Программа элективного курса «Юный филолог»
элективный курс (9 класс)

Хәсәнова Гүзәл Фәйез ҡыҙы

Хасанова Г.Ф., Программа элективного курса «Юный филолог» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_filolog_hasanova_g.f.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ “БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ”

ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

Кафедра башкирской литературы и культуры

44.03.01 – Педагогическое образование

(уровень бакалавриат)

Направленность (профиль)

«Родной (башкирский) язык и литература»

Курс IV

ХАСАНОВА ГУЗЕЛЬ ФАИЗОВНА

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ»

ПО ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

(для обучающихся 9 классов)

 

 

                             Научный руководитель:  

                             к.ф.н., доцент

                             Хабибуллина З.А.

 

УФА 2022

Аннотация

Хасанова Г.Ф., Программа элективного курса «Юный филолог» по лингвистическому краеведению

Программа предназначена для  обучающихся 9 классов МОБУ ООШ с. Юлуково МР Гафурийский район и может быть использована как методическое пособие в организации научно-исследовательской деятельности по лингвистическому краеведению – изучению диалектной лексики.

Информация об авторе: Хасанова Гузель Фаизовна – студент IV курса  ФГБОУ ВО  “БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ”, направления 44.03.01 – Педагогическое образование (уровень бакалавриат), направленность (профиль) «Родной (башкирский) язык и литература» // учитель башкирского языка и литературы МОБУ ООШ с.Юлуково МР Гафурийский район.

 E-mail: guzelgum90@mail.ru 


Пояснительная записка

Одна из насущных проблем современного общества – возрождение духовности, национального самосознания. О необходимости изучать родной край, использовать местный материал в обучении и воспитании учащихся, приобщать их к серьезным исследованиям писали К.Д. Ушинский, Д.С. Лихачев, В.А. Малаховский. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», - справедливо отмечал академик Д.С. Лихачев.

Учебный предмет «Родной (башкирский) язык» является мощным источником приобщения учащихся к национальной культуре и в первую очередь – к культурным традициям своего края. Вот почему одной из задач современной методики родного (башкирского) языка является формирование культуроведческой компетенции учащихся, то есть обучение языку как средству приобщения к национальной культуре, формирования знаний о быте, обычаях, традициях башкирского народа.

Актуальность этого подтверждается и содержанием современной концепции духовно – нравственного развития и воспитания школьников на основе базовых национальных ценностей, «…хранимых в социально – исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, Башкортостана…». Однако в школьной практике краеведческий материал, к сожалению, используется не в полной мере. Между тем, каждое село – это неиссякаемый источник культурных и исторических традиций, языковых особенностей, призванных сформировать у учащихся представления о родном языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Лингвокраеведение – это особый вид исследовательской работы учащихся, которая может состоять в изучении языковых традиций, говоров, характерных языковых особенностей родного края. Необходимо отметить, что обращение к языку народных говоров как важнейшему источнику изучения истории и культуры народа важно не только для учащихся, но и для самого учителя – словесника.  

Диалекты являются составной частью современного башкирского   языка, и поэтому их изучение чрезвычайно важно, поскольку оно позволяет, с одной стороны, вскрыть в структуре современных башкирских говоров такие явления, которые давно утрачены литературным языком, а с другой – наметить тенденции, определяющие развитие общенародного языка.

Особенности живой народной речи – это составная часть национальной культуры. Знакомясь с ней, можно узнать много нового о семейном укладе, традициях ведения хозяйства, обрядах и верованиях башкирского народа. Кроме того, изучение говоров даёт очень важный материал для истории башкирского языка, так как в говорах во многих случаях сохранились явления, литературным языком давно утраченные. Вот почему так важно  сохранить для истории те названия, которые имеются (или имелись) в народном языке в наше время, но постепенно уходят из языка в силу различных причин.  

Территориальные диалекты, испытывая воздействие литературного языка, в свою очередь, влияют на литературные нормы, в результате чего фонетические и морфологические диалектные особенности могут быть причиной речевых ошибок учащихся. Именно поэтому в условиях преподавания башкирского языка в сельской школе формирование орфографических навыков должно идти с учётом местных особенностей речи. Устойчивые фонетические и морфологические диалектные особенности могут быть причиной речевых ошибок.

Знание фактов диалектологии очень важно для полного понимания учащимися художественных произведений, в которых писатели широко используют диалектизмы. И наконец, изучение говора родного села учит предупредительному и корректному общению с незнакомыми людьми, уважительному отношению к живому башкирскому слову

Элективный курс «Юный филолог», на наш взгляд, является актуальным, так как изучение башкирского языка с учетом концепции компетентного подхода к результатам образовательной деятельности предусматривает разработку интегративных курсов, учитывающих формирование общеязыковых умений и навыков. Данная программа может быть реализована в условиях преподавания родного (башкирского) языка в сельской школе.

Новизна программы данного курса определяется включением новых знаний о диалектах, способствующих формированию навыков и умений лингвистической исследовательской деятельности. Данный элективный курс рассчитан на 18 часов, предназначен для учащихся 9 классов и проводится в одном из учебных полугодий по одному часу в неделю.

Цели обучения:

- углубление знаний учащихся о формах существования общенародного языка, в частности, о диалектном языке, наиболее противопоставленном литературному языку.

Необходимые знания о диалектном языке. В его задачи входит:

Задачи курса:

  1. Ознакомление учащихся с диалектной системой башкирского языка и особенностями говоров каждого диалекта, демонстрация единства строя башкирского языка в его наречиях, а также связи диалектных явлений с историей развития башкирского языка;
  2. Расширение представления о языковом богатстве башкирских говоров как составной части культурного наследия нашего народа;
  3. Развитие коммуникативных навыков свободного и грамотного общения с широким кругом разновозрастных групп собеседников;
  4. Формирование теоретической базы для определения особенностей живой разговорной речи на примере изучения лексики родного села;
  5. Знакомство учащихся с приемами лингвистического исследования.

Ведущие методы организации деятельности учащихся: наблюдение, опрос, беседа в процессе сбора материала; групповая работа по анализу и систематизации языкового материала; творческая индивидуальная работа в рамках выбранной темы исследовательской работы, реферата (портфолио); отчет о результатах научной работы (мини-доклад, презентация).

Содержание программы элективного курса включает теоретические, практические занятия и занятия исследовательского типа.

Теоретические занятия (лекции) посвящены изучению зилимского подговора среднего диалекта, классификации башкирских народных говоров, их основных признаков. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.

Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в определении диалектных особенностей и учатся работать со словарями.

На занятиях исследовательского типа (полевых наблюдений за разговорной речью) происходит обучение ведению тематической беседы (опроса) и сбор фактического материала для научных проектов.

Данный элективный курс имеет практическую направленность, так как учащиеся:

  1. совершенствуют знания о категориальных признаках основных единиц башкирского литературного языка (звук, слово, словоформа, предложение, словосочетание) в пределах школьного курса и дают языковым фактам адекватную характеристику;
  2. овладевают навыками записи звучащей речи;
  3. углубляют знания об основных нормах литературного языка и учатся сопоставлять факты разговорного языка и кодифицированной речи;
  4. учатся извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и справочников.

Процесс изучения элективного курса направлен на формирование следующих общекультурных и общеязыковых компетенций школьника:

– готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

– способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при изучении других школьных дисциплин;

– владение основами речевой культуры.

Результаты изучения курса:

– ученик правильно определяет диалектные особенности, опираясь на знание литературного языка;

– ученик применяет навыки научно-исследовательской работы в освоении дисциплин школьного курса;

– в своем поведении ученик проявляет уважительное отношение к народной культуре, истории родного села и его традициям, умеет общаться с людьми разных поколений.

Отличительной особенностью элективного курса «Юный филолог» является его метапредметная направленность, а взаимосвязь с учебным предметом «Родной (башкирский) язык» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Исходя из этого, ученик в процессе элективного курса получает возможность формирования следующих УУД:

Личностных:

-   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Регулятивных:

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательных:

- умение работать с информацией и выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

- операция установления взаимно-однозначного соответствия;

- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов;

- умение устанавливать аналогии на предметном материале;

- операция классификации на конкретно-чувственном предметном материале;

- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной).

Коммуникативных:

формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

- развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Планируемые результаты освоения коммуникативных УУД:

Ученик получает возможность научиться:

-  выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы);

- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

-  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

-  создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Формы контроля УУД:

Промежуточный: тесты с целью проверки усвоения теоретических знаний; тренировочные упражнения по анализу текстов фольклора и лингвистических хрестоматий в орфографической записи с отражением черт и наречий, умений определять типы говоров.

Итоговый: составление диалектного словаря; подготовка, презентация и защита рефератов по выбранной теме.

Данный курс разработан для реализации образовательных задач в условиях сельской школы, так как рассчитан на использование опыта постоянного длительного наблюдения за живой народной речью.

Тематический план

Темы

Занятия, ч.

Теория

Практика

1

Литературный язык и башкирские народные говоры. Классификация башкирских народных говоров. Понятия «говор», диалект, «наречие».

1

1

2-3

Основные признаки говоров башкирских диалектов  

2

1

1

4-5

Диалектная лексика говора села – зилимского подговора среднего говора южного диалекта.

2

1

1

6-7

Диалектная лексика говора села по теме: «Человек».

2

1

1

8-9

Диалектная лексика говора села по теме: «Трудовая деятельность». 

2

1

1

10-12

Диалектная лексика по теме: «Материальная культура».

3

1

2

13-14

Диалектная лексика по теме: «Питание».

2

1

1

15-16

Пути сообщения, транспортные средства.

2

1

1

17

Подготовка рефератов.

1

1

18

Презентация и защита рефератов.

1

1

Содержание занятий

Тема 1. Понятие диалекта (1 ч.).

Литературный язык и башкирские народные говоры. Классификация башкирских народных говоров. Понятия «говор», диалект, «наречие».

 План:

  • Понятие диалекта, признаки, по которым противопоставляются диалекты и литературный язык
  • Определение диалектологии. Происхождение термина «диалектология»
  • Основные разновидности национального языка. Соотношение литературного языка и территориальных диалектов с просторечием и социальными диалектами
  • Связь диалектологии с другими науками
  • Практические задачи науки и методика изучения местной речи
  • Анализ текстов фольклора и лингвистических хрестоматий в орфографической записи с отражением черт говоров башкирских диалектов

Тема 2. Основные признаки говоров  башкирских диалектов (южного диалекта, восточного диалекта и северо-западного диалекта (2 ч.).

План:

  • Принципы диалектного членения башкирского языка
  • Группировка говоров наречий

Практическая работа:

  • Работа с картой
  • Прочитать тексты, определить тип говора

Тема 3.    Диалектная лексика говора села – зилимского подговора среднего говора южного диалекта (2 ч.).

План:

  • Характерные особенности говоров среднего диалекта
  • Отличительные черты зилимского подговора в системе среднего диалекта
  • История родного села
  • Общая характеристика говора родного села

Тема 4Диалектная лексика говора села (2 ч.).

План:

  • Понятие диалектного слова и недиалектные группы лексики говоров
  • Типы соотношения диалектных слов и слов литературного языка (типы диалектизмов)
  • Тематическая характеристика диалектной лексики

Упражнения:

  • Изучение методики сбора лексики по теме: «Семья и семейные отношения» в соответствии с «Программой…»

Практическая работа: анализ собранного материала; составление словаря.

Тема 5. Диалектная лексика говора села по теме: «Человек» (2 ч.).

План:

  • Изучение методики сбора лексики по теме: «Человек» в соответствии с «Программой…»
  • Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи

Практическая работа: анализ собранного материала; составление словаря.

Тема 6. Диалектная лексика говора села по теме: «Трудовая деятельность» (2 ч.).

План:

  • Изучение методики сбора лексики по теме: «Трудовая деятельность» в соответствии с «Программой…»
  • Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи

Практическая работа: анализ собранного материала; составление словаря.

Тема 7. Диалектная лексика по теме: «Материальная культура» (3 ч.).

План:

  • Изучение методики сбора лексики по теме « Материальная культура» в соответствии с «Программой…»
  • Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи

Практическая работа: анализ собранного материала; классификация лексики по тематическим группам: «Дом», «Подворье», «Строительство», «Домашняя утварь», «Одежда»; составление словаря, подготовка необходимых чертежей, рисунков, фотографий.

Тема 8. Диалектная лексика по теме: «Питание» (2 ч.).

План:

  • Изучение методики сбора лексики по теме «Питание» в соответствии с «Программой…»
  • Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи.

Практическая работа: анализ собранного материала; составление словаря по теме: «Пища, напитки и их приготовление», подготовка необходимых рисунков, фотографий.

Тема 9. Пути сообщения, транспортные средства (2 ч.).

План:

  • Изучение методики сбора лексики по теме «Пути сообщения, транспортные средства» в соответствии с «Программой…»
  • Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи

Практическая работа: анализ собранного материала; составление словаря по теме, подготовка необходимых рисунков, фотографий.

Тема 10. Подготовка рефератов (1 ч.).

План:

  • Определение темы, цели, задач исследовани
  • Поиск и исследование литературы по теме. Отбор фактического материала.
  • Анализ результатов исследования. Определение актуальности и новизны исследования.
  • Разработка структуры работы.
  • Подготовка текста публичного выступления и электронной презентации.

Тема 11. Презентация и защита (1 ч.).

План:

  • Корректировка текста публичного выступления.
  • Анализ соответствия оформления доклада требованиям.
  • Корректировка Защита результатов исследования.
  • Анализ опыта участия в конференции. Оценка достижений.
  • Определение возможных путей расширения, углубления, видоизменения темы исследования. Формулировка перспектив развития темы.

Материально-техническое обеспечение курса

Компьютер, проектор, экран

ЛИТЕРАТУРА

Монографии, учебники

  1. Аҙнағолов Р.Ғ. Диалект шарттарында башҡорт телен уҡытыу методикаһы. – Өфө: Китап, 1991. – 145 бит.
  2. Асфандиаров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. – Уфа: Китап, 2009. – 744 с.
  3.  Башкирский диалектологический сборник / Ред. Т.М. Гарипов, Н.Х. Ишбулатов, А.А. Юлдашев. – Уфа, 1959. – 224 с.
  4. Башҡорт диалектологияһы. Башҡорт теленең тарихи грамматикаһы. Уҡытыу-методик материалдары / Төҙ: Г.Н. Йәғәфәрова, Ғ.Ғ. Ҡаһарманов. – Стәрлетамаҡ: СДПИ, 2008. – 86 бит.
  5.  Башҡорт теле. Юғары уҡыу йорттарының филология факультеты студенттары өсөн дәреслек / Г.Р. Абдуллина, Г.Д. Вәлиева, К.Ғ. Ишбаев (яуаплы мөхәррир) һ.б. – Өфө: Китап, 2012. – 616 бит.
  6.  Бейеш Ә. Тел хикмәттәре. – Өфө: Китап, 1999. – 144 бит.
  7. Ишбулатов Н.Х. Башҡорт теле һәм уның диалекттары. – Өфө: Китап, 2000. – 210 бит.
  8. Кейекбаев Ж.F.  Башҡорт теленең диалекттары тураһында: Башҡорт теле уҡытыусыларына ярҙамға. - Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1960. – 3 - 31-се биттәр.
  9. Максютова Н.Х. Башкирские говоры, находящиеся в иноязычном окружении. - Уфа: «Китап», 1996.- С. 288.
  10. Максютова Н.Х. Восточный диалект башкирского языка.- М.: Наука, 1976.- 288 бит.
  11. Миржанова С.Ф. Северо-западный диалект башкирского языка: Формирование и современное состояние. – 2-е изд. – Уфа, 2006. – 300 с.
  12. Миржанова С.Ф. Южный диалект башкирского языка. - М., 1979.- 271с.
  13. Мәҡсүтова Н.Х. Башҡорт һөйләштәренән үрнәктәр. - Өфө: Башкортостан  китап  нәшриәте, 1988. - 224 бит.
  14.  Псәнчин В.Ш. Һүҙ тылсымы. – Өфө: Башҡортостан “Китап” нәшриәте, 1996. – 336 бит.
  15.  Псәнчин В.Ш. Әсә теле: Урта мәктәптең 9-сы класы өсөн дәреслек. 5-се баҫма, үҙгәрешле. – Өфө: Китап, 2009. – 168 бит.
  16.  Хөсәйенова Л.М. Башҡорт диалектологияһы: Башҡорт филол. факультетының “05. 03. 02 – Туған (башҡорт) тел һәм әҙәбиәт” белгеслеге студенттары өсөн уҡыу ҡулланмаһы. – Стәрлетамаҡ: Зәйнәб Биишева ис. Стәрлетамаҡ дәүләт пед. академияһы, 2011. – 154 бит.
  17.  Шәкүр Р. Башҡорт диалектологияһы [Текст]: уҡыу ҡулланмаһы. – Өфө: БДПУ нәршиәте, 2011. – 220 бит.

Научные статьи

  1. Аҙнабаева Г. Дәрестә ерле материалдарҙы файҙаланыу // Башҡортостан уҡытыусыһы. – 2019. - № 5. – 16-18-се биттәр.
  2. Алсынбаева Р. Диалект шарттарында фонетика уҡытыу // Башҡортостан уҡытыусыһы. – 2005. – № 12. – 18-19-сы биттәр.
  3. Бәҙретдинов С. Әсәйме, әллә инәйме? // Башҡортостан. – 2016 йыл. 24-се май. – 5-се бит.
  4.  Зәйнетдинова Р. Гөлнур Яҡупованың “Ҡатындар” трилогияһында диалектизмдар // Молодежь. Прогресс. Наука: сб. Материалов VIII межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых, Республики Башкортостан, г. Стерлитамак, 25 марта – 6 апреля 2013 г. / Отв. ред. В.Н. Кризский, зам. отв. ред. Г.В. Мишина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. – 356 с.
  5. Ишбирҙин Э.Ф. Башҡорт әҙәби теле һәм уның диалекттар менән мөнәсәбәте // Актуальные проблемы диалектологии языков народов России: Материалы Х региональной конференции. – Уфа, 2010. – С. 105-109.
  6.  Шакур Р. Курс башкирской диалектологии в вузах Башкортостана // Истоки духовности: Исследования. Публицистика. - Уфа: Гилем, 2009. – С. 230-236.
  7.  Шәкүр Р. Башҡорт теленең диалекттар системаһы һәм уны классификациялау мәсьәләһе // Быуаттар аманаты: Тикшеренеүҙәр, мәҡәләләр. Өфө: Китап, 2002. – 218-222-се биттәр.
  8. Fүмәрова З. Ерле һөйләш шарттарында уҡыусыларҙы әҙәби телгә өйрәтеү // Башҡортостан уҡытыусыһы, 1980. - № 3. -  27 – 29-сы биттәр.

Энциклопедии, словари

  1. Башҡорт теленең диалекттар һүҙлеге (Рәсәй Фәндәр академияһы. Өфө фәнни үҙәгенең Тарих, тел һәм әҙәбиәт институты). – Өфө: Китап, 2002. – 432 бит.
  2. Башҡорт теленең һүҙлеге. I-II том. – М.: Русский язык, 1996.
  3.  Башҡорт һөйләштәренең һүҙлеге: 3 томда. Т.1. Көнсығыш диалект /  Н.Х.Ишбулатов һәм Н.Х.Мәҡсүтова редакторлығында. - Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1967.
  4. Башҡорт һөйләштәренең һүҙлеге: 3 томда.Т.2. Көньяҡ диалект / Н.Х.Мәҡсүтова редакторлығында. – Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1970.
  5. Башҡортостан: Ҡыҫҡаса энциклопедия: Урыҫсанан тулыландырылған һәм төҙәтелгән тәржемәһе / Баш мөхәррир Р.З. Шәкүров. – Өфө: “Башҡорт энциклопедияһы” дәүләт ғилми нәшриәте, 1997. – 696 бит, һүрәттәре менән.
  6.  Башҡортса-русса һүҙлек. – М.: «Русский язык», 1996.
  7. Диалектологический атлас башкирского языка. – Уфа; Гилем, 2005. – 234 с., 169 карт.
  8. Ураҡсин З.Ғ. Башҡорт теленең фразеологик һүҙлеге. – Яңыртылған, 2-се баҫма. – Өфө: Китап, 2006. – 344 бит.

Художественная литература

  1.  Зәйнетдинова Р.Ғ. Килен шәле: хикәйәләр / Рәзинә Зәйнетдинова. – Өфө: Китап, 2017. – 88 бит.
  2. Зәйнетдинова Р. Алмашыныу // Шоңҡар. – 2018, № 3. – 7-9-сы биттәр.
  3.  Кейекбаев Ж. Туғандар һәм таныштар: роман. – Өфө: Китап, 2009. – 384 бит.
  4.  Ҡунафин М.С. Тәңре өрөк ҡапҡанда: хикәйәләр. – Өфө: Китап, 2012. – 216 бит.
  5.  Ҡунафин Мөнир. Йөҙөп барғанда, ти, аттар диңгеҙҙә... (повесть һәм хикәйәләр). – Өфө: Китап, 2016. – 132 бит.
  6.  Ҡунафин М. Соҡор //  Ағиҙел. – 2020. - № 11. – 108-135-се биттәр.
  7.  Ҡунафин М.С. Шаҡмаҡ ҡояш: повестар, хикәйәләр / Мөнир Ҡунафин. – Өфө: Китап, 2021. – 304 бит.
  8.  Сабитова Р. Өлкәнәйеү: хикәйәләр. – Өфө: Китап, 2007. – 80 бит.
  9.  Сабитова Р. Артыҡбикә // Ағиҙел. – 2013, №4, №5.
  10.  Әбүзәр С. Ғәмәл дәфтәре: шиғырҙар, поэмалар / Салауат Әбүзәр. – Өфө: Китап, 2017. – 200 бит.
  11.  Әминев Ә.М. Бер кәмәлә: повестар, хикәйәләр / Әмир Әминев. – Өфө: Китап, 2016. – 444 бит.
  12.  Яҡупова Г.М. Ҡатындар: трилогия / Гөлнур Яҡупова. – Өфө: Китап, 2013. – 728 бит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Юный дендролог"

  Курс по выбору «Юный дендролог» предназначен для учащихся 9 классов ориентированных на естественнонаучный  или естественно-математический  профиль. Содержание курса позволит уч...

Авторская программа элективного курса "Юный предприниматель"

Элективный курс разработан для обучающихся 10 классов. Основная цель изучение формирование первоначальных знаний по основам предпринимательской деятельности...

программа элективного курса "Юный химик"

Данный элективный курс рассчитан на 3 года. Прилагаются : пояснительная записка, учебно-тематический план обучения,содержание программы ина каждый год обучения....

Программа элективного курса "Юный краевед-фотограф", 8 класс, учителя истории высшей категории Козлова Олега Филипповича, Стегримовский филиал МБОУ Соболевская основная общеобразовательная школа им.А.Н.Попова, Монастырщинский район, Смоленская обла

Рабочая Программа элективного курса «Юный краевед-фотограф»,  8  класс Автор: Олег Филиппович Козлов, учитель истории и музыкивысшей категории, Стегримовский филиал,  МБОУ...

Рабочая программа элективного курса "Юные математики" для 6 класса

Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации....

Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления в рамках реализации программы элективного курса «Юный журналист» как важного условия социализации личности учащихся"

ФГОС общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в ва...

Рабочая программа элективного курса «Юные зоологи»

Рабочая программа элективного курса «Юные зоологи» для 7 класса,  ориентированная на сопровождение и поддержку учебного предмета «Биология» предметной области «Естес...