Учебно-методический материал
учебно-методический материал

Карпенко Лариса Николаевна

 Методические рекомендации входят в состав учебно-методического комплекта по мансийской литературе для 2-го класса общеобразовательных организаций, в котором определены цели и задачи обучения детей мансийской литературе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. В пособии раскрываются возможности использования материалов учебного пособия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения мансийской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_2_klass.docx97.59 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ББК

Серия «Новый учебник Севера» основана в 2016 году

Методические рекомендации к учебному пособию «Мансийская литература. 2 класс»: пособие для учителя / Л.Н. Карпенко. – СПб. : филиал изд-ва «Просвещение», 2020. – 46 с. – (Новый учебник Севера).

Методические рекомендации входят в состав учебно-методического комплекта по мансийской литературе для 2-го класса общеобразовательных организаций, в котором определены цели и задачи обучения детей мансийской литературе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. В пособии раскрываются возможности использования материалов учебного пособия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения мансийской литературе.

УДК    

ББК

Издательство «Просвещение», 2020

Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2020

ВВЕДЕНИЕ

ФГОС и реализация планируемых результатов

обучения мансийской литературе

Учебный курс Мансийская литература  для 2-го класса наряду с мансийским языком направлена на формирование речевой  грамотности, развитию и воспитанию ребенка.

      Ведущей целью курса Мансийская литература является: погружение младшего школьника в мир художественной литературы, в мир художественных образов, созданных с помощью искусства слова, раскрытие перед учащимися художественных произведений во всей их полноте и многогранности, нравственно-эстетическое преображение читателя-школьника.

      Представленная цель реализуется в нижеследующих задачах:

  • развивать у учащихся способность полноценно воспринимать художественное произведение на мансийском языке, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
  • формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению мансийской литературы;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к творчеству  писателей Севера и самостоятельному литературному творчеству;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • обеспечивать развитие мансийской речи школьников, формировать навык чтения мансийских текстов;
  • работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательными.

Цель и задачи курса «Мансийская литература» реализуются в отличительных особенностях курса, осознание которых современным учителем приведёт его к более глубокому пониманию процессов, происходящих в образовательной системе России в связи с внедрением ФГОС НОО, позволит иначе посмотреть на привычные формулировки, соотнести их с современными задачами образования. Благодаря осмыслению отличительных особенностей курса «Мансийская литература» учитель осознаёт ведущую идею современного образования, которая сегодня связана с изменением педагогической парадигмы. Сегодня учитель – не транслятор знаний. Его задача не в том, чтобы наполнить голову ребёнка всевозможной информацией, а в том, чтобы научить, как правильно ею пользоваться.   И в том, где, когда и в каких случаях она может быть полезна, как эту информацию трансформировать в собственные убеждения, идеалы, концепции, внутренняя систематизация которых в конечном итоге приведёт к изменению личности, переориентации его сознания и мышления. Другими словами, можно сказать, что сегодня не так важно знание само по себе, а важно знание в действии. Отсюда вытекает актуальность системно-деятельностного подхода и других научных подходов в современном образовании, стремящихся сделать акцент на слове «деятельностный» (вариативно-деятельностный, рефлексивно-деятельностный подходы и пр.). Современный учитель должен понимать, что сегодня мало просто говорить с детьми о нравственных и эстетических категориях, необходимо создать условия:

  • для реализации эстетического потенциала, заложенного в ребёнке с рождения;
  • для перехода учащихся с одной ступени нравственного развития на другую;
  • для проявления в реальной жизни (в поступках, в отношениях с людьми, с животными, природой и пр.) своих нравственных и эстетических устремлений.

Таким образом, работа с произведением, его образами и художественным словом должна способствовать проникновению читателя-школьника в смысл нравственной проблематики произведения, формированию его нравственных установок, позиций, убеждений и оценок. Ребёнок должен проникнуться чувством идентичности, почувствовать себя носителем родной культуры, языка.

    В учебнике «Литературный ловиньтап» (2 класс) предусмотрена работа с произведениями устного народного творчества: пословицами и поговорками, мансийскими народными песнями, считалками, загадками,  мансийскими сказками.

     А также в учебнике представлены произведения  обско-угорских писателей и поэтов, а также произведения В.Н. Чернецова из серии «Вогульские сказки». Писатели и поэты, создавшие произведения для детей, раскрывают перед читателями всё те же непреходящие общечеловеческие ценности и нравственные суждения. Их произведения актуальны на сегодняшний день и являются в руках современного учителя инструментом  формирования нравственной сферы личности, развития эстетических чувств и художественного вкуса учащихся.

Согласно новым стандартам ученик должен уметь свободно пользоваться полученными знаниями, самостоятельно находить их и применять в жизни. Уровень сформированности универсальных учебных действий является основным критерием результативности освоения содержания образования.

    Рассмотрим все планируемые результаты в виде таблицы. Так мы наглядно увидим и зафиксируем в памяти то необходимое знание, которое нужно будет нам для планирования и фиксации результатов учащихся.

Группы планируемых достижений учащихся

Личностные

Метапредметные

Предметные

Самоопределение: внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самооценка; гражданская и этническая идентификация.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; планирование, контроль, коррекция, оценка; управление своей деятельностью.

Система научных понятий в изучаемой области.

Смыслообразование: мотивация (учебная, личностная, социальная); границы собственного знания и незнания.

Познавательные: работа с информацией, знаково-символическое моделирование, освоение логических операций.

Опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.

Морально-этическая ориентация: способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества, умение передавать и воспринимать информацию.

Предметные и межпредметные действия с учебным материалом.

Планируемые результаты обучения

по курсу «мансийская литература» во 2-ом классе

Личностные результаты

  • Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
  • Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей Севера, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
  • Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, выказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
  • Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять  чувство уважения к авторам других народностей.
  • Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (например, татары, коми и др.).
  • Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку  зрения спокойно, приводя аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
  • Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разным источникам информации.
  • Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
  • Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
  • Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
  • Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
  • Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
  • Делать выводы о степени свей ответственности и самостоятельности.
  • Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
  • Использовать устное словесное рисование, употреблять понравившиеся сравнения, эпитеты, и метафоры в своих высказываниях.
  • Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие им.
  • Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
  • Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы.  Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты  работы сверстников по совместно выработанным критериям.
  • Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце урока его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

Познавательные УУД

  • Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
  • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных тестов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, стихотворение, народную  и литературную сказки). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника. Строить рассуждения  по теме урока из 5-6 предложений.
  • Осознать значение мансийских народных и литературных сказок для национальной культуры манси.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный тексты, художественные ремёсла и народные промыслы.
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении сказок, рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
  • Понимать читаемое произведение, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять  активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
  • Оформить 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
  • Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
  • Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.).
  • Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
  • Находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • Осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (специальная страница, которая предваряет новый раздел книги) и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения  под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор-читатель), выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
  • Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
  • Ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
  • Осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений  мансийского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • Распределять загадки  на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • Соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать смысл традиций и мансийских праздников, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких  и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в  своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
  • осуществлять переход с уровня восприятия событий произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь  на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах  о прочитанных книгах.

Творческая деятельность

      Учащиеся научатся:

  • читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения, отражая настроение автора;
  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, выказывая собственное отношение к прочитанному произведению.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • различать  песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для народа манси;
  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному стилю; составлять таблицу различий;
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, песенки).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположения строк, рифму, ритм;
  • определять героев сказки, характеризовать их своими словами;
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Особенности структуры

и содержания учебного пособия

Структура и содержание учебного пособия

    Структура и содержание учебного пособия «Литературный ловиньтап» для 2 класса (второй год обучения) соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, материал систематизирован, логически выстроен.

      Основные разделы, представленные к изучению в учебнике «Литературный ловиньтап» (2 класс)  рассматриваются в данной таблице.


п/п

Раздел

Краткое описание

Содержание

1

Введение 1 час

  Знакомство с учебником.

Показать роль чтения в жизни человека. Понятие  литература – это вид искусства. Литература работает со словом- главное ее отличие от других искусств.

Устное народное творчество

2

 Мифы о сотворении земли

Устное – передавалось «из уста в уста», так как раньше не записывалось.

Народное – создано каким-то  народом: манси, финны, венгры и т.д. Понятие ялпыӈмойт (миф). Как ворон землю мерил. Произведения: В.Н.Чернецов «О происхождении Земли», «Как ворон землю мерил». А. Кузакова «О сотворении жизни на земле».

 Краткий пересказ прочитанной  сказки. Проверочная работа.

3

 Мансийские сказки

Краткое содержание сказок. Литературная (авторская) сказка.    Краткая характеристика: Произведение, тесно связанное с народной, но в отличии от неё, принадлежащее  конкретному автору. Главная отличительная черта, отсутствие устной формы или варианта. Сказки делятся на несколько видов.

Мансийские детские сказки,   Вопросы к сказке. Чтение  по ролям. Просмотр мультфильма. Отношение людей к животному миру. Орфографические нормы чтения.  Работа  с текстом.  

4

 Сказки  народов Севера

 «Золотой топор»,  «Хлебушек», «Белка и охотник», «Кто оленя научил быстро бегать», «И зайца кто-то боится». Проверочная работа. Признаки сказки в 2 классе изучаются подробно.

 Поучительная сказка. Характеристика героев сказки. Пересказ сказки.

5

Сказки о животных

Произведения мансийских писателей и поэтов: «Кто на земле самый сильный», «Мышонок путешественник», «Кошечка и Собачка», «Муркины валенки» и др. Краткое содержание сказок. Литературная (авторская). Произведение, тесно связанное с народной, но в отличии от неё, принадлежащее  конкретному автору. Главная отличительная черта, отсутствие устной формы или варианта. Сказки делятся на несколько видов.

Просмотр мультфильма. Инсценировка сказки. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Отношение людей к животному миру. Орфографические нормы чтения.  Работа  с текстом.  

6

Мансийские песни

Колыбельные песни.

Выразительное чтение, заучивание.

7

Пословицы поговорки

Понятие: поговорка,   скороговорка, загадка, пословица.

 Выразительное чтение. Заучивание коротких пословиц, поговорок.

 Вопросы. Чтение.

8

Литературные сказки

Литературная (авторская) сказка.    Краткая характеристика.

Характеристика героев сказки. Пересказ сказки.

9

Проверочная работа

Письменная работа.

Проверка полученных знаний. Тест, вопросы.

Мой край родной

10

 Наш край. Наша семья.

Родной край – это место, где я родился, место которое мне дорого. Мой родной край хорош в любое время года. Ю. Шесталов, А. Садомин, А. Баландин, С.С. Динисламова,  Г. Ларионова, А. Сайнахова.

Стихи и рассказы о родном крае, о героях нашего края, о людях живущих на севере, о семье.

Стихи для заучивания, выразительного чтения.  Беседа, вопросы. Орфографические нормы чтения.  

11

Природа нашего края

 Рассказы и стихи мансийских писателей и поэтов о природе, о явлениях природы для детей.

 Беседа, вопросы. Работа с текстом. Заучивание коротких стишков.

12

О жизни детей.

Знакомство детей с образом жизни и бытом  северян.

Рассказ о себе по плану учителя, анализ текста. Чтение по ролям.

13

Наши проекты

Сбор материала для проекта.

 Работа над проектами.

Ниже даны методические рекомендации к изучению разделов.

Раздел «Введение»

Урок  1.

Знакомство с учебником «Литературный ловиньтап» (2 класс).

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться; знать какую роль играет читательское воображение в процессе  чтения литературных произведений, созданных писателями для детей.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать её, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке с помощью разноцветных фишек (узоров);

познавательные: анализировать научно-познавательный текст, выделять в нём главную мысль;

коммуникативные: отвечать на вопросы учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения;

Личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги.

Оборудование к уроку: учебник  «Литературный ловиньтап» (2 класс), мультимедиапроектор (по возможности), разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.

Знакомство с новым учебником «Литературный ловиньтап» (2 класс). Актуализация знаний и умений, полученных в 1 классе.

Актуализирующая беседа.

  • Ловиньтан нпак (2 класс)  сунсыгллын, лāвен, ты нпак хотъютхансыс?
  • Ты нпак кивырт манах лмт  ньси, мот сирыл части рови лāвуӈкве?
  • Ловиньтан нпак сунслын ос лāвен, содержание лнэ лмт манрыг ри?
  • Словарь лмт манавн манрыг ри?
  • Условные обозначеният манрыг манавн регыт?
  • Нпакув ул вос ллиг мтыс, таи мāгыс мāныр ривāруӈкве?
  • Хумус нпак ри нсюӈкве?

Формулирование учебной задачи урока.

Работа со шмуцтитулом: целеполагание и планирование  изучения темы.

  • Ōвыл лмт нпак ловиньтлын. Лавен, мāныр урыл ман ты лмтыт потыртаӈкве патэв?
  • Нпакхаснэхтпатманхуриплатыӈманавнхассыт,  мāныр манавн  ри ханисьтаӈкве? Манхурип целит ос задачат ты лнэ лмтыт лэгыт?
  • Аквъёт ловиньтэв. (Няврамыт акв юи-пāлт ловиньтгыт.)
  • Ōвлэт ман мāныр«ваӈквепāтэв»?
  • лаль тувыл ман мāныр «ханисьтаӈквпāтэв»?
  • Хурмит мāныр хансым лы, хумус нан тргамтаслын? Лавен.
  • Нпак лпсэ лаль сунслын, лавен, мāныр вылтыт манпотыртэв, манхурип темав?
  • Сль, мантыхотал … потыртв.
  • Номсахтн, хумус ман тыхотал темав ханисьтаӈкве пāтэв? (Нврамыт план номилматгыт, ханисьтан хотпа хаснэрāкыл хаснэ пāртыт хансы).

Работа над новым материалом.

  • Ам ань потыр ловиньтэгум нанан, ты потрыт хансым лы хумус āмсит, мӯтранлāтыӈ хсат номылматвесыт ос хӈхан номылматыглāвесыт.  

Чтение текста детьми про себя.

Беседа с учащимися по содержанию текста.

Вопросы

  • О чём нам повествует воображаемый рассказчик? Какую мысль он хочет до нас донести?
  • В какой форме была представлена нам информация?
  • Хӈхамйтытномылматас?
  • Ханисьтап вāти лāтӈыт, поговоркат хӈха номылматас?

       Чтение вслух с интонацией.

Выполнение заданий учебника.

  • Выполните в парах задания
  • Обратите внимание на условное обозначение, расположенное рядом с этим заданием.

Беседа о книгах, прочитанных летом.

  • Манхурип нпакт нāн туи тал ловиньтасн?

(Какие книги вы прочитали летом?)

  • Нāн ловиньтан нпакыт ам пасанум тармыл лэгыт ман āти?

(Есть ли они среди тех, что лежат у меня на столе?)

  • Расскажите о наиболее понравившихся книгах так, чтобы другим захотелось их прочитать.

Подведение итогов урока, рефлексия.

  • Какие знания и умения, приобретённые в 1 классе, вы сегодня закрепили на уроке?
  • Какое ценное знание об отношении к учебной книге вы должны зафиксировать на сегодняшний день?  (Бережное и аккуратное отношение к учебной книге.)
  • Что узнали нового на уроке?
  • Чему научились?
  • Изменилось ли ваше настроение в процессе урока? И т.д.

Домашнее задание.

  • Расскажите родителям о том, какое ценное знание вы получили сегодня на уроке.
  • Подберите обложку и закладку к учебнику.

        Раздел «Литературные сказки»

     Современному человеку невозможно обойтись без аналитических способностей, без склонности к анализу ситуаций и событий, происходящих в его жизни. Именно поэтому умение анализировать включено ФГОС НОО как метапредметное умение, которое позволит человеку применять его в различных уровнях его бытия. У младшего школьника умение анализировать ситуации и события вполне может быть сформировано в различных учебных курсах, и в том числе в курсе «Литературный ловиньтап». Работа с литературным текстом открывает безграничные возможности развития личности ребёнка и формирования у него необходимых качеств. Процесс формирования аналитических способностей в учебнике «Литературный ловиньтап» (2 класс) представлен разнообразными заданиями, сопровождающими текст художественного произведения. В разделе «Литературные сказки» можно увидеть вопросы типа: «Какая пословица содержится в сказке? Ко всем ли героям она подходит?», «Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употреблять следующие пословицы…»  и т.д. При выполнении таких заданий работает не только ум ребёнка, но и сердце, включается эмоциональная сфера. Учащийся включается в обсуждение, пытается поделиться своими мыслями, доказывает свою точку зрения. Благодаря этому формируется интерес к интеллектуальной деятельности, развивается активность, инициативность и самостоятельность суждений.

Проектная деятельность, Проверь себя.

Включение школьников в проектную деятельность, развитие творческих способностей и формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся осуществляется с помощью продуманной системы проектов и заданий к ним. В учебнике «Литературный ловиньтап» (2 класс) предлагается два проекта:  «Мой любимый писатель-сказочник», « Мы их помним». Учащимся не только предлагается план проекта, но и даются рекомендации по его осуществлению. Формирование информационно-коммуникативной культуры происходит в процессе подготовки проекта, когда дети общаются, распределяют роли, задания между собой, разыскивают информацию в различных источниках и, наконец, оформляют результаты своего труда в презентационных материалах. Немаловажен и тот факт, что презентацию необходимо представить так, чтобы другие учащиеся с интересом слушали и воспринимали то, что сделали выступающие. В этом случае нужно использовать разнообразные приёмы красноречия, эмоциональное воздействие на слушателя, невербальные средства. Этому младшим школьникам нужно учиться. Именно такого рода умения являются для них наиболее сложными.

      Рассмотрим предлагаемое задание в  одном из  рубрик на написание проекта:  «Мы их помним» экскурсия в музей. Учащиеся должны самостоятельно обобщить и систематизировать те знания, которые они получили при изучении темы «Один рассказ о героях нашего края».Теперь им  предстоит эти знания включить в текст экскурсии. Тут учитель должен обратить их внимание на то, для кого будет создаваться текст (например, для первоклассников или дошкольников). Следовательно, надо подобрать такие слова, которые будут понятны слушателям. В процессе экскурсии некоторые термины нужно будет объяснить. Важно составить план экскурсии, т.е. с чего начнётся экскурсия, что будет её кульминацией и что будет в завершение.  Также надо  продумать, на какие объекты в музее необходимо будет обратить внимание, как об это нужно рассказать. Конечно, без помощи взрослого детям будет трудно выполнить это задание, поэтому на определённых этапах школьникам необходимо помогать.

Последовательность выполнения учебного творческого проекта

Проблема

Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта

Проектирование

(планирование)

Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей

Поиск информации

Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений

Продукт

Подготовка и защита презентаций

Презентация рефлексия

Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта

Оценка результата

Папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчёты, результаты исследований и  анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

 В конце каждого раздела дана рубрика«Проверь себя» «Арталап» нацелена на то, чтобы систематизировать знания и умения школьников по изученной теме, создать условия для развития творческих способностей и способностей к обобщению, расширить представления учащихся по теме, развивать эрудицию по изучаемой проблеме и коммуникативные умения, оценить достигнутые результаты. Чтобы школьники смогли систематизировать свои знания по теме «Устное народное творчество», в учебнике в рубрике «Проверь себя» авторы разместили наглядные схемы-опоры, по которым учащиеся легко воспроизведут полученные в ходе изучения темы знания. Схемы-опоры сопровождаются вопросами и заданиями: «Вспомни виды устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку».

       Для развития творческих способностей даются такие вопросы и задания: «Что такое поговорка?», «Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры», «Пословицы рассыпались. Собери их», «Попробуй придумать свои загадки» и др.

Для развития способности к обобщению на более высоком уровне даются следующие вопросы и задания: «Можно ли соотнести пословицу «Добро делаешь не кайся, а худом не похваляйся» со считалкой?».  Подумай, в чём смысл каждой сказки и как он отражён в поговорке, «Какие персонажи чаще всего встречались в сказках о животных? Какой изображена белка? и пр.

      Работая над данной рубрикой, можно выбрать разные формы проверки и оценки знаний учащихся. Можно воспользоваться контрольными вопросами, предложенными в учебнике, и ответить на них в ходе коллективного обсуждения. А можно перевести данные вопросы в тесты и ввести балльную систему, чтобы школьники по набранным баллам могли оценить себя сами. Тесты можно распечатать на отдельном листе для каждого ученика. Чтобы учащиеся могли проверить правильность выполнения заданий, учитель на слайдах или на доске даёт правильные варианты решения и систему оценивания каждого задания в баллах. Итого учащиеся должны набрать 9 баллов и получить отметку «отлично». Если ребёнок набрал 7-8 баллов, то он получает отметку «хорошо», если учащийся набрал 5-6 баллов, то получает отметку «удовлетворительно», если меньше 5 баллов, то отметку «неудовлетворительно».

Приведем пример таких тестов.

Образец примерных тестов

Тест 1

Укажи правильный  ответ знаком «+».

Отличительными признаками поэтического произведения являются:

  • Рифма
  • Диалог.
  • Ритм
  • Восклицательные предложения.

(За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл, а всего за задание – 2 балла.)

Тест 2

Укажите правильный ответ знаком «+».

Какой из текстов можно назвать стихотворением?

  • Тыхōталтӯрап. Мāхум юн ӯнлэгыт…
  • Тлы атыл мāкем пасы,

Ёӈхи, паты пернаӈтӯйт.

Сакыӈсāхивōркеммāсы,

оста хōттахāйтытӯйт.

(За правильный ответ начисляется 1 балл.)

Тест 3

Соедини стрелками между собой слова, которые образуют рифму.

Полямнуве        тып

Сып исумнуве

(За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл, а всего за задание – 2 балла.)

Тест 4

Восстанови текст стихотворения, вписав в пустые строки нужные слова.

Осьмарыӈ нётнэ______________________,

Пуныӈ лгыӈ _________________________

Йив хосыт нхнув______________________,

Тувыл ёлаль _________________________.

(За каждое правильно вписанное слово начисляется 1 балл, всего за правильно выполненное задание – 4 балла.)

Ответы на тесты

Тест 1: рифма и ритм (2 балла).

Тест 2: второй текст является стихотворением (1 балл).

Тест 3:полямнуве – исумнуве, сып – тып (2 балла).

Тест 4:ӯйкве, нкве, хāйты, сӣвги (4 балла).

Подведение итогов урока, рефлексия.

  • Тыхотал мāн маныр ханисьтасув?

(С чем сегодня познакомились, что нового узнали?)

  • Маныр варуӈкве ханисьтахтасув?

(Чему научились?)

  • Маныр нанан тарвитын лыс?

(Что было особенно трудным?)

  • Маныр нанан пумасиг лыс?

(Что было особенно интересным?)

  • У кого тесты выполнены без единой ошибки? Поздравим этих учащихся аплодисментами. Свои работы вы можете поместить в «Портфель достижений»

Домашнее задание.

   Подготовиться к конкурсу чтецов: выучить понравившееся стихотворение наизусть, стараться  читать его с чувством.

Методическая разработка из опыта работы

Внеклассное мероприятие. Викторина

«По страницам мансийских сказок»

(автор составитель Карпенко Л.Н)

Цель: закрепить знания по мансийским сказкам, легендам; выявить лучшего знатока; развивать образное мышление, внимание, память, интеллектуальные способности.

Ход мероприятия:  Две команды учащихся из 2-4 классов. Дети отвечают на заданные вопросы.

Викторина состоит из следующих заданий:

I. Конкурс «Внимательный читатель». (для команды).

II. 1) Конкурс «Кто кому говорит эти слова». (для команды).

III. Конкурс знатоков «По страницам мансийских сказок». Презентация.

IV. Конкурс «Сказочный предмет».

V. Подведение итога конкурса.

За каждый правильный ответ  получают жетоны. Жюри выбираются из болельщиков, подчитывает баллы.

- Паща лэн нврамыт! Нан сав мāньси мйтыт ловиньтасын, тыхотал ман мось ты мйтыт сирыл викторина варев.

- Ребята, к сегодняшней викторине вы прочитали много мансийских народных сказок.

А теперь, команды, будьте внимательны, слушайте вопросы. За каждый правильный ответ вы получите жетоны. По окончанию викторины мы посчитаем, какой класс наберет большее количество жетонов,  и будет победителем.

I. Конкурс «Внимательный читатель». (для команды)

(разминка для команд)

- Мāпорсӯй манхурип оспа  хапрись ньсис? Какого цвета была лодочка у мышонка в сказке «Жадная Теряйка»? (сэмыл -черного цвета)

- Какие рога, Комполэн подарил Зайчонку? Какого года? (прошлогодние рога)

-Свыррисьманахсёсӯйгаластэ?  Сколько раз переплывал реку Зайчонок? (хурумсёсуйгалас-три раза переплывал реку)

-  Манъяныт нёвыль ломт хультыс, хоты ломт Теряйка ат вермыстэ тӈкве? Какой величины остался кусочек мяса, который не смогла съесть Теряйка?  (нёвыль сакв ломт хурипа-кусочек  величиной с брусничку).

II. 1) Конкурс «Кто кому говорит эти слова». (для команды)

(сказать, кому принадлежат слова и к кому они были обращены)

…- Ну, тогда пойдем с песчаной горки кататься.

- Туда мне мама запретила ходить. Там волки живут.

- Ну, пойдем полежим, погреемся на валежине, послушаем её сказки. Там совсем безопасно. Если подкрадутся к нам Лиса или Росомаха, мы с валежины – бульк в воду, и нет нас… (Выдренок обращается к Зайчонку).

Дополнительный вопрос.

- Как на мансийском языке будет выдра, выдренок? (вонтр)

… А кого мне бояться? Я никого не пугаю, никого не обижаю, и меня никто не трогает.

- Я бы тоже хотел никого не бояться, а всех боюсь. Это, наверное, потому, что нет у меня копыт на лапках и рогов на голове…(Лось разговаривает с Зайчонком).

Дополнительный вопрос.

- Как на мансийском языке будет заяц, зайчонок? (свыр, свыркве)

 2) Конкурс «Портреты героев» (для болельщиков).

Нужно нарисовать портрет героя сказки по описанию, который прозвучит в конкурсе «Кто кому говорит эти слова».

 3) Защита своего изображенного героя. (Болельщики описывают своего нарисованного героя и вывешивают  рисунок на доску).

Игровая физминутка. (видеоролик)

 Движения мансийского танца.

III. Конкурс знатоков «По страницам мансийских сказок».

  1. На чём путешествовал коварный лис?
  2. Опишите лодочку мышонка-путешественника.
  3. Хвост, какого лесного зверька привлёк внимание Зайчишки в сказке «Хочу Не хочу»?
  4. Кто хлестал хворостинкой толстошкурого Окуня в сказке «Как Окунь полосатым стал»? и т.д.

IV. Конкурс « Сказочный предмет». (показываются предметы на слайдах, а финалисты вспоминают сказки) Предметы:  иголка, рога, лодочка, хворост.

V. Подведение итога конкурса.  

Дети получают сувениры (или диплом участника).

Организация обучения родной (мансийской) литературе

в соответствии с положением ФГОС

Место предметов «Родной (мансийский) язык» и «Родная (мансийская) литература»

 в учебном плане

В зависимости от языковой ситуации и социального закона, образовательная организация обеспечивает изучение родного языка и родной литературы. На изучение родного языка и родной литературы в 2-м классе  выделяется 68 часов (2 часа в неделю).Из 2 часов в неделю  1час отводится на изучение мансийского языка, 1 час в неделю – на изучение родной литературы.

Нормативно-правовое

и инструктивно-методическое обеспечение преподавания

предметов «Родной (мансийский) язык» и «Родная

 (мансийская) литература»

Преподавание предметов «Родной язык» и «Родная литература» в общеобразовательных организациях определяют следующие нормативные документы.

  1. Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (ред. от 12 марта 2014 г).
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03 августа 2018 г.).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
  4. Приказ Министерства образование и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 21.04.2016);
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189
  6. Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357.

Региональный уровень

  1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз.
  2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «Об  языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 4 декабря 2001 г. № 89-оз (ред. от 30 сентября 2013 г. № 86-оз).
  3.  Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 июля 2015 г. № 419рп «О плане мероприятий по повышению качества образования в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2015 – 2018 годы».
  4. Концепция по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском  автономном– Югре (утверждена Распоряжением правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 июля 2015 г. № 451-рп).

Литература для учителя

  1. Афанасьева К.В. Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений с изучением родного (хантыйского и мансийского) языка / К.В. Афанасьева, М. А. Рачинская; под.ред. А. В. Ефремова. – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2011.
  2. Афанасьева К.В. Программа по мансийскому языку (5-9 классы) / К.В. Афанасьева, У.Н. Зуева, М.Е. Макарова. – 2-е изд., дораб. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.
  3. Герасимова Д.В. Мансийский язык. 5-9 классы: учебно-наглядное пособие для общеобразовательных учреждений/ Д.В. Герасимова. – 2-е изд., дораб. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009.
  4. Герасимова Д.В. Мансийский язык в таблицах: пособие для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ Д.В. Герасимова. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004.
  5. Герасимова С.А. Сборник олимпиадных заданий по мансийскому языку и литературе / С.А. Герасимова, С.С. Динисламова, М.В. Кумаева; Деп. образования и молодёжной политики ХМАО-Югры, Обско-угорский

 ин-т прикладных исследований и разработок. – Тюмень: Формат, 2016.

  1. Кумаева М.В. Мансийский язык. 5 класс: дидактический материал/ М.В. Кумаева, В.Н. Соловар; под ред. Е.И. Ромбандеевой, Е.В. Косинцевой; Деп.  образования и молодёжной политики ХМАО-Югры, Обско-угорский

 ин-т прикладных исследований и разработок. – Ханты – Мансийск: Югорский формат, 2015.

  1. Ромбандеева Е.И. Синтаксис современного мансийского языка / Е.И. Ромбандеева; ред.  мансийского текста Т.Д. Слинкина. - 2-е изд. Тюмень: Формат, 2017.
  2. Ромбандеева Е.И. Современный мансийский язык: лексика, фонетика, графика, орфография, морфология, словообразование / Е.И. Ромбандеева. - 2-е изд. Тюмень:  Формат, 2017.
  3. Скрибник Е.К. Практический курс мансийского языка: учебное пособие для национальных школ и вузов: в 2 ч./ Е.К.Скрибник, К.В. Афанасьева. - Ханты – Мансийск:  Полиграфист, 2007.

Словари

  1. Афанасьева К.В. Мансийско-русский тематический словарь: 1-4 классы: пособие для общеобразовательных учреждений с этнокультурной составляющей содержания образования / К.В. Афанасьева. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2011.
  2. Афанасьева К.В. Русско-мансийский тематический словарь: учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / К.В.  Афанасьева. - 2-е изд., дораб. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.
  3. Афанасьева К.В. Школьный мансийско-русский (орфографический) словарь/ К.В. Афанасьева, С. А. Собянина.  – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2012.
  4. Афанасьева К.В. Школьный этимологический словарь мансийского языка / К.В. Афанасьева, Е.А. Игушев. - Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2011.
  5. Бахтиярова Т.П. Мансийско-русский словарь (верхнелозьвинский диалект) / Т.П. Бахтиярова, С.С. Динисламова. - Тюмень:  Формат, 2016.
  6. Ромбандеева Е.И. Словарь мансийско-русский и русско-мансийский: пособие для учащихся начальной школы / Е.И. Ромбандеева, Е.А. Кузакова.  - 2-е изд., перераб. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2000.

Дополнительная литература для чтения

  1. Маньси мойтыт. Мансийские сказки для детей дошкольного возраста. Составитель: Е.И. Ромбандеева. Санкт-Петербург Издательство «Просвещение», 1992.
  2. Приключения морошки. Стихи, рассказы, сказки. Под ред.  Александр  Кердан, Владимир Блинов.  Екатеринбург, ИД «Сократ», 2002.
  3. Чудный олень. Методическое пособие для дополнительного чтения. А.Е. Рокина, под ред. У.Н. Зуева. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
  4. Журнал для детей на мансийском языке «Витсам» под ред. Динисламова С.С.: Ханты-Мансийск: Издательство Юграфика.
  5. Молодая мощнэ и молодой мощхум: мансийская народная сказка. Составитель Т.Д. Слинкина.- Тюмень: ООО «Формат», 2016.
  6. Сказка «Маӈквлаурылмойт – сказка о сове (мансийская народная сказка). Составитель С.А. Герасимова, Л.Н. Панченко; Под ред . М.В. Кумаевой. Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир.г. Ханты-Мансийск», 2018.
  7. Напольные игры обских угров с камешками и палочками. Учебно-методическое пособие. Автор –составитель Т.В. Волдина.:  Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2018.
  8. Обско-угорские игры с косточками и другими роговидными материалами.  Учебно-методическое пособие. Волдина Т.В.:.:  Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2019.

Электронные ресурсы

  1. htts:// audio.ouipiir.ru
  2. htts:// ouipiir.ru/say

Вариант базисного учебного плана из Примерной основной программы начального общего образования

Примерный недельный учебный план начального общего образования

(пятидневная учебная неделя)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

Русский язык
и литературное чтение

Русский язык

3

3

3

3

12

Литературное чтение

3

3

3

2

11

Родной язык и родная литература

Родной (мансийский язык) язык

 -

1

1

1

4

Литературное чтение на родном языке

 -

1

1

1

4

Иностранный язык

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика
и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание
и естествознание

(Окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

Основы православной культуры

-

-

-

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

Итого: Обязательная часть

18

23

23

23

90

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Русский язык
и литературное чтение

Русский язык

1

1

1

1

4

Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1

1

1

1

4

Итого по УП

21

23

23

23

90

Максимально допустимая недельная нагрузка СанПиН

21

23

23

23

90

Тематическое планирование

по мансийской литературе, 2-ой класс (68 ч)

Тема урока

Количество часов

Введение.

1

Знакомство с учебником.

1

Устное народное творчество

Ялпыӈмойт

2

 Предание. Как появилась Земля.

3

Как ворон землю мерил.

4

Как появилась жизнь на земле

5

Проверочная работа.

Мансийские сказки

6

кваг-йкаг

1

7

Проверочная работа.

1

Сказки финно-угорских народов

8

«Как ездили на ярмарку».  

1

9

«Белка и охотник».

1

10

Проверочная работа.

1

11

Как ворон землю мерил.

12

Проверочная работа

Литературные сказки

13

Ульянэ (потырохса) Т. П. Бахтиярова.

1

14

Ульянэ (потырохса) Т. П. Бахтиярова.

15

Каждый другом силён. А.М. Конькова.

1

16

Проект «Мой любимый писатель-сказочник».

1

17

Защита проекта.

1

18

 Проверочная работа

1

Мой край родной

19

Вуйкантӯйт. «Белый снег».  Г.Н.Ларионова.

20

Мой край в произведениях писателей.

1

21

После грозы. А. С. Тарханов

22

Один рассказ о героях нашего края

1

23

Проект « Мы их помним».

1

24

Защита проекта

1

25

Проверочная работа

Братья наши меньшие

26

Стихи и рассказы о животных.

1

27

Муркины валенки.

1

28

Проверочная работа

1

Сказки северных народов

29

«Кто оленя научил быстро бегать»

1

30

«Как белка и заяц не узнали друг друга».

1

31

«Почему у белого медведя нос чёрный».

1

32

Проверочная работа

1

Шаблон урока по ФГОС уроки развивающего контроля

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

Этап мотивации (самоопределе-

ние) к контрольно-коррекционной   деятельности

Настрой на работу

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределе

ние

Регулятивные: целеполагание

Коммуникатив

ные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Этап актуализация  и пробного учебного действия

Выясняют, что им известно по данной теме, выполняют индивидуальные контрольные работы

Активизирует мыслительные операции и повторение

Коммуникатив-

ные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: самостоятельное выделение и  формулирование познавательной деятельности

Логические: формулирование проблемы

Этап локализации индивидуальных затруднений

Уточняют алгоритм исправления ошибок и анализируют свое решение. Ребята, не допустившие ошибок, выполняют задания творческого характера

Организовывает мотивирование учащихся к коррекционной деятельности

Регулятивные: целеполагание и прогнозирование

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Формулируют цель своих будущих коррекционных действий и выбирают способ и средства коррекции

Помогает в выборе средств и методов коррекции

Предметные: формирование навыков решения практических задач

Коммуникатив

ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: создание способов решения

Этап реализации построенного проекта

Самостоятельно исправляют свои ошибки  выбранным методом и с помощью эталона для самопроверки.

Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении

Предметные: формирование навыков решения практических задач

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Этап обобщения затруднений во внешней речи

Обсуждают типовые ошибки проговаривают формулировки способов действий, вызвавших затруднения

Организовывает работу и проверяет правильность решения

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: коррекция, саморегуляция.

Познавательные: формулирование проблемы,создания способов решения

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выполняют самостоятельную работу, аналогичную контрольной работе, выбирая те задания, в которых допущены ошибки. Учащиеся, не допустившие ошибок, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу

Направляет работу учащихся на преодоление ошибок

Познавательные: анализ

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: целеполагание

Этап решения заданий творческого уровня

При положительном результате- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы  действий связываются с ранее изученными и между собой. При отрицательном результате- ребята повторяют предыдущий этап для другого варианта

Направляет работу учащихся, помогая и консультируя

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: создание способов решения

Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

Осуществляют самооценку результатов контрольно-коррекционной деятельности,  осознание метода преодоления  затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Помогает выбрать формы рефлексии и помогает в планировании последующей коррекции

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того .что еще подлежит усвоению

Познавательные: умение сконструировать знания

Личностные: смыслообразование

Подведение итогов

Подводит итог  работы  на уроке и анализирует достигнутые результаты

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4. Актуализация знаний.

  • с целью подготовки к контрольному уроку
  • с целью подготовки к изучению новой темы

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

6. Обобщение и систематизация знаний

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Образец плана анализа сказки

  1. Название сказки.
  2. Вид сказки:

-по авторству – авторская, народная;

- по содержанию – бытовая, волшебная, о животных.

     3. Тема сказки – то есть о ком, о чём говорится в сказке?

     4. Главная мысль (или идея) сказки – это главное, зачем создавалась сказка, и что автор хотел донести до читателя (ради чего, с какой целью).

     5. Характеристика главных героев (цитаты из текста).

6. Художественное своеобразие произведения (особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка – примеры из текста)

7.  Выводы- значение в работе с детьми.

Каждый другом силён. А.М. Конькова.

Авторская сказка.

 Тема: Говорится о зайчонке, который любил играть со своим другом выдрёнком, а в опасную минуту  выдрёнок (друг зайчонка) помог ему.

Идея:  Помощь товарищу в трудную минуту.

Сказка  о животных, так как  главные герои зайчонок и выдрёнок.

Характеристики главных героев:

Зайчонок:  друг выдрёнка.

Доверчивый: доверяет своему другу, когда его зовут полежать на валёжине, погреться на солнце, он соглашается.

Хвастунишка: хвалится перед мамой-зайчихой, тем, что когда-то помог своему другу.

Трусливый: испугался, когда увидел лису.

Художественные приёмы:

  1. Характерное начало мансийских сказок, когда  русская народная сказка имеет традиционное начало: Жили –были…
  2. В сказке звучит троекратное повторение действия: когда Зайчонок хвастается перед выдрёнком и говорит: Я уже три раза переплывал реку…
  3. Диалоги: Говорит Выдрёнок:

- Не бойся. Все выдры здесь отдыхают…

- А я не боюсь, - храбрится Зайчонок…

  1. Описание: … цвет его шубы слился с цветом старой валежины…, мелькнули искорки маленьких глазок-бусинок.
  2. Концовка:  И, наконец, как в любой сказке, имеется счастливый конец. Выдрёнок помог своему другу, и зайчонок остался целым и невредимым. В конце сказки звучит пословица. Добро делаешь – не кайся, а худом не похваляйся.

Значение в работе с детьми: Прежде всего - это воспитательное и культурно-нравственное значение. Сказка проводник культуры  в сердце ребёнка. Жизнь сказки- это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: друзья познаются в беде, хочешь иметь хорошего друга, прислушивайся и помогай другу, вместе ничего не страшно. Сказка заставляет ребёнка думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность. Велика социальная ценность  сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость.

Словарь терминов

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие единство и успешное развитие страны в современных условиях.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, который основывается на взаимодействии педагога и воспитанника.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой, составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Концепция – это систематизация всех идей (взглядов), выработанных для понимания направления развития. Она дает ответ на вопрос — как достичь намеченной цели. По сути, это единый определяющий замысел (стратегия) для решения любой задачи.

Национа́льная иденти́чность или национа́льное самосозна́ние — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Проблематика-совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер или подчиняться главной проблеме.

Нравственно-эстетическое воспитание – это целенаправленная система воздействий на чувства, мысли, поведение воспитанников, которая формирует у них способность воспринимать нравственное как прекрасное и потребность совершенствовать себя и окружающий мир по нравственно-эстетическим критериям.

Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

 Парадигма педагогическая -  совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний (регулятивов).

Парадигма - это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретные действия педагога в различных видах образовательной деятельности, предпосылок, которыми он руководствуется в качестве образца действия.

Педагогическая деятельность – разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Переориентация -это одновременно строгий и добрый подход к поведению ребенка, подразумевающий его полную ответственность за свои поступки. Принцип переориентации основан на взаимном уважении родителей и детей.

Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты уточняют и конкретизируют Требования стандарта к результатам освоения основных образовательных для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а так же с учетом возрастной специфики учащихся.

Система -множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Федеральные государственные стандарты начального общего образования (сокращенно ФГОС НОО) -это совокупность требований, которые обязательны во время реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, государственную аккредитацию.

Этни́ческоесамосозна́ние или этни́ческаяиденти́чность -эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека в какой-либо этнической общности; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей, и проявляется в виде этнонима

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_________________________________________________________________

ФГОС и реализация планируемых результатов обучения мансийской литературе в учебном пособии для 2-го класса___________________________________________

Планируемые результаты  обучения: личностные, метапредметные

и предметные___________________________________________________________

Особенности структуры и содержания учебного пособия_______________________

Структура и содержание учебного пособия___________________________________

Методические рекомендации к изучению  основных разделов

 курса 2-го класса_________________________________________________________

Образец примерных тестов_________________________________________________

Организация обучения родной (мансийской) литературев соответствии с положением ФГОС

Место предметов «Родной (мансийский) язык» и «Родная (мансийская) литература»

 в учебном плане_________________________________________________________

Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение преподавания

предметов «Родной (мансийский) язык» и «Родная (мансийская) литература»_____

Вариант базисного учебного плана из Примерной основной программы начального общего образования_____________________________________________________

Тематическое планирование по мансийской литературе, 2-ой класс

(68 ч)______________________________________________________________________

Шаблон урока по ФГОС уроки развивающего контроля________________________

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)________________________________________________________________

Образец плана анализа сказки_________________________________________________

Словарь терминов __________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал «Современные требования к уроку информатики»

Все, кто так или иначе сделал информатику областью своей практической деятельности, имеют уникальную возможность ви­деть становление новой научной области.Практика обучения информатике и тенденции раз...

Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."

Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний.  Для закрепления материала по теме «Мой дом»  учащимс...

Учебно - методический материал "Проектная методика на уроках иностранного языка"

Предлагается теоретический и практический материал, используемый на уроках немецкого языка по методу проектов...

учебно- методический материал, сценарии внеклассных мероприятий, учебные программы

Данный материал является результатом многолетней работы педагога музыкально-теоретических дисциплин на отделении "хореографическое искусство" ДШИ. Это план-конспект открытого урока по истории хореогра...

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...