Интеллектуальный лингвистический квест «Дорогами Даля… в путь за словом»
методическая разработка (10 класс)

Гальченко Яна Александровна

Цели:

- вызвать интерес к личности В. И. Даля, его произведениям;

-прививать любовь к русскому языку и литературе, стремление к его изучению;

 - развивать познавательные компетенции у обучающихся, мышление, память, воображение, коммуникативные умения и читательские компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обособленное подразделение

 «Многопрофильный педагогический колледж

Луганского государственного педагогического университета»

Интеллектуальный лингвистический квест

«Дорогами Даля… в путь за словом»

Методическая разработка

посвященная знаменательной дате

 220-летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=71f9d493bb6a061fcf2520ce8aa3b33bd53fd969-4887637-images-thumbs&n=13

Интеллектуальный лингвистический квест

«Дорогами Даля… в путь за словом»

Цели:

  • вызвать интерес к личности В. И. Даля, его произведениям;
  • прививать любовь к русскому языку и литературе, стремление к его изучению;
  •  развивать познавательные компетенции у обучающихся, мышление, память, воображение, коммуникативные умения и читательские компетенции.

Форма проведения: квест

Условия квеста:

  • четыре команды, состоящие из пяти человек;
  • команды получает маршрутный лист и следуют строго его маршруту.

Место проведения:

  • кабинет русского языка
  • кабинет литературы
  • кабинет гуманитарных дисциплин
  • кабинет истории
  • кабинет иностранных языков
  • кабинет истории искусства

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • маршрутные листы
  • карточки с заданиями
  • названия станций

Критерий оценивания:

  • за каждый правильный ответ 1 балл

Сценарий мероприятия, посвященный знаменательной дате

 220-летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля

Интеллектуальный лингвистический квест

«Дорогами Даля… в путь за словом»

Преподаватель:

ВЛАДИМИР ДАЛЬ.

 Ну, разве это карьера,

Ну, разве это удача?

Жизнь русского офицера

Могла бы пойти иначе.

 Гром пушек, поля сражений,

Холодная сабли сталь…

Судьбы иное решенье

Выбрал Владимир Даль.

 Музы поэтов без груза,

Легки, шаловливы, ей-ей!

А что за характер у музы

Составителей словарей?

 Наверное, это скучно

Корпеть в тиши кабинета

Над текстами неотлучно

Вдали от шумного света.

 

Ты знаешь, удел твой тяжек:

На замысел годы уйдут.

Непредставимо даже,

Когда окончишь свой труд.

 

Подвижника жизнь сурова.

Хватило б ее одной!

…Но слово встает за словом,

Кирпичики речи родной.

 И сквозь пелену столетий

Ты смотришь в туманную даль.

Недаром ты жил на свете

Владимир Иванович Даль.

22 ноября исполнится 220 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля.

Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах - он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова... был лексикографом, ученым, который занимается составлением словарей. Этот труд до сих пор остается непревзойденным. За этот словарь Даль был удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почетного академика.

А что мы знаем об этом удивительном человеке?

(Просмотр видеоролика https://youtu.be/w5WKJMrZ3Zc )

Ребята, вы получили маршрутные листы (приложение 2), впереди вас ждет шесть станций, множество интересных заданий. За каждый правильный ответ вы получите баллы и вам будут писать сколько времени вы потратили на выполнения заданий на каждой станции. Следуйте строго порядку, указанному в маршрутном листе, чтобы команды между собой не пересекались. На финише победит та команда, наберет больше баллов и минимальное количество времени пребывания на станциях. Напоминаю, что во время путешествия следует соблюдать правила поведения и безопасности. Начинаем наше путешествие. Желаю командам успеха в пути!

(Команды отправляются в путешествие по пути, указанному в их маршрутных листах)

1.Станция «Словарь» Найти значение слов, используя словарь Даля

  • Когда мы говорим по телефону, то произносим –АЛЛО. Откуда это слово?
  • Слово ВРАТАРЬ очень старое. Оно употреблялось, когда ещё не знали ни футбола, ни хоккея. Кого называли ВРАТАРЯМИ?
  • Что значит стоять ФЕРТОМ?

2.Станция «Пантомима»

Без слов, с помощью жестов и мимики   передать значение фразеологизма. По одному игроку от команды, обучающиеся вытаскивают записку с фразеологизмом, к команде подходить нельзя, произносить фразы тоже нельзя. За каждый угаданный фразеологизм команда получает 1 балл.

  • Намылить шею.  
  • Сидеть сложа руки.
  • Пальчики оближешь.
  • Водить за нос.  
  • Лезть на стенку.
  • Засучить рукава.

3. Станция «Рассыпанные пословицы»

Обучающимся необходимо собрать рассыпанные пословицы. За каждую правильно собранную пословицу команда получает балл.

  • Кто пахать не ленится/ тому бог подает.
  • Не спеши языком / торопись делом.
  • Не пеняй на соседа / когда спишь до обеда.
  • У ленивого, что на дворе / то и на столе.
  • Трудовая денежка плотно лежит / чужая ребром торчит.
  • Труд человека кормит / а лень портит.
  • Лентяй праздники знает / а будней не помнит.

4.Станция «Чего не бывает?»

Найти предложения, которые не относятся к данному времени года:

Весна

Застучала за окошком звонкая капель. Потеплел воздух, потемнел и осел снег. На кустах и деревьях пожелтела лисьва. Птицы готовятся к перелету на юг.. Скоро выбросят первые сережки деревья. Поплывут по реке первые льдины. Скоро ручьи наполнят лес весенним журчанием.

Лето

Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в теплой воде. Поспела в лесу земляника. Подули холодные ветры. В июне на лугу идет сенокос. Трава выросла высокая, высокая. Хлопья снега падают на деревья и кусты. Ягоды усыпали все лесные полянки. Птицы начинают вить гнезда.

Осень

Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. по небу плывут серые тучи. Лесная поляна пестреет цветами. С огородов и полей убрали последние овощи. Над цветами жужжат пчелы. Весело распевают птицы.

Только ветер шуршит сухими листьями.

5. Станция «Скороговорки»

 Кроме загадок В.И. Даль собирал и скороговорки. Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор - такое определение он выбрал для скороговорки и считал их не просто забавой, а средством «натореть в скором и чистом говоре». Недаром скороговорку он называл еще «трещотка», «лепетун», «частоговорка», «чистоговорка».

Ребята по очереди произносят скороговорки:

  • Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.
  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

6. Станция «Биография»

  • В каком городе родился В.И. Даль? (Луганск)
  • Помощник Даля на войне с Турцией. (Верблюд.)
  • Какие языки знал Владимир Иванович? (Немецкий, французский, английский, украинский, белорусский и т.д.)
  • Какие ремесла освоил Даль?
  • Что стало делом всей жизни Владимира Ивановича? (Толковый словарь.)
  • Что написано Далем как литератором? (Сказки, повести, короткие истории,
    статьи, рассказы.)
  • Под каким псевдонимом Владимир Иванович издавался? (Казак Луганский.)

Подведение итогов:

По количеству полученных баллов и по собранному предложению определяется команда – победитель.

Преподаватель: Наше увлекательное путешествие завершилось.

Вы продемонстрировали свои знания жизни и творчества нашего

земляка – В.И. Даля.

Приложение 1

Бланки ответов

C:\Users\ПК\Desktop\moneta_2_rublja_2001_goda_mmd_v_i_dal_tolkovyj_slovar_russkogo_jazyka_1801_1872_200_let.jpg

1. СТАНЦИЯ «СЛОВАРЬ»

Задание: найти значение слов, используя словарь Даля

(Работа со словарем В.И.Даля)

  • Когда мы говорим по телефону, то произносим –АЛЛО. Откуда это слово?

(оклик с судна или на СУДНО: эй, слушай! у нас, впрочем, более окликают именем судна, прибавляя на; напр. на смоленске! на воеводе! или просто: на корабле! на бриге! а оттуда отзываются: ало или есть, т. е. слушаем.)

  • Слово ВРАТАРЬ очень старое. Оно употреблялось, когда ещё не знали ни футбола, ни хоккея. Кого называли ВРАТАРЯМИ?

(ВРАТА ср. мн. церк. ворота, двери. Царские, святые врата, в церквах, двери алтаря, противу престола, в средине. Вратный, приворотный. Вратарь, вратник м. вратница ж. привратник, дверник, приворотник, дворник, сторож при воротах. Вратить что, стар. вращать, ворочать, обращать, вертеть. Вращаться, оборачиваться, обращаться, вертеться собою, || быть вращаему. Вращение ср. обращение, круговращение. Вращательный, обращающийся, вертящийся, служащий для вращения. Вращатель м. вращательница ж. кто вертит, вращает. Вратило ср. церк. вал, навой ткацкого стана.

  • Что значит стоять ФЕРТОМ?

(ФЕРТ м. буква ф, см. в начале. Фертик умалит. франт, щеголек. Стоять фертом, подпереться фертом, обеими руками в бока. Там я (Наполеон) барыней пройдуся, фертом в боки подопруся, песня.)

C:\Users\ПК\Desktop\moneta_2_rublja_2001_goda_mmd_v_i_dal_tolkovyj_slovar_russkogo_jazyka_1801_1872_200_let.jpg

2.СТАНЦИЯ «ПАНТОМИМА»

Задание: без слов, с помощью жестов и мимики передать значение фразеологизма. По одному игроку от команды, обучающиеся вытаскивают записку с фразеологизмом, к команде подходить нельзя, произносить фразы тоже нельзя. За каждый угаданный фразеологизм команда получает 1 балл.

Намылить шею.

Сидеть сложа руки.

Пальчики оближешь.

Водить за нос.

Лезть на стенку.

Засучить рукава.

C:\Users\ПК\Desktop\moneta_2_rublja_2001_goda_mmd_v_i_dal_tolkovyj_slovar_russkogo_jazyka_1801_1872_200_let.jpg

3.СТАНЦИЯ «РАССЫПАННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ»

Задание: собрать рассыпанные пословицы. За каждую правильно собранную пословицу команда получает балл.

  • Кто пахать не ленится/ тому бог подает.
  • Не спеши языком / торопись делом.
  • Не пеняй на соседа / когда спишь до обеда.
  • У ленивого, что на дворе / то и на столе.
  • Трудовая денежка плотно лежит / чужая ребром торчит.
  • Труд человека кормит / а лень портит.
  • Лентяй праздники знает / а будней не помнит

C:\Users\ПК\Desktop\moneta_2_rublja_2001_goda_mmd_v_i_dal_tolkovyj_slovar_russkogo_jazyka_1801_1872_200_let.jpg

4. СТАНЦИЯ «ЧЕГО НЕ БЫВАЕТ?»

Задание: найти предложения, которые не относятся к данному времени года:

Весна

Застучала за окошком звонкая капель. Потеплел воздух, потемнел и осел снег. На кустах и деревьях пожелтела лисьва. Птицы готовятся к перелету на юг.. Скоро выбросят первые сережки деревья. Поплывут по реке первые льдины. Скоро ручьи наполнят лес весенним журчанием.

Лето

Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в теплой воде. Поспела в лесу земляника. Подули холодные ветры. В июне на лугу идет сенокос. Трава выросла высокая, высокая. Хлопья снега падают на деревья и кусты. Ягоды усыпали все лесные полянки. Птицы начинают вить гнезда.

Осень

Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. по небу плывут серые тучи. Лесная поляна пестреет цветами. С огородов и полей убрали последние овощи. Над цветами жужжат пчелы. Весело распевают птицы.

Только ветер шуршит сухими листьями.

C:\Users\ПК\Desktop\moneta_2_rublja_2001_goda_mmd_v_i_dal_tolkovyj_slovar_russkogo_jazyka_1801_1872_200_let.jpg

5. СТАНЦИЯ «СКОРОГОВОРКИ»

Кроме загадок В.И. Даль собирал и скороговорки. Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор - такое определение он выбрал для скороговорки и считал их не просто забавой, а средством «натореть в скором и чистом говоре». Недаром скороговорку он называл еще «трещотка», «лепетун», «частоговорка», «чистоговорка».

Задание: по очереди произнести скороговорки:

  • Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.
  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

C:\Users\ПК\Desktop\moneta_2_rublja_2001_goda_mmd_v_i_dal_tolkovyj_slovar_russkogo_jazyka_1801_1872_200_let.jpg

6. СТАНЦИЯ «БИОГРАФИЯ»

Задание: ответить на вопросы:

  • В каком городе родился В.И. Даль? (Луганск)

  • Помощник Даля на войне с Турцией. (Верблюд.)

  • Какие языки знал Владимир Иванович? (В. И. Даль знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, читал и писал на латыни, изучал болгарский и сербский языки, владел татарским, башкирским и казахским)

  • Какие ремесла освоил Даль? (владел многими ремеслами - мог сколотить табурет и изготовить тончайшее украшение из стекла). 

  • Что стало делом всей жизни Владимира Ивановича? (Толковый словарь.)

  • Что написано Далем как литератором? (Сказки, повести, короткие истории, статьи, рассказы.)

  • Под каким псевдонимом Владимир Иванович издавался? (Казак Луганский.)

Приложение 2

Маршрутный лист  Команды_______________C:\Users\ПК\Desktop\moneta_2_rublja_2001_goda_mmd_v_i_dal_tolkovyj_slovar_russkogo_jazyka_1801_1872_200_let.jpg

_______________________

Группы_________________

Станции

№ кабинета

Баллы

Время

Подпись

11

«СЛОВАРЬ»

22

 «ПАНТОМИМА»

33

«РАССЫПАННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ»

4

4

«ЧЕГО НЕ БЫВАЕТ?»

55

«СКОРОГОВОРКИ»

66

«БИОГРАФИЯ»

7

Всего

Маршрутный лист C:\Users\ПК\Desktop\moneta_2_rublja_2001_goda_mmd_v_i_dal_tolkovyj_slovar_russkogo_jazyka_1801_1872_200_let.jpg

Команды_________________

________________________

Группы__________________

Станции

№ кабинета

Баллы

Время

Подпись

11

 «ПАНТОМИМА»

22

«РАССЫПАННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ»

33

«ЧЕГО НЕ БЫВАЕТ?»

44

«СКОРОГОВОРКИ»

55

«БИОГРАФИЯ»

66

««СЛОВАРЬ»

7

Всего

Маршрутный лист C:\Users\ПК\Desktop\moneta_2_rublja_2001_goda_mmd_v_i_dal_tolkovyj_slovar_russkogo_jazyka_1801_1872_200_let.jpg

Команды________________

________________________

Группы __________________

Станции

№ кабинета

Баллы

Время

Подпись

1

1

«РАССЫПАННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ»

        2

«ЧЕГО НЕ БЫВАЕТ?»

3

«СКОРОГОВОРКИ»

4

«БИОГРАФИЯ»

        5

««СЛОВАРЬ»

66

«ПАНТОМИМА»

7

Всего

Маршрутный лист C:\Users\ПК\Desktop\moneta_2_rublja_2001_goda_mmd_v_i_dal_tolkovyj_slovar_russkogo_jazyka_1801_1872_200_let.jpg

Команды____________

___________________

Группы _____________

Станции

№ кабинета

Баллы

Время

Подпись

        1

«ЧЕГО НЕ БЫВАЕТ?»

2

«СКОРОГОВОРКИ»

3

«БИОГРАФИЯ»

        4

««СЛОВАРЬ»

65

«ПАНТОМИМА»

66

«РАССЫПАННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ»

7

Всего

        

Список использованной литературы

1.        Журнал «Читаем, учимся, играем», №9, 2006 год.

2.        Приложение к журналу «Школьная библиотека» серия 2, выпуск 6.М, 2006 год.

3.В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.4 тома. М. «Русский язык», 1989 год.

 4.Даль В.И. Пословицы русского народа. Т 1 и 2.М, 1996год.

5.Булатов М.А., Порудинский В.И. Собирал человек слова...: Повесть о Дале. - М.1969 год.      

https://img1.goodfon.ru/original/600x1024/a/a1/temno-biryuzovyy-goluboy-fon.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация о Владимире Ивановиче Дале и Толко́вом слова́ре живо́го великору́сского языка́

Данная презентация является дополнительным материалом для проведения внеклассного мероприятия по предмету...

Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова»

Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова» Цель: 1. Познакомить учащихся 4-11 классов с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля. 2. Сф...

Квест "Дорогами толерантности"

Данный материал - это внеклассное мероприятие для учащихся 5-8 классов. Материал содержит сценарий и презентацию...

Владимир Иванович Даль. В поисках живого слова.

1.      Тема мероприятия: Владимир Иванович Даль. В поисках живого слова.2.      Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя В.И.Да...

Владимир Иванович Даль - человек, который собирал слова

Библиотечный урок "Владимир Иванович Даль - человек, который собирал слова"...

Внеклассное мероприятие квест "Дорогами войны"

quot;Дорогами войны" - это внеклассное познавательное мероприятие. Проводится в игровой форме в виде квеста.  Квест предназначен для обучающихся средних классов. Проводтся в период шк...