Главные вкладки

    учебно- методический материал, сценарии внеклассных мероприятий, учебные программы
    план-конспект урока на тему

    Самойлова Марина Витальевна

    Данный материал является результатом многолетней работы педагога музыкально-теоретических дисциплин на отделении "хореографическое искусство" ДШИ. Это план-конспект открытого урока по истории хореографического искусства, программа по предмету "Беседы о хореографическом искусстве",сценарии праздников к Дню 8 марта,  Дню матери,  Дню музыки.Также предлагается презентация программы для отделений раннего эстетического развития "В стране весёлых Домисолек".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan-konspekt_uroka.docx30.71 КБ
    Файл 8_marta.docx24.7 КБ
    Файл den_muzyki.docx21.92 КБ
    Файл stsenariy_den_materi.docx15.6 КБ
    Microsoft Office document icon programma_po_istorii_khoreografii.doc177 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление культуры администрации Балаковского муниципального района                                             Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

    «Детская школа искусств №2 им. И.Я. Паницкого»

    г. Балаково


    План-конспект  урока по истории хореографического искусства

    для 4-го класса отделения хореографического искусства ДШИ.

     Выполнила:

                                                     Самойлова М. В.

                                                                                              Преподаватель МОУДОД ДШИ №2

                                                                  им. И. Я. Паницкого

                                                       Балаково,2014 г.

    План- конспект урока по истории хореографического искусства для 4- го класса хореографического отделения Д Ш И.

    Тема: «Танцевальная культура  Х I Х века»

    Урок № 14: «Пушкинский бал»

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Вид урока: традиционный

    Цель урока:передать образ пушкинского бала через музыку, воскресить живые подробности танцевального быта, увлечь силой и точностью поэтического образа, повинуясь игре воображения шагнуть в блеск бального зала.

    -активизировать познавательный интерес учащихся к искусству в целом.

    Задачи урока: погрузить учащихся в атмосферу изучаемой эпохи, ознакомив с хореографией, музыкой, костюмом.

    -провести параллель между теоретическим материалом  и практическим на уроках по историко-бытовому танцу.

    Основные этапы урока:

    1.Организационный момент

    2.Подготовка к усвоению нового материала

    3.Усвоение новых знаний

    4.Закрепление новых знаний

    5.Проверка понимания нового материала

    6.Обобщение и систематизация новых знаний

    Средства обучения:компьютер, интерактивная доска, проектор,  репродукции картин, иллюстрации учащихся, видеоролики, аудиозапись.

    План урока:

    1.Организационный момент (2мин.)

                                                                                                                                       2

    2 .Подготовка к активному и сознательному усвоению материала.

      Вступительное слово (5 мин.)

    3.Усвоение новых знаний.

    а ). Многообразие и особенности танцев:(20 мин.)

    Полонез

    Мазурка

    Полька

    Котильон

    Вальс

      б ). Бальный костюм ХIХвека (10 мин)

    4. Обобщение и закрепление материала.(5 мин.)

    5. Итог урока.(5 мин.)

    Ход урока

    1.Организация.

    2. Вступительное слово.

    Фоном перед приглашением учащихся в класс звучит «Венский вальс» Штрауса.

    Если уж «вальс устарел»,как печалится известная песня,то бал-тем более.В самом деле –к чему современному обществу с его гигантскойиндустрией развлечений это чопорное действо прошлых веков? Даже отпрыски королевских кровей всё чаще встречают своих суженых не на светских раутах, а в университетских аудиторияхи на спортивных площадках. И всё же есть в коротеньком слове «бал» что-то завораживающее. Может,детские грёзы, с которыми не хочется расставаться. А может,вера в чудо, которая живёт в человеке. И люди стремятся на бал как в сказку…

    (видео «Первый бал Наташи»)                                                                               3

    От танца к танцу по невидимой дороге
    От кринолинов и корсетов до шелков,
    Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
    Где танцы появлялись вновь и вновь.

    Давно прошла эпоха пышных балов и маскарадов, но вновь и вновь мы в своих мечтах возвращаемся в те давние времена кринолина и шелка, фигур, затянутых в корсеты, соблазнительных и романтических запахов духов, шуршание вееров и звонов шпор и сабель.

    - А кто знает, что такое бал?

    (дети отвечают)

    Мы будем сегодня говорить о балах 19-го столетия. Первая половина 19-го века по праву называется эпохой пушкинской поры. И поэтому тема нашего урока- «Пушкинский бал». Эпиграфом к уроку будут слова великого поэта:

    «Во дни веселий и желаний я был от балов без ума…»(репродукция портрета А.С.Пушкина кисти Тропинина)

    Попробуем перенестись в Петербург 19 века. Светская жизнь кипела ключом: балы, собрания, театр, званые обеды. Пушкин знал свет не понаслышке. Он принимал активное участие в этой блестящей суетной жизни.

     Пушкину нравились балы. Может быть, поэтому он так великолепно описывает светскую жизнь в «Евгении Онегине»

    У нас теперь не то в предмете
    Мы лучше поспешим на бал,
    Когда стремглав в ямской карете,
    Уж мой Онегин поскакал.

    Во дни веселий и желаний
    Я был от балов без ума
    Верней нет места для признаний
    И для вручения  письма.
    Увы, на разные забавы
    Я много жизни погубил,
    Но если б не страдали нравы,
    Я балы б до сих пор любил.

    В свете значимость бала была необыкновенно велика. И даже сам факт присутствия на балу означал принадлежность к высшему обществу,где демонстрировались тонкости дворянской культуры, особый тип поведения,  4имеющим свои особенности, связанные с придворным смыслом и петербургским столичным блеском.

    Итак, мы выяснили, что такое бал. И, конечно, вы все сможете ответить, какие танцы исполнялись на нём.(Полонез,контрданс,гросфатер,мазурка,вальс,полька,краковяк,экосез,котильон,французская кадриль).

    Замечательно! Вот сколько старинных бальных танцев вы знаете! Кстати, некоторые из них живут и по сей день.

    3. Многообразие танцев и их особенности.

    Полонез.

    Так вот оно, начало бала,
    Когда сквозь времени порез,
    Колонна пар затрепетала,
    С балкона грянул Полонез!

    Итак, бал начинался полонезом.

    Полонез- «польский»-отсюда его название.

    Чтобы лучше понять, что из себя представляет этот танец, я сыграю буквально несколько тактов полонеза, но уже в этом маленьком фрагменте ярко виден характер этого танца. Послушайте, и ответьте, какой же он по настроению, характеру музыки…

    ( играю фрагмент Полонеза Шопена)

    Торжественный, величественный, ликующе-победный характер.

    Ни один танец не требует такой строгости осанки горделивости и собранности, как полонез.

    Исполнять полонез было нетрудно: его основу составляют плавные и мягкие движения - два шага, а на третьем небольшое приседание. В танец входили также реверансы и поклоны.

    Детям предлагается исполнить шаг полонеза.

                                                                                                                                       5

    А сейчас я предлагаю вашему вниманию фрагмент из фильма-оперы «Евгений Онегин», где очень ярко и образно представлен полонез. Музыка Чайковского.

    Мазурка

    Наш бал в разгаре. И в отличие от предыдущего танца этот танец родился на севере Польши в XVI веке. Одни считают, что название танца происходит от деревни Мазурек, которая находится недалеко от Варшавы; другие полагают, что в его основе лежит слово “мазур”, что означает “житель польских деревень”. Так или иначе, танец покорил всю Европу. Полюбился он и в России

    Бывало, когда гремел мазурки гром,
    В огромной зале все дрожало,
    Паркет трещал под каблуком,
    Тряслися, дребезжали рамы.
    Теперь не то: и мы, как дамы,
    Скользим по лаковым доскам.

    В 19 веке мазурка исполнялась на балах всех стран. И хотя она имела строго установленные фигуры и движения,каждый могих варьировать по собственному желанию.Исполнителю  предоставлялась большая свобода,особенно кавалеру.

    Мазурке присущ особый острый ритм.Я его сейчас прохлопаю……..Повторите его за мной…….Как этот ритм называется? Мы это с вами учили на муз.грамоте…..(пунктирный)

    Я сыграю фрагмент Мазурки польского композитора Венявского,где ярко виден и чувствуется этот типичный для мазурки острый ритм.

    Мазурка была настоящим полем для импровизаций на балах, кульминация всякого бала.

    Популярность мазурки была настолько велика, что многие величайшие композиторы писали для нее свои сочинения, что способствовало еще большей ее популярности. Кто из вас знает этих композиторов и может о них рассказать?

    Ответы детей.

    Показ видео изк\ф «Приваловские миллионы»

                                                                                                                                       6

    Полька.

    Итак, бал продолжается!

    Девочки, посмотрите на эту картину. Что мы видим? Правильно, танцующую пару. А что мы сможем сказать о характере танца, исполняемого танцорами?

    Ребята смотрят на французскую литографию XVIII века, отображающую молодых людей, танцующих польку и отвечают на поставленный вопрос

    Наверное, все догадались, что пара танцует зажигательную польку.Этот танец,как никакой другой,должен быть вам знаком. Многие танцевали польку ещё в детском саду

    ___ Как вы думаете,какие движения выполняют,танцуя польку?

    (Подскоки,прыжки,и всё это легко,изящно,грациозно)

     Но, несмотря на свое название, полька происходит не из Польши, а из восточной Богемии, которая входит в состав Чехии. Безусловно, каждый из вас знает что-то интересное про польку, и я прошу вас рассказать вас об этом.

    Кратко рассказывают об интересных фактах и истории танца полька

    (Звучит запись польки Штрауса «Трик-трак»)

    Итак,вы в начале урока перечислили танцы,исполняемые на балах 19 столетия. Мы подробно остановились на самых популярных- полонезе, мазурке, польке.

     Пожалуйста,охарактеризуйте другие танцы «Пушкинской» поры….

    Котильон

     (на фоне видеоролика учащаяся рассказывает о танце)

    Вальс

    Звучит фонограмма романса «Я помню вальса звук прелестный»

    Прекрасные звуки вальса! А ведь вальс является одним из популярнейших танцев. Волшебное кружение пар придает ему несравненное изящество – настоящий символ романтизма. Вот как сказал о нем великий русский поэт А.С.Пушкин в поэтическом романе “Евгений Онегин”

                                                                                                                                       7

    Однообразный и безумный,
    Как вихорь жизни молодой,
    Кружится вальса вихорь шумный,
    Чета мелькает за четой.

    Танец этот действительно немного однообразный, т.к. состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Партнёр обхватывает даму за талию и кружит её по залу.

    ( Включается фрагмент изк\ф «Анна на шее».)

    Костюм.

    Я думаю,что вы обратили внимание на костюмы той эпохи.

    На экране показываются слайды…..

    Что вы можете сказать о них?

    На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках.Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды, и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

    Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала.

    И очень приятно, что многие из вас отразили костюмы той эпохи в своих рисунках, представленных на нашей выставке. Мне кажется, что рисуя свои произведения, вы сами представляли себя на месте своих героев, и танцевали вместе с ними.

    4.Обобщение и закрепление материала.

    (Вкл.запись вальса Штрауса «Венская кровь») На фоне музыки учащимся предлагаются слайды с изображением танцующих.Дети определяют, какой танец исполняется, судя по характеру изображённых движений.

    5. Итог урока

    Ушла в далекую даль пушкинская эпоха. Не увидишь теперь мужчин во фраках, перевелись пышные балы, не встретишь на улицах спешащих карет…                                                                                                                      8        

    Увы, как и многое другое, балы   остались в далеком прошлом. Без них немыслима история императорского периода России.

    Сегодня мы с вами совершили воображаемое путешествие в эпоху русских балов. Вы познакомились с историей, обычаями и традициями бала. Узнали, как одевались, что и как танцевали, как себя вели, чем еще занимались на балу гости и хозяева.

    Этому воображаемому путешествию, конечно, не суждено воплотиться в явь, но может быть, когда вы в следующий раз увидите бал в кино или на театральной сцене, либо прочтете о нем в классическом романе, вам яснее станет происходящее, да и само прошлое сделается ближе и понятнее.

                                                                                                                                       9

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1.  Современный бальный танец. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской: Учебное пособие. - М., Просвещение, 1977.
    2. Воронина И.А.. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., Искусство, 1980.
    3. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – 2-ое изд., пересмотренное. – М., Искусство, 1987.
    4. Г. Регацциони,М.Анджело Росси, А. Маджони. Учимся танцевать бальные танцы. Перевод с французского. – М., БММ АО, 2001.
    5. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1982.
    6. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Рекомендовано в качестве учебного пособия для хореографических учебных заведений. – М., Искусство, 1948.
    7. Рославлев М.И. Современный бальный танец. – М., Искусство, 1980.
    8. Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. - М. Аргументы и факты, 2000.
    9. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. – М. Искусство. 2005.
    10. А.С.Пушкин. Евгений Онегин.
    11. А.С.Пушкин. Сборники стихов.

         УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                                     «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 ИМ. И. Я. ПАНИЦКОГО»

                                                                                    Г. БАЛАКОВО


     План-конспект  урока по истории хореографического искусства

       для 4-го класса отделения хореографического искусства ДШИ.

     Выполнила:

                                                     Самойлова М. В.

                                                                                              Преподаватель МОУДОД ДШИ №2

                                                                  им. И. Я. Паницкого

                                                  Балаково,2014 г.

         УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                                     «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 ИМ. И. Я. ПАНИЦКОГО»

                                                                                    Г. БАЛАКОВО

    СОСТАВИТЕЛЬ: САМОЙЛОВА М. В.,

    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МОУДОД  ДШИ №2

    ИМ.И.Я. ПАНИЦКОГО

    2013г.
                                                                                Г.БАЛАКОВО



    Предварительный просмотр:

    Сценарий праздничного концерта, посвящённого Дню 8-е марта.

    «Как прекрасны женщины России!»

    1 ведущий

    Добрый день дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на концерте, посвященном прекрасному весеннему празднику - 8 марта!
    2 ведущий . Среди весенних первых дней
    8 марта всех дороже.
    На всей земле для всех людей
    Весна и женщина похожи.
    1 ведущий. Пусть сердце в такт звучит капели,
    Пусть канут в прошлое метели,
    И пусть в весенних хороводах,
    Забудет сердце о невзгодах.


    (Номер 1)   Ведущий 1: Открывает концерт театр танца «Пластилин». Руководитель Седова Ольга Викторовна. Танцевальная композиция «Утро».

    1-й ведущий.

    Почему весна приходит в марте,

    Тает снег, стучат сильней сердца?

    Почему в одежде зимней жарко

    И сосульки плачут у крыльца?

    2-й ведущий.

    Очень просто - женские улыбки

    Согревают все своим теплом,

    А 8 Марта без ошибки

    Стал Международным женским днем.

    (Номер 2)       Вед. 2: Фибих  «Поэма». Исполняет ансамбль домристов. Руководитель Вишнякова Ирина Викторовна, концертмейстер Константинова Ольга Владимировна

    1Ведущий:

    . 8 марта – праздник всех мам! А для ребенка праздник – каждый день находиться рядом с мамой. Ведь мама – это самый близкий и родной человек, который вкладывает в нас – своих детей – всю свою  заботу, ласку, доброту и безграничную любовь.

    2 ведущий:

    И кем бы мы ни были – малышами, которые только научились ходить, или взрослыми, у которых виски покрылись благородной сединой – для наших мам мы навсегда остаемся детьми!

    (Номер2-а)

    Стихотворение о маме: (один из ведущих)

    По-русски - "мама", по-грузински "нана".
    А по-аварски - ласково "баба".
    Из тысяч слов земли и океана
    У этого особая судьба.
    Став первым словом в год наш колыбельный,
    Оно порой входило в дымный круг
    И на устах солдата в час смертельный
    Последним зовом становилось вдруг.
    На это слово не ложатся тени,
    И в тишине, наверно, потому
    Слова другие, преклонив колени,
    Желают исповедаться ему.
    Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
    И, скрыв слезу при ясном свете дня,
    Не беспокойся, мама, говорю я, 
    Все хорошо, родная, у меня.
    Тревожится за сына постоянно
    Святой любви великая раба.
    По-русски "мама", по-грузински "нана"
    И по-аварски - ласково "баба".

    1 вед. Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Поэтому нежно любите, уважайте, берегите ее, не причиняйте матери боли своими словами и поступками.

    2 вед. Отблагодарите ее за труды и заботу о вас, будьте добрыми, чуткими, отзывчивыми к ней. Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброго слова ждет от вас мама:

    (номер 3): 1 вед: В исполнении Ефимова Ромы прозвучит песня «Мамина  улыбка». Преподаватель Валькова Ирина Алексеевна, концертмейстер Дубынина Елена Владимировна.

    2-й ведущий.

    В любви признаемся

    Сегодня мы не раз.

    Вот новое признание для вас.

    1-й ведущий.

    Его исполнят малыши,

    Но зато от всей души!

    (номер 4 ) : 1-й вед: Ансамбль «Капельки» с песней «Люблюка», Руководитель Ватченко Ирина Геннадьевна, концертмейстер Петренко Мария Игоревна.

    В этот мартовский денек мы гостей созвали. 
    Мам и бабушек своих усадили в зале. 
    Милых бабушек и мам, женщин всех на свете. 
    С этим праздником большим поздравляют дети!
    Мы и песни поем, и стихи читаем. 
    С женским днем, с женским днем

    Вместе:

    Мы Вас поздравляем!!!

    Ведущий 2 :

    Что женщинам сегодня пожелать?

    Цветов? Удачи? Неба голубого?

    Или чего-то светлого такого,

    Что и словами трудно описать?

    Вед.1:

    А может по-простому, как придется,

    Сказать: «Будь счастлива всегда!

    Пусть в жизни, несмотря на все ветра,

    Для радости минуточка найдется!»

    (номер 5): Вед.2:  «Кадриль». Исполняет Федотов Михаил. Преподаватель Варгина Татьяна Николаевна.

    1 вед. С днем 8 Марта! С праздником весенним!
    Льется пусть повсюду звонкое веселье!
    Пусть сияет солнце! Пусть уйдут морозы!
    Пусть прогонит зиму веточка мимозы.

    (номер 6): Вед .2: «Смелый наездник» муз. Шумана. Исполняет Скляров Андрей. Преподаватель Константинова Ольга Владимировна.

    Ведущий 2: Женская красота и обаяние всегда вдохновляли мужчин на великие подвиги, дерзанья.

    Ведущий 1: Да, сила всегда покорялась красоте. Александр Македонский сказал: «Если б я был женщиной, я бы покорил весь мир». Но мир он не покорил, так как был мужчиной.

    Ведущий 2: А женщины и девушки наши, несмотря на занятость учебой, в школе и дома, умудряются быть красивыми и покорять мужчин не только своими чарами, но и разнообразными талантами.

    Однако сегодня мужчины покажут вам все, на что способны они. Встречайте! 

    (номер 7):Ведущий 1: Ансамбль духовых инструментов. Руководитель Толочков Олег Николаевич.

    Берт Лочс. «Фанк».

    Ведущий1:

    Очень бабушку свою
    Маму мамину люблю
    У нее морщинок много
    И на лбу седая прядь
    Так и хочется потрогать
    А потом поцеловать.

    Ведущий2:
    8 Марта! Женский день!
    Сегодня никому не лень
    Пойти поздравить всех красивых
    Заботливых и суетливых.

    Вед.1:

    В самый добрый день на свете
    В самый-самый светлый час
    Ваши внуки, ваши дети
    Мы хотим поздравить вас!

    (номер 8): Вед.2 : Русский танец из балета «Лебединое озеро» исполнит Стрельникова  Полина. Преподаватель Гусева Мария Петровна.

    Ведущий 2: Ни для кого не секрет, что большинство преподавателей нашей школы - женщины. Часто, особенно в период сдачи экзаменов, мы производим не всегда хорошее впечатление. За что приносим вам свои извинения.

    Ведущий 1: Кто всегда поможет
    Словом ласковым поддержит
    Кто не понял - растолкует.
    За успех тебя похвалит?
    Кто с улыбкою поставит
    Долгожданную пятерку?
    Кто всегда и сам расстроен,
    Если ты заслужишь двойку?
    Все это наши учителя!!!

    Ведущий 2:

    Дорогие учителя, Вы нас жизни учите, словом помогаете, хвалите, поддерживаете, а такие дела без любви не творят. 

    (номер 9) Ведущий 1: Для вас Яровой Иван исполнит «Турецкий марш» Моцарта. Преподаватель Пашковская Елена Степановна.

    1 ведущий: Отшумит и умчится любая беда,
    Как весенней порою грохочущий гром,
    Если с вами она, если рядом всегда
    Человек, на котором держится дом

    Ведущий 2:
    Может быть тридцать три ей или семьдесят три —
    Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чем:
    В беспокойстве, в делах от зари до зари
    Человек, на котором держится дом.
    Вед. 1:
    Нас куда-то уносит стремительный век.
    В суете мы порой забываем о том,
    Что она — не фундамент, она — человек,
    Человек, на котором держится дом.

    Вед. 2:
    Чтобы было и в сердце и в доме светло,
    На ее доброту отвечайте добром.
    Пусть всегда ощущает любовь и тепло
    Человек, на котором держится дом.

    (номер 10) Вед.1: В исполнении Корчагина Димы прозвучат «Вариации в старинном стиле». Преподаватель Толочкова Екатерина Витальевна.

    1-й ведущий.

    8 Марта - праздник самый нежный,

    Приносит он прекрасные цветы.

    Он исполняет давние надежды

    И самые заветные мечты.

    2-й ведущий.

    Он дарит радость, счастье, вдохновенье,

    Любовь и праздничное настроение!

    (Номер11) 2 вед: Выступает Гришанов Илья. Музыка Тамарина, «Охотный ряд». Преподаватель Варгина Татьяна Николаевна, концертмейстер Константинова Ольга Владимировна.

    Ведущая1:
    С небес полночных падает звезда,
    И птицы улетают в край далекий,
    Но с вами остается навсегда
    Свет женщины, прекрасный и высокий.
    От сердца к сердцу, от мечты к мечте
    Свет женщины проложит путь незримый,
    Открытый только вечной Доброте,
    И Правде, и Любви неповторимой!


    (номер 12) Вед.1: Продолжит наш концерт Атаманов Дмитрий. Бабаджанян, «Верни мне музыку». Преподаватель Карпова Светлана Евгеньевна .

    Ведущий 1:

    Гармония, красота… все-таки как не хватает нам порой этого.
    Бешенный ритм жизни увлекает нас в своем стремительном потоке дней, складывающихся в годы, месяцы! И редко мы можем остановиться, чтобы насладиться прекрасным солнечным днем и свежей зеленью, или чарующей музыкой.

    Ведущий 2:
    Как дорожу я прекрасным мгновеньем!
    Музыкой вдруг наполняется слух,
    Звуки несутся с каким-то стремленьем,
    Звуки откуда-то льются вокруг.

    Для Вас звучит нежная мелодия скрипки.

    (номер 13) : Выступает Ансамбль скрипачей. Руководитель   Мазаева                                         Ирина Ивановна. Концертмейстер Волкова Людмила Николаевна. «Вена, ты город моей мечты». Музыка Зижиньского.

    Ведущая 1:

    Дарите женщинам цветы.

    На день рожденья иль весною,

    По одному или копною –

    Дарите женщинам цветы.

    Благоуханные цветы

    Угодны поводу любому.

    В дом приходя, идя из дома,

    Воздайте чувству красоты.

    И нужно так дарить цветы,

    Такое в них вложить значенье,

    Чтоб нежное сердцебиенье

    Передавало им черты.

    Средь бесконечной суеты

    Я призываю вновь: «Мужчины!

    Забыв себя, не забывайте,

    Дарите женщинам цветы!»

    (Номер 14) Ведущий 2:На сцену приглашается танцевальный коллектив «Дружба» с  композицией «Оригами». Руководитель Гусева Мария Петровна.

    Ведущий 1: Когда б оледенела вдруг планета,
    Лежала бы мертва и холодна,
    От взгляда женского
    Теплом согрета,
    В мгновения оттаяла б она…
    Ведущий 2. В самой природе женское начало
    Сильней, пожалуй, всех других начал.
    Природа женщин щедро одарила,
    А люди возвели на пьедестал.
    Ведущий1. У всех у нас одно,
    Одно в душе желанье:
    Чтоб этот день – больших мужских забот
    Не оставался как воспоминанье,
    А длился долго-долго,
    Круглый год!..


    Ведущий 2:На этом наша программа заканчивается. И мы еще раз говорим вам: с праздником вас, милые женщины! И пусть вас не покидает терпение, которое так необходимо сейчас вам всем.

    Ведущий 1:. Пусть ваша доброта принесет тепло в сердца окружающих вас людей! Пусть в вашем доме всегда звучит музыка, музыка любви и доброты.

    Ведущий 2. И пусть все восхищаются вашей красотой. Ведь вы – самое прекрасное, что есть на свете!



    Предварительный просмотр:

    Сценарий,посвящённый Дню Музыки.

    Добрый вечер, дорогие ребята! Добрый вечер дорогие родители, бабушки и дедушки! Сегодня у нас необычный концерт. Мы пришли в гости, на праздник.Не ошибусь,если скажу,что для большинства людей любимый праздник –День рождения,когда дарят много подарков.Вот и мы с вами попали на День рождения.А кто же виновник торжества? Ну,ка, давайте прислушаемся….

    (Звучит Ноктюрн Ми   мажор Шопена в исполнении Дубыниной Е. В.   На этом фоне звучат стихи…)

    О, Музыка, блистательный каскад!
    Стихи твои небесные звучат.
    Ни капли нет в тебе обмана,
    Ты – в пенье скрипки, арфы и органа.
    Твой голос – в танце, в хороводе,
    А сердце и душа – в природе.
    О, Музыка, ты там и тут.
    Салют тебе, о, Музыка, салют!
    О, дай мне, Музыка, терпенья
    И подари мне вдохновенья
    Я страстно жду тебя в свои объятья,
    Готов всю жизнь тебе отдать я
    О, Музыка моя!

    Ноктюрн Ми  мажор  Фридерика Шопена прозвучал в исполнении преподавателя Дубыниной Елены Валерьевны.

    Итак,наша именинница - Музыка. У каждого человека есть день рождения. И музыка имеет свой День рождения. Это 1 Октября, то есть сегодня.
    В1975 году по решению ЮНЕСКО был учрежден Международный день музыки, который проводится 1 октября. Одним из основателей этого дня был Д. Д. Шостакович – великий композитор – классик XX.
    На День рождения принято дарить подарки. Что же мы можем подарить музыке?.....Ну, конечно, нашу игру, песни, стихи,танцы.

    Но так совпало,что сегодня мы празднуем не только День музыки. Первое октября-День Пожилого человека.Всегда приятно поздравлять людей,а поздравить сидящих в этом зале бабушек и дедушек с днём мудоости-приятно вдвойне.Примите от всех нас,ваших детей и внуков низкий поклон,поклон за родительский дом, за сытный стол, за крепкие семейные корни. Сегодняшний наш концерт мы дарим вам,наши дорогие дедушки и бабушки!

    Выступают преподаватели оркестрового отделения: Мазаева Ирина Ивановна, Юртаева Светлана Николаевна, Волкова Людмила Николаевна. « Вальс» муз. Доги.

    Музыка…. Нет не земле человека, который не любил музыку: старинную или современную, серьезную или легкую, классическую или эстрадную. За что же мы ее любим? Наверное, за то, что она вместе с нами радуется и плачет, переживает и восторгается, зовет нас на подвиги, любит и ненавидит. Наверное, за то, что единственная из всех искусств музыка очень тонко передает чувства и переживания человека.
    О музыке спорят не только любители, но и музыканты. Кто – то сказал, что произведение любого искусства настолько совершенно, насколько оно приближается к музыке.
    Мир чудесный!
    Мир мечтаний!
    Рай земной небесных муз!
    Чувств и звуков сочетанье
    В гармонический союз!
    Лейтесь, лейтесь с неба звуки!
    Как отрадно в Вас мечтать!
    И в томлениях сладкой муки
    Умирать и оживать!

    В исполнении ученика       класса Михеева                                                                                                            

    прозвучит                                                                                      

    С музыкой шли войска, с музыкой обращались к Богу, музыкой славили царей, музыкой их свергали. Музыку возносили и запрещали, музыкантов славили и унижали. С музыкой мы приходим в этот мир и покидаем его.

    Послушай: музыка вокруг,
    Она во всем – в самой природе,
    И для бесчисленных мелодий
    Она сама рождает звук.
    Ей служат ветер, плеск волны,
    Раскаты грома, звон капели,
    Птиц несмолкаемые трели,
    Среди зеленой тишины,
    И дятла дробь, и поездов
    Гудки, чуть слышные в дремоте,
    И ливень – песенкой без слов
    Все на одной звенящей ноте.

    Ансамбль преподавателей фортепианного отделения  в составе: Константинова Ольга Владимировна, Шишлянникова Лариса Александровна, Шурыгина Людмила Анатольевна, Щапова Вера Ивановна  исполнит «Приглашение к танцу» музыка  Вебера.

    Ребята, а может быть вы знаете какие- нибудь стихотворения или загадки о музыке?

    (Дети рассказывают стихи и загадки о музыке)

    В его белых зубах чёрные семечки торчат(пианино)

    1. Какую ноту кладут в суп?
    2. Ящик на коленях пляшет, то поёт, то громко плачет. (Баян)
    3. Каким ключом, не откроешь дверь. (Скрипичным)
    4. Нет ушей, а слышит, нет рук, а пишет, нет рта, а поёт. (Магнитофон)
    5. Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (Ноты и нотный стан)
    6. Из дерева вырубается, а в руках плачет. (Скрипка)

    Вверху петля , внизу крючок,
    Стою в начале нотных строк.
    Отвечайте – ка, друзья,
    Догадались вы, кто я?
    ( Скрипичный ключ )

    И т.д.

    А сейчас я хочу обратиться к первоклассникам… Недавно вы пришли в нашу школу, не зная её правил и законов. А сегодня ,когда вы уже месяц её посещаете, когда узнали школьные порядки, окунулись в мир музыки, испытали первые трудности и не дрогнули, не запросились домой,- вас можно назвать настоящими музыкантами. На вас, дорогие первоклассники, мы все возлагаем большие надежды. Кто знает, может кто-то из вас будет выступать на большой сцене, станет учителем музыки или будущим певцом…

    Слово для поздравления первоклассников предоставляется  …  

    А сейчас своё поздравление первоклассникам адресует ученица 3-го класса Калашникова Маша; класс преподавателя Карповой Светланы Евгеньевны, концертмейстер Гобунова Валентина Алексеевна.  «Музыкальные витражи» муз. Хевелева, сл.Свищевой

    И снова музыка зовет
    Сквозь всех печалей наслоенья,
    И, повергая в изумленье,
    С души снимает гарь и гнет.
    Летит, крылатая, она
    Над миром горечи и муки,
    И зачарованные звуки –
    Надежды новая волна

    Выступает учащийся 4-го класса Петров Михаил. Музыка Виницкого «Путешествие во времени». Класс преподавателя Толочковой Екатерины Витальевны.

    Земля, весь мир людской ежечасно, ежесекундно вибрирует звуками музыки. Представьте себе, что музыка вруг исчезнет и наступит тишина. Мы не сможем петь и танцевать. Человечество потеряет самый живой и понятный общий язык. Эту ситуацию можно было увидеть в немом кино. Сначала фильмы были без звука. На экране двигались, разговаривали, спешили куда-то люди. Они напоминали движение теней, безмолвных и бесшумных. Поэтому музыка оказалась необходимой в кино.
    Очень часто мы запоминаем музыку из фильма, хотя не помним самого фильма. Как правило, хорошая музыка, прозвучав в кино, приобретает новую жизнь вне экрана. Она звучит с концертной эстрады. Да просто остается в нашем сердце.

    Послушайте,пожалуйста,  фантазию на темы песен Богословского к кинофильмам в исполнении

    трио преподавателей в составе: Горбунова Валентина Алексеевна, Гутенёва Тамара Анатольевна, Мазаева Ирина Ивановна.

    Музыка – это такое искусство, в котором всегда переплетается старое и новое, музыка одного народа с музыкой всего мира.  Сколько же нашей имениннице лет? А  ей столько же лет, сколько человечеству. Выходит
    она очень старая? На самом деле,музыка не бывает старой или молодой. Она бывает старинной и современной ,серьёзной и лёгкой.

    Выступает лауреат  международных конкурсов в Италии, Болгарии, Петербурге ,Сочи учащаяся 5 класса Ланщикова Дарья.

    Учащиеся 5-го класса хореографического отделения исполнят «Русский вальс». Руководитель Герба Елена Владимировна.

    На ветру шумят рябины

    Каждый слушать их готов!


    Сколько песен у России
    Столько во поле цветов.

    А слова ее простые
    Душу трогают до слез..
    Сколько песен у России,
    Столько в рощицах берез.
    Словно музыка степная,
    Золотая рожь встает,
    В полный голос слышен колос-
    Это Родина поет!

    Песни Русские такие,
    Что охота подпевать…
    Сколько песен у России,
    Никому не сосчитать

    Выступает лауреат международного фестиваля и конкурса хорового искусства «Поющий мир» город Санкт- Петербург –младший хор. Руководитель Мамаджанова Марина Васильевна, концертмейстер Нестеренко Елена Александровна.

    «Родник» из цикла «Природа».Музыка Рушанского, слова Степановой.

    «Необыкновенный футбол». Музыка Корнакова, слова Резниковой.

    В этот день мы поздравляем всех тех, кто любит музыку и посвятил ей свою жизнь , тех, кто исполняет музыку и дарит её людям или просто слушает. Ведь она вызывает прекрасные эмоции и чувства. Поздравляем преподавателей  школы. Вы учите чувствовать красоту музыки. Поздравляем наших учащихся. Вы начинаете осознавать, насколько прекрасен мир музыки. И пусть вы не станете профессиональными музыкантами, главное, чтобы музыка была так же вам нужна, как природа, дружба и любовь.

    До новых встреч!



    Предварительный просмотр:

                                           Моя мама лучше всех

     Есть школа на Земле одна,

    Всегда в ней музыка слышна.

    Ребята, вы догадались из какой школы мы к вам пришли? В нашей школе ребята учатся играть на разных музыкальных инструментах, петь, и, конечно, танцевать.

    И сегодня мы вместе с вами проведём праздник, тем более он связан с самым дорогим для нас человеком, с мамой.

     День мамы – это праздник послушанья,

    Поздравлений и цветов,

    Прилежанья, обожанья-

    Праздник самых лучших слов!

     Вы, наверное, знаете, что праздник День матери отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября.

    Да, в это время года погода нас не очень радует теплом и солнышком, а как хотелось бы согреть тёплыми лучиками наших мам!

    Для них театр танца «Пластилин» исполнит

      №1        танец «ЛЕТО»

    Сегодня все музыкальные номера наши юные артисты посвящают мамам.

    №2     Васенин Коля исполнит пьесу «ТАНЦУЮЩИЙ МАЛЬЧИК»

    Самое дорогое для матери- дети, это её счастье. В трудную минуту она всегда защитит и оградит их от беды. Вы, ребята, конечно, не помните свою первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, и как счастливо светились её глаза, когда она увидела вас. Мамам хотелось смотреть на вас долго- долго. И сейчас, когда вы уже подросли, мамы продолжают вас так же сильно любить. И вы старайтесь им отвечать тем же.

    Наши следующие артисты почти такого же возраста, как и вы, а песня в их исполнении так и называется

    №3   «ЛЮБЛЮКА»    Вокальный ансамбль «Капельки»

    Чем же ещё порадовать наших мам ,как не звучанием русских народных инструментов

    Широка и непонятна,
    Словно русская душа.
    С балалаечкой приятно
    Радоваться, грусть круша.
    С балалаечкой не стыдно
    И в концертах выступать.
    И порой ей так обидно
    «Иностранцам» уступать!

    №4  Мелёхин Кирилл исполнит русскую нар. песню «Воталинка»

    Не секрет, что для вас ваша мама-  самая красивая на свете. Нет прекраснее её глаз, ласковее её рук, нежнее её голоса. Какие ласковые слова можно сказать о маме? (ответы детей)(красивая, умная, добрая, нежная, ласковая, заботливая, терпеливая, трудолюбивая

    №5 А сейчас в исполнении Лиманской Евы –танец «ПЕППИ»

    Только мамы нас любят не за что-то, а просто,
    Только лишь потому, что мы есть, мы живем,
    Только к мамам идем мы по важным вопросам,
    Только им свои беды, проблемы несем.

    Посвящаем мы мамам успехи, победы, 
    А в День Матери, в праздник сыновней любви,
    Мы желаем, чтоб их миновали все беды,
    Чтоб их дети им только лишь счастье несли.

    №6 Угрюмов Коля исполнит р.н.п. «Я на горку шла».Поможет ему Ерина Таисия Константиновна.

    А сейчас послушайте  загадки про мам и попробуйте отгадать их.

    1.

    Эти шарики на нити
    Вы примерить не хотите ль?
    На любые ваши вкусы
    В маминой шкатулке….(бусы)

    2.

    В ушках маминых сияют

    Цветом радуги сверкают.
    Серебрятся капли-крошки
    Украшения….(сережки)

    3.

    Назовите-ка посуду:
    Ручка прицепилась к кругу.
    Блин испечь ей – ерунда
    Это же….(сковорода)

    4.

    В брюхе у него вода
    Забурлила от тепла.
    Как разгневанный начальник.
    Быстро закипает….(чайник)

    5.

    Это кушанье для всех
    Мама сварит на обед.
    И половник тут как тут-
    Разольет в тарелки ….(суп)

    №7 Ерёмин Володя исполнит для наших мам финскую народную песню «РУЛАТЭ»

    Наш праздник продолжаем

    И выступленье объявляем.

    Выступает известная артистка

    В школе лучшая солистка!

    №8 Дорожко  Влада исполнит песню «Мамины глаза»

    Мама иногда может и поругать, но часто это во благо. А вы, ребята ссоритесь со своими мамами? Старайтесь никогда не обижать своих мам, берегите их. Для наших мам мы подготовили подарок- танец «Сосед».

    №9 Танец «СОСЕД»

     Мы желаем нашим милым мамам и бабушкам счастья, здоровья, солнца, улыбок, света, добра.



    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЪЕДИНЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2 ИМ. И. Я. ПАНИЦКОГО

    ПРИНЯТО        УТВЕРЖДАЮ

    Решением педагогического совета                        Директор  МОУДОД ДШИ №2 им. И. Я. Паницкого

    От                                                                                                  __________________Г. М. Васильев

    Протокол №________

            

    БЕСЕДЫ О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

    АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

    ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

                                                                    Срок реализации – 4 года                                                                           

                                                                     Возраст учащихся – 10 – 13 лет

                                                                         

                                                                 СОСТАВИТЕЛЬ: Самойлова М. В.

                                                                                                    Преподаватель отделения

                                                                                                    хореографического искусства

                                                                                                    муниципального образовательного

                                                                                                    учреждения дополнительного

                                                                                                           образования детей

                                                                                                   «Детская школа искусств №2

                                                                                                               им И. Я. Паницкого

    2009 г.

    Город Балаково

    Саратовской области

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

    Предмет «История хореографического искусства» является важной составляющей частью в цикле специальных дисциплин учебного плана хореографического отделения. Данный курс рассматривает формирование, преемственность и закономерности  развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии; творческую деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков; произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.

    Данная программа предназначена для хореографических отделений школ искусств (при 7-летнем сроке обучения 4-7 классы)

    Цель курса:

    • сформировать целостное представление об исторических особенностях развития зарубежной и отечественной хореографии;
    • активизировать познавательный интерес учащихся к искусству в целом;
    • воспитать художественный вкус на примере выдающихся произведений хореографии, музыки и других видов искусства.

    Задачи курса:

    • дать знания по предмету;
    • погрузить учащихся в атмосферу изучаемой эпохи, ознакомив с художественными стилями, хореографией, музыкой, костюмом, архитектурой;
    • провести параллель между изучаемым теоретическим материалом и практическим на уроках по классическому, народно-сценическому и историко-бытовому танцам.

    Программа рассчитана на четыре года обучения, объём всего курса составляет-136 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.

    Весь учебный материал систематизирован по определенным принципам:

    • опора на исторические факты (каждую изучаемую эпоху следует связывать с общей характеристикой исторического периода);
    • особенностью программы является принцип разносторонних межпредметных связей, т.е. опора на историю, литературу, мировую художественную культуру, музыкальную литературу, хореографические дисциплины.

    Программа состоит из трех частей. Первый и второй годы обучения -1 часть-История отечественной хореографии.

    Танцевальное искусство от истоков до 19 века - формирует у учащихся представление о самобытности национальных традиций танца. Отмечаются главные составляющие развития русской профессиональной хореографии- влияние западноевропейского балетного искусства и народной танцевальной культуры.

    Рассматривается влияние крепостного балета на формирование театральных представлений. При изучении материала о русском балетном театре первой половины 19 века, уделяется внимание прогрессивным явлениям начала 19 века, связанным с самоопределением балетного искусства России.

    В содержании отражена творческая судьба первых балетмейстеров. В раздел включены биографические уроки, связанные с жизнью и творчеством И.И.Вальберха и  Ш.Л.Дидло. В теме «Пушкинский бал» уделяется внимание влиянию музыки и хореографии Западной Европы на салонную культуру России.

    Учащиеся знакомятся не только с танцевальным искусством, но и с богатым музыкальным наследием (П.И.Чайковский, М.И.Глинка, А.Алябьев, А.С.Грибоедов). Отдельная тема посвящена возникновению симфонического балета, включая сотрудничество хореографов с композиторами-симфонистами.

    Рассматривается творчество балетмейстера Мариуса Петипа, который ознаменовал своей деятельностью целую эпоху в развитии русского хореографического искусства.

    В теме «Реформаторы балетной сцены 20 века» - выявляются творческие  противоречия, возникшие внутри балетного театра. Характеризуется работа балетмейстеров-новаторов А.Горского, М.Фокина, В.Нижинского, К.Голейзовского, стремящихся к воплощению на балетной сцене эстетических принципов нового столетия (объединения классического и пластического танца, жанровое многообразие, обращение к произведениям литературы).

    Подробно рассматривается уникальное явление отечественной культуры - «Русские сезоны» С.П.Дягилева, благодаря которым произошел новый расцвет русского балета и его победное шествие по всему миру.

    Третий год обучения – 2 часть – История зарубежной хореографии.

    Раздел охватывает период, включающий первобытные пляски, зарождение традиций бальной хореографии, возникновение ранних форм профессионального танца и определение балетного искусства как самостоятельного вида театральных представлений.

    Раздел «Танцевальное искусство 19 века» посвящен изучению одного столетия, ставшего этапным между рождением балета и его кризисом. Рассматривается возникновение коренных изменений в бальной хореографии и музыке, расцвет романтического балета и появление развлекательных спектаклей. Тема «Танцевальное искусство глазами художников» подчеркивает необычное взаимодействие хореографии и живописи, влияние танца на восприятие, вдохновение, виденье художников разных направлений рубежа 19 – 20 веков.

    При рассмотрении темы о танцевальном искусстве 20 века, отмечаются перемены, произошедшие в хореографии многих стран; рассказывается о нововведениях, повлиявших на эстетику танцевального искусства. Центральное место занимает материал о творчестве Айседоры Дункан и развитии танца модерн.

    Четвертый год обучения – 3 часть – Исполнительское мастерство выдающихся отечественных артистов балета.

    Исполнительское мастерство – своеобразная история русского балета 20 века в лицах. В разделе изучается жизнь и творчество блистательных балерин и танцовщиков. Выбор был остановлен на тех, кто внес наиболее значительный вклад в развитие хореографического искусства России 20 века. Предусмотрено также знакомство с творчеством композиторов С.С.Прокофьева, А.И.Хачатуряна, Р.К.Щедрина и подробное рассмотрение балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Спартак», «Кармен – сюита».

    Задачи раздела:

    • данные музыкальные произведения рассмотреть во взаимосвязи с темами, посвященными исполнительскому мастерству.
    • на примере перечисленных спектаклей показать контрастность тем, сюжетов и образов, а также подходы к их решению отметить характерные особенности музыкальной культуры 20 века.

    Тематический план.

    Первый год обучения.

    (IV класс)

    Наименование

    темы

    Кол-во

    часов

    1.1.

    Особенности русского танцевального искусства, национальные черты.  

    1

    2.1

    Виды танцев славян. Жанры русского народного танца.                                                                                                            

    1

    3.1.

    Народность искусства скоморохов.                                                                                                          

    1

    4.1.

    У колыбели русского балета. Танцевальное искусство 17- первой половины 18 веков.          

    1

    5.1.

    Танцевальное искусство второй половины 18 века. Организация Шляхетского кадетского корпуса. Деятельность Ланде.                                                                                                                      

    1

    6.1.

    Открытие публичных театров. Хильфердинг. Анджолини.                                                                

    1.

    7.1.

    Систематизация знаний. Работа со словарем. Закрепление материала.                                        

    1

    8.1.

    Викторина из прослушанных произведений.                                                                                          

    1

    9.1.

    Контрольный урок.                                                                                                                                          

    1

    10.2.

    Крепостной балет. Причины и история возникновения крепостных театров.                                

    1

    11.2

    Русский танец на профессиональной сцене 18 века. Первые русские танцовщицы.                    

    1

    12.2

    Балетный театр в России на рубеже 18 – 19 веков. Публичные театры. Начало формирования русской школы классического балета. Сентиментализм.                                                                        

    1

    13.2.

    Контроль знаний раздела.                        

    1

    14.2.

    Танцевальная культура 19 века. Пушкинский бал. Многообразие бальных танцев 19 века.        

    1

    15.2.

    Подъём национальной культуры начала 19 века. И. И. Вальберх.                

    1

    16.2.

    Контрольный урок.                                      

    1

    17.3.

    Шарль Луи Дидло и его роль в развитии русского балета.                    

    1

    18.3

    19.3.

    Мастера русской балетной школы начала 19 века. А. И. Истомина, А. П. Глушковский.              

    2

    20.3.

    Романтический балет в России. Его особенности, изменение техники танца и костюма.

    Открытие Большого театра.                        

    1

    21.3.

    Русские танцовщицы романтического балета. Е. И. Андреянова, Е. А. Санковская.                          

    1

    22.3.

    Систематизация и контроль знаний.                            

    1

    23.3.

    Единство оперного и балетного театра. Начало симфонизации балетной музыки.                            

    1

    24.3

    М. И. Глинка и балетный театр. Танцевальные темы в оперном творчестве Глинки.                          

    1

    25.3.

    Кризис балетного романтизма. Русский балетный театр 60-х годов 19 века. Пагубное

    влияние Сен – Леона на развитие русского балета.                              

    1

    26.3.

    Русский балет второй половины 19 века. Первые симфонические балеты.                

    1

    27.3.

    Контрольный урок.

    1

    28.4.

    Балетмейстер Мариус Петипа. Краткая биография, принципы эстетики, сотрудничество

    с композиторами Глазуновым, Чайковским.                          

    1

    29.4.

    30.4.

    П. И. Чайковский. Характерные черты балетов Чайковского. Балет «Лебединое озеро»               Слушание фрагментов.

    2

    31.4.

    32.4.

    Балет «Спящая красавица». Содержание, история создания, знакомство с музыкой.

    Характерный танец и портретная характеристика.                            

    2

    33.4.

    34.4.

    Балет «Щелкунчик». Содержание, история создания, анализ структуры балета, знакомство с музыкой. Балетмейстер Лев Иванов.                              

    2

    35.4.

    Контрольный урок. Викторина из прослушанных произведений.  

    1

    36.4

    Итоги четверти и года.                          

    1

    итого

    36

    Второй год обучения

     (V класс)

    Наименование

    темы

    Кол-во

    часов

    1.1

    Русский балет на рубеже двух веков. Общественно политический подъём в России, определивший пути новых поисков в области искусства.                

    1

    2.1.

    Балетмейстер А. А. Горский. Обзор творчества, педагогическая деятельность, ученики, начало

    реформаторской деятельности.                        

    1

    3.1.

    Русские исполнители и техника танца в начале 20 века. Два направления исполнительского мастерства. Е. В. Гельцер,  В. Д. Тихомиров.      

    1

    4.1.

    Систематизация и контроль знаний.            

    1

    5.1.

    М. М. Фокин – танцовщик и педагог. Биография и обзор творчества. Особенности творчества.    

    1

    6.1.

    «Шопениана» в постановке Фокина. Обращение к  небалетной музыке. Знакомство с музыкой.

    1

    7.1.

    8.1.

    Балеты Стравинского в постановке Фокина: «Жар – птица», «Петрушка». Оригинальность

    замысла, новизна музыкального содержания, новые пути балетной театрализации фольклора.    

    2

    9.1.

    Контрольный урок. Викторина из прослушанных произведений

    1

    10.2.

    С. П. Дягилев и музыкальный театр 20 века. Организатор и вдохновитель труппы «Русский

    балет». Создание художественного объединения «Мир искусства». Пропаганда русского

    искусства за рубежом: «Русские сезоны».                          

    1

    11.2.

    Половецкие пляски из оперы Бородина «Князь Игорь» в постановке М. Фокина. Особенности

    хореографии, декораций, костюма.                          

    1

    12.2.

    Балетные спектакли второго сезона: «Шехерезада», «Карнавал». Слияние танца, музыки,

    костюма для создания импрессионистических образов; применение новых художественных приёмов, свободное развитие пластических мотивов Востока.        

    1

    13.2.

    Викторина из прослушанных произведений.                

    1

    14.2.

    Последний этап «Русских сезонов». Разрыв между Дягилевым и Фокиным.          

    1

    15.2.

    Обобщающий урок по теме «Русские сезоны». Систематизация знаний.      

    1

    16.2.

    Контрольный урок.  

    1

    17.3.

    18.3.

    Танцовщики «Русских сезонов». Анна Павлова – балерина, символ русской школы в мировом балете. Биография и обзор творчества. Многогранность таланта. Лучшие роли.      

    2

    19.3.

    20.3.

    Танцовщики «Русских сезонов». Вацлав Нижинский - русский артист балета, балетмейстер.

    Биография и обзор творчества. Балетмейстерские работы В. Нижинского.                        

    2

    21.3.

    Танцовщики «Русских сезонов». Тамара Карсавина - балерина реалистического направления.

    1

    22.3.

    Контроль и обобщение знаний по теме «Танцовщики Русских сезонов»                  

    1

    23.3.

    Ольга Спесивцева – последняя выдающаяся балерина петербургского императорского театра.

    24.3.

    Балетный театр 20 века. Поиски пути. Появление новой тематики в хореографии.    

    1

    25.3.

    Систематизация знаний. Закрепление материала. Работа со словарем.              

    1

    26.3.

    Викторина из прослушанных произведений.              

    1

    27.3.

    Контрольный урок.                  

    1

    28.4.

    Балетмейстер – новатор К. Голейзовский. Биография и обзор творчества. Оригинальность,

    нестандартность постановок.                

    1

    29.4

    Классика и современность в балетах Ф. Лопухова. Балетмейстер Мариинского театра.

    Обзор творчества.                        

    1

    30.4.

    Творческий путь Л. Якобсона. Его «Хореографические миниатюры».            

    1

    31.4

    А. Я. Ваганова. Биография и обзор творчества. Исполнительская и педагогическая

    деятельность.                              

    1

    32.4.

    Искусство Леонида Лавровского. Творческая позиция хореографа.        

    1

    33.4

    Союз танцевального искусства с литературой. Обращение композиторов и балетмейстеров

    к произведениям классической литературы: «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник»,

    «Ромео и Джульетта», «Чайка», «Дама с собачкой», «Анюта», «Мертвые души» и т.п.          

    1

    34.4.

    М. Семенова – первая из знаменитых балерин советского периода. Особенности мастерства

    1

    35.4.

    Обобщение и закрепление тем четверти. Контроль знаний.                

    1

    36.4.

    Контрольный урок. Итоги четверти и года.                  

    1

    итого

    36

    Третий  год обучения.

    ( VI класс)

    Наименование

    темы

    Кол-во

    часов

    1.1

    Танец первобытного общества. Связь первобытного искусства с важными сторонами жизни:

    трудом, охотой, войной, религией.                                                    

    1

    2.1.

     Танцевальное искусство Древней Греции. Влияние античного искусства на формирование системы классического танца. Виды танцев Древней Греции.                    

    1

    3.1.

    4.1.

    Танцы эпохи средневековья. Влияние церкви на танцевальное искусство. Характеристика основных танцев Средних веков.  Рыцарская культура. Влияние костюма на характер исполнения и манеру танцев.                    

    2

    5.1.

    6.1.

    Танцевальная культура эпохи Возрождения. Характеристика эпохи. Виды представлений. Общественные танцы: буре, павана, фарандола. Пастораль.                  

    2

    7.1.

     Классический тип танцевальной сюиты.                

    1

    8.1.

    Танцевальное искусство 17 века. Характеристика эпохи. Франция-центр балетного искусства. Господство стилей классицизм и барокко. Менуэт и гавот. Влияние костюма на манеру исполнения.                                    

    1

    9.1.

    Контрольный урок.

    1

    10.2.

     Танцевальное искусство 17 века. Начало становления классического балета.                

    1

    11.2.

     Танцевальная культура эпохи Просвещения. (18 век). Характеристика эпохи.  Стиль рококо. Бальные танцы 18 века. Основные элементы мужского и женского костюмов.                    

    1

    12.2.

     Хореографы эпохи Просвещения. Джон Рич, Джон Уивер.                              

    1

    13.2.

    Хореографы эпохи Просвещения. Хильфердинг. Анджолини.                        

    1

    14.2.

    Жан Жорж Новерр - первый балетный режиссер, реформатор балетного театра.        

    Балетный спектакль – самостоятельный театральный жанр.                              

    1

    15.2.

    Жан Доберваль. Создание нового хореографического жанра - комедийный балет.

    Балет «Тщетная предосторожность».                                  

    1

    16.2.

    Контрольный урок.  

    1

    17.3.

    Мари Камарго и Мари Салле. Становление и утверждение реалистических тенденций.      

    1

    18.3.

    Сальваторе Вигано – последователь Новерра.                          

    1

    19.3.

     Систематизация и контроль знаний по теме: «Танцевальная культура эпохи Просвещения»    

    1

    20.3.

    21.3.

    Бальный танец 19 века. Характеристика эпохи. Влияние общественных отношений на искусство. Стиль ампир как переход от классицизма к романтизму. Светский этикет. Популярные танцы 19 века.                                          

    2

    22.3.

    Романтизм в балете 19 века. Творчество балетмейстера Филиппа Тальони.    

    1

    23.3.

    Романтизм в балете 19 века. Творчество балетмейстера Жюля Перро.              

    1

    24.3.

    Романтизм в балете 19 века. Воздушный танец Марии Тальоне. Творчество балерины Фанни Эльслер.                                          

    1

    25.3.

    Романтические балеты Августа Бурновиля.      

    1

    26.3.

    Систематизация и контроль знаний по теме: «Танцевальное искусство 19 века».  

    1

    27.3.

    Контрольный урок.

    1

    28.4.

     Кризис балетного жанра. Спад интереса к классическому балету. Развлекательные балеты Сен-Леона.                                    

    1

    29.4

     Танцевальное искусство глазами художников. Танец как источник вдохновения художников различных художественных направлений. Единство живописи, танца и музыки.                  

    1

    30.4.

    Балетный театр начала 20 века. Эксперименты Франсуа Дельсарта и школа ритма Эмиля Далькроза

    1

    31.4

     Свободный танец  Айседоры  Дункан. Краткая биография, особенности творчества. Стиль модерн.                              

    1

    32.4.

    Открытия и находки балетмейстеров. С.Ш.А. Творчество Д. Баланчина.                                  

    1

    33.4

     Балет Франции. Творчество М. Бежара.        

    1

    34.4.

    Музыкальные стили и хореография 20 века. Появление джазовых танцев. Стили диско, рэп, брейк-данс.                              

    1

    35.4.

    Эстрадный танец. Жанры эстрадного театра: оперетта, водевиль, варьете, мюзикл.            

    1

    36.4.

    Контрольный урок. Итоги четверти и года.                          

    1

    итого

    36

    Четвертый  год обучения.

    ( VII класс)

    Наименование

    темы

    Кол-во

    часов

    1.1

             Балет в годы  Великой Отечественной войны. Создание ансамблей    песни и пляски. Эвакуация театров, обновление репертуара.                                    

    1

    2.1.

     Педагогическая деятельность А.Я. Вагановой.      

    1

    3.1.

    .Искусство О.Лепешинской. Отличительные черты творчества. Балеты, поставленные Р.Захаровым.                                            

    1

    4.1.

    Муза русского балета Г.С.Уланова. Краткая биография и обзор творчества. Особенности творчества.                      

    1

    5.1.

    Драматический балет С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта». Особенности музыки Прокофьева. Отказ от традиционных балетных форм. Раскрытие образных характеристик героев с помощью классического танца.                            

    1

    6.1.

    Легенда русского балета М.М.Плисецкая. Биография и обзор творчества. Основные черты артистической индивидуальности

    7.1.

    Балет Р.К.Щедрина «Кармен – сюита». Краткое содержание, история создания балета. Раскрытие драматического таланта М.Плисецкой в образе Кармен.                  

    1

    8.1.

    Викторина из прослушанных произведений. Закрепление материала.            

    1

    9.1.

    Контрольный урок.                         1

    1

    10.2.

     Роли Р.С.Стручковой. Творческий облик и жизненный путь.                  

    1

    11.2.

     Одаренность И. Колпаковой. Творческий облик и стиль балерины.    

    1

    12.2.

     Поиски и открытия Ю.Григоровича. Творческий почерк балетмейстера.

    1

    13.2.

    Жизнь и творчество М. Лиепы. Биография и обзор творчества.  Характерные черты мастерства.  

    1

    14.2.

     Е.Максимова. Особенности творчества балерины. Сочетание хореографического и актерского мастерства.        

    1

    15.2.

     Закрепление материала. Систематизация знаний.

    1

    16.2.

    Контрольный урок.      

    1

    17.3.

    Искусство В.Васильева. Обзор творчества. Носитель лучших реалистических традиций русского балета. Особенности творчества.                        

    1

    18.3.

    Балет А.И.Хачатуряна «Спартак». Характерные черты музыки. Краткое содержание и основная идея. Построение спектакля. Основной драматургический конфликт.              

    1

    19.3.

     Балет С.С. Прокофьева «Золушка». Особенности музыки. Композиционный строй балета.            

    1

    20.3.

    Исполнительское мастерство Н.Бессмертновой и М.Лавровского. Творческий облик, черты исполнительского стиля. Дуэт Бессмертновой и Лавровского.                              

    2

    21.3.

    Творческий облик и черты стиля Н. Долгушина.      

    22.3.

    Надежда Павлова-легенда и реальность. Особенности творческого стиля. Лучшие роли

    1

    23.3.

    Одиссея Рудольфа Нуреева. Биография и обзор творчества. Работа в России и за рубежом. Обращение к современной хореографии. Балетмейстерская деятельность.          

    1

    24.3.

    Обзор творчества артистов балета Ю.Дудинской и Л.Лавровского. Черты стиля, лучшие роли.

    1

    25.3.

    М.Семенова. Обзор творчества. Исполнительский стиль.                    

    1

    26.3.

    Закрепление материала. Систематизация знаний.                                

    1

    27.3.

    Контрольный урок.                

    1

    28.4.

    29.4

    1.2.Многообразие танцевальных форм.  Народно-сценический танец как особый жанр хореографии. Обращение балетмейстеров к народному творчеству. Создание коллективов народного танца.                  

    1

    30.4.

    Многообразие танцевальных форм. Историко-бытовой танец. Рождение историко-бытового танца. Разделение на танцы простого народа и танцы аристократического общества. Использование ритмов и мелодий бытовых танцев композиторами.

    1

    31.4

    Современный бальный танец. Появление бального танца(16-17вв.) Усложнение техники танца. 19 век-разделение сценической и бытовой хореографии. Виды бального танца 20 века.        1

    1

    32.4.

    33.4

    Танцевальное искусство России второй половины 20 века. Переплетение традиций русской хореографии с современностью. Разнообразие танцевальных направлений второй половины 20 века.                                                                

     

    2

    34.4.

    35.4.

    Систематизация и обобщение знаний. Подготовка к зачету.                  

    2

    36.4.

    Зачетный урок.                  

    1

    итого

    36

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия «Математика бывает разная!»

    Цели:повышение интереса к изучению школьного курса математики,создание условий для развития способностей, заложенных в каждом, помощь ученику осознать себя всесторонне развивающейся личностью, пр...

    Методический материал. Проведение внеклассного мероприятия. Родительское собрание в группе ГПД.

    Методический материал. (Проведение внеклассного мероприятия)РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В группе продленного дня НА ТЕМУ:   «Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни »...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Осенний биоринг». 5 классы

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Осенний биоринг».  5  классы...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА сценария внеклассного мероприятия

    Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия «Санкт-Петербург – кадетская столица.История, традиции, преемственность»...

    Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия на тему: «Под крышей дома твоего»

    Педагоги - самые уважаемые работники у нас в России. Задача педа­гогов самая почетная - создавать кадры для всех отраслей нашей жизни....

    Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия "Спортивная мозаика"

    Для учащихся 6-х и 7-х классов. Основная цель данной разработки: просветительская работа по формированию здорового образа жизни учащихся. Как дополнительно: внеурочная деятельность физкультурно-оздоро...