Контроль знаний учащихся с помощью приложения Plickers
статья

Венера Юмакаева
Plickers-удобное приложение для мгновенной оценки качества знаний учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль знаний на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС с использованием мобильного приложения Plickers

Чем выше и дальше каждый из нас идет,

                                             тем яснее видит, что предела достижений

                                             совершенства не существует. Дело не в том,

                                              какой высоты ты достигнешь сегодня,

а в том, чтобы двигаться вперѐд

вместе с вечным движением жизни.

Е.И.Рерих

В «Федеральной целевой программе развития образования до 2020 г» в качестве основной цели модернизации образования определены «улучшение качества обучения, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом информационного общества» [1]. Достижение этой цели невозможно без инновационных подходов к процессу обучения и воспитания.

Инновация – понятие, дословное значение которого можно перевести с латинского языка как изменение или новшество. В контексте педагогического процесса под инновациями принято понимать систему мероприятий, направленных на преобразование методов и форм обучения, а также нововведения, касающиеся организации учебной деятельности.

Инновационный подход к преподаванию русского языка и литературы, как и других учебных дисциплин, связан с обновлением методики преподавания, широким внедрением современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

В современном обществе родители приобретают для своих детей огромное количество всевозможных гаджетов, планшетов и другой мобильной техники, поэтому мы невольно начинаем задумываться «как их можно применить на уроках».

Интенсивные процессы информатизации общества привели к массовому оснащению и образовательных учреждений средствами информационных и коммуникационных технологий. Данные средства превратились в новые педагогические инструменты, позволяющие помочь в решении проблемы снижения качества обучения, являющейся одной из основных проблем современного образования. Как показывает практика, оснащение образовательных учреждений техническими средствами обучения без обновления содержания, методов и форм обучения не дает ощутимых результатов [2].

Важную роль в повышении качества обучения играет систематический и оперативный контроль знаний обучающихся, который является обязательным этапом учебного процесса. Контроль выполняет функции управления процессом усвоения знаний, мотивации и формирования познавательного интереса, что возможно при соблюдении требований объективности, открытости, системности и оперативности [3].

 , соответственно должно быть подключение к интернету.

С помощью камеры смартфона учитель сканирует карточки с QR-кодами, с правильными, по мнению детей, ответами. И получает практически мгновенную статистику верных и неверных ответов и их авторов прямо на экране.

Карточка имеет такой вид:

http://pedsovet.su/_pu/62/86654084.jpg

На карточках стоит номер и буквы вариантов ответов (A, B, C, D).

В чем же преимущества применения приложения Plickers в учебном процессе?!

  1. В соответствие с требованием ФГОС, учитель должен подвести учеников к самостоятельному целеполаганию и построению плана предстоящей работы на уроке.  Данное приложение позволяет учителю сделать это в считанные минуты с высоким процентом участия учеников.
  2. Приложение может быть использовано при рефлексии в ходе урока. Для этого следует использовать план урока, заранее созданный с помощью Plickers, в котором 4 пункта с вопросами к ученикам: «Что еще не понятно из изученного на уроке материала?» и они поднимут в ответ карточки, говорящие о том, какой вопрос усвоен недостаточно. После того как приложение отобразит статистику класса, учитель сможет решить или продолжить работу, или остановиться на неусвоенном вопросе: лучше сразу выяснить то, чего ученики не поняли на уроке, чем получить неверные ответы на контрольной работе или экзамене.
  3. С помощью Plickers можно также провести проверочные тесты в конце темы или раздела. Для этого учитель создает в приложении список класса и вопросы теста. Все ученики поднимают свои карточки с ответами, а смартфон выдает информацию о том, как справился каждый из них. И не нужно собирать письменные ответы, проверять их, проводить анализ и на следующем уроке доводить до сведения учеников.

Как начать пользоваться Plickers?

Первым делом необходимо зарегистрироваться на сайте приложения: https://www.plickers.com/. После этого учитель попадает в свой аккаунт и видит интерфейс библиотеки на английском языке.

Plickers использует планшет или смартфон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учащихся. Карточка у каждого ученика своя, раздать их можно по порядку номеров в классном журнале.  Карточку можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа.

Plickers строит диаграммы ответов и позволяет сразу узнать, какая часть класса усвоила изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь [4].

Что нужно еще для работы с Plickers?

  • Один смартфон у учителя под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers, скачать который можно с официального сайта https://plickers.com. Для этого телефон должен быть подключен к Интернету.  
  • Набор карточек с QR-кодами, они распечатываются с того же сайта. Сама карточка квадратной формы, каждой стороне соответствует свой вариант ответа (А, В, С, D) и номер вопроса. Верный ответ отмечает учитель при составлении вопросов теста, ученикам он не виден .

Компьютер/ноутбук с открытым сайтом Plickers в режиме Live View, подключенный к проектору. Учитель проецирует вопрос на экран, ребенок выбирает правильный ответ и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. Учитель с помощью камеры мобильного приложения (телефона, планшета) сканирует ответы учеников в режиме реального времени. Для считывания используется технология дополненной реальности. Результаты сохраняются в базу данных и доступны как сразу, так и для отложенного анализа. На экране видно, чей ответ просканирован и ученик опускает карточку, чтобы не мешать сканировать оставшиеся карточки[4].

20180919_130116.jpg

Как только все ответы будут просканированы, можно результат вывести на экран. Все зависит от того, какова цель опроса. Учителю видно на своем телефоне правильные и неправильные ответы (красные клеточки – ошибочные ответы, а зеленые - верные).

Но эта работа менее затратная по времени. Больше времени первоначально придется потратить на внесение вопросов в библиотеку Plickers. Там можно создать папки для группировки вопросов по темам. К вопросам можно добавлять картинки и диаграммы. Из вопросов, которые сохраняются в библиотеке, можно составить очередь на каждый класс или урок, а можно на уроке вопросы добавлять прямо из библиотеки.

Не следует задавать более 5 вопросов на одно включение программы. Такого количества вопросов, как правило, достаточно для выяснения определенной ситуации.

В этом и преимущество Plickers – оно не меняет учебный процесс. Для его использования не нужен компьютерный класс или любая другая техника для учеников – только учительский смартфон. И в то же время самим ученикам становится интереснее учиться, потому что появляется элемент игры.

Вопросы, предлагаемые в опросах по русскому языку и литературе, условно можно разделить на следующие группы.

Группа вопросов

Пример

Теоретические (проверяют знание терминов)

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог называется …

A. Морфология

B. Словообразование

C. Фонетика

D. Орфография

Стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности называется …

A. Гипербола

B. Олицетворение

C. Эпитет

D. Аллегория

Графические (проверяют знание знаков препинаний)

Какой знак препинания следует поставить?

Москва █ столица нашей великой России.

A. Тире

B. Запятая

C. Знак препинания не нужен

D. Точка с запятой

Иллюстративные (расшифровать ребусы)

Расшифруй ребус – словарное слово

img10.jpg 

A. Рожок

B. Ворота

C. Ворона

D. Оксана

Какая из сказок А.С. Пушкина изображена на картинке?

img9.jpg

A. Сказка о рыбаке и рыбке

B. Сказка о царе Салтане

C. Сказка о золотом петушке

D. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Практические (проверяют умение быстро решать простые задания)

Среди предложенных словосочетаний укажите именное словосочетание:

A. появиться на заседании        

B. уверенно заявить

C. объявление о собрании

D. разговаривать по-русски

Определить, что является темой повести Н.В. Гоголя  "Ночь перед Рождеством":

А.История любви Вакулы и Оксаны

В.Приключения Солохи

С.Жизнь народа в будни и праздники

Тесты, составленные в приложении Plickers, могут быть использованы и при подготовке выпускников к итоговой аттестации, вследствие чего учителям не придется закупать готовые комплекты тестов по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку и тратить время на проверку этих тестов.

Современный педагог, должен владеть современными технологиями, и тогда урок будет более насыщенным, разнообразным, эффективным, и в то же время очень увлекательным для детей.

Использованная литература:

  1. Федеральная целевая программа развития образования до 2020 г.
  2. Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53174 .
  3. Блог учителя информатики Московской М. Н.  «Инфознайка» http://naurokeikt.blogspot.ru/2016/03/plickers-qr.html
  4. Останний Д. О., Михайлов Е. И. Технология интерактивного тестирования Plickers // Юный ученый. — 2018. — №1. — С. 33-41. URL: http://yun.moluch.ru/archive/15/1095/ (дата обращения: 14.09.2018)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения

из опыта работы: контроль знаний составляет важную часть учебного процесса , его систематичность и планомерность способствуют повышению качества обучения. Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспе...

контроль знаний учащихся

контроль знаний учащихся 9 класса...

Тестовое задание на уроках математики - один из эффективных методов тематического контроля знаний учащихся.

В данной статье автор обращается к методике составления и проведения тестовых заданий, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, оперативно проверить качество усвоения знаний и восполнить ...

Промежуточный контроль знаний учащихся по алгебре.10 класс

Тест для промежуточной аттестации по алгебре в формате ЕГЭ для 10 класса...

Общественные смотры знаний – эффективная и нетрадиционная форма организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики

В данном докладе говорится о общественных смотрах знаний, которые являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы. Многолетний оп...

«Тестирование с помощью Google форм как средство организации контроля знаний учащихся на уроках математики»

В наше время, благодаря развитию цифровых технологий, в учебной практике появляются новые инструменты и средства, с помощью которых педагоги могут решать более сложные задачи. Например, современный ре...