Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения
статья (физика) на тему

Черепкова Яна Юрьевна

из опыта работы: контроль знаний составляет важную часть учебного процесса , его систематичность и планомерность способствуют повышению качества обучения. Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспективных направлений совершенствования контрольно-оценочного звена обучения физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty__cherepkovoy_yany_yurevny.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы  Черепковой Яны Юрьевны :

«Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения»

  Уроки –зачеты можно отнести к одному из перспективных направлений совершенствования контрольно-оценочного звена обучения физике.

   Их использование позволяет прежде всего перенести центр тяжести в оценке знаний и умений учащихся на конечные результаты обучения ; не устоявшееся ,подчас фрагментарное или даже противоречивое , а более или менее целостные комплексы знаний, связанные с конкретными темами и заключительными этапами их изучения.

   Проведение зачетов исключает образование пробелов в знании учеников и обеспечивает относительную объективную оценку их знаний ,формирует у них четкое представление о взаимообусловленности изучаемых явлений.

    Благодаря применению уроков –зачетов можно добиться существенного уменьшения различного рода опросов , вынуждающих учащихся ,особенно «малочисленных» классов , находится в состоянии постоянной готовности к ответу на протяжении всего урока.

    Мною практикуются различные виды зачетов :

  1. Текущий и тематический
  2. Зачет-практикум
  3. Дифференцированный зачет
  4. Зачет-эксперт и т.д.

При их проведении использую различные формы организации деятельности : зачет в форме экзамена, ринга , конвейера , общественного смотра знаний , аукциона.

Если учащимся предварительно сообщают примерный перечень заданий , выносимых на зачет , то его принято называть открытым, в противном случае закрытым.

   Раскрою некоторые особенности проведения зачетов.

Экзамен-зачет принимают  несколько комиссий , в состав которых входят как минимум два сильных ученика данного класса или несколько учеников из разных параллелей. Учащиеся сдают  экзамена членам комиссии по билетам, составленным из вопросов к зачету .

Групповой зачет  . Класс делится на несколько групп , состоящих из учащихся с разным уровнем подготовленности . Раздаются карточки с заданиями , число которых соответствует количеству учеников в группе. Вопросы для такого зачета должны быть взаимосвязаны , тогда у учащихся сложится полное представление об изученной теме. Учащиеся по очереди отвечают на свои вопросы . Члены группы внимательно слушают , исправляют , дополняют и коллективно оценивают ответ.

Зачет –карусель   («конвейер», круговой) принимают члены комиссии . Но каждый из них выслушивает только один вопрос . Учащиеся заполнят на себя зачетные листы в которых указаны номера вопросов, а члены комиссии ставят в них оценки. В итоге по общим баллам  ставятся итоговые оценки.

Поэтапный зачет , его особенность в том , что ученик –консультант принимает зачет у одноклассников только по определенному вопросу . Учащийся переходит от консультанта к консультанту зарабатывая баллы, а затем по среднему арифметическому выставляется итоговая оценка. Проведение данного типа зачета возможно в классе с наличием сильных учеников , способных быть экзаменаторами.

Зачет- аукцион , где определенную сумму баллов получает ученик , последним дополнивший ответ на поставленный вопрос.

  При построении урока- зачета следует учесть и прежде всего грамотно использовать те дополнительные возможности в организации учебно- познавательной деятельности , которые имеются у учителя. Речь идет о широкой дифференциации учебной работы , личностном общении с каждым учеником класса , упрощении руководства самостоятельной работой школьников , организации контроля и самоконтроля.

   Рассмотрим более подробно основные этапы подготовки и проведения открытого тематического зачета. Проводится он как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступаю к её изложению , учитель сообщает о предстоящем зачете , его содержании , особенностях, сроках сдачи.

Учебные задания , предлагаемые учащимся на уроках –зачетах , можно разделить на три основные группы :

  1. Задания , успешное выполнение которых свидетельствует о прочности запоминания учеником учебного материала и правильности его воспроизведения
  2. Задания , успешное выполнение которых служит доказательством понимания учеником учебного материала и сознательного его использования
  3. Задания , успешное выполнение которых говорит о владении учеником изученными знаниями , умениями и навыками.

В совокупности учебные задания должны охватывать по существу весь изученный материал темы , по которой проводится урок-зачет. Они ни в коем случае не должны дублировать друг друга ни по содержанию , ни по степени детализации материала.

   В первую группу входят преимущественно вопросы репродуктивного характера , требующие от ученика воспроизведения основных физических фактов , формул , символов , определений ,формулировок законов и т.п.

Следует заметить , что многие учителя недооценивают значение таких заданий , отдавая предпочтение упражнениям на применение умений. На практике это может привести к негативным последствиям, одним из свидетельств которых окажется наличие в классе учащихся , неплохо выполняющих физические опыты , но не имеющих объяснить словами свои действия и зачастую быстро утрачивающих приобретенные умения.

Разумеется , не следует и преувеличивать значение таких заданий или приписывать не свойственные им функции , ибо злоупотребление в обучении вопросами воспроизводящего характера , их универсализация неминуемо приводят к зубрежке , к формальному заучиванию текста учебника , что весьма негативно отражается на качестве физических знаний и умений.

Во вторую группу входят задания на прямое применение приобретенных знаний или умений , не требующее от учащихся мыслительной деятельности реконструктивного характера. Сюда относятся главным образом вопросы и задачи на правильность представлений учащихся, связанных с тем или иным фактом , явлением или устройством , а также на логичность рассуждений ,принципе действия устройства или механизма.

  Система таких заданий составляется по всему изученному материалу , но она должна быть менее детализированной по сравнению с предыдущей , а также предполагать интеграцию простейших представлений или взаимосвязанных умений в одном учебном задании.

 Третью группу составляют главным образом задания на применение знаний и умений в измененных ситуациях , требующее их реконструкции в соответствии с условиями задач , задания поискового , творческого характера. Эта группа малочисленнее предыдущих и не может претендовать на полный охват учебного материала темы , хотя бы потому , что для выполнения таких заданий необходим солидный запас времени.

    Правильное выполнение 60% заданий первой группы и такого же объема заданий второй группы будет соответствовать некоторому качественному состоянию знаний и умений , которое может быть оценено удовлетворительной оценкой.

    Успешное выполнение 75% заданий первой группы , такого же объема заданий второй группы будет свидетельствовать о более высоком уровне качества знаний и умений учащихся , который может быть оценен хорошей отметкой.

    Наконец, правильное решение 90%  заданий первой группы , такого же количества заданий второй группы и не менее трех четвертей заданий третьей группы будет свидетельствовать о еще более высоком качественном уровне знаний и умений школьников , который может быть оценен отличной отметкой.

     При проведении урока целесообразно разделить учащихся класса на три группы в соответствии с выбранными или программа А, В, С , каждая из которых обеспечивает наиболее благоприятные условия для достижения того или иного качественного уровня знаний и умений .

   Программа А  предполагает , что сначала учащиеся проходят собеседование с учителем по заданиям второй группы(2А), а затем выполняют задания первой группы . Тем кто верно выполнит 60 или 75 % заданий первой и второй групп , могут быть предложены задания третьей группы(3В) или (3С) для получения боле высокой оценки.

    Учащиеся , выбравшие программу В , сначала выполняют поисковые задания (3В), а затем проходят собеседование с учителем по заданиям (2В) и результатам работы на предыдущем этапе , а далее выполняют задания для самоконтроля.

  Программа С предполагает , что сначала ученики выполняют поисковые задания (3С) , затем задания для самоконтроля и, наконец, проходят собеседование с учителем по заданиям (2С) и результатам работы по предыдущим этапам.

На первых пора необходимо оказывать учащимся помощь в выборе наиболее подходящей программы.

 При таком построении урока-зачета на нем будет превалировать  индивидуальная работа ученика, чередующаяся с диалогическим общением с учителем.