Модульное описание педагогического опыта "Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через системное раскрытие тем, блочное структурирование".
методическая разработка по химии

Эльмира Мубиновна Гильметдинова

ИПМ – 1

1. Наименование темы:

            Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через системное раскрытие тем, блочное структурирование.

 Основные задачи моей педдеятельности:

2. Задачи:

  • использование технологии блочного структурирования и дифференциального обучения способствующих качественному усвоению знаний;
  • формирование системных знаний и обобщенных умений;
  • развитие целостного восприятия тем, научной картины мира;
  • развитие учебной самостоятельности  учащихся.

3. Проблема:

            Работая в школе, столкнулась с проблемой: наблюдается падение интереса учащихся к предметам, ослабление концентрации внимания и восприятия.

            Это подтолкнуло меня  к  внедрению в практику элементов опыта работы по блочному  структурированию и дифференциальному обучению.

            Данные технологии позволяют формировать личность с творческим мышлением, активным мировосприятием. Концентрируют внимание учащихся, т.к. более эмоционально подается учебный материал. Технология блочного структурирования дает возможность эффективнее закрепить материал за счет решения и  составления взаимосвязанных задач и  многократного повторения изученного материала при  воспроизведении на уроке

4. Актуальность темы:

            Работая по своей теме, я убедилась, что в условиях увеличения объема и усложнения  учебного материала естественного научных  дисциплин высокий результат обучения может  быть достигнут только при активной  познавательной  деятельности  учащихся.

            А этого можно достичь если на  уроках применять элементы блочного  структурирования. Все это позволяет:

  • сжать учебный материал, сохранив достаточно его качество;
  • установить логические связи между элементами знания;
  • развить у детей наблюдательность, внимание, логическое
  • мышление, память и желание познать предмет

 

ИПМ – 2

Теоретическая интерпретация опыта

            Еще И.П. Павлов указывал, что любой акт понимания имеет в своей  первоначальной основе грубую схематизацию. Сначала понимание  осуществляется в самых общих чертах и  потом постепенно обрастает подробностями. Эта схематизация дидактически важна, т.к.  способствует системности знаний, формирует  познавательный интерес учащегося.

Сущность опыта:

            Технология блочного структурирования  обеспечивает целостное  восприятие темы, где выделяется ведущая мысль, устанавливаются связи, преодолевается  фрагментарность знаний.

            Элементы этой технологии на уроках  дают возможность ученику усвоить знания  системно, обобщенно, доступно, наглядно. Позволяют активизировать мыслительную  деятельность детей, повышают интерес к предмету, вырабатывают самостоятельность суждения.              

Условия формирования опыта:     В школе – интернат  у детей коренной национальности особенное психофизическое развитие. Для успешного обучения этих учащихся необходимо использовать все возможные методики обучения для развития познавательных способностей, внимания, памяти.

Теоретическая база опыта:

            В работе  используются технологии  блочного  структурирования и дифференциального   обучения, метод Шаталова (опорные конспекты), дидактические игры.

           Продуктивность опыта:

            Технология блочного структурирования  способствует формированию в единстве приемов анализа и синтеза, сравнения и аналогии, обобщения и конкретизации. Это в свою очередь успешно развивает мыслительные  способности учащихся, интерес к предмету, память, творчество учителя и учащегося. Уроки становятся эмоционально познавательными,  насыщенными, практически значимыми, т.к.  методика обеспечивает наглядность, доступность, прочность знаний, активность ребенка.

Трудоемкость опыта заключается в отсутствии дидактического материала и разработке блоков по всем темам химии  и биологии

Возможность внедрения опыт может быть использован учителями химии и биологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ipm_opyta.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Модульное описание

педагогического опыта

Автор:

Гильметдинова Эльмира Мубиновна, учитель химии и биологии МБОУ «школа – интернат общего основного образования» г. Тарко-Сале Пуровский район

Консультанты:

Дяченко Н.Э. – заместитель директора по научно – методической работе.

2019-2020 уч. год

ИПМ – 1

1. Наименование темы:

        Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через системное раскрытие тем, блочное структурирование.

        Основные задачи моей педдеятельности:

2. Задачи:

  • использование технологии блочного структурирования и дифференциального обучения способствующих качественному усвоению знаний;
  • формирование системных знаний и обобщенных умений;
  • развитие целостного восприятия тем, научной картины мира;
  • развитие учебной самостоятельности  учащихся.

3. Проблема:

        Работая в школе, столкнулась с проблемой: наблюдается падение интереса учащихся к предметам, ослабление концентрации внимания и восприятия.

        Это подтолкнуло меня  к  внедрению в практику элементов опыта работы по блочному  структурированию и дифференциальному обучению.

        Данные технологии позволяют формировать личность с творческим мышлением, активным мировосприятием. Концентрируют внимание учащихся, т.к. более эмоционально подается учебный материал. Технология блочного структурирования дает возможность эффективнее закрепить материал за счет решения и  составления взаимосвязанных задач и  многократного повторения изученного материала при  воспроизведении на уроке.

4. Актуальность темы:

        Работая по своей теме, я убедилась, что в условиях увеличения объема и усложнения  учебного материала естественного научных  дисциплин высокий результат обучения может  быть достигнут только при активной  познавательной  деятельности  учащихся.

        А этого можно достичь если на  уроках применять элементы блочного  структурирования. Все это позволяет:

  • сжать учебный материал, сохранив достаточно его качество;
  • установить логические связи между элементами знания;
  • развить у детей наблюдательность, внимание, логическое
  • мышление, память и желание познать предмет

ИПМ – 2

Теоретическая интерпретация опыта

        Еще И.П. Павлов указывал, что любой акт понимания имеет в своей  первоначальной основе грубую схематизацию. Сначала понимание  осуществляется в самых общих чертах и  потом постепенно обрастает подробностями. Эта схематизация дидактически важна, т.к.  способствует системности знаний, формирует  познавательный интерес учащегося.

Сущность опыта:

        Технология блочного структурирования  обеспечивает целостное  восприятие темы, где выделяется ведущая мысль, устанавливаются связи, преодолевается  фрагментарность знаний.

        Элементы этой технологии на уроках  дают возможность ученику усвоить знания  системно, обобщенно, доступно, наглядно. Позволяют активизировать мыслительную  деятельность детей, повышают интерес к предмету, вырабатывают самостоятельность суждения.

                

Условия формирования опыта:     В школе – интернат  у детей коренной национальности особенное психофизическое развитие. Для успешного обучения этих учащихся необходимо использовать все возможные методики обучения для развития познавательных способностей, внимания, памяти.

Теоретическая база опыта:

        В работе  используются технологии  блочного  структурирования и дифференциального   обучения, метод Шаталова (опорные конспекты), дидактические игры.

        

Продуктивность опыта:

        Технология блочного структурирования  способствует формированию в единстве приемов анализа и синтеза, сравнения и аналогии, обобщения и конкретизации. Это в свою очередь успешно развивает мыслительные  способности учащихся, интерес к предмету, память, творчество учителя и учащегося. Уроки становятся эмоционально познавательными,  насыщенными, практически значимыми, т.к.  методика обеспечивает наглядность, доступность, прочность знаний, активность ребенка.

Трудоемкость опыта заключается в отсутствии дидактического материала и разработке блоков по всем темам химии  и биологии

Возможность внедрения опыт может быть использован учителями химии и биологии

ИПМ – 3

Система работы учителя

Принцип развивающего обучения

В основе этого принципа  лежат структурирование  учебного материала и дифференцированный  подход к обучению.

         Для реализации этого принципа  выражаю учебный материал блочно, (наглядно) графически,  дифференцирую объем и сложность тем (доступно). Например, опорные конспекты, блок схемы, решение задач по аналогии, изучение  противоположных явлений в единстве.

        Обеспечивается принцип за счет опережающего обучения, подготовки базы для изучения нового материала, использование резерва времени от блочной подачи материала для  глубокой и полной практической проработки его на уровне каждого ученика (учет индивидуальных возможностей).

        Использование элементов блочного структурирования  обеспечивает общение  «учитель - ученик», «учитель - класс», «ученик - ученик».

        

        Структурирование уроков  

        Для прочного и глубокого  усвоения темы применяю такие виды уроков:

  1. Блок 1.Урок сообщения нового материала (лекция)
  2. Блок 2. Уроки формирования  умения и навыков (комбинированные)
  3. Блок 3. Уроки повторения пройденного
  4. Уроки практикумы
  5. Уроки обобщения  и закрепления
  6. Контрольные уроки (семинары, зачет)

Показатели О.У. и К.У. (эффективность принципа)

        Принцип развивающего обучения обеспечивает эффективное усвоение знаний, установление внимания, лучшего восприятия, развития мыслительной деятельности.

        Это заметно при сравнении общей и качественной успеваемости в начале и конце года.

1 четверть

4 четверть

О.У.

К.У.

О.У.

К.У.

К.У.

химия

8 а

100

41

100

50

 > на 9

8 б

100

18

100

18

=

химия

9 а

100

46

100

50

> на 4

100

21

100

30

> на 8

ИМП – 4

Методы педагогической деятельности

        В своей работе в процессе обучения химии и биологии учитель использует такие методы обучения, как объяснительно – иллюстративный, проблемно – развивающий, исследовательский,  диалогический.

        Традиционная структура этих методов  обогащается созданием блочного структурирования  схематической наглядности, систематизации и обобщения знаний.

        Этому способствует создание учителем графического выражения учебного материала.

Структура блочного изложения темы:

БЛОК 1. (1-2 урок)

Блок 2. (1-5 уроков)

Краткая, обобщенная, на уровне понятий информация всей темы

Расширение темы по основополагающим понятиям:

  • химические эксперименты
  • физические свойства
  • применение

Использование схем, опорных конспектов

Формирование у детей познавательного интереса, мотива к обучению, любознательности

Развитие мыслительной активности, проговаривание темы, умение выделить главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли

БЛОК 3. (2-3 урока)

Повторительно -  обобщающий

Усвоение темы:

  • практические, лабораторные
  • решение задач, контрольные

Устранение пробелов в знаниях  учащихся, развитие ЗУН, речи и мышления

        Сущность этого метода в том, что блочное изложение учебного материала экономит время для повторения, что особенно важно для детей коренной национальности г. Тарко-Сале. Из-за  векового уклада жизни этих детей сформировался слабый мотив к учению, повышенная тревожность, неразвитая речь. Повторение, проговаривание – способствуют развитию памяти, речи, внимания.

        Организуя, таким образом, изучение материала, учитель способствует коррекции знаний учеников; создает возможность диалога, что в первую очередь необходимо для развития мыслительной деятельности и активности ребенка.

ИПМ -5

Дифференцированный подход в обучении химии

        При изучении химии использую  дифференцированный подход, что дает возможность учитывать познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в силу возможностей и способностей. Этот подход применяю при закреплении и  повторении тем.

        Выявляют трехуровневый подход к  организации учебной деятельности школьников:

1 уровень – минимальный. Ученики выполняют задание образовательного стандарта. Они должны ориентироваться в учебном материале по признакам: узнавание, припоминание. За выполнение таких заданий получают «3» удовлетворительно.

2 уровень – общий. Могут применять имеющиеся знания для решения задач, анализа опытов. За выполнение более сложных действий они получают отметку «4».

3 уровень – продвинутый. Задания для учащихся  интересующихся предметом, знающих больше других,  владеющих фактическим материалом, приемами учебной работы. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в самостоятельной работе.

Основной принцип составления дифференцированных заданий – постепенное их усложнение. Выбор уровней заданий предоставляется ученику самому.

Приведу пример одного варианта  разноуровневых проверочных работ  в 8 классе по теме: «Первичные химические понятия»

Уровень 1

1. Дан оксид углерода (4) СО2 массой 4 г.

Вычислите:

а) количество вещества, соответствующее массе СО2

б) число молекул СО2, содержащихся в данной массе

2. Расставьте коэффициенты в схемах реакций:

а) Li + S => Li2 S

б) k + Cl2  => KCl

в) Ba + O2  => BaO

г) MgCo3  => MgO + CO2

3. При сгорании 4,8 г углерода в кислороде образуется оксид углерода (4) СО2. Вычислите массу оксида

Уровень 2

1. В состав 3 молей оксида серы входит 3,6 * 1024 атомов кислорода и

1,8 * 1024  атомов серы. Определите формулу оксида.

2. Расставьте коэффициенты, закончив схемы реакции:

а) Al + HCl  => ….. + H2

б) Fe2O3 + H2O  => ……

в) Zn + O2  => …..

г) HgO  => ...+ …..

3. При разложении 10г карбоната двухвалентного металла МеСО3 выделяется углекислый газ массой 4,4г. Установите формулу карбоната, если процесс разложения отражает уравнение: МеСО3 = МеО + СО2

Уровень 3

1. Сколько атомов меди содержится в монетке массой 5г, содержащего 80% меди и 20% никеля?

2. Составьте уравнения реакции между цинком и хлором; оксидом кальция и соляной кислотой; водородом и  азотом; серой и водородом и уравнение реакции, при нагревании оксида серы

3. При взаимодействии 130 г какого-то  металла с соляной кислотой HCl выделился водород массой 4 г. Определите этот металл, если он в  своих соединениях двухвалентен.

Дифференцированный  подход к обучению учащихся позволяет  выбирать наиболее эффективные методы реализации  педагогических задач. Этот подход позволяет каждому учащемуся работать по своим способностям и возможностям.

ИПМ – 6

Блочное структурирование при обучении химии

        В условиях увеличения объема учебной  информации для формирования системных знаний  использую элементы блочного структурирования. Такой подход к изучению учебного материала  предполагает учет   структуры  содержания химии. Возникает проблема уплотнения, сжатия материала,  когда некоторые темы изучаются в коротком  интервале во взаимосвязи.

        Например, для системного усвоения материала представление об основных классах неорганических соединений целесообразно на водном уроке давать сравнивая и сопоставляя их состав и свойства, где отражается их генетическая связь.

Блок 1 (сжатый материал)

  1. Понятийный урок (определения даем классам соединений вместе с учащимися)
  2. Состав неорганических соединений
  3. Физические свойства в сравнении

«Блок - конспект»

Неорганические соединения

   Кислоты                                      Соли                                       Основания

Н – кислотный остаток

Ме – кислотные остатки

Ме – (ОН) гидроксе - группа

Кислородные Бескислородные

Одноосновные

Двухосновные

Трехосновные

Кислые

Основные

Щелочи

(растворимые)

Основания

(нерастворимые)

Средние

Кислоты

Бескислородные                                                           Кислородосодержащие

HCl, HI, MBr, H2S                                                                         HNO3 - односоставные

                                                                              H2SO4 - двухсоставные

                                                                         H3PO4  - трехсоставные

Соли

Средние                            Кислые                           Основные                          Двойные

Na2CO3                                            NaHCO3                         Mg(OH)Cl                             KNaSO4

KCl                                    KHSO4                           Ca(OH)Br                              LiMgPO4

Основания

Растворимые                                                                   Нерастворимые

щелочи                                                                                                         Cu (OH)2

NaOH                                                                                Fe (OH)3

KOH

Ca (OH)2

Сравнительная таблица физических свойств

Кислоты

Соли

Основания

Растворимые в воде, кислый вкус, многие бесцветные.

H2SiO3 - нерастворима

Твердые с разным цветом, растворима различно.

Большинство твердые с различной растворимостью в воде  

Пояснение:

        Блок 1 – структурирование учебного материала сжато,  обобщено на уровне понятий по принципу конвергенции

Блок 2

        1 урок – химические свойства кислот, солей, оснований (по схеме составлять химические уравнения)

Свойства оснований

 щелочей                                                                     нерастворимых

с кислотами                                                                с кислотами

едкие                                                                           при нагревании разлагаются

с растворами солей

с кислотными оксидами

действуют на индикаторы

Свойства кислот

Свойства солей

1. с индикаторами                                                             1. с Ме

2. с основ. оксидами                                                 2. с кислотами

3. с основаниями        3. с щелочами в водных  р-р              

        4. с солями

        5. при нагревании некоторые разлагаются

2 урок – способы получений кислот, солей, оснований. Их применение в школе, промышленности

Блок 3 (повторительно – обобщающий,

усвоение введенной информации)

        

        1 урок – практическое занятие «Реакция обмена между оксидом меди (2) и серной кислотой»

        2 урок – работа с опорными конспектами. Проговаривание, составление уравнений реакций

        3 урок – решение задач, составление уравнений реакций по генетическим цепочкам

        4 урок – контроль знаний

ИПМ – 7

Используемые игры на уроках

        Игры вырабатывают к предмету умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь  и память, легче усваиваются и запоминаются сложные химические понятия.

        В игре ребенок раскрепощается, исчезает его скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении успеха  у него появляется желание играть вновь. Это особенно важно для наших детей коренной национальности.

        Игры я использую при объяснении новой темы, при закреплении, повторении, обобщении материала, в процессе контроля знаний.

Например:

  1. Игра «Найди ошибку»

Класс делится на группы,  получают карточки. Вычеркивают несоответствующие названия. простых и сложных веществ.

Простые вещества

Сложные вещества

1. Кислород, серебро, оксид серы

1. Йод, медь, оксид серебра

2. Азот, сероводород, хлороводород

2. Алюминий, кислород, оксид железа

3. Оксид кремния, углерод, цинк

3. Оксид серы, фтор, железо

4. Хром, кальций, оксид алюминия

4. Сероуглерод, сульфид железа, кремний

  1. Игра «Третий лишний»

На доске список  химических веществ. Дети называют цифру вещества, которую считают лишней, объясняя причину его исключения.

1) NO2                1) HCl                1) Na2SO4                1) Ca(OH)2

2) CuO                2) H2S                2) K2SiO3                2) KOH

3) H4Cl                3) H2SO4                3) H3PO4                3) Zn (OH)2

        3. Игра «Составь ромашку»

Использую при обобщении классов неорганических соединений. Правильно собери лепестки ромашки. Отдельно лепестки с формулами веществ:

        Формулы веществ: KCl, NaOH, H2SO4, LiOH, HBr, и т.д.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через использование современных образовательных технологий

В статье описано применение современных образовательных технологий на уроках математики в классах физико-математического направления....

Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.

статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...

Семинар «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного процесса».

В данной публикации представлен материал для проведения семинара по теме «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного ...

ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА «Формирование у обучающихся основной школы научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»

Тема мастер-класса.  «Формирование у обучающихся основной школы целостной научной картины мира средствами системно-деятельностного подхода»Цель мастер-класса - создание условий д...

Описание педагогического опыта «Формирование у обучающихся основной школы научной картины мира средствами предметов истории и обществознания»

      Актуальность проблемы формирования целостной научной картины мира у обучающихся основной школы вытекает из необходимости развить в сознании ученика единую, взаимосвязанную ...

Выступление по теме "Возможности системно-деятельностного подхода в формировании научной картины мира у обучающихся"

Выступление по теме "Возможности системно-деятельностного подхода в формировании научной картины мира у обучающихся"...