ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА «Формирование у обучающихся основной школы научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»
методическая разработка по теме

Тема мастер-класса.  «Формирование у обучающихся основной школы целостной научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»

Цель мастер-класса - создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи мастер-класса:

- обобщение опыта работы учителя-мастера по определенной проблеме;

- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- демонстрация  эффективности системно-деятельностного подхода на конкретных примерах;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

- оказание  помощи  участникам мастер-класса в определении задач саморазвития  и  формировании  индивидуальной  программы самообразования и  самосовершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_master.docx52.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК  

РЕСПУБЛИКИ  МОРДОВИЯ

         

ПРОГРАММА

МАСТЕР – КЛАССА

    «Формирование у обучающихся основной школы

научной картины мира средствами

системно-деятельностного подхода»

 

                                                    Автор  программы:

                                                    Кудрявцева Светлана Юрьевна

                                                       учитель истории и обществознания

                                                                                         МОУ «Средняя школа №2»                

http://moukulun.ru/images/198.jpg

                                        Саранск - 2016

Программа   Мастер-класса

  1. Тема мастер-класса.

«Формирование у обучающихся основной школы целостной научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»

  1. Обоснование актуальности темы, ведущей идеи предлагаемого для рассмотрения опыта.

В основе любой системы образования лежит определенное, более или менее осознанное мировоззрение. Это вытекает из социальных функций образования и воспитания. Одной из важных задач развития современного общества является формирование нового человека, главным жизненным ориентиром которого должно быть подлинно научное мировоззрение. Глубокое внимание к проблеме формирования научного мировоззрения у молодежи характерно для всей деятельности государства в целом. Мировоззренческие вопросы диалектики связаны с утверждением гуманистически ориентированной активной жизненной позиции личности.  Актуальность формирования научного мировоззрения у школьников  определяется сегодня, прежде всего, масштабом изменения нашего общества на всех уровнях, требующим перестройки сознания.

  1. Цели и задачи мастер-класса.

3.1. Цель мастер-класса - создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

3.2. Задачи мастер-класса:

- обобщение опыта работы учителя-мастера по определенной проблеме;

- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- демонстрация  эффективности системно-деятельностного подхода на конкретных примерах;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

- оказание  помощи  участникам мастер-класса в определении задач саморазвития  и  формировании  индивидуальной  программы самообразования и  самосовершенствования.

  1. Содержание занятия мастер-класса по этапам.

Мастер- класс № 1-2

Тема занятия: Системно-деятельностный подход как средство формирования целостной научной картины мира у учащихся.

Задачи занятия:

  1. Показать значение формирования целостной научной картины мира у учащихся.
  2. Познакомить участников с системно-деятельностным подходом как основой реализации ФГОС.
  3. Определить технологии системно-деятельностного подхода.
  4. Охарактеризовать типологию уроков при использовании системно-деятельностного подхода.
  5. Выделить отличие системно-деятельностного урока от традиционного урока.

План занятия

  1. Вводная беседа. Знакомство с программой Мастер-класса. Презентация собственного опыта.
  2. Лекция по теме занятия по плану:

-Формирование целостной научной картины мира.

-СДП – основа реализации ФГОС.

-Технологии и методы СДП.

-Типы урока с позиции СДП.

3. Практическая работа: сравнение системно-деятельностного урока с традиционными уроками.

Мастер-класс № 3

Тема занятия: Использование СДП на этапе определения мотивации, темы урока, актуализации знаний.

Задачи занятия:

  1. Показать побуждающую силу мотива в учебной деятельности.
  2. Познакомить с методами и приемами организации начала урока.

План занятия

  1. Беседа: мотив – основа деятельности учителя и ученика на уроке.
  2. Составление таблицы «Конструктор урока с позиции системно-деятельностного подхода».

Мастер-класс № 4

Тема занятия: Использование СДП на этапе открытия новых знаний.

Задачи занятия:

  1. Охарактеризовать формы предоставления нового материала учащимся на уроке.
  2. Познакомить с методами и приемами организации самостоятельной работы с учебником.

План занятия

  1. Мозговой штурм: организация изучения нового материала через учебную деятельность школьников.
  2. Составление кластера: формы самостоятельной работы с учебником.
  3. Заполнение таблицы «Конструктор урока с позиции системно-деятельностного подхода».

Мастер-класс № 5

Тема занятия: Использование СДП при закреплении и контроле ЗУНов и УУД.

Задачи занятия:

  1. Показать сходство и отличие ЗУНов от УУД.
  2. Выделить отличие закрепления от контроля знаний учащихся.
  3. Познакомить с методами и приемами организации закрепления и контроля на уроке.

План занятия

  1. Ярмарка идей. Сходство и отличие ЗУНов и УУД.
  2. Работа в группах: чем закрепление материала отличается от контроля усвоения его учащимися.
  3. Составление таблицы «Конструктор урока с позиции системно-деятельностного подхода».

Мастер-класс № 6

Тема занятия: Организация рефлексии на уроке.

Задачи занятия:

  1. Дать определение рефлексии.
  2. Выделить типы рефлексии.
  3. Познакомить с методами и приемами организации рефлексии на уроке.

План занятия

  1. Лекция: рефлексия и ее типы.
  2. Составление интеллект-карты «Рефлексия».
  3. Составление таблицы «Конструктор урока с позиции системно-деятельностного подхода».

Мастер-класс №7-8

Тема занятия: Конструирование урока с позиции системно-деятельностного подхода.

Задачи занятия:

  1. Систематизировать знания о методах и приемах использования СДП на разных этапах урока.
  2. Оформить буклет «Урок с позиций системно-деятельностного подхода».
  3. Составить системно-деятельностный  урок методом фишбоун.

План занятия:

  1. Аукцион знаний «Формирование целостной научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода».
  2. Групповая работа: оформление  буклета «Урок с позиций системно-деятельностного подхода».
  3. Практикум: Составление системно-деятельностного урока методом фишбоун.
  4. Подведение итогов мастер-класса. Обмен мнениями.

  1. Количество часов на всю программу мастер-класса  и  на каждое его занятие.

Мастер-класс предполагает 8 занятий. Срок обучения – 1 год.

Учебный план занятий Мастер-класса

№п/п

Тема мастер-класса

Количество часов

теория

практика

итого

1.

Системно-деятельностный подход как средство формирования целостной научной картины мира у учащихся.

1

1

2

2.

Использование системно-деятельностного подхода  на этапе определения мотивации, темы урока, актуализации знаний.

1

1

3.

Использование системно-деятельностного  на этапе открытия новых знаний.

1

1

4.

Использование системно-деятельностного подхода  при закреплении и контроле ЗУНов и УУД.

1

1

5.

Организация рефлексии на уроке

1

1

6.

Конструирование  урока с позиции системно-деятельностного подхода.

1

1

2

6. Прогноз результатов работы участников мастер - класса.

1. Знакомство с возможностями использования  системно-деятельностного подхода при формировании целостной научной картины мира обучающихся.

2. Повышение уровня технологической компетентности как основы профессионального мастерства и личностного развития педагога.

3. Взаимообогащение, рефлексия собственного опыта, а также осознание возможностей профессионального развития с использованием системно-деятельностного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного процесса».

В данной публикации представлен материал для проведения семинара по теме «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного ...

Интеграция как средство формирования у обучающихся целостного представления о мире

В данной работе представлен личный опыт по теме "Интеграция"...

Описание педагогического опыта «Формирование у обучающихся основной школы научной картины мира средствами предметов истории и обществознания»

      Актуальность проблемы формирования целостной научной картины мира у обучающихся основной школы вытекает из необходимости развить в сознании ученика единую, взаимосвязанную ...

Мастер-класс. Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР

Текст к Презентации Мастер-класса, представленного педагогом в соавторстве с учителем-дефектологом Дудкиной А.В. 24.10.2018 на V Международной научно-практической конференции "Научное обеспечение...

Мастер – класс «Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с ТНР».

Зональный семинар «День открытых дверей». Мастер – класс «Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с ТНР». Статьия,  опубликованная  в сборни...

Мастер – класс «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР 5 – 7 классов при работе с текстом на уроках русского языка»

Познакомить коллег с опытом работы по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся с ЗПР....

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»

Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...