у обучающихся"

Выступление по теме "Возможности системно-деятельностного подхода в формировании научной картины мира у обучающихся"...

"Формирование научной картины мира у обучающихся основной школы на уроках естественнонаучного и технологического образования"

quot;Формирование научной картины мира у обучающихся основной школы на уроках естественнонаучного и технологического образования"...

Модульное описание педагогического опыта "Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через системное раскрытие тем, блочное структурирование".

ИПМ – 11. Наименование темы:            Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через си...