Выступление по теме "Возможности системно-деятельностного подхода в формировании научной картины мира у обучающихся"
материал

Наумкина Елена Вячеславовна

Выступление по теме "Возможности системно-деятельностного подхода в формировании научной картины мира у обучающихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности системно-деятельностного подхода в формировании научной картины мира у обучающихся

Наумкина Е.В.

Признание индивидуальности ученика, создание  необходимых и достаточных условий для его развития является основным принципом  построения урока на основе личностно-ориентированных образовательных технологий.

 Используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.

При «конструировании» урока важен учет  двух взаимозависящих направлений: деятельности учителя и деятельности ученика. Личностно-ориентированное обучение предлагает учителю решать проблему постановки целей обучения, разработки плана обучения, системы занятий и формы рефлексии и оценки.  

На своих уроках я использую метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, групповую технологию.

 Учитель может сам предложить проблему и указать пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления. Так на уроке по изучению условия плавания тел в ходе эксперимента учащиеся сами поставили проблему: «Почему плавают тела?», которая была разрешена после самостоятельной работы с экспериментом и выводами из эксперимента.

Очень оживленно проходит этап проверки усвоения знаний при решении нестандартных ситуаций, если к тому же эти ситуации представлены в оригинальном виде.

На уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом ключевыми формами работы учащихся являются: 1) групповые,  2) парные,  3) индивидуальные. Примером таких групповых заданий могут послужить;

  • Изучив параграф «Три состояния вещества», группам учащихся предлагается  изобразить поведение молекул 1) твердого тела, 2) жидкости, 3) газов.
  • Учащимся, сидящим парами, предлагается  изобразить порядок расположения жидкостей  в сосуде (керосин, вода, бензин). Укажите положения шариков в сосуде, сделанных из янтаря, дуба, парафина.

После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопровождающих совместную работу.

  1. Довольны ли вы результатом?
  2. Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал     идеи?
  3. Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли?
  4. Довольны ли сотрудничеством друг с другом?
  5. Легко ли было договариваться друг с другом?

Проблемно-поисковые упражнения использую, когда обучаемые могут самостоятельно выполнить определенные виды действий, которые подводят его к усвоению и закреплению знаний на новой основе, то есть при выполнении упражнений, углубляющих знаний.

Ценным видом являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых обучаемые выясняют законы, описывающие физические процессы. Такие лабораторные работы проводятся до изучения теоретического материала и ставят обучаемых перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.

(Исследование зависимости периода колебаний от массы, жесткости, амплитуды, длины). Этот прием позволяет мне, как учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения – детскую любознательность.

Считаю, идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является коллективный способ обучения, парное и групповое обучение. Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа детей в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, она позволяет в короткий срок опросить весь класс и при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Ученик при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

В течение нескольких лет я использую такую педагогическую технологию как информационно-коммуникационные технологии, так как считаю, что в настоящее время одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является именно использование современных информационных технологий при проведении различного рода занятий.

Внедрение ИКТ на уроках физики позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы  как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Для меня компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, качественно подготовить выпускников к сдаче ЕГЭ. Информационные технологии реализую с помощью следующих  программ:

 - программа подготовки компьютерных презентаций MS Power Point;

- использую презентации при объяснении нового материала, решении задач, закреплении и обобщении, а также при контроле знаний. Ученики также принимают активное участие при создании презентаций к урокам.

- использую интернет.

В настоящее время на уроках физики использую такие средства ИКТ: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия».

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Здоровьесберегающие технологии обучения.  Систематически в течение учебного года на уроках использую различные виды физкультминуток.  Они успешно выполняют роль переключения внимания детей. Физкультминутки наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. 

Серьезным этапом урока является рефлексия. Для осознания детьми того, что они делают и что сними происходит я использую самые разные способы, устное обсуждение, анкетирование, рисунки или графики. Приведу пример вопросов, которые можно предложить учащимся для рефлексивной деятельности:

1.Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?

2. Какие задания вызвали наибольший интерес, почему?

3.Что я чувствовал при выполнении заданий?

и т.п.

Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом:

        - обеспечивает стимулирование обучающихся к самоценной образовательной деятельности

- предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя учебной деятельности;

- предполагает образованность как совокупность знаний, умений, навыков и индивидуальных способностей ученика.

Использование таких технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в развитие индивидуальности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"

Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...

Семинар «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного процесса».

В данной публикации представлен материал для проведения семинара по теме «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного ...

Выступление на педсовете. Системно-деятельностный подход в обучении математике

Выступление на педсовете. Системно-деятельностный подход в обучении математике...

Роль системно-деятельностного подхода в формировании универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на о...

ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА «Формирование у обучающихся основной школы научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»

Тема мастер-класса.  «Формирование у обучающихся основной школы целостной научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»Цель мастер-класса - создание условий д...

Описание педагогического опыта «Формирование у обучающихся основной школы научной картины мира средствами предметов истории и обществознания»

      Актуальность проблемы формирования целостной научной картины мира у обучающихся основной школы вытекает из необходимости развить в сознании ученика единую, взаимосвязанную ...

"Формирование научной картины мира у обучающихся основной школы на уроках естественнонаучного и технологического образования"

quot;Формирование научной картины мира у обучающихся основной школы на уроках естественнонаучного и технологического образования"...