Публикация "Развитие связной речи на уроках родного языка и литературы"
статья (10 класс)

Муллачанова Гузалия Халиловна

Наш родной язык - татарский, язык великого поэта Г. Тукая. Мы должны гордиться, обогащать свой язык. Уроки родного языка являются неотъемлемой частью развития и подготовки учащихся к жизни, воспитания в них нравственных эстетических качеств. В русскоязычных школах это полезно вдвойне. Обучение родному языку заключается в привитии учащимся навыков общения на родном языке, в умении писать грамотно, читать бегло. Главное внимание уделяется принципам функциональности, связи обучения с практикой. Эти принципы в свою очередь требуют от учителя применения своеобразных методических приемов, путей, способов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mullachanova_gh.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменский муниципальный район

МАОУ Чикчинская СОШ имени Якина

Выступление на заседании РМО учителей родного (татарского) языка и литературы на тему: «Развитие связной речи на уроках родного языка и литературы»

Подготовила: Муллачанова Гузалия Халиловна, учитель родного (татарского) языка и литературы

Наш родной язык - татарский, язык великого поэта Г. Тукая. Мы должны гордиться, обогащать свой язык. Уроки родного языка являются неотъемлемой частью развития и подготовки учащихся к жизни, воспитания в них нравственных эстетических качеств. В русскоязычных школах это полезно вдвойне. Обучение родному языку заключается в привитии учащимся навыков общения на родном языке, в умении писать грамотно, читать бегло. Главное внимание уделяется принципам функциональности, связи обучения с практикой. Эти принципы в свою очередь требуют от учителя применения своеобразных методических приемов, путей, способов. Эти методы обучения применяют учителя языковеды. Аналогичность, тождественность использования обучающих приемов, способов прослеживается в следующем:

  • правильное письмо и аудирование,
  • выразительное чтение на татарском языке;
  • составление тематических диалогов;
  • уделение большого внимания изучению пословиц, скороговорок, поговорок, стихотворений;
  • правильное, четкое произношение звуков, присущих только татарской речи;
  • проведение речевых гимнастик.

Но для успешной работы одних этих приемов мало; на эффективность обучения влияет недостаточность методических пособий, программ, не разработаны методики обучения татарскому языку.

Начальный этап обучению татарскому языку очень трудная, серьезная, требующая особого внимания работа. В первую очередь ученик слушает рассказ учителя и понимает его содержание, потом у школьника появляется желание потренироваться - делать упражнения, только затем постепенно он начинает владеть разговорной речью.

У ребенка, до школы умеющего разговаривать на родном языке, словарный запас не богат, выразить свое мнение, чувства не хватает нужных, подходящих слов. Чтобы устранить этот недостаток, в первую очередь нужно выявлять речевые ошибки.

Систематически ведется обучение грамоте с развитием связной речи. Если только так работать, можно добиться успехов. Например: дети, изучавшие 4 года татарский язык, умеют составлять маленькие рассказы, диалоги, правильно конструировать предложения, писать без ошибок, грамотно. Пишут сочинения. Для того, чтобы учить детей правильно разговаривать на литературном языке, обучить упражнениям красивого письма – нужно изучить своеобразие фонетики языка, оградить речь детей от диалектических ошибок. Например: при изучении присущих родному языку звуков ә, ө, ү, е (э) - выгодно, результативно начать урок с выгованивания скороговорок, поговорок, пословиц, в которых присутствуют эти звуки. В этих случаях в развитии связной речи полезно использование произведения устного народного творчества.

Главная цель учителя татарского языка и литературы научить детей правильно, доступно. Четко высказать свои мысли, свободно общаться, правильно писать на своем родном языке.

Я, например, работу свою начинаю со сбора нужного материала: в кабинете татарского языка и литературы накопила в нужном объеме карточки, сюжетные материалы, стихотворения, дидактические материалы, сборники вопросов для викторин и конкурсов.

Стараюсь применять различные формы работы на уроке.

1) Основная работа в первую очередь, обращаюсь к словарям. Устный рассказ требует от детей подбора нужных слов и выражений за короткое время. Если беден язык у ученика, то выразить свое мнение, чувства, мысли ему придется трудно. Поэтому в начальных классах уже нужно начать работу по обогащению словарного запаса. Для этого заводится тетрадь для словаря и каждый урок записываются новые слова. На следующем уроке чтобы проверить усвоение новых слов - проводиться словарный диктант, различные игры, рассказывают учащиеся наизусть.

2) Оправдывает, помогает развитию связной речи использование различных видов игр на уроке. Игры способствуют вызвать интерес к теме урока, легче выразить свои мысли. Высказывания. Даже очень сложные темы с помощью игр можно преподнести учащимся легко и доступно. В ходе игры словарные (новые) слова повторяются индивидуально, читаются хором. Даже застенчивые дети, увлекаясь игрой, побеждают свой страх и включаются в работу, добиваются успехов.

а) Логические игры очень нужны для обогащения словарного запаса, для запоминания новых слов. Например: “Живой чайнворд”. Игра проводится после изучения нескольких тем. Первый ученик говорит ИСЕМ, другой должен придумать слово на букву “м”. Игра продолжается так по цепочке. “Сломанный телефон”. Учитель тихонько в ухо ученику говорит слово, он другому и так до конца цепочки. Потом выговаривается последним учеником вслух. Если слово совпадает, то игра продолжается, если не совпадает, то ошибшегося ученика “наказывают” (рассказать стихотворение, петь и др. )

б) Грамматические игры способствуют грамотному письму. Читаем стихи - 4 строки и заучиваем, потом пишут по памяти, после проверяют друг у друга. Например: “Говори быстро”. Учитель говорит слова, разделяя слоги, а дети должны быстро догадаться о целом слове.

в) Чтобы уроки были интересными, не напрягаяющими детей, я использую физкультурные минутки. Дети особенно любят физкультминутки в стихотворной форме.

А также особенно нужным я считаю, на уроках татарского языка в начальных классах изучение стихотворений на 2 - х языках.

Картина - это способ выражения внутреннего мира человека графическим путем. Цель использования картин на уроках - научить детей сопереживать происшествия, понять духовное состояние героев картин. Если по картине пишем сочинения, сначала раскрываем сюжет картины, вместе составляем план. Прослушиваем устный рассказ нескольких детей по плану.

г) Например: Составление рассказа по картине на тему “Зимний день” я сначала провожу беседу.

Примерные вопросы для беседы:

  • Какое время года?
  • День какой?
  • Мальчики где играют?
  • Зимой в какие игры вы играете?

Дети отвечают на ряд похожих вопросов и составляют рассказ.

А вот картины выдающегося художника Л. Фаттахова “Сабантуй”, “Игеннәр өлгерде” помогают пробуждать у детей чувства национального достоинства, обогащают речь терминами национальной культуры, повседневной жизни.

Уроки литературы помогают воспитывать. Эти уроки жизни наравне учат детей красиво разговаривать литературным языком. Обращаю внимание на уроках по выразительному чтению, правильному и быстрому полному ответу, самостоятельной работе учащихся. Учащиеся осмысливают прочитанное, выражают свою оценку, толкуют позицию автора. Ученики учатся применять цитаты, пословицы, поговорки.

При изучении биографии писателей, драматургов, поэтов, художников применяю на уроках различные виды письменных работ. После изучения произведений, учащиеся пишут сочинения, характеристики героям. Например: после рассказа Г. Исхаки “Сөннәтче бабай” пишут характеристику главному герою - Сөннәтче бабай. Также после прочтения в 8 классе повести “Туган ягым - яшел бишек” пишут сочинения. В 5 - 8 классах после прохождения сказок и отрывков мы ставим инсценировки. У детей эти занятия улучшают пам'ять, развивают выразительность, эмоциональный настрой учащихся. Например: Мажит Гафури “Сарыкны кем ашаган?”, Г. Камал “Беренче театр”.

Большое значение придаю выразительному чтению учащихся, работе учащихся по группам, составляют диалоги - воспитываю в них дружелюбие, взаимопомощь.

Множество теперь возможностей, чтобы развивать связную речь учащихся. Эту работу каждый учитель организует по-своему и старается достичь успехов. Это цель каждого учителя.

Примеры скороговорок:

Синең мускул мускулмыни, мускул түгел ул- мыскыл. Менә Мостафа мускулы мускул дисәң дә мускул.

Мич башында биш мәче, биш мәченең биш башы.Биш мәченең биш башына ишелмәсен мич ташы.

Җиләк, җиләк, җиләкләр,

Бик тиз тулмый чиләкләр.

Тулыр иде чиләге,

Юк бит аның җиләге.

Также, как и в других языках, татарские скороговорки помогают вырабатывать четкую дикцию. Для русскоязычных это дополнительное улучшение речи и проговаривание слов в более сложном формате. С помощью скороговорок на татарском языке можно успешно избавиться даже от самых сложных дефектов речи.

Әйткән сүз – aткaн ук. 15 татарских пословиц на все случаи жизни

Пословица – это краткое народное изречение с назидательным смыслом. Отличается от поговорки тем, что представляет собой законченное предложение со смыслом.

1. Тырышкaн тaбaр, тaшкa кaдaк кaгaр. – Старательный найдёт (способ), забьёт гвоздь в камень. Пословица о том, что если стараться, можно достичь (почти) всего, даже забить гвоздь в камень. тырышу – стараться табу – находить таш – камень кадак – гвоздь кагу – забивать

2. Әйткән сүз – aткaн ук. – Сказанное слово – выстреленная стрела.

  Хороший друг – отрада для души. Пословицы и поговорки о дружбе

Пословица о том, что прежде чем сказать что-то, нужно хорошенько подумать. Русский аналог: «слово не воробей, вылетит – не поймаешь». әйтү – сказать сүз – слово ату – стрелять ук– стрела

3. Җил исми, яфрaк сeлкeнми. – Ветер не подует – листок не шевельнётся.                           Причинно-следственная связь по-татарски.  Пословица о том, что для результата нужно что-то сделать. җил – ветер исү – дуть, веять яфрак – лист дерева селкенү – шевелиться​, дрожать

4. Син эшне сөйсәң, эш тә сине сөяр. – Если полюбишь работу, она тебя тоже полюбит.Татарская версия пословицы «Работа лодыря не любит». син – ты сөйсәң – (если) полюбишь

5. Әйбeрнeң яңaсы яxшы, дусның искeсe яxшы​. – Вещь лучше новая, друг лучше старый.  Известная пословица «Старый друг лучше новых двух» на татарский манер. әйбер – вещь яңа – новый яхшы – хороший, хорошо дус – друг иске – старый

6. Бaшлaнгaн эш – бeткән эш. – Начатое дело – законченное дело.

Не знаете как покончить с прокрастинацией? Татарский рецепт вам на помощь: просто начните башлау – начать эш – дело, работа бетү – заканчиваться

7. Бүгeн бaр, иртәгә юк. – Сегодня есть, завтра нет.

 Цитаты про брата: фразы и статусы со смыслом о братьях

Выражение о скоротечности жизни, событий и людей вокруг нас.                                         бүген – сегодня бар – есть иртәгә – завтра юк – нет

10 татарских фраз на все случаи жизни

8. Эшләп aшaсaң, aрыш икмәгe дә тәмлe. – О вкусе ржаного хлеба, если он заработан своим трудом.  У татар много пословиц про труд. Это выражение тоже подчёркивает важность работы. эшләү – работать ашау – кушать, есть арыш икмәге – ржаной хлеб тәмле – вкусный

9. Кeмнeң aрбaсынa утырсaң, шуның җырын җырлaрсың. – На чью повозку сядешь, того песню и будешь петь.  Известный русский аналог пословицы: «кто платит, тот заказывает музыку». кем – кто арба – повозка утыру – садиться шул – тот җыр – песня җырлау – петь

10. Өрә бeлмәгән эт aвылгa бүрe китeрeр. – Собака, не умеющая лаять, приведёт в деревню волка.  А вот и пословица о важности умения выполнять свою работу качественно. өрү – лаять белү – знать, уметь эт – собака авыл – деревня бүре – волк китерү – приводить

11. Әрем дә файдалы да була ала – И полынь может быть полезной. О том, что у монеты бывает две стороны. әрем – полынь файдалы – полезный булу – быть алу – может

  О происхождении выражения "держать камень за пазухой"

12. Ватык чүлмәкне ябыштырып булмый. – Нельзя склеить разбитый горшок.

Пословица о необратимости или невозможности некоторых действий.

ватык – сломанный чүлмәк – горшок ябыштыру – клеить булу – быть

13. Күңел күзе күрмәсә, маңгай күзе — ботак тишеге. Пословица о внутренней и внешней красоте, понимании между людьми.

Даже не смогли найти русский аналог. Предложите свой!

күңел – душа күз – глаз күрмәсә – (если) не видит маңгай — лоб ботак — ветка (дерева) тишек — дырка

14. Агач –​ җимеше белән, кеше –​ эше белән. – Дерево (славится) своим плодом, человек – своей работой. Известная пословица о том, что человека в первую очередь украшают его поступки и действия. агач – дерево җимеш – плод белән – с (послелог) кеше – человек эш – работа, дело

15. Кергәнче чыгуыңны уйла. – Прежде чем зайти, подумай о том, как выйдешь.

Предусмотрительность и умение думать наперёд – важное качество, о чём и говорится в этой пословице.   керү – входить чыгу – выходить уйлау – думат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"

отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы

Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной  специальной методике преподавания русского языка и литературы....

Алгоритм формирования связной речи на уроках эвенского языка.

Учащиеся старших классов интересуются искусством, живописью своих родных сородичей. Поэтому целями   моей работы на уроках эвенского языка  являются:-воспитывать личность как этнос поср...

Статья "Развитие связной речи на уроках русского языка"

Формирование культуры связной речи учащихся, интересные формы и виды работ, применяемые технологии...

Формирование компетенции связного изложения мыслей в устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта)

Данный педагогический опыт возник и сформировался в условиях МБОУ СОШ №9 г. Холмска в период с 2012 по 2015 учебный год и является актуальным в настоящее время в связи с введением ФГОС основного общег...

Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»

В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...