ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
методическая разработка

Галкина Лариса Юрьевна

Работа учителя русского языка и литературы  в поликультурной среде в классах полиэтнического состава

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галкина Лариса Юрьевнаhttps://ykl-res.azureedge.net/6feacaae-7d62-41bb-9d97-5b15ef74fff2/photomedium.jpg

Учитель русского языка и литературы

МБОУ « Лицей №24»

Работа с текстом на уроках русского языка как средство

формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Одним из главных условий возникновения данного опыта явились следующие факты: у школьников  наблюдается дефицит коммуникативных навыков, они не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто произвольно общаться друг с другом. Часто живая, культурная речь заменяется стандартной житейской мимикой и жестами, примитивными невербальными способами общения. Трудности у многих детей возникают при написании самостоятельных работ: сочинений, изложений. Ученики допускают большое количество речевых ошибок в работах творческого характера. В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Считаю, что текстоцентрический подход - необходимое условие достижения нового качства образования, главным содержанием которого является формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы

организации работы на уроке с текстом:

- комплексная работа с текстом;

- лингвистический анализ текста;

- тематические (речевые) уроки;

- «самодиктанты»;

- лексические разминки;

- сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение;

- редактирование текста;

- различные виды диктантов

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- работа с текстами-миниатюрами

- сравнение 2-х текстов;

- письмо;

- коммуникативные и игровые ситуации.

Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции, это:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста,

- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать

высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая

последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и

выразительность речи,

- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе

орфографические и пунктуационные.

Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно- познавательной единицы.

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1. Выразительное чтение текста.

2. Словарная работа.

3. Тема текста.

4. Идея текста.

5. Тип текста.

6. Стиль текста.

7. Выразительные средства речи и их роль.

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной  культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. Урок начинается  с мобилизующего этапа, например, словарной работы, затем дети решают логико-лингвистическую задачу (формулируют тему и цель урока) и оформляют ее в виде небольшого текста- умозаключения. На доске запись: Цель урока: 1) познакомиться с… 2) научиться…

Во время изучения нового материала эффективность работы подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Например, рассуждение-поиск с помощью вопросов учителя. Большое место здесь отводится развитию логического мышления учащихся. Так на уроке русского языка уместно такое задание: «Прочитайте пары предложений, определите, какое обозначает причину названного в них явления, а какое – следствие. Запишите их в следующем порядке: сначала – причина, затем – следствие. При написании предложений избегайте повтора одинаковых слов, заменяйте их другими, близкими по смыслу».

1) Около этого р..стения (не) бывает инея. Кипрей выделяет т..плоту.

2) Береза в тундре (не) может выр..сти большой. В тундре суровая з..ма.

Проверка данного упражнения проводится по нескольким направлениям: сначала выявляется и обосновывается порядок записи предложений каждой пары, после этого проверяется орфографическая грамотность. При этом формирование орфографической зоркости сочетается с осуществлением умственных операций (группировка,  классификация,исключение лишнего и т.д.).

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу примеры.

1. Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь

описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему

вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у

зрителей. Кто лучше справится с этой задачей? Конкурс на лучший

рассказ экскурсовода.

2. Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает

речевые ошибки. Исправьте их.

1) Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов.

2) Впереди лидирует команда наших спортсменов.

3) На площади он увидел огромную массу народа.

4) Художник подарил музею свой автопортрет.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению. Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения. Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?

1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.

2. Красную речь хорошо и слушать.

3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.

4. Красное дерево редко, красное слово метко.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры

на уроке.

Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы

получилась метафора.

5. «Лингвист». Исследуйте текст.

Тематические уроки – это неиссякаемый источник обогащения речи учащихся. Учебная и речевая тема составляют единое целое. Такую форму работы можно организовать на повторительно-обобщающих уроках после изучения учебной темы. Повторение на тематическом уроке проходит на уровне систематизации знаний и применение их на практике. Развитие речи учащихся, закрепление речеведческих навыков происходит путем анализа текстов, исследования их с точки зрения лингвистики. Уроки по лингвистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвистического анализа текста и чему учит данный текст. Использование текста при обучении русскому языку создает условия для осуществления личностно-ориентированной педагогики – эта работа позволяет воспитать свободную личность, наделенную субъективным опытом и реализовавшую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.

Систематическая работа с текстом на уроках русского языка как средством формирования коммуникативных компетенций позволяет достичь определенных результатов:

- у большинства учащихся формируется позитивная мотивация в изучении русского языка;

- более эффективно проходит развитие учебных умений и навыков;

- обогащается словарный запас учащихся, совершенствуются их речевое развитие;

- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться

реальных успехов в учебе, различных конкурсах;

- успешная сдача устного собеседования и письменного экзамена по русскому языку.

                                                 

                                    Литература:

1) Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка

развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.

2) Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. – С.8-16.

3) Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17.

4) Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе .— Пермь: Меркурий, 2011.



Предварительный просмотр:

Галкина Лариса Юрьевнаhttps://ykl-res.azureedge.net/6feacaae-7d62-41bb-9d97-5b15ef74fff2/photomedium.jpg

Учитель русского языка и литературы

МБОУ « Лицей №24»

Работа с текстом на уроках русского языка как средство

формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Одним из главных условий возникновения данного опыта явились следующие факты: у школьников  наблюдается дефицит коммуникативных навыков, они не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто произвольно общаться друг с другом. Часто живая, культурная речь заменяется стандартной житейской мимикой и жестами, примитивными невербальными способами общения. Трудности у многих детей возникают при написании самостоятельных работ: сочинений, изложений. Ученики допускают большое количество речевых ошибок в работах творческого характера. В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Считаю, что текстоцентрический подход - необходимое условие достижения нового качства образования, главным содержанием которого является формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы

организации работы на уроке с текстом:

- комплексная работа с текстом;

- лингвистический анализ текста;

- тематические (речевые) уроки;

- «самодиктанты»;

- лексические разминки;

- сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение;

- редактирование текста;

- различные виды диктантов

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- работа с текстами-миниатюрами

- сравнение 2-х текстов;

- письмо;

- коммуникативные и игровые ситуации.

Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции, это:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста,

- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать

высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая

последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и

выразительность речи,

- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе

орфографические и пунктуационные.

Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно- познавательной единицы.

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1. Выразительное чтение текста.

2. Словарная работа.

3. Тема текста.

4. Идея текста.

5. Тип текста.

6. Стиль текста.

7. Выразительные средства речи и их роль.

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной  культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. Урок начинается  с мобилизующего этапа, например, словарной работы, затем дети решают логико-лингвистическую задачу (формулируют тему и цель урока) и оформляют ее в виде небольшого текста- умозаключения. На доске запись: Цель урока: 1) познакомиться с… 2) научиться…

Во время изучения нового материала эффективность работы подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Например, рассуждение-поиск с помощью вопросов учителя. Большое место здесь отводится развитию логического мышления учащихся. Так на уроке русского языка уместно такое задание: «Прочитайте пары предложений, определите, какое обозначает причину названного в них явления, а какое – следствие. Запишите их в следующем порядке: сначала – причина, затем – следствие. При написании предложений избегайте повтора одинаковых слов, заменяйте их другими, близкими по смыслу».

1) Около этого р..стения (не) бывает инея. Кипрей выделяет т..плоту.

2) Береза в тундре (не) может выр..сти большой. В тундре суровая з..ма.

Проверка данного упражнения проводится по нескольким направлениям: сначала выявляется и обосновывается порядок записи предложений каждой пары, после этого проверяется орфографическая грамотность. При этом формирование орфографической зоркости сочетается с осуществлением умственных операций (группировка,  классификация,исключение лишнего и т.д.).

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу примеры.

1. Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь

описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему

вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у

зрителей. Кто лучше справится с этой задачей? Конкурс на лучший

рассказ экскурсовода.

2. Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает

речевые ошибки. Исправьте их.

1) Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов.

2) Впереди лидирует команда наших спортсменов.

3) На площади он увидел огромную массу народа.

4) Художник подарил музею свой автопортрет.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению. Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения. Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?

1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.

2. Красную речь хорошо и слушать.

3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.

4. Красное дерево редко, красное слово метко.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры

на уроке.

Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы

получилась метафора.

5. «Лингвист». Исследуйте текст.

Тематические уроки – это неиссякаемый источник обогащения речи учащихся. Учебная и речевая тема составляют единое целое. Такую форму работы можно организовать на повторительно-обобщающих уроках после изучения учебной темы. Повторение на тематическом уроке проходит на уровне систематизации знаний и применение их на практике. Развитие речи учащихся, закрепление речеведческих навыков происходит путем анализа текстов, исследования их с точки зрения лингвистики. Уроки по лингвистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвистического анализа текста и чему учит данный текст. Использование текста при обучении русскому языку создает условия для осуществления личностно-ориентированной педагогики – эта работа позволяет воспитать свободную личность, наделенную субъективным опытом и реализовавшую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.

Систематическая работа с текстом на уроках русского языка как средством формирования коммуникативных компетенций позволяет достичь определенных результатов:

- у большинства учащихся формируется позитивная мотивация в изучении русского языка;

- более эффективно проходит развитие учебных умений и навыков;

- обогащается словарный запас учащихся, совершенствуются их речевое развитие;

- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться

реальных успехов в учебе, различных конкурсах;

- успешная сдача устного собеседования и письменного экзамена по русскому языку.

                                                 

                                    Литература:

1) Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка

развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.

2) Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. – С.8-16.

3) Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17.

4) Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе .— Пермь: Меркурий, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИЙ ЯЗЫК НА БОРТУ КОРАБЛЯ «БРИГАНТИНА»

Данная методика основывается на игровой деятельности. Она предполагает, что на уроках русского языка  учебнывй материал будет изучаться в форме путешествия на борту корабля "Бригантина"....

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс (для класса с расширенным изучением русского языка)

Рабочая программа составлена на основе авторских программ (авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского)....

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс (для класса с расширенным изучением русского языка)

Рабочая программа составлена на основе авторских программ (авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского)....

Итоги апробации учебно-методических комплексов для специалистов, работающих в образовательных организациях, реализующих программы общего образования всех уровней с изучением русского языка в двуязычной образовательной среде с полиэтническим контингентом о

Итоги апробации учебно-методических комплексов для специалистов, работающих в образовательных организациях, реализующих программы общего образования всех уровней с изучением русского языка в двуязычно...