Организация различных форм контроля знаний учащихся
учебно-методический материал

Улаханова Марина Родионовна

Выступление на заседании районного МО учителей математики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОО «Заводская СОШ» РМО учителей математики «Организация различных форм контроля знаний учащихся» Учиться анализировать! Рассматривать все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин! – вот важнейшая задача перестройки школы. Именно ее решение может избавить нас от глубочайшего формализма в обучении и воспитании. Я. Корчак Выполнила: Улаханова МР , учитель математики высшей квалификационной категории 201 8 г

Слайд 2

Контроль - это часть процесса обучения, это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой Цель контроля: определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

Слайд 3

Функции контроля 1. Контролирующая и диагностическая функция: - выявление и диагностика результатов обучения. 2. Образовательная (обучающая) функция: повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы. 3. Стимулирующая (развивающая) функция: создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников. 4. Воспитательная функция: в оспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения. 5. Прогностическая функция: управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция.

Слайд 4

Формы контроля В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная. При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно- графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п. При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Слайд 5

Виды контроля в зависимости от времени Текущий контроль проводится в течение всего обучения, на каждом уроке, причем почти на каждом его этапе. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика, поспешно выставленная – задержать, затормозить (различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компьютере и др. Т ематический контроль выясняет усвоение учащимися основных положений темы. На основе результатов тематического контроля, включая результаты контрольной работы по теме, выставляются оценки за четверть, полугодие, учебный год (тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др.) Итоговый контроль носит более специализированный характер. Он проводится в форме экзаменов , зачетов или годовых контрольных работ. На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом.

Слайд 6

Три типа контроля в зависимости от того, кто именно осуществляет контроль за результатами учебной деятельности учащегося Внешний контроль (осуществляется учителем за деятельностью ученика). Взаимоконтроль (осуществляется одним учеником над деятельностью другого ученика) Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью). Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем

Слайд 7

Педагогические требования к контролю знаний учащихся Контроль знаний учащихся должен быть: - мотивированным; - систематическим и регулярным; - разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу; - быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся; - базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.

Слайд 8

Некоторые нетрадиционные формы контроля знаний при изучении геометрии: творческого характера, к которым можно отнести: задания на описание чертежа или конфигурации фигуры и составление задач с ее использованием; математические сказки и математические сочинения; устные упражнения на готовых чертежах; составление задач учащимися; составление кроссвордов. программированного контроля с применением тестов, разрезных теорем, планов доказательства теорем, перфокарт. контроль силами самих учащихся: взаимоконтроль, самоконтроль, парный контроль, контроль с помощью старшеклассников и контроль с помощью дидактических игр.

Слайд 9

Задания на описание рисунка, на охарактеризование геометрических конфигураций Тема: «Угол. Сравнение углов» . 1.Охарактеризуйте ситуацию, изображенную на рисунке. Указанную ситуацию можно охарактеризовать таким образом: точки D , К лежат внутри угла АОВ, точка С- вне угла АОВ, т. Е- на стороне ОА угла АОВ; луч О D - биссектриса угла АОВ, <АО D <<АОВ,<АОВ=<АО D +< D ОВ;<АО D =

Слайд 10

2.Охарактеризуйте ситуацию, изображенную на рисунке, и составьте по рисунку несколько задач. Указанную ситуацию можно охарактеризовать так: на рисунке изображен угол AOF ; OB , OC , OD , OE - биссектрисы углов AOC , BOD , COE , DOF ; равные углы 1, 2, 3, 4, 5; чтобы найти угол AOC , нужно < AOB +< BOC и так далее.

Слайд 11

Тема: Равнобедренный треугольник. Признаки равенства треугольников. Опишите конфигурацию, заданную рисунком. Используя ее, составьте несколько задач Конфигурацию фигуры можно описать следующим образом: Треугольник АВС - равнобедренный, т.к. АВ=АС, значит <АВС=<АСВ; АК является биссектрисой равнобедренного треугольника ВАС, а значит и медианой, тогда ВК=КС, и высотой, тогда <АКВ=<АКС=90 градусам, АК перпендикуляр к ВС. Треугольники АВ D и А D С равны по первому признаку равенства треугольников, т.к. АВ=АС, <1=<2, А D - общая. Треугольник В D С - равнобедренный, т.к. В D = D С из равенства треугольников АВD и АС D , значит

Слайд 12

Математические сочинения Эта форма работы редко используется, ибо она трудна, нет разработанных методик для ее проведения, но применять ее необходимо. Для выполнения такого задания нужно, конечно, научить детей писать математические сочинения, а начинать надо с 5-го класса, и начинать с математических сказок и рассказов. Восьмиклассникам уже можно давать задание написать математическое сочинение. Причем на написание домашних сочинений должно быть предоставлено достаточно времени – это зависит от темы, объема работы. Целесообразно предлагать ученикам несколько тем сочинений, предоставив им право выбора одной из них. Каждую тему необходимо прокомментировать. Для первых сочинений можно предлагать примерные планы. С учениками полезно обсудить, что может быть в его содержании, порекомендовать литературу, которой они могут воспользоваться при выполнении самостоятельной работы. В процессе работы над сочинением лучше, если ученики будут подбирать литературу самостоятельно, их к этому желательно постепенно приучать.

Слайд 13

Устные упражнения на готовых чертежах. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе , своей простотой увлекают и слабых учеников, создают в классе обстановку соревновательности . Устные упражнения на готовых чертежах способствуют развитию внимания и памяти учащихся, требуют умственного напряжения для воспроизведения в памяти изученных понятий, свойств фигур, теорем и вырабатывать навыки их применения при решении простейших задач. Умения решать задачи можно формировать в процессе составления задач. В первую очередь – это составление задач на заданных чертежах, для составления которых необходимо проанализировать ситуацию, заданную рисунком.

Слайд 14

Программированный контроль (тесты, разрезные теоремы, планы доказательства теорем, перфокарты). Что такое “разрезная“ теорема? Вся теорема записывается учителем на карточку, а потом “разрезается“ на части и смешивается с “разрезанными” частями другой (или нескольких) теоремы, все части пронумерованы. Ученику дается задание собрать ту или иную теорему из этих частей. Проверить правильность ответа можно легко и быстро: проверить номера карточек или, еще быстрее, дать задание ученику посчитать их сумму, а у учителя она подсчитана заранее.

Слайд 15

Контроль силами самих учащихся взаимоконтроль, самоконтроль, парный контроль, контроль с помощью старшеклассников (десантный метод)

Слайд 16

Систематический контроль знаний учащихся по математике является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний учащихся способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения

из опыта работы: контроль знаний составляет важную часть учебного процесса , его систематичность и планомерность способствуют повышению качества обучения. Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспе...

Использование электронных форм контроля знаний учащихся для повышения качества образования по информатике

Использование электронных форм контроля знаний учащихся для повышения качества образования  по информатике...

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность ...

Тест как форма контроля знаний учащихся

Это статья,которая подтверждает актуальность тестирования как важной формы контроля знаний современного школьника....

Применение различных способов контроля знаний учащихся на уроках швейного дела.

Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализ...