Программа элективного курса «Юный филолог»
элективный курс (9 класс)
Хасанова Г.Ф., Программа элективного курса «Юный филолог»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ “БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ”
ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
Кафедра башкирской литературы и культуры 44.03.01 – Педагогическое образование (уровень бакалавриат) Направленность (профиль) «Родной (башкирский) язык и литература» Курс IV |
ХАСАНОВА ГУЗЕЛЬ ФАИЗОВНА
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ»
ПО ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
(для обучающихся 9 классов)
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент
Хабибуллина З.А.
УФА 2022
Аннотация
Хасанова Г.Ф., Программа элективного курса «Юный филолог» по лингвистическому краеведению
Программа предназначена для обучающихся 9 классов МОБУ ООШ с. Юлуково МР Гафурийский район и может быть использована как методическое пособие в организации научно-исследовательской деятельности по лингвистическому краеведению – изучению диалектной лексики.
Информация об авторе: Хасанова Гузель Фаизовна – студент IV курса ФГБОУ ВО “БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ”, направления 44.03.01 – Педагогическое образование (уровень бакалавриат), направленность (профиль) «Родной (башкирский) язык и литература» // учитель башкирского языка и литературы МОБУ ООШ с.Юлуково МР Гафурийский район.
E-mail: guzelgum90@mail.ru
Пояснительная записка
Одна из насущных проблем современного общества – возрождение духовности, национального самосознания. О необходимости изучать родной край, использовать местный материал в обучении и воспитании учащихся, приобщать их к серьезным исследованиям писали К.Д. Ушинский, Д.С. Лихачев, В.А. Малаховский. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», - справедливо отмечал академик Д.С. Лихачев.
Учебный предмет «Родной (башкирский) язык» является мощным источником приобщения учащихся к национальной культуре и в первую очередь – к культурным традициям своего края. Вот почему одной из задач современной методики родного (башкирского) языка является формирование культуроведческой компетенции учащихся, то есть обучение языку как средству приобщения к национальной культуре, формирования знаний о быте, обычаях, традициях башкирского народа.
Актуальность этого подтверждается и содержанием современной концепции духовно – нравственного развития и воспитания школьников на основе базовых национальных ценностей, «…хранимых в социально – исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, Башкортостана…». Однако в школьной практике краеведческий материал, к сожалению, используется не в полной мере. Между тем, каждое село – это неиссякаемый источник культурных и исторических традиций, языковых особенностей, призванных сформировать у учащихся представления о родном языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Лингвокраеведение – это особый вид исследовательской работы учащихся, которая может состоять в изучении языковых традиций, говоров, характерных языковых особенностей родного края. Необходимо отметить, что обращение к языку народных говоров как важнейшему источнику изучения истории и культуры народа важно не только для учащихся, но и для самого учителя – словесника.
Диалекты являются составной частью современного башкирского языка, и поэтому их изучение чрезвычайно важно, поскольку оно позволяет, с одной стороны, вскрыть в структуре современных башкирских говоров такие явления, которые давно утрачены литературным языком, а с другой – наметить тенденции, определяющие развитие общенародного языка.
Особенности живой народной речи – это составная часть национальной культуры. Знакомясь с ней, можно узнать много нового о семейном укладе, традициях ведения хозяйства, обрядах и верованиях башкирского народа. Кроме того, изучение говоров даёт очень важный материал для истории башкирского языка, так как в говорах во многих случаях сохранились явления, литературным языком давно утраченные. Вот почему так важно сохранить для истории те названия, которые имеются (или имелись) в народном языке в наше время, но постепенно уходят из языка в силу различных причин.
Территориальные диалекты, испытывая воздействие литературного языка, в свою очередь, влияют на литературные нормы, в результате чего фонетические и морфологические диалектные особенности могут быть причиной речевых ошибок учащихся. Именно поэтому в условиях преподавания башкирского языка в сельской школе формирование орфографических навыков должно идти с учётом местных особенностей речи. Устойчивые фонетические и морфологические диалектные особенности могут быть причиной речевых ошибок.
Знание фактов диалектологии очень важно для полного понимания учащимися художественных произведений, в которых писатели широко используют диалектизмы. И наконец, изучение говора родного села учит предупредительному и корректному общению с незнакомыми людьми, уважительному отношению к живому башкирскому слову
Элективный курс «Юный филолог», на наш взгляд, является актуальным, так как изучение башкирского языка с учетом концепции компетентного подхода к результатам образовательной деятельности предусматривает разработку интегративных курсов, учитывающих формирование общеязыковых умений и навыков. Данная программа может быть реализована в условиях преподавания родного (башкирского) языка в сельской школе.
Новизна программы данного курса определяется включением новых знаний о диалектах, способствующих формированию навыков и умений лингвистической исследовательской деятельности. Данный элективный курс рассчитан на 18 часов, предназначен для учащихся 9 классов и проводится в одном из учебных полугодий по одному часу в неделю.
Цели обучения:
- углубление знаний учащихся о формах существования общенародного языка, в частности, о диалектном языке, наиболее противопоставленном литературному языку.
Необходимые знания о диалектном языке. В его задачи входит:
Задачи курса:
- Ознакомление учащихся с диалектной системой башкирского языка и особенностями говоров каждого диалекта, демонстрация единства строя башкирского языка в его наречиях, а также связи диалектных явлений с историей развития башкирского языка;
- Расширение представления о языковом богатстве башкирских говоров как составной части культурного наследия нашего народа;
- Развитие коммуникативных навыков свободного и грамотного общения с широким кругом разновозрастных групп собеседников;
- Формирование теоретической базы для определения особенностей живой разговорной речи на примере изучения лексики родного села;
- Знакомство учащихся с приемами лингвистического исследования.
Ведущие методы организации деятельности учащихся: наблюдение, опрос, беседа в процессе сбора материала; групповая работа по анализу и систематизации языкового материала; творческая индивидуальная работа в рамках выбранной темы исследовательской работы, реферата (портфолио); отчет о результатах научной работы (мини-доклад, презентация).
Содержание программы элективного курса включает теоретические, практические занятия и занятия исследовательского типа.
Теоретические занятия (лекции) посвящены изучению зилимского подговора среднего диалекта, классификации башкирских народных говоров, их основных признаков. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.
Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в определении диалектных особенностей и учатся работать со словарями.
На занятиях исследовательского типа (полевых наблюдений за разговорной речью) происходит обучение ведению тематической беседы (опроса) и сбор фактического материала для научных проектов.
Данный элективный курс имеет практическую направленность, так как учащиеся:
- совершенствуют знания о категориальных признаках основных единиц башкирского литературного языка (звук, слово, словоформа, предложение, словосочетание) в пределах школьного курса и дают языковым фактам адекватную характеристику;
- овладевают навыками записи звучащей речи;
- углубляют знания об основных нормах литературного языка и учатся сопоставлять факты разговорного языка и кодифицированной речи;
- учатся извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и справочников.
Процесс изучения элективного курса направлен на формирование следующих общекультурных и общеязыковых компетенций школьника:
– готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
– способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при изучении других школьных дисциплин;
– владение основами речевой культуры.
Результаты изучения курса:
– ученик правильно определяет диалектные особенности, опираясь на знание литературного языка;
– ученик применяет навыки научно-исследовательской работы в освоении дисциплин школьного курса;
– в своем поведении ученик проявляет уважительное отношение к народной культуре, истории родного села и его традициям, умеет общаться с людьми разных поколений.
Отличительной особенностью элективного курса «Юный филолог» является его метапредметная направленность, а взаимосвязь с учебным предметом «Родной (башкирский) язык» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Исходя из этого, ученик в процессе элективного курса получает возможность формирования следующих УУД:
Личностных:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Регулятивных:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательных:
- умение работать с информацией и выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
- операция установления взаимно-однозначного соответствия;
- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- операция классификации на конкретно-чувственном предметном материале;
- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной).
Коммуникативных:
- формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Планируемые результаты освоения коммуникативных УУД:
Ученик получает возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы);
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Формы контроля УУД:
Промежуточный: тесты с целью проверки усвоения теоретических знаний; тренировочные упражнения по анализу текстов фольклора и лингвистических хрестоматий в орфографической записи с отражением черт и наречий, умений определять типы говоров.
Итоговый: составление диалектного словаря; подготовка, презентация и защита рефератов по выбранной теме.
Данный курс разработан для реализации образовательных задач в условиях сельской школы, так как рассчитан на использование опыта постоянного длительного наблюдения за живой народной речью.
Тематический план
№ | Темы | Занятия, ч. | Теория | Практика |
1 | Литературный язык и башкирские народные говоры. Классификация башкирских народных говоров. Понятия «говор», диалект, «наречие». | 1 | 1 | |
2-3 | Основные признаки говоров башкирских диалектов | 2 | 1 | 1 |
4-5 | Диалектная лексика говора села – зилимского подговора среднего говора южного диалекта. | 2 | 1 | 1 |
6-7 | Диалектная лексика говора села по теме: «Человек». | 2 | 1 | 1 |
8-9 | Диалектная лексика говора села по теме: «Трудовая деятельность». | 2 | 1 | 1 |
10-12 | Диалектная лексика по теме: «Материальная культура». | 3 | 1 | 2 |
13-14 | Диалектная лексика по теме: «Питание». | 2 | 1 | 1 |
15-16 | Пути сообщения, транспортные средства. | 2 | 1 | 1 |
17 | Подготовка рефератов. | 1 | 1 | |
18 | Презентация и защита рефератов. | 1 | 1 |
Содержание занятий
Тема 1. Понятие диалекта (1 ч.).
Литературный язык и башкирские народные говоры. Классификация башкирских народных говоров. Понятия «говор», диалект, «наречие».
План:
- Понятие диалекта, признаки, по которым противопоставляются диалекты и литературный язык
- Определение диалектологии. Происхождение термина «диалектология»
- Основные разновидности национального языка. Соотношение литературного языка и территориальных диалектов с просторечием и социальными диалектами
- Связь диалектологии с другими науками
- Практические задачи науки и методика изучения местной речи
- Анализ текстов фольклора и лингвистических хрестоматий в орфографической записи с отражением черт говоров башкирских диалектов
Тема 2. Основные признаки говоров башкирских диалектов (южного диалекта, восточного диалекта и северо-западного диалекта (2 ч.).
План:
- Принципы диалектного членения башкирского языка
- Группировка говоров наречий
Практическая работа:
- Работа с картой
- Прочитать тексты, определить тип говора
Тема 3. Диалектная лексика говора села – зилимского подговора среднего говора южного диалекта (2 ч.).
План:
- Характерные особенности говоров среднего диалекта
- Отличительные черты зилимского подговора в системе среднего диалекта
- История родного села
- Общая характеристика говора родного села
Тема 4. Диалектная лексика говора села (2 ч.).
План:
- Понятие диалектного слова и недиалектные группы лексики говоров
- Типы соотношения диалектных слов и слов литературного языка (типы диалектизмов)
- Тематическая характеристика диалектной лексики
Упражнения:
- Изучение методики сбора лексики по теме: «Семья и семейные отношения» в соответствии с «Программой…»
Практическая работа: анализ собранного материала; составление словаря.
Тема 5. Диалектная лексика говора села по теме: «Человек» (2 ч.).
План:
- Изучение методики сбора лексики по теме: «Человек» в соответствии с «Программой…»
- Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи
Практическая работа: анализ собранного материала; составление словаря.
Тема 6. Диалектная лексика говора села по теме: «Трудовая деятельность» (2 ч.).
План:
- Изучение методики сбора лексики по теме: «Трудовая деятельность» в соответствии с «Программой…»
- Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи
Практическая работа: анализ собранного материала; составление словаря.
Тема 7. Диалектная лексика по теме: «Материальная культура» (3 ч.).
План:
- Изучение методики сбора лексики по теме « Материальная культура» в соответствии с «Программой…»
- Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи
Практическая работа: анализ собранного материала; классификация лексики по тематическим группам: «Дом», «Подворье», «Строительство», «Домашняя утварь», «Одежда»; составление словаря, подготовка необходимых чертежей, рисунков, фотографий.
Тема 8. Диалектная лексика по теме: «Питание» (2 ч.).
План:
- Изучение методики сбора лексики по теме «Питание» в соответствии с «Программой…»
- Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи.
Практическая работа: анализ собранного материала; составление словаря по теме: «Пища, напитки и их приготовление», подготовка необходимых рисунков, фотографий.
Тема 9. Пути сообщения, транспортные средства (2 ч.).
План:
- Изучение методики сбора лексики по теме «Пути сообщения, транспортные средства» в соответствии с «Программой…»
- Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи
Практическая работа: анализ собранного материала; составление словаря по теме, подготовка необходимых рисунков, фотографий.
Тема 10. Подготовка рефератов (1 ч.).
План:
- Определение темы, цели, задач исследовани
- Поиск и исследование литературы по теме. Отбор фактического материала.
- Анализ результатов исследования. Определение актуальности и новизны исследования.
- Разработка структуры работы.
- Подготовка текста публичного выступления и электронной презентации.
Тема 11. Презентация и защита (1 ч.).
План:
- Корректировка текста публичного выступления.
- Анализ соответствия оформления доклада требованиям.
- Корректировка Защита результатов исследования.
- Анализ опыта участия в конференции. Оценка достижений.
- Определение возможных путей расширения, углубления, видоизменения темы исследования. Формулировка перспектив развития темы.
Материально-техническое обеспечение курса
Компьютер, проектор, экран
ЛИТЕРАТУРА
Монографии, учебники
- Аҙнағолов Р.Ғ. Диалект шарттарында башҡорт телен уҡытыу методикаһы. – Өфө: Китап, 1991. – 145 бит.
- Асфандиаров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. – Уфа: Китап, 2009. – 744 с.
- Башкирский диалектологический сборник / Ред. Т.М. Гарипов, Н.Х. Ишбулатов, А.А. Юлдашев. – Уфа, 1959. – 224 с.
- Башҡорт диалектологияһы. Башҡорт теленең тарихи грамматикаһы. Уҡытыу-методик материалдары / Төҙ: Г.Н. Йәғәфәрова, Ғ.Ғ. Ҡаһарманов. – Стәрлетамаҡ: СДПИ, 2008. – 86 бит.
- Башҡорт теле. Юғары уҡыу йорттарының филология факультеты студенттары өсөн дәреслек / Г.Р. Абдуллина, Г.Д. Вәлиева, К.Ғ. Ишбаев (яуаплы мөхәррир) һ.б. – Өфө: Китап, 2012. – 616 бит.
- Бейеш Ә. Тел хикмәттәре. – Өфө: Китап, 1999. – 144 бит.
- Ишбулатов Н.Х. Башҡорт теле һәм уның диалекттары. – Өфө: Китап, 2000. – 210 бит.
- Кейекбаев Ж.F. Башҡорт теленең диалекттары тураһында: Башҡорт теле уҡытыусыларына ярҙамға. - Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1960. – 3 - 31-се биттәр.
- Максютова Н.Х. Башкирские говоры, находящиеся в иноязычном окружении. - Уфа: «Китап», 1996.- С. 288.
- Максютова Н.Х. Восточный диалект башкирского языка.- М.: Наука, 1976.- 288 бит.
- Миржанова С.Ф. Северо-западный диалект башкирского языка: Формирование и современное состояние. – 2-е изд. – Уфа, 2006. – 300 с.
- Миржанова С.Ф. Южный диалект башкирского языка. - М., 1979.- 271с.
- Мәҡсүтова Н.Х. Башҡорт һөйләштәренән үрнәктәр. - Өфө: Башкортостан китап нәшриәте, 1988. - 224 бит.
- Псәнчин В.Ш. Һүҙ тылсымы. – Өфө: Башҡортостан “Китап” нәшриәте, 1996. – 336 бит.
- Псәнчин В.Ш. Әсә теле: Урта мәктәптең 9-сы класы өсөн дәреслек. 5-се баҫма, үҙгәрешле. – Өфө: Китап, 2009. – 168 бит.
- Хөсәйенова Л.М. Башҡорт диалектологияһы: Башҡорт филол. факультетының “05. 03. 02 – Туған (башҡорт) тел һәм әҙәбиәт” белгеслеге студенттары өсөн уҡыу ҡулланмаһы. – Стәрлетамаҡ: Зәйнәб Биишева ис. Стәрлетамаҡ дәүләт пед. академияһы, 2011. – 154 бит.
- Шәкүр Р. Башҡорт диалектологияһы [Текст]: уҡыу ҡулланмаһы. – Өфө: БДПУ нәршиәте, 2011. – 220 бит.
Научные статьи
- Аҙнабаева Г. Дәрестә ерле материалдарҙы файҙаланыу // Башҡортостан уҡытыусыһы. – 2019. - № 5. – 16-18-се биттәр.
- Алсынбаева Р. Диалект шарттарында фонетика уҡытыу // Башҡортостан уҡытыусыһы. – 2005. – № 12. – 18-19-сы биттәр.
- Бәҙретдинов С. Әсәйме, әллә инәйме? // Башҡортостан. – 2016 йыл. 24-се май. – 5-се бит.
- Зәйнетдинова Р. Гөлнур Яҡупованың “Ҡатындар” трилогияһында диалектизмдар // Молодежь. Прогресс. Наука: сб. Материалов VIII межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых, Республики Башкортостан, г. Стерлитамак, 25 марта – 6 апреля 2013 г. / Отв. ред. В.Н. Кризский, зам. отв. ред. Г.В. Мишина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. – 356 с.
- Ишбирҙин Э.Ф. Башҡорт әҙәби теле һәм уның диалекттар менән мөнәсәбәте // Актуальные проблемы диалектологии языков народов России: Материалы Х региональной конференции. – Уфа, 2010. – С. 105-109.
- Шакур Р. Курс башкирской диалектологии в вузах Башкортостана // Истоки духовности: Исследования. Публицистика. - Уфа: Гилем, 2009. – С. 230-236.
- Шәкүр Р. Башҡорт теленең диалекттар системаһы һәм уны классификациялау мәсьәләһе // Быуаттар аманаты: Тикшеренеүҙәр, мәҡәләләр. Өфө: Китап, 2002. – 218-222-се биттәр.
- Fүмәрова З. Ерле һөйләш шарттарында уҡыусыларҙы әҙәби телгә өйрәтеү // Башҡортостан уҡытыусыһы, 1980. - № 3. - 27 – 29-сы биттәр.
Энциклопедии, словари
- Башҡорт теленең диалекттар һүҙлеге (Рәсәй Фәндәр академияһы. Өфө фәнни үҙәгенең Тарих, тел һәм әҙәбиәт институты). – Өфө: Китап, 2002. – 432 бит.
- Башҡорт теленең һүҙлеге. I-II том. – М.: Русский язык, 1996.
- Башҡорт һөйләштәренең һүҙлеге: 3 томда. Т.1. Көнсығыш диалект / Н.Х.Ишбулатов һәм Н.Х.Мәҡсүтова редакторлығында. - Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1967.
- Башҡорт һөйләштәренең һүҙлеге: 3 томда.Т.2. Көньяҡ диалект / Н.Х.Мәҡсүтова редакторлығында. – Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1970.
- Башҡортостан: Ҡыҫҡаса энциклопедия: Урыҫсанан тулыландырылған һәм төҙәтелгән тәржемәһе / Баш мөхәррир Р.З. Шәкүров. – Өфө: “Башҡорт энциклопедияһы” дәүләт ғилми нәшриәте, 1997. – 696 бит, һүрәттәре менән.
- Башҡортса-русса һүҙлек. – М.: «Русский язык», 1996.
- Диалектологический атлас башкирского языка. – Уфа; Гилем, 2005. – 234 с., 169 карт.
- Ураҡсин З.Ғ. Башҡорт теленең фразеологик һүҙлеге. – Яңыртылған, 2-се баҫма. – Өфө: Китап, 2006. – 344 бит.
Художественная литература
- Зәйнетдинова Р.Ғ. Килен шәле: хикәйәләр / Рәзинә Зәйнетдинова. – Өфө: Китап, 2017. – 88 бит.
- Зәйнетдинова Р. Алмашыныу // Шоңҡар. – 2018, № 3. – 7-9-сы биттәр.
- Кейекбаев Ж. Туғандар һәм таныштар: роман. – Өфө: Китап, 2009. – 384 бит.
- Ҡунафин М.С. Тәңре өрөк ҡапҡанда: хикәйәләр. – Өфө: Китап, 2012. – 216 бит.
- Ҡунафин Мөнир. Йөҙөп барғанда, ти, аттар диңгеҙҙә... (повесть һәм хикәйәләр). – Өфө: Китап, 2016. – 132 бит.
- Ҡунафин М. Соҡор // Ағиҙел. – 2020. - № 11. – 108-135-се биттәр.
- Ҡунафин М.С. Шаҡмаҡ ҡояш: повестар, хикәйәләр / Мөнир Ҡунафин. – Өфө: Китап, 2021. – 304 бит.
- Сабитова Р. Өлкәнәйеү: хикәйәләр. – Өфө: Китап, 2007. – 80 бит.
- Сабитова Р. Артыҡбикә // Ағиҙел. – 2013, №4, №5.
- Әбүзәр С. Ғәмәл дәфтәре: шиғырҙар, поэмалар / Салауат Әбүзәр. – Өфө: Китап, 2017. – 200 бит.
- Әминев Ә.М. Бер кәмәлә: повестар, хикәйәләр / Әмир Әминев. – Өфө: Китап, 2016. – 444 бит.
- Яҡупова Г.М. Ҡатындар: трилогия / Гөлнур Яҡупова. – Өфө: Китап, 2013. – 728 бит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-153336-1357749141.jpg)
Программа элективного курса "Юный дендролог"
Курс по выбору «Юный дендролог» предназначен для учащихся 9 классов ориентированных на естественнонаучный или естественно-математический профиль. Содержание курса позволит уч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-349120-1384873755.jpg)
Авторская программа элективного курса "Юный предприниматель"
Элективный курс разработан для обучающихся 10 классов. Основная цель изучение формирование первоначальных знаний по основам предпринимательской деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-391233-1390738000.jpg)
программа элективного курса "Юный химик"
Данный элективный курс рассчитан на 3 года. Прилагаются : пояснительная записка, учебно-тематический план обучения,содержание программы ина каждый год обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-246265-1366561800.jpg)
Программа элективного курса "Юный краевед-фотограф", 8 класс, учителя истории высшей категории Козлова Олега Филипповича, Стегримовский филиал МБОУ Соболевская основная общеобразовательная школа им.А.Н.Попова, Монастырщинский район, Смоленская обла
Рабочая Программа элективного курса «Юный краевед-фотограф», 8 класс Автор: Олег Филиппович Козлов, учитель истории и музыкивысшей категории, Стегримовский филиал, МБОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/23/picture-1129631-1553356610.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Юные математики" для 6 класса
Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-195702-1359973705.jpg)
Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления в рамках реализации программы элективного курса «Юный журналист» как важного условия социализации личности учащихся"
ФГОС общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в ва...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/16/picture-1469774-1681645341.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Юные зоологи»
Рабочая программа элективного курса «Юные зоологи» для 7 класса, ориентированная на сопровождение и поддержку учебного предмета «Биология» предметной области «Естес...
- Мне нравится (1)